Уроки по морфемике 5 класс Рыбченкова

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор : Крайнова И.А. Учитель начальных классов МОУ Толбинская СОШ.
Advertisements

Выполнила учитель начальных классов МКОУСтарочигольская СОШ Волгина Ирина Валентиновна.
ТЕМА УРОКА : К О Р Е Н Ь КАК ЧАСТЬ С Л О В А УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ Учитель Горбунова Е.Г.
Как растут слова Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово было корень, Разрастаться стало.
Презентация « Корень. Родственные слова. Два признака родственных слов ». 3 класс. Программа «Школа России» Гришина Светлана Яковлевна. Санкт-Петербург.
УМК «Школа России» Русский язык, 4класс Автор: Малахова Т.С. 1.
Разработала: Колпакова Т. А. учитель русского языка «РГОУ Черногорская специальная (коррекционная) школа – интернат»
М.С.Соловейчик. К тайнам нашего языка. 2 класс Урок по программе «Гармония» Учителя МБОУ Кутлуевской СОШ Галявиевой Х.Г.на тему: «Собираем родственников»
Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Лётчик, самолёт, полёт. Ледяной, ледовый, лёд. Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил.
Семья слов. Проект по русскому языку
«Собираем родственников» Собираем родственников.
Русский язык тема урока: «Состав слова». Секреты слова. Как-то много лет назад Посадили странный сад Не был сад фруктовым, Был он только словом. Это слово,
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Как растут слова Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – словно корень, Разрастаться стало.
Родственные (однокоренные слова) Урок русского языка во 2 классе Зулина Л. В. МКОУ «Мильковская средняя общеобразовательная школа 2»
Однокоренные слова. Грибная пора наступила. Смотри: Из леса грибочки несут грибники. А где-то ещё притаился грибок … Заглядывать нужно под каждый листок.
– раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов.
«Состав слова» «Состав слова» урок письма и развития речи в 5 классе Автор Е. А. Заболотская учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Кустанайская область г.Аркалык с.Жанакала Караторгайская СШ Букешова Гульмира Газизовна учитель русского языка и литературы.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Транксрипт:

Стр. 40. Выписать в тетрадь для правил новые слова. Ребятишки, дружба, рыбацкая лодка, живописная долина, воробьишка, королевский дворец, оглянулся, откуда.

Морфемика и словообразование Подготовила: Бренер Инна Евгеньевна

Морфемика Морфемика – раздел лингвистики, изучающий морфемы. Морфема Морфема – значимая часть слова. Словообразование Словообразование – раздел лингвистики, изучающий способы образования слов.

Формообразующая Словообразующая Словообразующая

Постфикс морфема, располагающаяся после окончания. В школьной традиции выделяются двойным «домиком». В совремэнном русском языке к постфиксам относят -те, -ся/-сь и (иногда) -то, -либо, -нибудь -таки.

Поедем по станциям

Стр. 40. Задание в жёлтой рамочке. Письмэнно. Стр. 40 упр. 78. Письмэнно

Домашнее задание: Упражнение 81 (задание 1). 1 человек делает доклад об этимологии и этимологических словарях (не более 3 минут). Оформляется на отдельном листе. Имя, фамилия, класс и тема записываются на отдельном, титульном листе. Доклад можно сопроводить презентацией. На «5» устный рассказ с возможностью подглядеть, на «4» выразительное чтение доклада, на «3» чтение с листка.

Как растут слова Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово, слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот ещё посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном! Е. Измайлов

Корень слова. Родствэнные слова Корень – основная, центральная часть слова, несущая его лексическое значение. Второе октября Классная работа

Корень слова Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Лётчик, самолёт, полёт. Ледяной, ледовый, лёд. Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды. Н. Бетенькова

КОРЕНЬ СЛОВА – это общая часть родствэнных слов. Например: хлеб, хлебный, хлебец. Слова с одним и тем же корнем называются ОДНОКОРЕННЫМИ или РОДСТВЕННЫМИ.

Поедем по станциям

Домашнее задание: Лингвистическая задача Ученикам было дано задание определить корень в слове сильноый. Один из учеников предложил такой ход рассуждения: «К слову сильноый подбираем однокорэнные слова: сильноая, сильноые. Общая часть – «сильно-», значит, это и есть корень». Какую ошибку допустил ученик в своих рассуждениях? (Напишите ответ в 2-3 предложения)

Вариант 1 Вариант 2 Проверочная работа

Прочитайте. Найдите слова с корнем труд. В каком значении дано слово «корень»? Без чего не может жить человек? Без воздуха, без воды. Без хлеба. И ещё человек не может жить без труда. Какое это прекрасное слово - труд! Труд. Трудиться. Не бояться трудностей. И во многих других словах труд является корнем. Но труд не только корень слова. Труд – корень всей нашей жизни. Всё, что тебя окружает, создано трудом человека.

Стр. 42. Выписать в тетрадь для правил новые слова для диктанта. Педаль, роскошный, ведро, уютная гостиная, разиня, алфавит, транскрипция, сощуриться, чужбина. РАЗИ́НЯ, -и, м. и ж. Разг. Очень рассеянный, невнимательный человек. Он, конечно, был растеря и разиня. Мало того, что он ночью забрался в чужое купе, вот и сейчас он не мог вспомнить, куда засунул свои брюки. Гайдар, Чук и Гек.

Окончание и основа

Упражнение 82. Письмэнно

Поедем по станциям

Упражнение 83. Письмэнно

1. Сколько значимых частей в слове? А) 2; б) 5; в) 4; г) 6 2. Как называется главная значимая часть слова? А) окончание; б) основа; в) корень; г) суффикс 3. Какая часть слова не входит в основу? А) приставка; Б) окончание; в) корень г) ни одна из названных 4. Найдите однокорэнное слово и форму слова «мечта» А) мечты; б) мечтой; в)мечтать

Домашнее задание 1. Упражнение 85; 2. Упражнение 88.

Девятое октября Классная работа Приставки Приставка – часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов. Упражнение 94

Упражнение 95. По рядам

Поедем по станциям

(За)м..тает пурга белый пут.., Хочет (в)мя..ких сн..гак (По)т..нуть Вет..р резвый уснул (На)пути. Не пр..ехать (в)л..су, Не пройти. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущэнные буквы и раскрывая скобки. (Сергей Александрович Есенин)

Проверим. Заметает пурга белый путь, Хочет в мягких снегак Потонуть Ветер резвый уснул На пути. Не проехать в лесу, Не пройти. Стр. 49 правило.

Часть слова Стоит перед корнем Служит для образования новых слов Обозначается Домашнее задание Упражнение 97; Упражнение 104.

Упражнение 99 Буква ъ пишется перед е, ю, я при сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня

На конце приставки з На конце приставки с Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через-, чрез – перед звонкими согласными Примеры: безвкусица, мировоззрение, чрезвычайный Рас-, ис-, вос-, нис-, бес-, через – перед глухими согласными Примеры: бессердечный, черезчур, низвергнуть Примечание: здесь, здание, здоровье, ни зги – з входит в состав корня Примечание: расчёт, расчётный, расчётливый – корень чёт; рассчитывать – корень – счит

Какому правилу подчиняются пропущэнные буквы?...бить снег,...бор трав,...борная команда,...бегать по воду, лёгкий...гиб,...делать...горяча,...двинуть стулья,...дача металла,...жать пальцы,...жечь бумагу,...держать слово,...давать макулатуру.

Поедем по станциям

Спишите, вставляя пропущэнные буквы Выделите приставки. И...пользовать клей, ра...давать листки, бе...порядок на столе, ра...делить пополам, во...поминание о лете, бе...возмездный дар, и...живать недостатки, бе...данный человек, бе...работный ребёнок, ра...считать длину, бе...звучный смех, в...бивать подушку, и...стари ведётся, во...становить в памяти, и...зябнуть на морозе, и...сохший листок, ра...зеваться от усталости, и...худалый от болезни, ра...сердить учителя, ра...седлать лошадь, ра...писание уроков, р...запись на стене, ра...сыпать карандаши.

ок, лес, пере - к, беж, про, а - ок, гор, при - ушк, корм, а - за,энн,снеж, ый - н, зим, ий – Отгадайте слова. Выделите морфемы.

Домашнее задание Упражнение 102; По желанию: пользуясь словариком морфем, запишите значение приставок до-, за-, с-. Приведите три своих примера с каждой приставкой, иллюстрирующих значение морфемы. Выделите приставку

Суффиксы

Большинство новых слов образуется с помощью приставок и суффиксов. Приставочный способ состоит в прибавлении приставки, суффиксальный – суффикса; При приставочно-суффиксальном одновремэнно добавляются и приставка, и суффикс. Каким способом образовались слова: лесник, подстаканник, подход?

1.Окончание, основа, корень, суффикс, приставка-это.. А)части речи; В)части слова; С)члены предложения. 2. В основу слова входят: А)корень, суффикс, окончание; В)корень, приставка, окончание; С)корень, суффикс, приставка. 3.Корень-это… А)общая часть родствэнных слов; В)часть слова которая стоит перед приставкой; С)часть слова, которая стоит после корня, 4.Суффикс-это … А)изменяемая значимая часть слова; В)часть слова, которая не входит в основу; С)часть слова, которая стоит после корня. 5. Приставка –это … А)часть слова, которая не входит в основу; В)часть слова, которая стоит перед корнем; С)часть слова, которая стоит после корня;

Домашнее задание: 1. По желанию: Выделите в слове суффикс и подберите два слова с таким же суффиксом. Попробуйте сделать вывод о значении каждого суффикса: Читатель, тигрица, находчивый.