М.Горький." Старуха Изергиль"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно.
Advertisements

Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.
Превосходная должность – быть на земле человеком. Максим Горький.
В жизни всегда есть место подвигу. Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! М. Горький.
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
Алексей Максимович Горький( Г). Буря!.. Скоро грянет буря!.. Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые звучали бы, как колокол набата,
Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль») Учитель русского языка и литературы Бражникова С.В. Учитель русского языка и литературы.
Романтизм Романтизм в литературе - (конец XVIII – вторая половина XIX в.) – наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт,
РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже.
Романтизм М.Горького. Рассказ,,Челкаш Герои и их судьбы. Урок литературы в 8 классе Выполнила учитель русского языка и литературы Литвишко.
Легенда о Данко (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль») В жизни всегда есть место подвигу…
Максим Горький Есть ли в этой стране живые люди И услышат ли они меня. М. Горький «К честным людям» 1908.
«Старуха Изергиль. Легенда о Данко» Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить.
Максим Горький Романтические рассказы Романтизм Выполнили: ученики 11А класса Межетова М., Боровых Т., Русаков А., Окунева О. Челябинск 2009 МОУ гимназия.
«Что сделаю я для людей?» Нравственно-философский смысл «Легенды о Данко» М. Горького («Старуха Изергиль»)
Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С. Тургенева. Выполнила: Васильева А. 10б СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В.
В поисках человека «с солнцем в крови». Обобщение изученного по раннему творчеству М. Горького. Задачи: 1.Показать зависимость появления в творчестве.
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
ЛАРРА И ДАНКО: жестокий эгоизм и подвиг во имя людей «Каждый сам себе судьба!..» (М. Горький)
ИЗ БИОГРАФИИ МАКСИМА ГОРЬКОГО ЧЕЛКАШ СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ НА ДНЕ.
Транксрипт:

Автор: О.И.ГИЗАТУЛИНА, учитель русского языка и литературы г. Гулистан, Узбекистан

На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.

Ранние рассказы Горького относятся к началу 90-х годов XIX века - времени, когда Бунин и Чехов в своих произведениях придерживались предельной реалистичности. Однако Горький считал, что необходимо искать новые пути развития литературы: «Задача литературы - запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, бог - частица его разума и сердца…».

Герои его романтических рассказов - исключительные люди, «с солнцем в крови». Люди, способные противостоять большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении человека. Они горды, свободны и, чаще всего, красивы. Та мораль, по которой живет серая людская масса, не для них, она ограничивает, загоняет в рамки этих сверхлюдей.

Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовет к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра - герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди, которые пытаются смирить, заставить служить собственным интересам. Мир произведений разграничен на свет и тьму, что важно при оценке героев: после Ларры остается тень, после Данко - искры. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя.

Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, впрочем, как и наоборот. Одиночество этого героя - типичное, естественное состояние для него. Герои находят себе равное начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Поэтому огромно значение пейзажа: «…И стало тогда в лесу так темно, словно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем, и исчезали так же быстро, как и являлись…» «…Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота…»

Характеры героев показаны на пределе: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнее самопожертвование. Индивидуализм Ларры объяснен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Исключительность Данко Изергиль объясняет его красотой: «…Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы… …В очах его светилось много силы и живого огня…»

Несмотря на явную противоположность образов, в них есть общее - оба они являются людьми одного и того же мира - мира Изергиль, и оба противопоставлены обществу, один отвергает людей из презрения к ним, другой - сам попадает в положение отвергнутого. Автор и восхищается этими людьми, их силой и красотой, и в то же время он не согласен с их позицией. Изергиль рассказывает легенды, которые обрамляют ее жизнь, с одной стороны представляя высшую любовь к жизни, с другой - высшее презрение. Вся ее жизнь посвящена любви, но Изергиль уже забыла тех, кто еще совсем недавно занимал ее воображение.

Ее равнодушие к тем, кому она отдавала свою любовь, поражает. Осуждая Ларру, Изергиль думает, что жизнь ее похожа на жизнь Данко, однако через портреты героев мы видим обратное: «…Он уже стал теперь как тень - пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, ветер распылил их…», - говорит о Ларре Изергиль, но почти те же черты видятся повествователю в ней самой.

Романтическая позиция героини при всей ее красоте в молодости и возвышенности отрицается повествователем. Горький понимает, что человек «в отсутствии Бога» страдает или вырождается в животное. Страдание он ненавидел, а животное состояние считал недостойным образа человека. Поэтому на рубеже веков Горький задается целью сначала найти, а затем построить Бога.

Легенда о Данко. Худ. Б.Дехтерев.

Данко. Шкатулка. Д.Буторин

Чем, по-вашему, вызвано было «возвращение Горького к романтической традиции в 90-е годы 19 века? Каковы особенности структуры рассказа- легенды Горького? Как соотносятся между собой рассказ и легенды? Охарактеризуйте конфликт в каждой из легенд. Что общего вы находите во всех трёх конфликтах и чем они различаются между собой?

В чём смысл противопоставления Ларры и Данко? Каково ваше отношение к образу старухи Изергиль? К кому она ближе – к Ларре или Данко? Сумела ли Изергиль следовать тем идеалам, которые сама провозглашает: «Каждый сам себе судьба!»? Какова художественная функция в рассказе образа Изергиль? Каким предстаёт идеал человека в рассказе Горького?