1 Управление качеством образовательного процесса ДЕНЯКИНА Л.М. в ДОУ к. пед. наук; доцент (Понятия, цели, инструментарий) Минск 2010г.
2 Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения Чарльз Дарвин
3 Французский философ, историк и писатель прошлого века Эрнест Ренан говорил: « Вопрос об образовании есть для современных обществ вопрос жизни или смерти, вопрос, от которого зависит их будущее». Будущее Республики Беларусь - в сегодняшних школьниках. Именно от них зависит, какое место в мировой экономике сообщества ХХ1 века займёт страна.
4 Качество жизни и качество образования декларируются в XXI веке как главные ориентиры глобальной политики ЮНЕСКО и ООН
5 Известная фраза Гераклита: Многознание уму не научает. Действительно, знание - само по себе – ещё не гарантия достижения высоких результатов: мало знать – нужно ещё уметь пользоваться знаниями.
6 Новости Беларуси / 13:00 / А.Лукашенко объявил 2010 год "Годом качества" Президент Беларуси Александр Лукашенко считает, что 2010 год для белорусской экономики должен стать "годом качества". "Вчера я подписал указ о том, что 2010 год является Годом качества. Это не случайно", - заявил А.Лукашенко на пресс- конференции для белорусских СМИ. "Из кризиса мы должны выйти первыми и окрепшими, с очень качественной продукцией. Закрепиться на внешних рынках можно только с качественной продукцией", - пояснил свою инициативу глава государства.
7 Вызовы образованию человека со стороны современного общества Соответствовать динамизму (постоянные изменения) и многообразию жизни и деятельности в современном обществе Ориентированность на базовые демократические ценности Самостоятельность в решении проблем, инициативность, ответственность за результат Толерантное поведение в поликультурном, плюралистическом обществе
8 Слово "качество" широко используется в быту, деловом общении, в прикладных и теоретических научных работах. Интуитивно смысл употребления этого слова понятен любому грамотному человеку. Но тем не менее использование термина "качество" в научно- методической работе требует его обсуждения.
9 В соответствии со статьей 47 Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. "Об образовании" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., 33, ст.598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., 37, 2/844) Министерство образования Республики Беларусь постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле за обеспечением качества образования в Республике Беларусьза обеспечением качества образования
10 Подходы к определению понятия качества Современное образование характеризуется тремя основными компонентами: доступностью, эффективностью и качеством
11 Определения качества образования «Образование в качественной его характеристике рассматривается как ценность, система, процесс и результат» Б.С. Гершунского «Качество образования это социальная категория, отражающая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенции личности» Шишов С.Е., Кальней В.А. "Качество образования - соотношение цели и результата, как меры достижения цели (результата) которая спрогнозирована в зоне потенциального развития ребенка". М.М. Поташник Под качеством образования понимается "степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых ОУ образовательных услуг" или "степень достижения поставленных в образовании целей и задач" Субетто А.И Под качеством образования понимается "степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых ОУ образовательных услуг" или "степень достижения поставленных в образовании целей и задач" Субетто А.И Качество образования - это соответствие системы, процесса и результата образования потребностям личности, общества и государства Качество образования характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия pacnространенным в обществе представлениям о том, каким целям он должен служить Качество образования характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия pacnространенным в обществе представлениям о том, каким целям он должен служить Качество образования ряд системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие (адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, гос образовательным стандартам
12 Качество дошкольного образования - это совокупность его свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешности перехода к следующему возрастному периоду.
13 Качество современного дошкольного образования определяется: предоставлением возможности выбора для ребенка «индивидуального образовательного маршрута» на основе разнообразия содержания, форм методов работы с детьми; обеспечением социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий; гарантией достижения каждым ребенком минимально необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе.
14 При определении качества региональной системы дошкольного образования следует исходить из 3-х аспектов (измеряется) 1. общегосударственного, т.е. соответствия социально- экономическим условиям общества ( доступности дошкольных образовательных услуг, дифференциация сети ДОУ по видам и категориям); 2. социального - соответствия образовательных услуг запросам населения, расширение многоуровнего взаимодействия с семьёй. Взаимодействие с учреждениями культуры, дополнительного образования, организация системы консультативно-практической помощи семьям 3. педагогического - соответствием содержания дошкольного образования современным потребностям личности, государства и общества на основе реализации принципов вариативности, педагогики развития, личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
15 Критерии определяющие качество образования эффективность системы контроля достижений и успешность вхождения в социум эффективность системы контроля достижений и успешность вхождения в социум на входе и на выходе, наличие обратной связи по течению и результатам образовательного процесса образовательных программ и средств образовательного процесса образовательных стандартов и образовательных технологий результативность образовательных целей и задач образовательных целей и задачрезультативность
16 Для управления качеством образования необходимо иметь количественную характеристику (мониторинг) «Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется Мы должны научиться измерять то, что считаем важным, а не то, что легче всего измерить» А.Эйнштейн
17 Мониторинг осуществляется для того, чтобы убедиться в том, что запланированная деятельность происходит (понимать происходящие изменения) Слайд
18 Принципы мониторинга принцип невмешательства (или нейтралитета) наблюдаемого; принцип корректности обращаемого ко всем субъектам образовательного процесса; принцип учета специфических особенностей и (или) индивидуальных особенностей субъекта контроля; принцип научности (опора на научно-обоснованные психолого- педагогические требования к сбору и анализу информации); принцип известности ( скрининговых) методик мониторинга; принцип целесообразности проводимых (скрининговых) исследований; принцип оптимальности (достаточности) проводимых исследований; принцип единства и взаимообусловленности требований всех контролирующих объектов
19 Выделяются две оценки : Результирующая Процессуальная Качественный контроль – относится к: структуре,процессу, к результатам
20 Результативная оценка связана с ответом на вопрос: Удалось ли участникам образовательного процесса достичь тех целей, которые были запланированы? Резуль та тивная оценка проводится дважды. Первый раз на этапе проектирования, второй раз по итогам выполнения всех заданий
21 В процессуальную оценку входят: Оценка промежуточных результатов Оценка соблюдения технологических условий организации процесса Оценка личностной (групповой) позиции и динамики в образовательном процессе
22 В качестве контроля используется: Тестирование Эссе Воспитательно-образовательный проект Портфолио Участие в социуме Опрос участников процесса вОУ и др.
23 Функции контроля Аналитическая Сравнительная Диагностическая Проектировочная Консультационная Развивающая Рефлексивная Коррекционная
24 Формы контроля ) Лонгитюдное наблюдение и анализ всех составляющих учебного (образовательного) процесса в данном образовательном учреждении 1 ) Лонгитюдное наблюдение и анализ всех составляющих учебного (образовательного) процесса в данном образовательном учреждении 2) Изучение общественного мнения (Общественно- государственная экспертиза с приглашением различных специалистов, родителей, учителей и руководителей из других учебных заведений, а также представителей других уровней управления образованием) 3) Организационно-деятельностная или деловая игра 4) Конкурс образовательных учреждений
25 метод анализа метод анализа - обработка полученных данных (статистические, графические) метод экспертной оценки -метод экспертной оценки -сопоставлением результатов с объективной информацией Методы проведения контроля метод сравненияметод сравнения -альтернативных вариантов метод эксперимента - метод эксперимента - наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др. и др. метод исследования - метод исследования - способы построения и обоснования
26 Требования к контролю Доброжелательность - соблюдением профессиональной этики Конфиденциальность Сотрудничество Оптимальность Объективность Точность Оперативность Достаточность Доступность Систематизированность Доказательность Результативность
27 Основные позиции наблюдателя Внешний наблюдатель. Результат работы – аналитический отчет, констатация ситуации, проблем, возможных путей их разрешения. Не ставится задача повлиять, способствовать осуществлению изменений в «нужном» направлении. не вмешивается в ход событий Включенный наблюдатель. Результат работы – позитивные изменения в сознании и деятельности субъектов образовательного процесса. Ставится задача способствовать осознанию того, какие и в каком направлении нужны изменения. Позиция внутреннего наблюдателя Позиция внутреннего наблюдателя заключается в том, чтобы на основе проделанного анализа деятельности помочь доработать и максимально реализовать замысел педагогов (в некоторых случаях - помочь осознать ), означает длительное и систематическое наблюдение
28 Организация проведения контроля Определение цели экспертизы Подборка нормативно-провавого основания Определение состава экспертов Планирование проведения экспертизы Определение форм проведения экспертизы Выбор метода Разработка критериев и определение рисков Проведение экспертизы Составление экспертного заключения Анализ экспертного заключения и принятие управленческого решения приложение 1,2,3123
29 С целью получения полной, объективной и достоверной информации о состоянии системы образования сегодня, ведется активный поиск новых подходов к совершенствованию оценки качества деятельности всех участников образовательного процесса, на основе принципов демократичности, открытости образования к внешним запросам и контроля со стороны общества, самоконтроля и применения нового управленческого инструментария
30 Наши дети знают, кем они пришли на землю. Дети ждут, когда и мы понять сумеем наконец их. Потерпите, милые! Художник Ю.В. Жеребцов
31 Желаем успехов !