ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5 имени Л.Н. Гумилева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающихся 7-х классов.
Advertisements

Проектная методика в начальных классах Старчикова О.В. учитель МОУ «СОШ с. Питерка»
Этапы работы методом проекта Выполнила учитель начальных классов МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа Гаманина Г.Н., 2009 год 2009 год.
«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Захарова Анна Модестовна учитель начальных классов МОУ «Руэмская средняя общеобразовательная.
Организация проектной деятельности младших школьников Захарова Наталья Владимировна.
Метод учебного проекта. В современной педагогике: Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент.
СемьяШкола Другие взрос- лые Соци- альная среда СМИ Телеви- дение КнигиДрузья.
«Проект» «брошенный вперед» (лат) Проект-форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую.
Автор: Михайлова Нина Александровна. Приоритетная задача современной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.. Метод проектов – это организационная модель образовательной деятельности, позволяющая учащимся изучать самые сложные.
Технологии, основанные на реализации проектной деятельности Автор презентации – Клюкова Н.В.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Организация проектной деятельности младших школьников учитель начальных классов МОУ Гимназия 1 имени В.Я.Шишкова Захарова Наталья Владимировна.
1-й этап Погружение в проект Учитель формулирует Проблему проекта Сюжетную ситуацию Цель и задачи.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ О.Н. Хижнякова доцент, зав. кафедрой начального образования СКИПКРО.
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.
Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Транксрипт:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5 имени Л.Н. Гумилева

ПРОЕКТ - замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед». ПРОЕКТНОСТЬ – определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.

Проект в контексте образования Результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом («лабораторных») условиях. Специально организованные педагогом условия дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях. Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность обучающихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Немного истории… Вторая половина XIX века – сельскохозяйственные школы США ДЖОН ДЬЮИ ( ) условия успешности обучения связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом; активность ребенка; проблематизация учебного материала

Теоретические концепции Д.Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У.Килпатриком и Э. Коллингсом метода проектов. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения. В России эти идеи первым реализовал С.Т.Шацкий.

Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов. Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненной под контролем учителя.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ Формирование проектной деятельности, проектного мышления. Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний; Включение всех обучающихся в режим самостоятельной работы. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников. Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям. Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя. Развитие важнейших компетенций для современной жизни, способности: –брать на себя ответственность; –участвовать в совместном принятии решения; –регулировать конфликты ненасильственным путем; –оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; –делать свой выбор.

Концептуальные позиции Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей. Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта (образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика; это повышает его мотивацию к учению). Деятельностный подход. Процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем. Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Принцип уважения к иной точке зрения. Принцип обеспечения ответственности за результат.

Особенности организации и методики Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).

Информационные проекты сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки.

Ролевые проекты Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?

Классификация проектов

Исследовательский мини-проект «Сила воли» Проект проводится индивидуально и только желающими учащимися. Цель проекта – исследование силы воли. Задание каждому учащемуся: «Попробуй в течение недели: - не употреблять сладкого; - никуда не опаздывать; - вставать на час раньше, чем всегда; - воздержаться от грубых ответов на замечания родителей и других старших; - не говорить ничего плохого о других. При этом каждый день веди записи, отвечая на вопросы: 1. Что сегодня удалось, а что не удалось? 2. Если не удалось, то что помешало? 3. Если удалось, какие трудности пришлось преодолеть? По итогам исследования ответь на вопрос «Что было для меня самым сложным и почему?»

ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ 1-й – погружение в проект; 2-й – организация деятельности; 3-й – осуществление деятельности; 4-й – презентация результатов.

СТЕПЕНЬ АКТИВНОСТИ - САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ 1-й этап Учитель Ученик 2-й и 3-й этапы Учитель Ученик Последний этап Учитель Ученик

УчительУченик 1-й этап Формулирует:Осуществляют: 1 проблему проекта,личностное присвоение проблемы 2 сюжетную ситуациювживание в ситуацию, 3 цель и задачи.Принятие, уточнение и конкретизацию целей и задач. 2-й этап Организует деятельность – предлагает: Осуществляют: 4 организовать группы,разбивку на группы, 5 распределить роли в группах,распределение ролей в группе, 6 спланировать деятельность по решению задач проекта, планирование работы, 7 возможные формы презентации результатов. выбор формы и способа презентации результатов.

3-й этап Не участвует…Работают активно и самостоятельно! 8но консультирует учащихся по мере необходимости, каждый в соответствии со своим амплуа и сообща, 9ненавязчиво контролирует,консультируются по необходимости, 10дает новые знания, когда его ученики просят об этом, «добывают» недостающие знания, 11репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. готовят презентацию результатов. 4-й этап Принимает отчет…Демонстрируют: 12обобщает и резюмирует полученные результаты, понимание проблемы, цели и задач, 13подводит итоги,умение планировать и осуществлять работу, 14оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др., найденный способ решения проблемы, 15акцентируют внимание на воспитательном моменте, умение работать в группе и др. рефлексию деятельности и результата 16дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

1-й ЭТАП - ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, ее уточняющих (проблематизация). В результате проблематизации, определяют цель и задачи проекта – поиск способа или способов решения проблемы проекта.

2-й ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. Здесь же происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Например, сначала ученикам необходимо познакомиться с информацией по теме проекта, найти статьи в журналах и посмотреть, что пишут об этом ученые. Затем сделать собственные замеры, исследования. Далее следует обобщить то и другое.

3-й ЭТАП – Осуществление деятельности После того как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Предположим, что мы подготовили детей к владению всеми методами и технологиями, которые они должны использовать в самостоятельной работе. Например, в социальном проекте: составление опросника, проведение опроса, обработка результатов опроса – все это требует умения и навыков использования технологий социологии и социальной психологии.

4-й ЭТАП – ПРЕЗЕНТАЦИЯ Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем надо рассказать прежде всего, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.

Нелишним будет пояснить, а если это возможно, то и показать, как необходимо осуществлять предлагаемый способ решения. То, что в ходе подготовки к презентации дети готовят, называется продуктом проектной деятельности. Это могут быть рисунки, плакаты, видеосюжеты, газета, костюмы, макеты, сценарии. Все это готовится как наглядное предъявление решения проблемы.

ПРОБЛЕМА Презентация Проектирование (планирование) ПРОЕКТ Продукт Поиск информации ПОРТФОЛИО ( папка)

ПРОЕКТНАЯ ПАПКА 1. Паспорт проекта 2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов 3. Промежуточные отчеты группы 4. Вся собранная информация по теме проекта 5. Результаты исследований 6. Краткое описание всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться 7. Эскизы, чертежи, наброски продукта 8. Материалы к презентации

Формы продуктов проектной деятельности: атлас; выставка; журнал; коллекция; праздник; справочник; сценарий; учебное пособие; макет; путеводитель; костюм; мультимедийный продукт; письмо; экскурсия.

Виды презентаций проектов воплощение в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа; игра с залом; защита на ученом совете; путешествие; реклама; соревнование; спектакль; телепередача; экскурсия; отчет исследовательской экспедиции; научный доклад; ролевая игра.