1 ИНФРАСТРУКТУРА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕКАТЕРИНБУРГ - 2006 Елена ТЮРЮКАНОВА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коррупция: или доброзло ?????. Корру́пция (от лат. corrumpere «растлевать») использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему.
Advertisements

Ответственность за преступления против собственности «ЛОВУШКИ ДЛЯ ПОДРОСТКА»
Статья 143 УК РФ. Нарушение требований охраны труда (редакция, действующая с ) 1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое.
Беседа по теме: «ЛОВУШКИ ДЛЯ ПОДРОСТКА» 900igr.net.
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность.
Уголовно – правовая ответственность за нарушение авторских прав Подготовили : Стригов Александр и Колдыбаева Екатерина.
1 115-ФЗ от г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет: Статус иностранного гражданина Условия участия.
УРОК ПО ПРАВУ «ЛОВУШКИ ДЛЯ ПОДРОСТКА». Рассматриваемые статьи УК РФ – одни из самых распространённых правонарушений, совершаемых подростками.
Дмитрий Полетаев Нелегальная миграция и торговля людьми в России При подготовке презентации использованы материалы ЦМИ, в том числе использованы материалы.
Ответственность несовершеннолетних Презентацию подготовила Социальный педагог МОУСОШ 1 г. Буя Н.Г. Баранова.
Компьютерные преступления – это преступления, совершаемые людьми, использующими информационные технологии для преступных целей. Преступления в сфере информационных.
Какое наказание предусмотрено за совершение компьютерных преступлений ?
« Во что нам обходится коррупция?». Употребление термина коррупция применительно к политике приписывается еще Аристотелю, который определял тиранию как.
Ответственность за правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФГБОУ ВПО « ТЮМГАСУ »
Нимерницкая И.А., ЦСТАиПО «Ясенево». Москва. Понятие преступления. Категории преступлений. Состав преступления. Понятие и виды уголовных наказаний.
Статья Мелкое хулиганство [Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 20] [Статья 20.1] 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного.
Правовая защита информации. Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать … А.С. Пушкин.
Административная ответственность Департамент труда и занятости населения Вологодской области Цымбалова Наталья Александровна ведущий специалист управление.
Юридическая ответственность за совершение преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков.
Транксрипт:

1 ИНФРАСТРУКТУРА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕКАТЕРИНБУРГ Елена ТЮРЮКАНОВА

2 Каналы организации миграции и трудоустройства в России ! Преобладание неформальных связей и "черного посредничества" - фактор дальнейшей эксплуатации и маргинализации мигрантов

3 Характеристики трудовой миграции - I «Сдвиг» в пользу малых городов и сел (70%) Понижение уровня образования мигрантов (конец «элитной» миграции) - 40% не имеют профессионального образования, около 20% из них не имеют никаких специальных навыков (строительные, водительские и пр.) «На заработки» поехали бедные (48%) и «очень бедные» (26%)

4 62% мигрантов женаты /замужем, 52% имеют детей до 16 лет 14% приехали в РФ с женой/мужем и 10% - с ребенком 72% посылают переводы на родину Необходимость корректировки миграционных сервисов и прочих мер с учетом этих тенденций Характеристики трудовой миграции - II

5 Мигранты и теневая экономика 3/4 мигрантов (как минимум) получают зарплату "черным налом" 80 % мигрантов не имеют письменного контракта с работодателем 90 % мигрантов не имеют разрешения на работу 50% опрошенных мигрантов не имеют регистрации по месту пребывания Более 9/10 мигрантской занятости - в "тени" ! Мигрантская занятость встроена в самые неформальные и теневые сегменты экономики, которые предъявляют спрос на неформальный, социально незащищенный и дешевый труд. ! Мигрантская занятость встроена в самые неформальные и теневые сегменты экономики, которые предъявляют спрос на неформальный, социально незащищенный и дешевый труд.

6 Распространенность различных форм насилия и принуждения во время работы в России

7 Какие сервисы нужны мигрантам?

8 Какие сервисы нужны работодателям?

9 Управление миграцией и приватизация миграционных рисков Появление новых субъектов организации и управления миграцией (средний и мелкий бизнес, частные лица, нанимающие мигрантов для работы, коммерческие посреднические сервисы, частные посредники) Сужение сферы ответственности государства в пользу частного сектора

10 Законодательные новеллы I для мигрантов из «безвизовых» стран Разрешение на работу получает только работник Срок рассмотрения - 10 дней Отмена экспертизы службы занятости Срок временного пребывания - 90 суток (может быть увеличен до 180 сут. или уменьшен) Уведомление о продолжении врем. пребывания/проживания (без перерегистрации) Разрешение на временное проживание без учета квоты свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - для разрешения на врем. проживание

11 Законодательные новеллы II Рычаги управления Регулирование срока временного пребывания (до180 суток) регулирование территориальных ограничений на занятость иностранных граждан (введение или отмена ограничений) Квотирование разрешений на работу (введение или отмена квот) по территориям, специальностям, секторам экономики, странам происхождения и др. Ежегодное определение потребности в привлечении иностранной рабочей силы и вклада мигрантов в развитие регионов РФ, эффективности использования ИРС

12 Иностранная рабочая сила в России *) из стран бывшего СССР Источник: ФМС МВД России.

13 Статья Организация незаконной миграции 1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. Те же деяния, совершенные: а) организованной группой; б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

14 Статья УК РФ Торговля людьми 1. Торговля людьми, то есть купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 2. То же деяние, совершенное: а) в отношении двух и более лиц, б) в отношении заведомо несовершеннолетнего, в) лицом с использованием своего служебного положения, г) с перемещением потерпевшего через государственную границу РФ или с незаконным удержанием его за границей, д) с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего, е) с применением насилия или с угрозой его применения, ж) в целях изъятия у потерпевшего органов и тканей, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет. 3. Деяния, предусмотренные, частями 1 и 2 настоящей статьи: а) повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью, или иные тяжкие последствия, б) совершенные способом, опасным для жизни и здоровья многих людей, в) либо совершенные организованной группой, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. Примечания. 1. Лицо, впервые совершившее деяние. Предусмотренное частью 1 или пунктом "а" части второй настоящей статьи, добровольно освободившее потерпевшего и способствовавшее раскрытию совершенного преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. 2. Под эксплуатацией человека в настоящей статье понимаются использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние, а равно изъятие его органов или тканей.

15 Статья Использование рабского труда 1. Использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 2. То же деяние, совершенное: а) в отношении двух и более лиц, б) в отношении заведомо несовершеннолетнего, в) лицом с использованием своего служебного положения, г) с применением шантажа, насилия, или с угрозой его применения, д) с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет. 3. Деяния, предусмотренные, частями 1 и 2 повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью, или иные тяжкие последствия, либо совершенные организованной группой, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет..

16 Статистика по и (данные МВД) по ст г. - зарегистрировано 17 преступлений; возбуждено 14 УД: 39 совершивших преступления, 67 потерпевших. 2005г. – зарегистрировано 60 преступлений: ЮФО – 18, ПФО – 15, ДФО – 14, УрФО – 5, ЦФО – 4, СФО – 4. Выявлено лиц, совершивших преступления – 24 Возбуждено УД – 7: 9 совершивших преступления, 21 потерпевший по ст г. - зарегистрировано 8 преступлений возбуждено 6 УД: 9 совершивших преступления, 18 потерпевших. 2005г. – зарегистрировано 19 преступлений: СЗФО – 5, ЮФО – 5, ДФО – 4, ПФО – 3, ЦФО – 2. Выявлено лиц, совершивших преступления – 10 Возбуждено УД – 3: 4 совершивших преступления, 5 потерпевших.

17 Статья УК РФ Характеристика обвиняемых (13) мужчин-12; женщин % граждане РФ ранее судимы - 3 ср. возраст - 35 лет Характеристика потерпевших (24) бомжи - 10 безработные - 10 наркозависимые - 1 возраст - > 30 лет

18 Группы риска Бедные и крайне бедные Безработные Нелегальные мигранты Дети и подростки из социально неблагополучных семей Лица с ограниченными возможностями Занятые в сфере сексуальных и «околосексуальных» услуг Лица без определенного места жительства Лица, страдающие наркотической, алкогольной зависимостью Заключенные Солдаты срочной службы ……………………………….

19 Сферы применения принудительного труда труд у частного работодателя (фирма, предприятие) на строительстве труд у индивидуального работодателя на строительстве труд в подпольных цехах (производство контрафактной продукции) труд в домохозяйстве (уборка, сиделка,…) труд в сельском хозяйстве секс-индустрия и порно-бизнес

20 Долговая зависимость Долг работодателю/посреднику за перевозку (билеты, инструмент ….) Долг за обеспечение жильем Долг за еду «Назначенный» (сфабрикованный) долг (за растрату, порчу инструмента, перерасход стройматериалов и т.п.)

21 Изъятие документов Документы «хранятся» у работодателя Работники передаются от одного работодателя к другому, не получая на руки своих документов Работодатели используют паспорта нелегальных мигрантов для различных денежных и прочих махинаций, сдают паспорта в аренду, продают Организаторы нелегальных денежных транзакций (хавала) с помощью изъятия паспорта получают контроль над денежными переводами мигрантов, которые они не могут послать через банк без документов

22 Формы коррупции «штрафы» на улице (более 70% штрафов платится в форме взятки) «выкуп» мигранта из милиции работодателем или другим лицом взятка-«налог» с работодателя, использующего нелегальных мигрантов сговор с работодателем и арест мигрантов до «расплаты» «крышевание» бизнеса, в том числе криминального (организаторов проституции, подпольных цехов по производству контрафактной продукции и пр.)

23 Концепция ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА - построение теории на основе эмпирических данных ПРИНУДИ ТЕЛЬНЫЙ ТРУД Анализ случаев FL SL

24

25 Преступность иностранных граждан в Москве В Москве совершается более 3% всех преступлений в РФ Около 40% преступлений совершается приезжими; Из всех преступлений, совершаемых приезжими, от 30 до 40% совершается жителями СНГ, около 2% гражданами дальнего зарубежья, остальные – приезжими из регионов РФ. 14% преступлений совершается жителями СНГ в группе, из них около 3% - в ОПГ. Основные места совершения преступлений – рынки (21%), улица (20), квартира (16), вокзалы (10), стройки (3%). Около 30% совершивших преступления имели среднее специальное образование и выше. В 4% случаев пострадавшему нанесен физический или моральный вред (остальное – имущественный и материальный) Более половины преступников были ранее судимы

26 Факторы криминогенности миграции пробелы и несовершенство экономического, миграционного, трудового и иного законодательства; спрос теневой экономики и слабого бизнеса на дешевый неформальный труд; слабость государственного управления и контрольных механизмов; слабая социальная ответственность бизнеса; коррупция власти, сращивание с криминалом; слабость гражданского общества, толерантность общества к эксплуатации и нарушениям прав человека; ксенофобия, использование антимигрантских настроений экстремистскими группировками, взаимосвязь политического экстремизма и преступности; недоверие к власти; низкое правосознание как мигрантов, так и граждан России

27 Проблемы и решения Выявление и Идентификация - рейды правоохранительных органов (совместно с миграционными и инспекцией труда); - работа на территории органов соц. защиты (социальные работники); - горячая линия для групп риска (мигранты, инвалиды и пр.) - «аутрич» (НПО, международные организации) Выявление скрытых преступлений (контрафакт) - обучение

28 Сотрудничество государства с НПО при проведении рейдов при оценке риска для жертвы и необходимого пакета помощи; «снятие» правила «мигрант всегда виноват» организация сервисов для мигрантов и групп риска: - коммерческие - государственные

29 Основные направления действий Комплексное улучшение экономического, миграционного, трудового и иного законодательства; Разумная либерализация миграционного режима и сохранение интеграционных тенденций в рамках СНГ Комплекс мер по борьбе с теневой экономикой, снижению спроса на дешевый и неформальный труд; Разработка государственных контрольных механизмов (трудовые инспекции и т.п.); Комплекс мер по повышению социальной ответственности бизнеса; Антикоррупционные меры; Информационные кампании, направленные на повышение «чувствительности» общества к эксплуатации человека и нарушениям прав;

30 Елена Тюрюканова, к.э.н., Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии наук