Москва 2012 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования С.С. Сулакшин доктор физико-математических наук, доктор политических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации

Advertisements

Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Лекция 1 Введение.. Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Москва 2011 С.С. Сулакшин доктор физико-математических наук, доктор политических наук, профессор Реализация, мониторинг и оценивание государственной политики.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 ГОДА РОССИЯ 2009.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
1 2 Анализ здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения города Нягани в 2007 году.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Москва 2008 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования С.С. Сулакшин доктор физико-математических наук, доктор политических.
Результаты ФЭПО по направлениям и специальностям В разрезе факультетов.
1 2 Анализ здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения города Нягани в 2008 году.
3 Законы Кирхгофа справедливы для линейных и нелинейных цепей при постоянных и переменных напряжениях и токах.
Анализ результатов краевых диагностических работ по русскому языку в 11-х классах в учебном году.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Транксрипт:

Москва 2012 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования С.С. Сулакшин доктор физико-математических наук, доктор политических наук, профессор В чем смысл жизни? Общая теория успешности сложной социальной системы Internet: Открытый цикл лекций «Наука, государственное управление и вызовы современной России»

2 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Жизни как таковой. Жизни человека. Жизни человеческого сообщества. Смысл – чьей жизни? Какой такой успешности?

3 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Жизнь – сущность, как сложная (1) материальная система, нацеленная на максимизацию (2) своей способности существовать (бытийной способности), обменивающаяся с подобной и неподобной себе внешней средой информацией, веществом и энергией (3), способная внутри себя организовывать обратные связи (4), подобно воспроизводящая себя (5) размножаясь (экспансия во времени), осуществляющая экспансию в пространстве (6). Что есть жизнь

4 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования К понятию эволюции. Материя, жизнь, человечество t сущее неживое живое разумное индивидуальное Разумное социальное Разумное категориально идеальное …? Социальное – как форма жизни Поле сообщения

5 Что есть жизнь человека? В чем отличие жизни человека от жизни не человека?

6 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования t P.Х лет Мера очеловеченности Не люди люди ? Потолок эволюции? Конец эволюции? Асимптота? К понятию категории человечества оразумленного (вопросы: обнуления эволюции, предела эволюции, антисущности человечества) + _ Антилюди?

7 Человеческое начало Биологическое начало Нет жизни 0 Возникновение жизни Возникновение протосоциальности Рождение разума. Социальности Человек преображенный. Идеал t образ и подобие

8 Жить = быть (для биологического субъекта) Жить = быть человеком (для человека) Быть каким именно? Нравственным Коллективным Нестяжателем Трудолюбивым Милосердным Креативным… Быть сильным и зубастым. Борьба за выживание. Социал дарвинизм, либерализм, фашизм, расизм 1.Быть физически 2.Быть категориально или сущностно

9 12 ценностей - мотиваторов, делающих человека человеком (отличающих его от био - предтечи). По «образу и подобию» Очеловечивающие человека ценности-мотиваторы Ценность - мотиватор

10 Сложная социальная система Сложная социальная система – это гетерогенное человеческое сообщество, активное в достижении своих множественных целей Может ли быть введено понятие единой успешности? Что такое успешность? Проблема: множественность критериев успешности

11 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Множественность показателей успешности (развития) страны Модель СССР Модель РФ перелом 1 улучшение ухудшение Частные цели и результаты Генеральная цель и результат

12 Сложная социальная система и сложная живая (биологическая) система В живой биологической системе цель жизнедеятельности предзадана природой – жить. Сообщество особей цель не полагает, оно живет в условиях ее предписанности. В социальной системе цель активно полагается и достигается в деятельности социума. Поэтому оправдан переход к рассмотрению целей и деятельности управляющей системы: государства.

13 Коэффициент жизнеспособности России в ее истории Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

14 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Методологический путь к «вычислению» формулы жизнеспособности страны. (О самодостаточности идентичности сущности для максимизации ее бытийной способности) ФОРМА сущност и СОДЕРЖАНИЕ сущности Максимальная жизнеспособность при наибольшей согласованности сущность Если содержание увязано с требованием существования формы, то жизнеспособность сущности становится максимальной БЫТЬ Каким именно быть? Цели и деятельность социальной системы

15 Форма и содержание страны, как сущности, и переход к продуцированию рекомендаций для государственного управления Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Сущность: страна (Кжс) Сущностный признак- территория Сущностный признак - народонаселение Сущностный признак – единое государственное управление Есть или нет (быть или не быть) Каким именно быть, чтобы «быть» наинадежне- йшим образом? ФОРМА сущности СОДЕРЖАНИЕ сущности От чего зависит существование сущностных признаков ? Фактор 1Фактор 2Фактор N Количественные характеристики факторов как результат управления Государственное управление

16 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования 1.Конъюнкция сущностных признаков КЖС = (признак 1) x ( признак 2) x (признак N), где n – количество выявленных сущностных признаков При этом сами сущностные признаки также являются композиционными 2. Сущностный признак = сумма содержательных признаков (факторов) Признак = фактор n Нормировка: 0 < КЖС < 100 Коэффициент жизнеспособности страны n

17 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Успешность

18 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Успешность: что это такое и зачем нужно это понятие? Государственная политика цельпроцессрезультат по целям результат по подцелям Успешность как оценивание (техническое измерение) эффективности, качества государственной политики Оценивание: как политическая оценка обществом (группами, электоратом) эффективности, качества государственной политики, осуществляемой конкретным политическим режимом или лидером Успешность рассматривается в контексте активной деятельности

19 Успешность государственной политики Эффективность Качество Результативность Efficiency Effectiveness Prodactivity Предполагается, что сложная социальная система самоуправляется посредством создания своей управляющей оболочки - государства

20 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования ценности Государственная политика Ценностные цели Государственное управление ресурс исполнение результаты Оценивание по органическим ценностям Государственной политики и управления I Два взгляда на государственную политику Оценивание по затратам II I Полный контур госполитики II Администрирующий контур

21 Ценность Проблемы Субпроблемы I уровня Субпроблемы II уровня Субпроблемы -го уровня Неделимые задачи Решения Пакеты решений Программа действий I IIIII … t АНАЛИЗАНАЛИЗ СИНТЕЗСИНТЕЗ Цель (ценность) Проблем-целей много и они иерархичны Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

22 Два подхода к понятию успешности (эффективности) государственной политики I. II. результат госполитики - развитие КПД= публичные цели развития Материалистический меркантилистский (экономический) Эффект или выгода: материален и измерим полезная работа КПД= затраты энергии Нематериалистический (политический) Эффект: развитие социума Общество интересует дееспособность своего проекта – государства, государственной власти, государственной политики как ее деятельности Эффект от деятельности государства - реализация публичных целей Эффект-затраты Результаты - цели

23 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Как отражается меркантилистский и политический подход (ценностей развития) в государственной банковской политике %2008 г2009 г инфляцияставка ЦБинфляцияставка ЦБ США3,80,2510,14 ЕС3,22,51,61,4 Англия3,221,70,94 Япония1,30,10,60,16 Источник: Росстат и ЦБ

24 Государственная политика ЦБ РФ Ставка рефинансирования ЦБ РФ – это его доходность ,5 1 Ставка ЦБ индекс инфляции ЦБ РФ – аномальная позиция Коридор решений ЦБ США ЕС Англии Японии

25 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Результаты ценностно-целевого и меркантилистского подходов в государственной политике Страны боролись с кризисом. Россия – «зарабатывала» на кризисе спад рост

26 Два типа (уровня) оценки успешности государственной политики 1. Простая (агрегированная, генеральная). Ближе к политической оценке результат госполитики- развитие eff = цели развития С позиций бенефициара – всего социума

27 2. Комплексная эффективность (учитывает множественные важные частные характеристики государственного механизма) Ближе к техническому оцениванию еff = С 1 х еff 1 +С 2 х еff 2 +С 3 х еff 3 + … Ценностная цель Цель 1 Система целей Генеральная цель Генеральная и частные оценки госполитики Либо С i - коэффициенты важности (приоритетности, общественного выбора)

28 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Успешность государственной политики: сложное содержание t цель результат текущий Ценность (цель) Начало осуществления госполитики Момент окончательного оценивания при «окончании» госполитики Момент текущего оценивания суть оценки Целей может быть много !

29 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Оценивание государственной политики: сложное содержание ФΣФΣ Ф11Ф11 Ф12Ф12 Ф13Ф13 Ф 2 11 ф 2 12 ф 2 13 ф 2 21 ф 2 22 ф 2 23 ф 2 31 ф 2 32 ф 2 33 Ф - оценка

30 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Оценивание успешности : сложное содержание Ф Σ = Ф 1 + Ф 2 + Ф 3 + … Политический уровень оценки Экспертный (технический, управленческий) Электоральный (переизбрание или неизбрание режима, лидера) Экономический (эффект/затраты) Организационно- технический (м.б. в натуральном выражении) Социальный (в относит. ед.) Либерально-меркантилистский подход) Общий подход Геополитический

31 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Оценивание успешности сложной системы Ф Σ = Σ С 1 i Ф 1 i + Σ С 2 i Ф 2 i + Σ С 3 i Ф 3 i + … Ф1 Ф2 Ф3 Цель 3 результат Цель 2 Цель 1 результат t Ф послед Ф пред (Σ С 1 i Ф 1 i + Σ С 2 i Ф 2 i + Σ С 3 i Ф 3 i +…) фактор функция ФΣФΣ Когда целей много

32 1. Совместимы ли отдельные цели в пространстве управляемых факторов? 2. Унимодальны ли функции отдельных целей в пространстве управляемых факторов? Управляемый фактор Функция цели Ф = С х f Ф = С х f 2 Ф = Σ С i Ф i Линейность по фактору? Экстремумность (нелинейность) Унимодальность по фактору? по фактору?

33 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

34 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Биологическое и социальное выживание и успешность Гипотезы: - «зрелая» (системно устроенная) сложная социальная система скорее всего имеет унимодальную нелинейную поверхность успешности. - частные цели развития скорее всего согласованы Рассмотрим иллюстрации

35 К понятию политической температуры и политического спектра общества t0t0

36 Периоды «зрелых» моделей сложных социальных систем – периоды устойчивых факторных связей t0t0 I модель II модель III модель

37 Показатели степени в модели политической температуры иллюстрируют уровень нелинейности связи факторов и успешности ПериодЦарская Россия СССРРФ k12,271,440,91 K31,492,031,35 k41,940,622,79 k51,171,162,94 Сама политическая температура – частная цель и одновременно фактор более высокоположенных целей t0t0 Показател m развития Царская Россия СССР РФ браки разводы k i – показатель степени (нелинейности)

38 Коэффициент витальности страны где Н – численность населения (чел), Р – рождаемость (чел на 1000 чел населения за год), С – смертность (чел на 1000 чел населения за год), t = 1 год, ОПЖ – ожидаемая продолжительность жизни (лет), М – миграционное сальдо (чел в год), В(эфф. чел. жизн. в год) – прирост населения с учетом эффективных человеческих жизней в связи с изменчивостью продолжительности жизни. 1-революция 2- голодомор 3 – война 4- приход Горбачева 5- развал СССР 6 – дефолт 7 – период Путина 8 – Медведев 9- прогноз Новая жизнь : со знаком (-) или (+)

39 Унимодальность в природе витальности России где К1, К2 - коэффициенты типа ценностного выбора приоритетов в российской модели цивилизации Оптимизированный коэффициент корреляции коэффициента витальности и: 1. Цивилизационной идентичности 2. Идейной духовности 3. Роли государственной политики 4. Материального фактора Весовые коэффициенты м.б. не равны единице

40 Управляемый параметрОптимальное значение по критерию максимума прироста ВВП Оптимальное значение по критерию минимизации инфляции Фактическое значение в действующей в России экономическ ой модели Коэффициент монетизации Ставка рефинансирования 239 Доля оплаты труда в ВВП [1] [1] Доля госрасходов в ВВП [1] [1] По данным Росстата, включающим неизвестную теневую составляющую оплаты труда. Без ее учета показатель составляет меньше 30%. Согласованность частных целей между собой на примере ВВП и инфляции

41 Согласованность частных целей между собой на примере ВВП и инфляции

42 На практике понятийная развилка – политическая техническая развилка в оценивании успешности государственной политики Государство Сервисное (внеценностное) государство – либеральная доктрина Государство – социальная оболочка Государство – машина, государство - фирма Экономический подходПолитический подход Ценностный и социальный подход

43 Государство асоциальное (либеральное) Бенефициар: богатое меньшинство (+бюрократ) Государство госполитики социум услуги налоги управление бенефит эффект eff = затраты Правительство: Мы заработали на кризисе Асоциальность государства

44 Как и откуда происходит перенос меркантилистского содержания понятия эффективности? Бенефициар собственник Предприятие потребитель продукт плата Право собственника управление Меркантилизм прибыль eff = затраты Из экономической деятельности. Но государство – это не корпорация или предприятие. Государство – это социальная оболочка сложной социальной системы

45 На пути к успешности сложной социальной системы

46 Государство социальное (нравственное, несервисное) Бенефициар (меньшинство) Государство госполитики Социум бенефициар Продукт - развитие Формирование государства (истинное народовластие) результат госполитики- развитие eff = цели развития Государство продуцирует не услугу, а развитие

47 государство общество личность функция... институты Право, порядки, устройство, процедуры, механизмы мировоззрение, религии, общественные институты личность государственные политики конечный контур функционирования нравственного государства технологический (структурно институциональный и функциональный) контур строительства и воплощения нравственного государства конституция нравственность Нравственность и государство как объект строительства саморазвивающейся сложной социальной системы

48 Мегаэволюция государства Государство – неотъемлемая от общества социальная оболочка, создаваемая им в целях организовывания общежития, т.е. управления и регулирования, в интересах успешности всего общества, каждого его члена ( Насилие, безопасность, перераспределение, услуги и т.п. – это только функции )

49 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Мегаэволюция государства Прото формы государства Семья Род Племя Социальная общность Лидер Насилие Порядок Традиция Сакральность Государство Правовое государство I типа Лидер Насилие Порядок Протоправо Традиция Сакральность Правовое государство II типа Социальное государство Нравственное государство Лидер-власть Насилие Порядок Право Лидер - власть Насилие Порядок Право Материальные интересы большинства Лидер - власть Насилие Порядок Право Нематериальные интересы большинства социализированность, очеловеченность мера

50 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования В чем состоит мера эволюционного прогресса человечества? Откаты в эволюции (прогрессе) сущностного потенциала человечества и реакции сущностно позитивной обратной связи иудаизм буддизм христианство конец религиозных войн, Просвещение религиозные войны, колонизация Америки, апогей инквизиции мировой колониализм, итог секуляризации, смены традиционного общества крещение Руси ислам крах Рима новый облик мира регресс прогресс позитивная обратная связь религиозный редукционизм экуменизм Чингисхана зороастризм конфуцианство Мера прогресса

51 Правовое государство Обычное определение – признак: это верховенство права Правовое государство – государство, доминантно целеполагающее в своей деятельности порядок, выражающийся в том, что основные общественные отношения подчиняются правовым предписаниям (зафиксированным обязательными для исполнения нормативно-правовыми правилами и/или традиционными установлениями) и который поддерживается насилием. Правовое государство (в смысле нового времени) - государство, доминантно целеполагающее подчинение основных общественных отношений правовым предписаниям, зафиксированным обязательными для исполнения нормативно-правовыми правилами, что поддерживается насилием. На пути к технологии строительства

52 Правовое государство 1.Ценности личности и общества 2.Ценностная доминанта - порядок в общественных отношениях 3.Развитость права и правовых порядков (количество и качество) 4.Развитость институтов и процедур правоохраны и правоприменения 5.Развитость и распространенность правовой культуры населения 6.Соответствие нормы права и справедливости (духа и буквы закона, ценности и материальной нормы) На пути к активной технологии строительства Нравственное государство

53 Социальное государство Социальное государство – государство, доминантно целеполагающее в своей деятельности материальные (в основном) интересы большинства населения

54 Социальное государство На пути к технологии строительства Обычное определение: …не разработано, «wellfare» и т.п. 1.Ценности личности и общества 2.Ценностная доминанта - коллективизм общежития, выравнивающий материальные блага 3.Перераспределение добавленной стоимости 4.Социальное страхование 5.Пенсионное обеспечение 6.Социальная защита (через перераспределение) 7.Занятость 8.Демографические условия (здравоохранение, оплата труда, жилье – ЖКХ, психологический комфорт) Нравственное государство

55 Что есть нравственность? Нравственность – мера воплощения категориально- человеческих ценностей-мотиваторов в человеческом мировоззрении, поведении, действии, мера категориальной очеловеченности личности и общества Нравственность ближе всего к социализированности, коллективизму общежития Доминанта индивидуализма, либерализма в этой постановке – принципиально безнравственна, а потому исторически тупикова

56 Нравственность и государство (на пути к технологии строительства) Нравственность доминантная ценность очеловеченность конвенциальная абсолютная = социальность, социализированность Г о с у д а р с т в о мораль этикет поведения Воспитание Образование Пропаганда ценностей Массовая информация традиции цивилизационная идентичность состояние институтов подсистем порядков, устройства, процедур, механизмов Право Перераспределение (прогрессии) Соц.страхование Пенсии Социальная защита Занятость Демографические условия (здрав-ние, оплата труда, жилье- ЖКХ) Государственные политики

57 Нравственное государство - как этап эволюции социальная оболочка- государство государство правовое государство правовое социальное государство правовое социальное нравственное человеческое протосообщество истинно человеческое сообщество либеральное государство тупик развития Нравственное государство – государство, доминантно целеполагающее в своей деятельности достижение в общественных отношениях преобладания нравственных ценностей-мотиваторов историческое время

58 Каково состояние современного российского либерального государства? Ответ очевиден: - телефонное право - коррумпированное право - лоббистское право для богатого меньшинства - дефицитное право - плоская ставка подоходного налога - min госрасходов в ВВП - коэффициент замещения 25% - заниженная оплата труда - безработица - расслоение по доходам - 13% за чертой бедности - географическая несправедливость Оценивание успешности государственного управления от этих обстоятельств абстрагироваться не может

59 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Обычные индексы для оценивания успешности достижения частных целей развития

60 Интегральный показатель государственного управления (GRICS - Governance Research Indicator Country Snapshot), разработан Институтом Всемирного Банка, с 1996 г. рассчитывается почти по 200 странам. Он включает в себя шесть различных параметров, каждый из которых отражает тот или иной аспект государственного управления Составные части: экспертная либо социологическая оценка

61 GPP - Government performance project характеризует качество и эффективность выполнения правительственных проектов

62 ДРОНД (Доклад о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти)

63 Индекс «КАФКИ» применяется в Бельгии Государственным Секретариатом по административной оптимизации, отражает уровень неэффективности государственной бюрократии

64 Проект «Либеральные институты» Центра изучения демократического управления Университета Иллинойса Используются данные международной статистики (Всемирного Банка, ООН и др.), национальные правовые документы, постоянный мониторинг национальных новостных блоков, публикуемых в сети Интернет, а также регулярные опросы экспертов в изучаемых странах Индекс демократии

65 Индекс «Полития» Основан в 1970-х гг. американским политологом Тедом Робертом Гурром с целью рейтинговой оценки политических институтов и режимов государств мира

66 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования BEEPS - The Business Environment and Enterprise Performance Survey) оценивание деловой среды и деятельности предприятий Европейским банком реконструкции и развития совместно с Всемирным банком

67 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Индекс мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ)

68 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Индекс мировой конкурентоспособности IMD (Международный институт менеджмента и развития)

69 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Индекс «Экономическая свобода в мире» Института Катона

70 Схема расчета индекса развития человеческого потенциала 1 уровень: выбор элемента 2 уровень: выбор показателя Долгая и здоровая жизнь ЗнаниеЗнание Достойный уровень жизни Ожидаемая продолжитель- ность жизни при рождении Уровень грамотности взрослого населения ВВП на душу населения Общий показатель поступивших в учебные заведения 3 уровень: весовой множитель индекс по элементу Индекс продолжитель- ности жизни Индекс грамотности взрослого населения Индекс (ОППУВ) Индекс образования Индекс ВВП Индекс развития человеческого потенциала Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) Разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком в рамках исследовательских программ ООН. ИРЧП является инструментом сравнения стран, составлением рейтинга занимается Программа развития ООН (ПРООН)

71 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования В известных подходах индексы построены в виде линейной суммы отдельных параметров состояния Выдвигаемого авторами оптимизационного представления зависимости успешности сложной социальной системы от управляемых факторов до сих пор не предлагалось. А это путь к политическим и управленческим резервам для достижения успеха

72 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Выводы 1.Успешность сложной социальной системы – это сложносоставный показатель состояния системы, сопряженный с волевым выбором ею целей развития, государственным управлением им и соответствием результатов целям 2.Цели (и результаты) развития – множественны и субординированы. Они имеют неотъемлемые коэффициенты значимости, отражающие выбор обществом своих ценностных приоритетов. Цели существуют одновременно и должны достигаться в своей совокупности также согласованно, т.е. одновременно. Государственное управление при этом превращается в решение многомерной оптимизационной задачи 3.Для эволюционно зрелой сложной социальной системы, скорее всего, цели согласованы и сочетаются с общей интегративной целью, а именно, жизнеспособностью системы 4.Успешность социальной системы есть результат самоорганизации в виде государственного управления 5.Успешность в целом – достижима 6.Оценивание успешности сложной социальной системы – не только техническая, но и политическая задача

Спасибо за внимание! Наш адрес: , Россия, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 15, (подъезд 1, этаж 5) Тел./факс: (495) , , Internet: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования