1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
Advertisements

1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПАРТНЕРСТВ материалы к семинару по кластерному проекту г. Москва.
1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза и участников кластера Эксперт Национального фонда подготовки кадров Туликов Алексей Викторович.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Программы стратегического развития учреждений ВПО Г.В.Шепелев Директор Департамента развития профессионального.
«О формировании транспортно - логистического кластера Пермского края и его образовательной поддержке» Васенин Евгений Ильич директор Пермского государственного.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Московский государственный институт электронной техники (технический университет) в рамках реализации мероприятий по проекту: «Развитие сетевого взаимодействия.
Транксрипт:

1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных вузов с предприятиями и учреждениями профессионального образования других уровней в интересах развития приоритетных отраслей экономики в субъектах Российской Федерации _________________________________________ I этап Москва, ноябрь, 2011

2 Общая информация о проекте Цель проекта Представители организации-исполнителя проекта: НФПК Федеральные и региональные эксперты Представители инженерных вузов и учреждений профессионального образования других уровней Представители региональных администраций Представители объединений работодателей Название проекта Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных вузов с предприятиями и учреждениями профессионального образования других уровней в интересах развития приоритетных отраслей экономики в субъектах РФ Разработка механизмов создания и развития многоуровневых межрегиональных систем кластерного типа, ориентированных на решение территориальных и отраслевых задач в части повышения качества подготовки инженерных кадров и приведения его в соответствие с потребностями рынка труда Состав участников Период реализации Сентябрь 2011 – декабрь 2013 гг. (пять этапов) I этап - сентябрь 2011 – декабрь 2011 гг. Срок завершения I этапа – 21 декабря 2011 г. Дата сдачи отчета - 1 декабря 2011 г.

3 Ухудшение качества выпускников школы Поддержка НИУ и ФУ Постановления Правительства ( ) ПИРы, техплатформы Инженерное образование Устаревание материально- технической базы Падение престижа инженерной профессии Конкуренция за ресурсы ФЦП (Кадры, ИиР, Нано и др.) Условия реализации I этапа проекта Коррекция

4 Общая схема реализации I этапа проекта Выявление «лучших практик» Идентификация барьеров и рисков и разработка рекомендаций по их устранению Рекомендации по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профессионального образования всех уровней Модели сетевого взаимодействия учреждений профобразования в целях формирования образовательных кластеров Механизмы создания и развития образовательных кластеров Региональный контекст Отраслевой контекст Стратегическое партнерство Сетевое взаимодействие Образовательный кластер Нормативно- методическое обеспечение по созданию образовательного кластера на основе сетевого взаимодействия Открытый информационный ресурс в сети Интернет Выявление «лучших практик» Аналитические, методические и информационные материалы

5 Работы по реализации I этапа проекта Разработка методологии экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием ведущих инженерных вузов и проведение оценки с ее использованием Проведение экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием ведущих инженерных вузов в 2011 году Разработка рекомендаций по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профессионального образования Оценка роли кластеров с участием ведущих инженерных вузов в отраслевом развитии в контексте модернизационных приоритетов Подготовка аналитических материалов по итогам исследований 2011 года

Терминология проекта Территориальные кластеры – объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг Кластерная группа – совокупность торгуемых видов деятельности, которые демонстрируют устойчивую тенденцию к совместной локализации Образовательный кластер – совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли Стратегическое партнерство – это юридическая закрепленная форма взаимодействия двух или более хозяйствующих субъектов, направленная на формирование устойчивых в долгосрочной перспективе конкурентных преимуществ на профильных рынках на основе интеграции ресурсов, компетенций и технологий Стратегическое партнерство кластерного типа – это партнерство, функционирующее в рамках кластера Потенциал вуза – совокупность создаваемых или уже мобилизованных ресурсных, кадровых и технологических возможностей вуза как субъекта СП, эффективное использование и синергизм которых обеспечивают конкурентоспособность вуза и позволяют достигать требуемого уровня интегрального сбалансированного развития вуза Уровень интегрального сбалансированного развития вуза - это комплексная характеристика изменения совокупности показателей деятельности вуза, достигаемых при сбалансированном развитии продуктового портфеля и наращении кадрового и инфраструктурного потенциалов за счет гармоничной интеграции вуза в СП Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств

7 Список пилотных инженерных вузов, отобранных для участия в проекте 1.Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова 2.Альметьевский государственный нефтяной институт 3.Волгоградский государственный технический университет 4.Донской государственный технический университет 5.Ижевский государственный технический университет 6.Иркутский государственный технический университет 7.Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова 8.Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ (2009) 9.Казанский национальный исследовательский технологический университет 10.Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева 11.Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) 12.Московский государственный строительный университет 13.Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана 14.Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики 15.Московский государственный университет путей сообщения 16.Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" 17.Национальный исследовательский Томский государственный университет 18.Национальный исследовательский Томский политехнический университет (2009) 19.Национальный исследовательский университет "МИЭТ" 20.Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" 21.Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева 22.Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого 23.Новосибирский государственный технический университет 24.Пермский национальный исследовательский политехнический университет (2009) 25.Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королёва (национальный исследовательский университет) (2009) 26.Самарский государственный технический университет 27.Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 28.Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им.В.И.Ульянова (Ленина) 29.Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (2009) 30.Саратовский государственный технический университет 31.Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева 32.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники 33.Уфимский государственный авиационный технический университет 34.Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) 35.Южно-Уральский государственный университет Список согласован с Заказчиком

Распределение вузов по федеральным округам ПФО – Приволжский федеральный округ СЗФО – Северо-Западный федеральный округ СФО – Сибирский федеральный округ УФО – Уральский федеральный округ ЦФО – Центральный федеральный округ ЮФО – Южный федеральный округ СКФО- Северо-Кавказский федеральный округ

АГРЕГИРОВАННЫЕ ГРУППЫ КРИТЕРИЕВ ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ОЦЕНКИ (показатели и индикаторы) ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ КРИТЕРИЕВ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА, В РАЗРЕЗЕ КОТОРЫХ ПРОВОДИТСЯ ОЦЕНКА Система критериев экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИ Й ЦЕЛЕВОЙ ХАРАКТЕР УЧЕТ ВЕКТОРОВ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ АДАПТИРУЕМОСТЬ К ОСОБЕННОСТЯМ СТРАТЕГИЧЕСКОГ О ПАРТНЕРСТВА (СП) УЧЕТ ПРОЦЕССНОГ О ПОДХОДА ВОЗМОЖНОМСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИ Я СУЩЕСТВУЮЩИХ НАРАБОТОК ВОЗМОЖНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ (ПАРТНЕРСТВА В ЦЕЛОМ, ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ) ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНО СТИ ВУЗА РАЗВИТИЕ ПРОДУКТОВОГО ПОРТФЕЛЯ НАРАЩЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРН ОГО ПОТЕНЦИАЛА НАРАЩЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩИЕ – ОТРАЖАЮТ ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА (КОСВЕННО ОТРАЖАЮТ ВЛИНИЕ УЧАСТИЯ ВУЗА В СП) ЧАСТНЫЕ – ОТРАЖАЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ВУЗОМ БЛАГОДАРЯ УЧАСТИЮ В СП (НАПРЯМУЮ ОТРАЖАЮТ ВЛИЯНИЕ УЧАСТИЯ ВУЗА В СП) Критерии согласованы с Заказчиком

10 Перечень документов, направленных в пилотные вузы Анкета для анализа процесса создания и функционирования стратегических партнерств Перечень показателей для оценки уровня интегрального сбалансированного развития вуза Опросные листы для оценки уровня развития технологий, применяемых в вуз Опросные листы для оценки кадрового потенциала вуза

Фрагмент перечня показателей экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием инженерных вузов 11 Шифр показател я Название показателяЕд. изм. Период оценки 2008 г.2009 г.2010 г. ОДОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОД.ООбщие показатели ОД.О.1Общий объем финансирования образовательной деятельности (все источники)млн. руб. ОД.О.2Доходы от целевой подготовки по основным образовательным программам (ООП)млн. руб. ОД.О.3Доходы от программ повышения квалификации и профессиональной переподготовкимлн. руб. … ОД.ЧЧастные показатели ОД.Ч.ПРазвитие продуктового портфеля ОД.Ч.П.1 Число реализуемых ООП, разработанных с участием членов стратегического партнерства (СП)ед. ОД.Ч.П.2Общее число студентов, принятых на первый курсчел. ОД.Ч.П.2.1 в т.ч. принятых по целевому приемучел. ОД.Ч.П.3Число выпускников, трудоустроенных в организациях-членах СПчел. … ОД.Ч.ИНаращение инфраструктурного потенциала ОД.Ч.И.1 Число образовательных структур, созданных совместно с организациями-членами СПед. ОД.Ч.И.2 Число мест, закрепленных в организациях-членах СП, для проведения практик студентовед. … ОД.Ч.КНаращение кадрового потенциала ОД.Ч.К.1 Число работников вуза, прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку по программам, разработанным с участием членов СПчел. ОД.Ч.К.2Общая численность ППС и УВПчел. ОД.Ч.К.2.1 в т.ч. являющихся работниками организаций-членов СПчел. …

Экранный вид форм на сайте edu-clusters.ru

13 Состав экспертной группы проекта Доля экспертов с учеными степенями к.н. или д.н. –более 87% от общего количества; Доля экспертов с учеными званиями доцент или профессор – более 68% от общего количества; Доля экспертов с опытом участия в кластерных проектах, соответствующих заявленным модернизационным приоритетам – более 45% от общего количества; Доля экспертов, имеющих опыт реализации НИОКР по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса – более 59% от общего количества Всего 57 человек Список согласован с Заказчиком

Кластерный подход в социально- экономическом развитии регионов РФ 21 % субъектов Российской Федерации учитывает формирование кластеров на своей территории при разработке планов и схем территориального развития и размещения производительных сил В 25 % субъектов Российской Федерации в положениях об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также координационных и совещательных органах, прямо закреплены полномочия по формированию и проведению региональной кластерной политики Более 20 % субъектов Российской Федерации уделили внимание развитию туристических, туристско-рекреационных и рекреационных кластеров на своих территориях в соответствующих отраслевых региональных целевых программах В ряде субъектов Российской Федерации кластерный подход отмечен, в частности, в программах развития сельского хозяйства, агропромышленного и лесопромышленного комплекса, образования, дорожного строительства, муниципальных образований, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, программах по развитию конкуренции

Участники типового кластера Отрасль схожие фирмы Родственные отрасли Поставщики Клиенты Наука и образование Организации по сотрудничеству Инфраструктура (в т.ч. финансы) Региональная (местная) власть

Важность групп факторов для успешного создания и функционирования стратегического партнерства

Значимость групп барьеров, возникающих в процессе создания и функционирования стратегического партнерства

Цели участия пилотных вузов в стратегическом партнерстве на основе кластерных проектов в 2011 году Повышение качества первичной подготовки кадров и связанную с ней подзадачу повышения качества образовательных программ и расширения круга компаний для возможного трудоустройства выпускников вузов – 100% вузов Проведение совместных фундаментальных и прикладных исследований (включая подзадачу расширения источников заказов на проведение НИР – 81% вузов Переподготовка кадров предприятий-стратегических партнеров вуза – 54% вузов Эффективное совместное использование ресурсов партнеров – 54% вузов Повышение доли научно-педагогических работников и студентов и аспирантов вуза, привлеченных к научно-исследовательским и инновационным проектам – 27% вузов Коммерциализация интеллектуальной собственности университета – 27 % вузов

Преимущества от участия пилотных вузов в стратегическом партнерстве на основе кластерных проектов Увеличение доходов от образовательной, научной и инновационной деятельности Совершенствование и развитие программы основного и дополнительного профессионального образования, а также развитие направления послевузовского профессионального образования Повышение качества подготовки и уровня адаптации выпускников вуза к требованиям рынка труда Повышение уровня и качества выполнения научных исследований, соответствующих перспективным потребностям национальной экономики Развитие образовательной, научной и инновационной инфраструктуры Развитие компетенции различных категорий персонала

Основные аналитические работы, выполненные на первом этапе проекта Анализ статистической информации из открытых источников, а также массивов данных мониторинга реализации программ развития ведущих вузов и расчет значений по разработанным показателям для инженерных вузов, имеющих доказательно-результативный опыт реализации научных исследований и разработок по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса ; Анализ регионально-отраслевого состава стратегических партнерств с участием высших учебных заведений Анализ тематики кластерных проектов и их соответствия модернизационным приоритетам Российской Федерации Анализ организационно-правовых форм, использующихся при создании стратегических партнерств с участием вузов Анализ нормативно-методической базы, использующейся при создании стратегических партнерств Анализ современных подходов к оценке уровня инновационного развития субъектов экономической деятельности. Определение целей и задач проведения оценки Анализ опыта формирования стратегических партнерств с участием учреждений профессионального образования Анализ российских и зарубежных подходов к оценке эффективности научно-исследовательской и инновационной деятельности ведущих вузов

21 Основные документы, разработанные в ходе выполнения работ по I этапу Аналитическая справка, отражающая текущее состояние процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием ведущих инженерных вузов в 2011 году Рекомендации по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профессионального образования Описание роли кластеров с участием ведущих инженерных вузов в отраслевом развитии в контексте модернизационных приоритетов Другие материалы, посвященные проблематике проекта

Материалы для Заказчика по итогам 2011 г. Отчет о выполненных работах (оказанных услугах) по I этапу государственного контракта представлен на бумажном носителе, форматом А4 (2 экз.) и на электронном носителе (CD с файлом в формате Microsoft Word) Аннотация, описывающая ход выполнения работ и полученные результаты Настоящая презентация о выполненных работах Отчет представлен в Департамент профессионального образования Минобрнауки России

23 Спасибо за внимание!