Зодчий из Новоторжского уезда Савва Чевакинский

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Андреян Дмитриевич Захаров Презентацию выполнила ученица 11 класса Лимонова Надежда 2016 г.
Advertisements

М. П. Варенцов родился в семье резчиков иконостасов. Обучался в художественной школе А. В. Ступина. В 1808 году Коринфский сдал экзамены и поступил в.
Один из крупнейших архитекторов русского барокко – Бартоломео Франческо Расстрелли родился в Париже в 1700 году, в семье итальянского скульптора Бартоломео.
Чарльз КАМЕРОН. Чарльз Камерон КАМЕРОН (Cameron) Чарльз [1730-е гг. (по другим сведениям, 1746), Шотландия (по другим сведениям, Лондон) март 1812, Петербург],
Выдающийся русский ученый, первый русский академик, поэт, реформатор русского языка, художник и историк Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября.
Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле барокко. Как и любое здание в Санкт-Петербурге,
Скуратова Елена. Стрелка Васильевского острова в Санкт - Петербурге – один из главных и красивейших ансамблей Северной столицы. Заложив Петропавловскую.
Франческо Бартоломео Растрелли Ильицинская Настя 7б класс.
Наверно, каждый слышал, что талантливый человек талантлив во всем, и презентация «Ломоносов» является лишь тому подтверждением. Великий ученый сумел проявить.
Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году, в Париже. Его отец, Бартоломео Карло Растрелли, архитектор и скульптор, в 1715 году переехал с семьёй.
{ Тема: Архитектура России конца ХІХ- начала ХХ века. Фёдор Осипович Шехтель.
гг. архитекторы Дмитрий Иванов, Михаил Чоглоков и Кристоф Конрад. Большая протяженность здания, спокойная гладь стен с редко расставленными окнами.
АРХИТЕКТУРА XVIII ВЕКА Подготовил ученик 7-б класса МОУ СОШ 3 с. Китаевского ШАПОВАЛОВ АЛЕКСАНДР.
Русская архитектура XIX века. В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной.
Задание на урок Заполнить сюжетную таблицу «Достижения в архитектуре петровской эпохи» и ответить на вопрос: какими новыми чертами характеризуется культура.
Творческая работа ученицы 10 класса МОУ « Золотухинская средняя общеобразовательная школа » Симонян Анаиды.
Семья Ломоносовых. Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным - в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской.
Доме́нико Андре́а Трези́ни. Доме́нико Андре́а Трези́ни (около февраля (2 марта) 1734) архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии.
МихаилВасильевичЛомоносов ( ). Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный энциклопедист, естествоиспытатель.
Петровское барокко. Что такое Петровское барокко? Петровское барокко -это термин, который применялся историками искусства к архитектурному и художественному.
Транксрипт:

Зодчий из Новоторжского уезда Савва Чевакинский ( ) (к 310-летию со дня рождения) Славное имя в истории края Будовская сельская библиотека, 2019 год

Первое десятилетие нового, XVIII века. Волей и гением Петра I на невских берегах заложен Петербург. Одержана полтавская виктория... В 1709 году в сельце Вёшки Загрешинской волости при реке Тверце (ныне Спировский район) у новоторжского помещика Ивана Сергеевича и его жены Екатерины Ивановны Чевакинских родился сын Савва, которому в будущем суждено стать одним из ведущих архитекторов новой столицы – Петербурга, выдающимся мастером русского барокко. «Как Чевакинский провел годы своего детства, рано ли в нем проявилась наклонность к художествам, неизвестно», – писал один из немногочисленных биографов нашего земляка А.Ф. Лабзин в 1838 году в «Художественной газете».

Повзрослев, Савва вынужден был покинуть родительские Вёшки. Отец, мелкопоместный дворянин, не имел возможности определить сына в гвардейский полк. Его отправляют в Москву, в Школу математических и навигационных наук – учебное заведение, основанное Петром I, занимавшееся подготовкой моряков для флота и других специалистов, так необходимых для быстро строящегося Петербурга. Школа Пушкарского приказа первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России, основано в Москве 14 (25) января 1701 года. С июня 1701 г. школа была размещена в удобной для астрономических наблюдений Сретенской (Сухарева) башне.

В 1729 году Савва был определен в Морскую академию, где помимо воинских наук: навигации, баллистики, фортификации – изучает астрономию, географию, основы рисования и живописи, готовится стать в будущем офицером молодого российского флота. Но, не проучившись и двух лет, он самовольно оставляет академию. Записывается в Измайловский полк писарем. Адмиралтейств-коллегия исключает его из полка, а московская контора Адмиралтейства отправляет в Петербург. Его ждало наказание. Но помог случай, который изменил всю дальнейшую судьбу несостоявшегося морского офицера.

Иван Коробов, петербургский архитектор, обратился в Адмиралтейскую коллегию с просьбой заменить ему ученика на более способного. Просьбу удовлетворили и даже разрешили самостоятельно выбрать претендента. Он остановил свой выбор на Чевакинcком. Савва уходит из Морской академии и в конце 1732 года поступает учеником в архитектурную команду Коробова. Семь лет под руководством учителя постигает азы, как «архитектурою палаты строить». Изучает основы теории, пытается самостоятельно проектировать. Опыт и знания приобретает на верфях, каналах и строительных площадках Петербурга. За годы учения он сумел стать необходимым и верным помощником. Учитель оценил способности Саввы Ивановича. Начал привлекать его к участию в проектировании и проведении строительных работ. Церковь святого великомученика Пантелеимона Целителя в Петербурге. Автор проекта И.К.Коробов

В январе 1739 года в «комиссии о Санкт- Петербургском строении» Савва Чевакинский держит экзамен на младшего помощника архитектора, что давало ему право на ведение самостоятельных работ. В 1741 году Коробов покидает Петербург и уезжает в Москву. К Чевакинскому переходят его обязанности. Кроме работ по Морскому ведомству он выполняет задания Дворцового ведомства и Академии наук. Первый офицерский чин получает в 1743 году, «а в 1745 году произведен был прямо в архитекторы майорского ранга за работы по Морскому ведомству».

Елизаветинская эпоха – время полного раскрытия самобытного дарования и расцвета творчества талантливого архитектора. 5 мая 1745 года специальным указом предписывалось: «При показании строениев ее величества в Селе Царском и Пулкове вместо Осипа Трезини быть архитектору Савве Чевакинскому, обретающемуся при Адмиралтействе, коему и положенные на него от оной коллегии архитектурные дела исправлять же». Согласно указу к его многочисленным обязанностям добавилась еще одна – архитектор Царского Села. В этой должности он будет состоять 15 лет. Царское Село. Большой Екатерининский дворец

Первая большая самостоятельная работа молодого архитектора – замена деревянных галерей Большого царскосельского дворца на каменные. По их концам он ставит дворцовую церковь и павильон с портретным залом. В ходе перестройки дворцово- паркового ансамбля выступает не только как руководитель строительных работ, но и как автор самостоятельных проектов, развивающих и дополняющих замысел М. Земцова и А. Квасова. Возводит два парковых павильона: Эрмитаж – один из самых выдающихся памятников русского барокко – и Монбижу, на завершающем этапе постройки которого принял участие придворный обер-архитектор Ф. Б. Растрелли. Им много придется работать вместе, в тесном творческом содружестве при проведении новой реконструкции дворца в 1749 – 56 годах. Павильон Эрмитаж

Для такого большого дворцового комплекса, каким был царскосельский, одновременно с реконструкцией разрабатывает проекты домов для свиты и зданий служебно-хозяйственного назначения (оранжерей, конюшен). Почти восемь лет (1747 – 1755 гг.) строилась церковь Воскресения под адмиралтейским шпилем. «За построение сей церкви Чевакинский был награжден чином подполковника... » ("Художественная газета", 5, 15 марта 1838 года) «В 1753 году повелено было перестроить бывший дом графа Миниха и поместить в нем Морской кадетский корпус. План и смету повелено было сделать архитектору Чевакинскому и помощнику Башмакову... Но как представленный им план показался Сенату слишком великолепным, а требуемая сумма весьма значительною, то и велено было только поправить дом... а не перестраивать». Вид на Адмиралтейство со стороны Исакиевского собора

Сороковые годы – время становления и развития авторской индивидуальности архитектора. В пятидесятые – приходят известность и признание. По просьбе П.Б. Шереметьева он возобновит приостановленное строительство его загородного дворца. Фонтанный дом. Дворец Шереметьева

Второй большой частный заказ поступит от графа И.И. Шувалова – фаворита императрицы Елизаветы Петровны, камергера и куратора Московского университета. Выполняет Чевакинский и заказы для своего непосредственного начальника – князя М.М. Голицына. По его проектам построен особняк в Москве, проведена отделка внутренних интерьеров дома князя в Петербурге. Портрет И.И.Шувалова Портрет князя М.М.Голицына

«В 1754 году сгорели академические палаты и обсерватория. Канцелярия Академии наук, не имея, вероятно, доверенности к собственному своему архитектору Шумахеру, представила Сенату, чтоб он благоволил поручить исправление погоревших зданий архитектору Адмиралтейского ведомства Чевакинскому, потому что он сделал опись и смету всему зданию, подлежащему исправлению... Сенат исполнил желание Академии» В 1754 – 58 годах отстраивает пострадавшую от большого пожара Кунсткамеру. С 29 мая 1775 года он – штатный архитектор Академии наук. В его окружение входят великий Ломоносов и сподвижник Петра I механик А. К. Нартов, с которым Чевакинский познакомился и работал в Царском Селе. С первой половины 50-х годов зодчий привлекается к работам по заданиям российской Академии наук. Кунсткамера

В обязанности ведущего архитектора Адмиралтейской коллегии входила и подготовка квалифицированных кадров. Его учениками были Василий Баженов, в будущем великий русский архитектор, создавший свою школу, и Иван Старов – непревзойденный мастер эпохи классицизма. С энциклопедистом М. В. Ломоносовым Савву Ивановича связывают не только часто обсуждаемые вопросы академического строительства. Бывший помор и сын мелкопоместного дворянина испытывают друг к другу чувство взаимной симпатии. Объединяет их и единство убеждений. Екатерина II в химической лаборатории М.В.Ломоносова И.Е.Старов

Обширен круг интересов зодчего. Он чертежник и великолепный рисовальщик, декоратор и технолог, создатель многочисленных моделей, гидротехник и проектировщик, материаловед и конструктор, математик-экономист, отличный организатор работ, педагог.

С годами пришел большой практический опыт. Чевакинского часто привлекают консультантом в особо сложных ситуациях, по вопросам градостроительства. 15 июля 1753 года на Морском полковом дворе состоялась торжественная церемония закладки Никольского собора – столичного храма военно-морского ведомства. Пятиглавый, в два этажа собор возводился зодчим в течение семи лет. Он изысканно красив. Его внутренние интерьеры отличаются праздничностью и в то же время возвышенной парадностью. Чевакинский внес в отделку внутреннего пространства храма черты дворцовой архитектуры. Образа для иконостаса (их 32) писали земляки Саввы Ивановича, монастырские крестьяне живописцы, – родом из Осташкова, Мина и Федот Колокольниковы. С.И. Чевакинский. Никольский военно- морской собор в Санкт-Петербурге г.

В отдалении от собора, на самом берегу Крюкова канала, зодчий возводит четырехъярусную колокольню, поразительную по красоте силуэта и совершенству пропорций. Полностью работы по собору и колокольне были закончены в 1762 году. Никольский собор, вершина творчества зодчего, выдерживает сравнение с постройками самого великого Растрелли, а колокольня собора предвосхищает рождение нового стиля – классицизма... С.И. Чевакинский. Колокольня Никольского собора.

Одновременно зодчий продолжает работать над проектом здания Морского полкового двора. В 1759 году представляет его в Адмиралтейств- коллегию, но проект так и не будет осуществлен по причине отсутствия в казне денег... Почти четыре десятилетия – тридцать восемь лет – прослужит в Адмиралтейской коллегии. Вся деятельность в эти годы будет связана с нуждами флота на Балтике, укреплением морского могущества России. В 40 – 50-х годах ведет работы в Галерной гавани, на Адмиралтейской верфи, в Новой Голландии. Строит фабрику по производству отечественной парусины в Москве. Возводит складские помещения для сушки корабельной древесины и разрабатывает ее технологию, ставит провиантские магазины... Усадьба Демидовых на набережной Мойки, 64 (арх. С.И.Чевакинский. ( )

Склады в Новой Голландии (ныне Адмиралтейский район Санкт-Петербурга) - арх. С.И.Чевакинский и др.

Шестидесятые годы. Они не были легкими в его творчестве... В конце декабря 1761 года, умирает императрица Елизавета Петровна. С ней уходит целая эпоха в истории России, в творческой биографии пятидесятидвухлетнего зодчего, в истории русского барокко... Интересные проекты этих лет так и останутся только на бумаге: проект Исаакиевской церкви не осуществлен... Он много работает для Кронштадта. Уникальный масштабный проект здания Морского госпиталя на две тысячи больных сдадут в архив. Составленный им план перепланировки города после пожара реализован не будет. Единственное, что удастся построить, – это каменный прядильный корпус Канатного двора в 1763 году. Кронштадт

11 июля 1763 года Екатерина II «апробовала сочиненный архитектором Чевакинским план церкви в Хотиловском яму» (на территории современного Бологовского района). Строительство затянется на два с лишним десятилетия. Церковь в честь святых Петра и Павла в Хотилове – единственное архитектурное сооружение на территории нашей Тверской области, исполненное по проекту зодчего.

Проект перестройки Петропавловского собора, исполненный в 1766 году, не будет одобрен... «Последней известной работой Чевакинского было устройство паркета в новом Зимнем дворце, выстроенном обер-архитектором графом Растрелли. Комиссия строений поручила это дело самому графу, но он представил весьма дорогую смету...» Работу поручили Савве Ивановичу – «паркеты обошлись вдвое дешевле»... По распоряжению императрицы в 1766 году зодчего отстраняют от работ. Один из ведущих архитекторов Петербурга в 40 – 50-е годы, полный творческих замыслов, окажется не у дел... На смену вычурному и затейливому барокко пришел отличающийся благородной простотой и спокойным величием новый архитектурный стиль–классицизм... Граф Бартоломео Франческо Растрелли ( )

В 1767 году С.И.Чевакинский подает прошение об отставке. 27 марта произведен в обер-интенданты и уволен от службы. Савва Иванович уезжает в родовое гнездо – Вёшки. Через четыре года, в 1771-м, подает в Адмиралтейскую коллегию челобитную. Просит «о награждении его по мере означенных трудов, а паче сысканной и доказательной пользы». Ответа так и не получит. Живет небогато, в ноябре 1774 года решает продать часть имений в Новоторжском и Ярославском уездах. Пытается найти себе применение – принимает участие в строительстве церкви Смоленской иконы Божьей Матери в Выдропужске, что в одной версте от Вёшек... О последних двенадцати годах жизни отставленного от службы зодчего почти ничего не известно... Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Выдропужске

Работ, посвященных творческому наследию нашего земляка и фактам его биографии, немного. Долгое время оставался открытым вопрос: когда и где окончил дни свои С.И.Чевакинский? Проведенный архивный и краеведческий поиск позволил разгадать эту загадку в биографии зодчего. В 1999 году научные сотрудники областного архива Галина Дмитриева и Надежда Овчинникова в метрической книге церкви Смоленской иконы Божьей Матери села Выдропужск нашли под номером 24 запись о смерти 28 декабря 1779 года «господина помещика сельца Вёшки Обер- интенданта Саввы Ивановича Чевакинского». В метрической книге значится, что он умер 70 лет отроду. Так выглядела Метрическая книга об умерших

Собирая материалы по истории выдропужского храма, спировский краевед Владимир Смирнов в фондах областного архива нашёл документы, подтверждающие место захоронения нашего земляка. Первый из них датирован 1807 годом и содержит просьбу полковника Евграфа Ивановича Бачманова похоронить скончавшегося в Петербурге его двоюродного брата – асессора Ивана Саввича Чевакинского, младшего сына архитектора. «Предать земле Тверской губернии Новоторжского уезда в Выдропужском яму в приходской церкви в паперти подле гробов родителей его», – написано в «Прошении...»

Второй источник более поздний и относится к событиям 1813 года. Он тоже содержит просьбу коллежского советника и кавалера Николая Афанасьевича Перского о захоронении его соседки по имению помещицы Устиньи Ивановны Чевакинской (жены Ивана Саввича). «...в паперти состоящей в селе Выдропужске церкви подле родителей ея бывших некогда строителями того храма». Из всего изложенного можно заключить, что место последнего упокоения Саввы Ивановича – в родовом склепе Чевакинских, находящемся в паперти церкви села Выдропужск.

17 октября 2010 года в селе Выдропужск после Божественной литургии начались работы по восстановлению склепа архитектора XVIII в. Саввы Ивановича Чевакинского. В 40 е гг. XX в. захоронения дворян Чевакинских были разграблены, а останки вынуты из гробов и разбросаны по склепу. В течении почти шестидесяти лет склеп забрасывался мусором с кладбища, пока настоятель Смоленской церкви о. Георгий не закрыл вход в него тяжёлой плитой. Но вот по благословению о. Георгия добровольцы из Вышнего Волочка, ребята из военно- патриотического клуба п. Спирово, а так же прихожане выдропужской церкви и директор Спировского музея Николай Шубин взялись за расчистку склепа Чевакинских.

В ходе работ выяснилось, что захоронения дворян производились прямо на пол склепа в наглухо запаянных медными листами гробах, помещённых в деревянные, обитые чеканкой саркофаги. Три из имеющихся семи захоронений Чевакинских были разрушены полностью вандалами ещё в 40 х гг., а остальные четыре были лишь вскрыты, по-видимому с целью поиска «золота». Найденные три костяка из разрушенных захоронений перезахоронены в этом же склепе в новых гробах. Остальные же четыре захоронения было решено не расчищать, т.к. останки, хоть и осквернены, но находятся на своих местах. В планах, после перезахоронения останков, вход в склеп будет заложен кирпичной стеной, как это и было до закрытия выдропужского храма, а на стене над входом в него будет помещена табличка с именами здесь погребённых дворян Чевакинских.

Он родился в начале XVIII золотого века русской культуры. Архитекторы Коробов и Квасов, Земцов и великий Растрелли, энциклопедист Ломоносов, выдающийся механик Нартов, меценат Шувалов и поэт Сумароков, и его ученики – будущая гордость русского классицизма Баженов и Старов – были его современниками. По степени своего дарования и силе таланта он – равный им, забытый потомками гений Савва Иванович Чевакинский. С.И.Чевакинский. Рис. Л.Константинова

php dnya-rozhdeniya-savvy-ivanovicha-chevakinskogo/ php Источники: Презентацию подготовила М.В.Мурзенкова Что ещё можно посмотреть: Документальный цикл «Красуйся, град Петров!» – серия 2/4 «Зодчий Савва Чевакинский» -