Закон о доступе к информации (ATIA) Канада Дональд Лемье Исполнительный директор Управление информации и неприкосновенности частной жизни Секретариат Совета Казначейства Канады апрель 2007 RDIMS
2 Обзор Основные принципы Закона о доступе к информации Роли и ответственность Обработка запросов на информацию Исключения из права на доступ к информации Связь с другими руководящими принципами и инициативами Задача управления информацией Влияние законодательства Статистка Федеральный закон об ответственности
3 Закон о доступе к информации Дает канадцам право на доступ к информации, содержащейся в документах, хранящихся в государственных учреждениях Принципы: –Информация, хранящаяся в государственных учреждениях должна быть доступна гражданам –Необходимые ограничения на доступ к информации должны быть немногочисленны и конкретно определены –Решения о раскрытии информации, хранящейся в государственных учреждениях, должны проходить независимую экспертизу –Задача, которую ставили разработчики: дополнить, а не заменить действующую процедуру раскрытия информации
4 Секретари- ат Совета Казначей- ства Министерст- во юстиции Бюро Тайного Совета Управление библиотек и архивов Канады Органы правитель- ства Канады Уполномо- ченный по вопросам инфор-ции Федераль- ный суд Канады Верховный суд Канады Роли и ответственность Секретариат Совета Казначейства Издает руководящие принципы и директивы относительно исполнения Закона и подзаконных актов, обязательные для исполнения всеми правительственными органами Контролирует применение закона, подзаконных актов и руководящих принципов всеми правительственными органами Определяет содержание ежегодного отчета Парламенту Направляет усилия специалистов-практиков, занимающихся вопросами доступа к информации Издает ежегодные публикации с отчетами о действиях организаций, судебной практике и обзорами документов, хранящихся в организациях
5 Секретари- ат Совета Казначей- ства Министерст- во юстиции Бюро Тайного Совета Управление библиотек и архивов Канады Органы правитель- ства Канады Уполномо- ченный по вопросам инфор-ции Федераль- ный суд Канады Верховный суд Канады Роли и ответственность Министерство юстиции Дает юридические консультации организациям по вопросам, относящимся к Закону о доступе к информации Представляет государственные органы в судах при разбирательстве дел, связанных с раскрытием информации Готовит поправки к законодательству
6 Секретари- ат Совета Казначей- ства Министерст- во юстиции Бюро Тайного Совета Управление библиотек и архивов Канады Органы правитель- ства Канады Уполномо- ченный по вопросам инфор-ции Федераль- ный суд Канады Верховный суд Канады Роли и ответственность Бюро Тайного Совета Имеет полномочия объявить, что информация является «закрытой информацией Кабинета» и не подпадает под действие Закона о доступе к информации –Готовит меморандумы для Кабинета –Готовит материалы для разработки законопроектов –Рассматривает документы, представляемые Советом Казначейства
7 Секретари- ат Совета Казначей- ства Министерст- во юстиции Бюро Тайного Совета Управление библиотек и архивов Канады Органы правитель- ства Уполномо- ченный по вопросам инфор-ции Федераль- ный суд Канады Верховный суд Канады Роли и ответственность Управление библиотек и архивов Канады Устанавливает правила и сроки хранения и списания документов, содержащих корпоративную информацию, и хранящихся в государственных органах Корпоративная информация не может быть уничтожена без разрешения, выдаваемого Главным архивариусом
8 Секретари- ат Совета Казначей- ства Министерст- во юстиции Бюро Тайного Совета Управление библиотек и архивов Канады Органы правитель- ства Канады Уполномо- ченный по вопросам инфор-ции Федераль- ный суд Канады Верховный суд Канады Роли и ответственность Федеральные органы, подпадающие под действие Закона о доступе к информации Руководители обязаны обеспечить соблюдение подчиненными им органами Закона о доступе к информации, подзаконных актов и руководящих принципов В государственных органах имеется должность Координатора по вопросам доступа к информации, которые: –Имеют полномочия, полученные от руководителей органов –Обрабатывают запросы на получение информации –Помогают соблюдать положения Закона о доступе к информации Внедряют практики и процедуры, разработанные самим органом Ведут мониторинг применения таких практик
9 Секретари- ат Совета Казначей- ства Министерст- во юстиции Бюро Тайного Совета Управление библиотек и архивов Канады Органы правитель- ства Канады Уполномо- ченный по вопросам инфор-ции Федераль- ный суд Канады Верховный суд Канады Роли и ответственность Уполномоченный по вопросам информации Является должностным лицом Парламента, имеющим, согласно Закону о доступе к информации, полномочия расследовать жалобы, связанные с нарушением права на доступ к информации Обладает полномочиями судьи федерального суда –Вызывать свидетелей и снимать показания –Приводить к присяге –Имеет право доступа в помещения федеральных органов, подпадающих под действие Закона о доступе, и право ознакомления с их документами при проведении расследования Не может обязать раскрыть информацию Готовит ежегодные и специальные отчеты для Парламента
10 Секретари- ат Совета Казначей- ства Министерст- во юстиции Бюро Тайного Совета Управление библиотек и архивов Канады Органы правитель- ства Канады Уполномо- ченный по вопросам инфор-ции Федераль- ный суд Канады Верховный суд Канады Роли и ответственность Федеральный суд Канады Выносит решения по вопросам отказа в выдаче информации государственными органами Обращения в суд допускаются только после завершения расследований, проводимых Уполномоченным по вопросам информации Федеральный апелляционный суд Следующая судебная инстанция, обеспечивающая независимое рассмотрение вопроса
11 Секретари- ат Совета Казначей- ства Министерст- во юстиции Бюро Тайного Совета Управление библиотек и архивов Канады Органы правитель- ства Канады Уполномо- ченный по вопросам инфор-ции Федераль- ный суд Канады Верховный суд Канады Роли и ответственность Верховный суд Канады Последняя юридическая инстанция для всех физических и юридических лиц, решающих свои дела в суде Суд последней инстанции по делам, относящимся к сокрытию информации государственными органами
12 Запросы на доступ к информации Обращающийся должен быть гражданином Канады или лицом, находящимся на территории Канады Запрос должен подаваться в письменном виде и содержать ссылку на Закон Запрос должен содержать достаточный объем сведений, позволяющих опытному сотруднику организации, в которую подается запрос, найти требуемую информацию В запрос включается подтверждение об уплате сбора в размере $5,0 долларов
13 Обработка запросов на информацию Государственные органы Канады обязаны оказывать содействие лицам, запрашивающим информацию –Независимо от того, кто они и каков формат их запроса –Обязаны дать ответ в течение 30 дней В особых обстоятельствах этот срок может быть продлен Государственные организации обязаны предоставлять требуемую информацию в полном объеме – В этом отношении действуют ряд конкретно установленных исключений Организация, в которую поступает запрос, может потребовать оплаты своих услуг –Такая организация может провести поиск и размножение документов, но не анализ
14 Исключения к праву доступа –Информации, полученных от других уровней власти –Отношений Центр-регионы –Внешней политики и обороны Канады –Расследований, связанных с нарушением закона –Безопасности отдельных лиц –Экономических интересов Канады –Информации личного характера –Информации, относящейся к третьим сторонам –Советам и рекомендациям –Процедур испытаний и аудита –Адвокатской тайны –Запретов, введенных законом Исключения касаются информации, содержащейся в государственных документах закрытого характера и касающейся :
15 Информация, на которую не распространяется Закон о доступе к информации Закон о доступе к информации не распространяется на: –Материалы музеев и библиотек –Информацию, хранящуюся в национальных архивах –Опубликованную информацию –Информацию, которую можно свободно приобрести –Секретную информацию Кабинета
16 Связь с другими стратегиями и инициативами Совета Казначейства Закон имеет непосредственное отношение к политикам защиты частной информации и данных, поскольку обращает внимание на необходимость защиты информации личного характера от несанкционированного доступа и раскрытия Усиливает принципы управления информацией, заложенные в таких документах, как «Политика в отношении управления информацией, хранящейся в органах государственной власти» и «Политика в отношении безопасности» Поддерживает цели и фундаментальные концепции «Политики в сфере коммуникаций» – Обязанность информировать – Раскрытие информации в рамках стандартных процедур – Предоставление услуг населению
17 Задача управления информацией Учет хранящейся информации –Нельзя раскрыть то, что нельзя найти Определение того, что есть «документ» Хранение и уничтожение информации –Когда документ может быть уничтожен? Временные документы
18 Воздействие законодательства Закон о доступе к информации имел положительные и некоторые неожиданные последствия: –Активное раскрытие информации –Лучшее управление информацией личного характера –Язык, используемый в документах –Документированная информация
19 В процентах от общего числа полученных запросов ( ) Категории запросов * Другие включает запросы от парламентариев.
20 Количество запросов по годам Общее число запросов, полученных всеми органами государственного управления ( )
21 Министерства и ведомства, получающие наибольше количество запросов ( ) Организация В процентах от общего числа (%) Министерство по делам гражданства и иммиграции 35.8 Канадское агентство по налогам 7.4 Министерство здравоохранения Канады 5.4 Министерство обороны 5.1 Министерство общественных работ и государственных услуг 3.5 Министерство транспорта 3.1 Министерство охраны окружающей среды 2.6 Управление библиотек и архивов 2.5 Управление исправительных учреждений 2.4 Другие организации 27.9
22 Затраты государственных учреждений, связанные с реализаций Закона о доступе к информации ( ) –Общие затраты Общие затраты $ 26,365,457 Средства, полученные от заявителей $ 265,382 Итого $ 26,100,075 –Средние затраты На обработку одного запроса $ 1, Средний размер сбора за запрос $ Во что обходится налогоплательщику 1 запрос: $
23 Ввел первые серьезные поправки в Закон о доступе к информации после 1983 г. Распространил действие Expands coverage of the ATI to Agents of Parliament, Crown corporations and foundations created under federal statute Provides a duty for institutions to assist requesters without regard for their identity Clarifies the time limit for making a complaint under the ATIA Закон об ответственности федерального правительства (2006)
24 Источники информации Treasury Board Secretariat: Access to Information Act: Access to information policies and guidelines: Info Source Publications: Office of the Information Commissioner:
25