Эволюция человеческого капитала России: 1990-2000 годы Р. Капелюшников 2010, ноябрь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? Р. Капелюшников 2011, сентябрь.
Advertisements

Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
Рейтинг территорий с преимущественно городским населением по уровню преступности в 2008 году 1ЗАТО «Звездный»33,10 2Гремячинский230,00 3г. Кунгур242,00.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Анализ результатов краевых диагностических работ по русскому языку, проведённых в ноябре- декабре учебного года.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Доходы и финансовое поведение населения: ловушки и драйверы развития Л.Н. Овчарова Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2011.
T, °C V, м/с Эквивалентные температуры воздуха в штиль(°С) и скорости ветра (м/с) Опас- ность обморо- жения 02,24,46,68,811,013,316,417,
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Антикризисный потенциал стран БРИК и развитие социального образования в России В.И. Жуков ректор РГСУ, академик РАН.
Статистические показатели работы библиотек МБУК ЦБС г. Таганрога за 2012 год.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
ФАКТОРЫ РОСТА в российской промышленности
Подготовила студентка ГУЭ-3 Жлобич Екатерина. Наименование областей Число родившихся ( абсолютное число ) г. Минск
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
Общие результаты ЕГЭ города Канаш в разрезе общеобразовательных учреждений.
Анализ результатов краевых диагностических работ по русскому языку в 11-х классах в учебном году.
Транксрипт:

Эволюция человеческого капитала России: годы Р. Капелюшников 2010, ноябрь

План презентации 1. Введение 2. Общетеоретические соображения 3. Характеристики запаса 4. Характеристики потоков 5. Качество образования - показатели «затрат» - показатели «выпуска» 6. Образование и положение работников на рынке труда 7. Нормы отдачи 8. Особенности профессиональной структуры 9. Заключение

Общетеоретические представления Человеческий капитал = запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого челове- ка и которые могут использоваться им в произ- водственных либо потребительских целях Он – человеческий, потому что воплощен в личности человека; он – капитал, потому что является источником или будущих доходов, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе В узком смысле под инвестициями в человеческий капитал понимаются затраты на образование и производственную подготовку, т.к. именно они пред- ставляют собой специализированный вид деятель- ности по формированию знаний, навыков и умений

Виды человеческого капитала Общий ЧК: = знания и навыки, представляющие ценность безотносительно к тому, где они были получены Специфический ЧК: = знания и навыки, пред- ставляющие ценность только там, где они были получены Система формального образования по большей части ориентирована на производство общего, тогда как подготовка на рабочих местах – специфического ЧК Преимущество ЧК в том, что для него существуют натуральные измерители: число накопленных лет обучения; доли работников с образованием определенного уровня или типа; продолжительность специального стажа и др.

Отдача от человеческого капитала Экономический выигрыш от ЧК = разность в пожизненных заработках групп с различными уровнями образования (так, разность в заработках между обладателями высшего и среднего образования показывает, какую «премию» обеспечивает наличие вузовского диплома) Нормы отдачи ЧК – показывают, на сколько % воз- растают заработки при увеличении продолжитель- ности образования на 1 год. «Минцеровское» уравнение заработков: Ln (W) = + * E + 1 * exp + 2 * exp 2 + ЧК – главный «мотор» экономического роста. Отдача от него не меньше, чем от физического капитала. Многократно усиливает конкурентные позиции работников на рынке труда. НО ТАК ЛИ ЭТО В РОССИ й СКИХ УСЛОВИЯХ?

Ступени образования по МСКО-97 и их российские эквиваленты МСКО-97Российская система образования МСКО 1 – начальное Начальное МСКО 2 – нижний уровень вторичного (среднего) Основное общее среднее МСКО 3 – верхний уровень вторичного (среднего) 3AПолное среднее 3BНачальное профессиональное с аттестатом о полном среднем 3CНачальное профессиональное без аттестата о полном среднем МСКО 4 – послесреднее нетретичное Начальное профессиональное на базе полного среднего МСКО 5 – первая стадия третичного МСКО 5A (высшее)Высшее МСКО 5В (невысшее)Среднее профессиональное МСКО 6 – вторая стадия третичного Аспирантура, докторантура

Среднее число накопленных лет образования на одного человека, гг., лет (15/64) ВсегоШколаПТУССУЗ ВУЗ ,59,20,500,771, ,69,20,510,811, ,89,40,550,831, ,99,50,550,851, ,09,50,560,801, ,19,50,570,831, ,29,60,590,841, ,29,60,600,861, ,39,60,600,861, ,49,60,590,901, ,59,70,600,901, ,59,70,600,901, ,69,60,600,911,38

Среднее число накопленных лет образования, 2005 г. Среднее число накопленных лет обученияДушевой ВВП, по ППС, 2005г., тыс. долл. 15 лет и старше25 лет и старше Развитые Франция9,889,7930,7 Германия11,8512,2431,4 Япония11,2611,1230,3 Великобритания9,218,8532,2 США12,0912,4541,9 Переходные Чехия12,7513,0920,4 Венгрия11,4911,4717,0 Польша9,699,7013,8 Страны BRIC Бразилия7,176,608,5 Китай7,627,054,1 Индия4,683,982,2 Россия (РМЭЗ) 10,57 (11,76)10,70 (11,66) 11,9

Среднее число накопленных лет образования и душевой ВВП, 2005 г.

Образовательная структура населения года, 2003 г., % Страны Все населениеЗанятое население Не ниже вторичного С третичнымНе ниже вторичного С третичным Канада8444 (22)8848 США8838 (29)9042 Япония8437 (21)8640 Швеция8233 (18)8536 Великобритания6528 (19)7434 Южная Корея7329 (22)7532 Испания4325 (18)5131 Франция6523 (14)7127 Германия8324 (14)8829 Венгрия Польша Чехия Словакия8712 (11)9415 Россия (2002)8957(21)9464

Охват третичным образованием и душевой ВВП, 2003 г., %

Охват третичным образованием типа А и душевой ВВП, 2003 г., %

Образовательная структура населения России по данным переписей 1989 и 2002 гг., % Все населениеЗанятое население Высшее профессиональное Неполное высшее профессиональное Среднее профессиональное Начальное профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее Не имеют начального общего Итого 100

Динамика численности студентов в учреждениях профессионального образования, гг. (1990=100%)

Динамика численности студентов в учреждениях профессионального образования по полу, гг. (1990=100%)

Оценка влияния фактора призыва на динамику численности студентов вузов, гг., %

Соотношения основных потоков в системе образования, гг.

Расходы на образование, 2006 г., % Страны% ВВПРасходы на 1 учащегося как % душевого ВВП начальноесреднеетретичноетретич.-А Развитые Франция5, Германия4, Япония3, Великобритания5, США5, Переходные Чехия4, Венгрия5, Польша5, Страны BRIC Бразилия4, Китай----- Индия4, Россия3,9 (4,7)

Доля госрасходов на образование как % ВВП и душевой ВВП, 2006 г.

Расходы на одного студента системы третичного образования как % душевого ВВП и ВВП на душу населения, 2006 г.

Соотношение учащихся и преподавателей, 2007 г. начальноесреднеетретич.-Втретич.-Атретичное Развитые Франция19,711,916,816,6 Германия18,314,911,812,212,1 Япония19,013,57,911,810,6 Великобритания19,413,6--17,6 США14,615,1-- Переходные Чехия18,712,315,219,018,6 Венгрия10,211,118,517,017,1 Польша11,012,312,817,2 Страны BRIC Бразилия25,821,4--14,3 Китай21,918,8--- Индия40,232,522,022,2 Россия 17,08,810,713,712,9

Соотношение учащихся и преподавателей в средних школах и душевой ВВП, 2007 г.

Россия: балльные оценки знаний учащихся PIRLS/ TIMSS, 4 класс TIMSS, 8 классPISA, 15 лет 2001/ Чтение Россия Все страны Рейтинг России 12 из 351 из из 4132 из 4039 из 56 Матграмотность Россия Все страны Рейтинг России 9 из из 4112 из 3814 из 5023 из 4129 из 4034 из 57 Научная грамотность Россия Все страны Рейтинг России 9 из из 4116 из 3821 из 5027 из 4124 из 4035 из 57 Решение проблем Россия Все страны Рейтинг России из 40-

Интегральные оценки качества образования Средний уровень, баллов Доля "аутсай- деров", % Доля "лидеров", % Развитые Франция5047,48,5 Германия4969,410,5 Япония5313,316,8 Великобритания4957,18,8 США4908,27,3 Переходные Чехия5116,912,2 Венгрия5055,910,3 Польша48516,29,9 Страны BRIC Бразилия36466,21,1 Китай4946,58,3 Индия4287,81,3 Россия 492 (29-е место из 77) 11,6 (32-е место из 77) 8,1 (29-е место из 77)

Интегральные оценки качества школь- ного образования и душевой ВВП

Динамика численности студентов очных и неочных отделений вузов, гг., % (1990 г. = 100%)

Уровни безработицы по полу и образованию, 15-72, 2008, % ВсеМуж.Жен.Отч. Высшее 2,82,72,90,3 Неполное высшее 12,111,712,61,5 ССУЗ (третичное тип B) 4,7 4,60,7 Начальное профессиональное 6,66,46,91,1 Полное среднее общее 9,79,410,21,9 Основное общее 14,714,914,45,1 Начальное и ниже 16,318,713,16,6 Все 6,36,66,11,2

Динамика относительных показателей безработицы, гг., %

Среднемесячная заработная плата по образованию, 2009 г., тыс. руб. ОЗППРМЭЗ ВсеМЖ МЖ Высшее 24,430,720,417,120,115,3 Неполное высшее 15,119,013,1--- ССУЗ 15,319,512,911,914,79,7 ПТУ + полное среднее 15,318,410,9 12,414,59,5 ПТУ + неполное среднее 11,714,28,8 Полное среднее 14,818,410,612,114,79,3 Основное общее и ниже 12,315,28,810,412,37,6 Все 18,122,115,014,016,412,2

Нормы отдачи от образования в России по данным различных исследований, гг.

Динамика норм отдачи от образования по данным РМЭЗ, гг., %

Динамика норм отдачи на образование по данным НОБУС и ОЗПП, гг., %

«Премии» на различные уровни образования, 2003 и 2009 гг., %* НОБУС-03ОЗПП-09 ВсеМЖ МЖ Высшее 85,178,990,676,363,691,9 Неполное высшее 61,255,067,5 16,95,928,3 ССУЗ 27,830,925,814,28,221,8 ПТУ + полное среднее 9,07,211,4 3,31,94,3 ПТУ + неполное среднее 15,417,412,7 Основное общее и ниже -21,7-25,3-16,3 -8,3-8,5-8,4 * % превышения над заработками работников с полным средним образованием.

Выводы-1 исходная ситуация: массивное обесценение ЧК, накопленного при прежней системе в пореформенный период процесс накопления ЧК шел ускоренными темпами; российская экономика продолжала подпитываться работниками со все более высокой формальной подготовкой с формальной точки зрения Россия обладает высокообразованной рабочей силой (по среднему числу накопленных лет образования – около 13 – входит в группу мировых лидеров) доля работников с третичным образованием – одна из самых высоких в мире (неожиданно для страны со средне-низким уровнем дохода) устойчивый рост спроса на третичное образование (крайне низкие opportunity costs) недофинансирование системы образования - но неожиданно низкое соотношение учащиеся/преподаватели низкое и ухудшающееся качество обучения инновационные" формы ЧК: в области компьютерной грамотности – прорыв (среди молодежи близка к 100%); владение иностранными языками – провально низкое (подрывает шансы на построение экономики знаний)

Выводы-2 в российских условиях прослеживаются все основные взаимосвязи ЧК с экономической активностью, занятостью, безработицей, трудовой мобильностью, заработками, известные из опыта других стран (сильное положительное влияние на положение работников на рынке труда) ЧК – важнейшая детерминанта заработков (более образо- ванные зарабатывают больше, чем менее образованные; опытные – больше, чем неопытные, компьютерно гра- мотные или владеющие ин. языками – больше, чем компь- ютерно неграмотные или не владеющие ин. языками) сдвиг от низких норм отдачи ЧК в дореформенный период к высоким нормам отдачи в настоящее время (выросли с 2-3% до 8-10%; явных признаков падения пока не видно) крайне низкая отдача от трудового опыта (сглаженные профили заработков по возрасту: в 30 лет получают столько же, сколько в 55) запасы специфического ЧК непрерывно сокращались (продолжительность спецстажа намного ниже, чем в большинстве других стран; практически нулевая отдача от специфического человеческого капитала) низкий охват производственной подготовкой

Выводы-3 главная головоломка: почему нормы отдачи не сокращались несмотря на гигантский приток обладателей дипломов вузов и ссузов на рынок труда? объясняется тем, что спрос на высококвалифицированную рабочую силу рос еще быстрее, чем ее предложение! несмотря на это Россия остается одним их худших «пользователей» накопленного человеческого капитала: треть обладателей третичного образования работают по профессиям, не требующим высокой подготовки образовательные планы молодежи показывают, что к сере- дине 21 века российская рабочая сила на 90% будет состо- ять из работников с третичным образованием (в том числе – примерно на 60-65% из обладателей дипломов вузов) в межстрановой перспективе: парадоксальное сочетание больших запасов ЧК с низкой производительностью труда свидетельство нарушенного взаимодействия между системой образования и рынком труда

При сохранении существующих тенденций разрыв между ускоренным накоплением ЧК и его неэффективным использованием, между высокими количественными и низкими качественными характеристиками образования будет увеличиваться. Это может привести к размыванию тех преимуществ, которые (пока) дает накопление ЧК. В результате вместо высокопродуктивной экономики знаний в России может сформироваться экономика невостребованных знаний (или даже псевдо- знаний).