МОУ « ЦО С. М ЕЙНЫПИЛЬГЫНО » Тема самообразования: Развитие творчества у детей младшего школьного возраста. 2010 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическое объединение «Родник» учителей начальных классов МОУ Магнитная СОШ руководитель Гончарова Мария Ивановна февраль 2009 года.
Advertisements

Развитие творческого потенциала личности младшего школьника, обучающегося по программе «Школа 2100» МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Черемхово»
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 212» Заведующий Н.В. Демидова.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. МОДУЛЬ – ЭТО ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УЗЕЛ, В КОТОРОМ ОБЪЕДИНЕНЫ УЧЕБНОЕ МОДУЛЬ – ЭТО ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УЗЕЛ, В КОТОРОМ.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Подготовила учитель-логопед КДУУ 191 Клочко Р.В Донецк-2012.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
«С ОЗДАНИЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС» Методический семинар руководителей ШМО учителей русского языка и литературы МОУ.
Современные модели организации исследовательской деятельности школьников на уровне педагога в образовательном учреждении.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Елгозинская средняя общеобразовательная школа.
1 ГОУ СОШ 1692, г. Москва, 2011 г. Системно-деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьника.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Транксрипт:

МОУ « ЦО С. М ЕЙНЫПИЛЬГЫНО » Тема самообразования: Развитие творчества у детей младшего школьного возраста год

Ц ЕЛИ : Выявить у детей развитие творческих способностей; Выявить проблемы в развитии креативной деятельности; Систематизировать развитие творческой деятельности младших школьников; Рефлексировать у ребят творческую деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ Понятие творческой деятельности младших школьников. Условия развития творческих способностей младших школьников. Система творческих заданий как средство развития творческой деятельности младших школьников. Рефлексия творческой деятельности. Система критериев развития креативных способностей младших школьников.

В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПРИВЕДЕНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. П ОЗНАНИЕ -- «... ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА, ПОНИМАЕМАЯ КАК ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРУЮЩИЙ ИХ ЗНАНИЯ » С ЛОВАРЬ - СПРАВОЧНИК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / С ОСТ. Л.В. Т РУБАЙЧУК. - М.: И ЗД. ДОМ "В ОСТОК ", С.55 П РЕОБРАЗОВАНИЕ -- ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ ОБОБЩЕНИЕМ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, СЛУЖАЩИХ РАЗВИВАЮЩИМ НАЧАЛОМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ УЧЕБНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ У ШАЧЕВ В.П. О БУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : У ЧЕБ. ПОСОБИЕ. - М АГНИТОГОРСК,

С ОЗДАНИЕ -- ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПОЛАГАЮЩАЯ КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В ИЗУЧАЕМЫХ ОБЛАСТЯХ Х УТОРСКОЙ А.В. С ОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА : У ЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ. - СП Б.: П ИТЕР, Т ВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ -- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩАЯ ВНЕСЕНИЕ УЧЕНИКОМ СОБСТВЕННОЙ МЫСЛИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ.

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» : продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству). К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий. Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : - ГИБКОСТЬ УМА ; - СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ; - ДИАЛЕКТИЧНОСТЬ ; - ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации. Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы. Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.

С ИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ВКЛЮЧАЕТ ЦЕЛЕВОЙ, СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ. С ИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР - ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ : ЕГО СПОСОБНОСТИ, ПОТРЕБНОСТИ, МОТИВЫ, ЦЕЛИ И ДРУГИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.

Р ЕФЛЕКСИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ч ТОБЫ НАКАПЛИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ, УЧЕНИК ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН ОСОЗНАВАТЬ ( РЕФЛЕКСИРОВАТЬ ) ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ. П ОД РЕФЛЕКСИВНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ПОНИМАЮТ : · ГОТОВНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ТВОРЧЕСКИ ОСМЫСЛИВАТЬ И ПРЕОДОЛЕВАТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ; · УМЕНИЯ ОБРЕТАТЬ НОВЫЙ СМЫСЛ И ЦЕННОСТИ ; · УМЕНИЯ СТАВИТЬ И РЕШАТЬ НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕКТИВНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ; · УМЕНИЯ АДАПТИРОВАТЬСЯ В НЕПРИВЫЧНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ СИСТЕМАХ ОТНОШЕНИЙ

О РГАНИЗАЦИЯ ОСОЗНАНИЯ УЧАЩИМИСЯ СОБСТВЕННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ТЕКУЩУЮ И ИТОГОВУЮ РЕФЛЕКСИЮ. Т ЕКУЩАЯ РЕФЛЕКСИЯ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ЗАДАНИЙ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ И ПРЕДПОЛАГАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ФИКСИРОВАНИЕ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ( ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ, ПРИОБРЕТЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА, СТЕПЕНЬ ЛИЧНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ПРЕДЫДУЩЕГО ОПЫТА ). И ТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.

Д ЛЯ БОЛЕЕ ТОЧНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НЕОБХОДИМО АНАЛИЗИРОВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ КАЖДОЕ ВЫПОЛНЕННОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОИЗВЕДЕНА С ПОМОЩЬЮ ШКАЛЫ «Ф АНТАЗИЯ », РАЗРАБОТАННОЙ Г.С. А ЛЬТШУЛЛЕРОМ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОЦЕНИВАТЬ УРОВЕНЬ ВООБРАЖЕНИЯ ( ШКАЛА АДАПТИРОВАНА К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ М.С. Г АФИТУЛИНЫМ, Т.А. С ИДОРЧУК ). Ш КАЛА «Ф АНТАЗИЯ » ВКЛЮЧАЕТ ПЯТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ :

· НОВИЗНУ ( ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО 4- УРОВНЕВОЙ ШКАЛЕ : КОПИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА ( СИТУАЦИИ, ЯВЛЕНИЯ ), НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ИСХОДНОМ ОБЪЕКТЕ ( СИТУАЦИИ, ЯВЛЕНИИ ), КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПРОТОТИПА, ПОЛУЧЕНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО ОБЪЕКТА ( СИТУАЦИИ, ЯВЛЕНИЯ )); · УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ ( УБЕДИТЕЛЬНОЙ СЧИТАЕТСЯ ОБОСНОВАННАЯ ИДЕЯ, ОПИСАННАЯ РЕБЕНКОМ С ДОСТАТОЧНОЙ ДОСТОВЕРНОСТЬЮ ); · ГУМАННОСТЬ ( ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ПОЗИТИВНОМУ ПРЕОБРАЗОВАНИЮ, НАПРАВЛЕННОМУ НА СОЗИДАНИЕ ); · ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЦЕННОСТЬ ( ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО СТЕПЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИДЕИ ); · СУБЪЕКТИВНУЮ ОЦЕНКУ ( ДАЕТСЯ БЕЗ ОБОСНОВАНИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, НА УРОВНЕ « НРАВИТСЯ -- НЕ НРАВИТСЯ »).

. У ЧАСТИЕ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПОЛОГОАЕТ МНОГОСТОРОННЮЮ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ : П СИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ ( ОРИЕНТАЦИЯ НА НОВОЕ, НАСТРОЙ НА ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ОТКРЫТОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, СПОСОБНОСТЬ УДИВЛЯТЬСЯ, УВЛЕЧЕННОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕСМОТРУ СОБСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ, ИХ НЕПРЕРЫВНОЙ КОРРЕКТИРОВКЕ. П РЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ТВОРЧЕСТВА. Г НОСЕОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ ( ШИРОКИЙ КРУГОЗОР, ГИБКОЕ И ПОДВИЖНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ОБРАЗНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, ПОНИМАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ИМЕЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИИ, УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ, ОБОБЩАТЬ И ИНТЕГРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, УМЕНИЕ РЕАЛИЗОВАТЬ « СВОЙ » ПОДХОД « ДО КОНЦА », ИНТЕРЕС К РЕЗУЛЬТАТУ ) С ОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ ( ОСОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДА, КОЛЛЕКТИВА, ОБЩЕСТВА, СФОРМИРОВАННОСТИ, ПОТРЕБНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ, МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА. П ОТРЕБНОСТЬ САМОВЫРАЖЕНИЯ, УМЕНИЕ КРИТИКОВАТЬ И ПРАВИЛЬНО ВОСПРИНИМАТЬ КРИТИКУ )

Д ЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НЕОБХОДИМО РАЗВИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ : > КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ОБЪЕКТЫ, СИТУАЦИИ, ЯВЛЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ ; > УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО - СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ; > ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОБЪЕКТ НА ОСНОВАНИИ ВЫДЕЛЕННЫХ ПРИЗНАКОВ, ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТ : - ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНЕРЦИИ МЫШЛЕНИЯ ; - ОЦЕНИВАНИЕ ОРИГИНАЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ ; - СУЖЕНИЕ ПОЛЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ ; - ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ, СИТУАЦИЙ, ЯВЛЕНИЙ ; - МЫСЛЕННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАННОЙ ТЕМОЙ. Н АЗВАННЫЕ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯЮТ ОСНОВУ СПОСОБНОСТИ СИСТЕМНОГО ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ПРОДУКТИВНОГО ПРОИЗВОЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ.

С ИСТЕМА КРИТЕРИЕВ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КритерииПоказатели критерия Методы определения показателей Творческое мышление Беглость Оригинальность Разработанность Сопротивление замыканию Абстрактность названия Тестирование по методике Е. Торренса Творческое воображение Продуктивность Умение работать с образами в пространстве Тестирование по методике С.И. Гин Тестирование по методике Е.Е.Туник, анализ творческой деятельности учащихся по шкале Фантазия Г.С. Альтшуллера