Комментарии Всемирного банка на промежуточный доклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Вызовы системе здравоохранения С.В.Шишкин Международная конференция "Социально- экономическое развитие России: новые рубежи", Москва, 26 октября 2007.
Advertisements

Г. Салехард Стратегия лекарственного обеспечения населения Ямало-Ненецкого автономного округа : определяет приоритетные направления развития лекарственного.
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
1 Пути повышение доступности медицинской помощи Попович Лариса, Директор Институт экономики здравоохранения Высшая школа экономики Москва, 2012.
Приоритеты реструктуризации системы оказания медицинской помощи Шейман И.М., ГУ-ВШЭ Международная научно-практическая конференция « Россия и мир: в поисках.
1 Актуальные задачи профилактической медицины в здравоохранении Рожнев Е.В. Заместитель министра здравоохранения Пермского края.
Анализ состояния системы здравоохранения РК, ключевые проблемы. Основные предпосылки и принципы внедрения ОСМС Выполнила:Кляцкая Екатерина.
1 Здоровье и устойчивое развитие Презентация доклада о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 год С.Шишкин Высшая школа экономики Москва,
Об устранении замечаний по результатам проверки прокуратурой Иркутской области реализации мероприятий долгосрочной целевой Программы модернизации здравоохранения.
основана на медицинском страховании, исходящем из принципа обязательной солидарности, а также общей доступности услуг, предлагаемых частно-правовыми производителеми.
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
ЗАКОН РЕСПУБЛКИ БЕЛАРУСЬ «О ЗДРАВООХРАНЕНИИ» ЛЕКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ УО «БГМК» МИЛЬКО-ЧЕРНОМОРЕЦ.
1 Российское здравоохранение: ритуалы и реалии С.В.Шишкин Конференция НИСП Москва, 27 февраля 2009 г.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Статистика помощи развитию, распространение информации и эффективность помощи Миша Белкиндас Группа Группы технического содействия в области статистики.
Применение различных способов оплаты в системе обязательного медицинского страхования.
Прогресс в деле Охраны здоровья матери и ребенка в Республике Казахстан, 2008 Интеграция вопросов защиты прав детей на выживание и развитие в систему здравоохранения.
Экспертная группа 17 « Реформа бюджетного сектора в экономике » « РИА Новости », г. Основные направления и механизмы повышения эффективности.
Обеспечение населения Тюменской области высокотехнологичной медицинской помощью. Финансирование скорой медицинской помощи за счет средств ОМС. Директор.
1 С.В.Шишкин (НИУ ВШЭ) Международная конференция «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии» Круглый стол: Здоровье и среда обитания человека Москва,
Транксрипт:

Комментарии Всемирного банка на промежуточный доклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года 1

Работа заслуживает высокой оценки! Прекрасно подготовленный документ Группа специалистов Банка представляет свои комментарии по каждому разделу Пересмотреть план презентации? 2

3 1) Неудовлетворительные показатели состояния здоровья населения 2) Почему показатели состояния здоровья населения столь неудовлетворительны? 3) Необходим переход к оказанию медицинской помощи с клинически доказанной эффективностью и экономически целесообразной 4) Для осуществления таких инициатив требуются инвестиции 5) Настоятельно рекомендуется внедрять передовые подходы, практикуемые в разных странах мира, например, «финансовые стимулы» для оптимизации использования ресурсов в целях повышения эффективности работы и обеспечения финансовой защиты 6) Реструктуризация системы оказания медицинской помощи

1. Увеличение расходов? a. Анализ фискального пространства 2. Необходимость повышения эффективности …. до того, как Минфин скажет «да» 3. Вопросы финансирования 4. Вопросы, касающиеся системы оказания медицинской помощи 5. Управление качеством медицинской помощи Особо важные направления : План презентации 4

Налогово-бюджетный резерв, который может быть использован для увеличения государственных расходов на здравоохранение без ущерба для макроэкономической стабильности Фискальное пространство для здравоохранения 5

Оценки фискального пространства для здравоохранения можно представить в виде лепестковой диаграммы. 6 Благоприятные макроэкономические условия Изменение приоритетов Иностранная помощь данному секторуДругие ресурсы данного сектора Эффективность Фискальное пространство для здравоохранения (рост доли государственных расходов на здравоохранение в %)

Российская Федерация Источник: Российская Федерация: Консультации с МВФ в соответствии со ст. IV соглашения в июле 2010 г.

Российская Федерация Источник: Российская Федерация: Консультации с МВФ в соответствии со ст. IV соглашения в июле 2010 г.

Благоприятная ситуация по сравнению с Евросоюзом

Рост доли государственных расходов на здравоохранение по мере увеличения доходов Доля расходов государства возрастает по мере увеличения дохода (аналогично действию закону Вагнера). 10 Государство Частные прямые платежи населения Частное медицинское страхование Доля от общих расходов на здравоохранение Малый доход Нижний средний доход Верхний средний доход Высокий доход Источник: ВОЗ Тенденции финансирования здравоохранения в зависимости от доходов, 2005 г.

Однако... объемы прямой оплаты населением медицинских услуг в Российской Федерации все еще высоки 11 GeГермания Венгрия Польшаnd Чехия Эстония Словения Болгария Румыния Российская Федерация Прямые платежи населения за медицинские услуги (Доля в общих расходах на здравоохранение, в % ВВП на душу населения (по текущему курсу доллара США) Источники: доклад Всемирного банка «Показатели мирового развития»; ВОЗ Примечание: по оси Х – логарифмическая шкала Доля прямых платежей населения в общих расходах на здравоохранение в сравнении с доходом на душу населения (2009 г.)

Однако... так не всегда происходит в Российской Федерации и Восточной Европе В среднем, государственные расходы и общие расходы на здравоохранение возрастают по мере роста доходов, но ….12 МВФ, 2011 Государственные расходы на здравоохранение в странах с формирующимся рынком в гг. (в % от ВВП)

Фискальное пространство для здравоохранения 13 Благополучные макроэкономические условия Изменение приоритетов Иностранная помощь данному секторуДругие ресурсы данного сектора Эффективность Фискальное пространство для здравоохранения (рост доли государственных расходов на здравоохранение в %)

Российская Федерация Доля государственных расходов в ВВП Доля государственных расходов на здравоохранение в общих государственных расходах Estonia Hungary Czech Republic Germany Slovenia Bulgaria Poland Russian Federation Romania Доля от ВВП (%) ВВП на душу населения (по текущему курсу доллара США) Источники: доклад Всемирного банка «Показатели мирового развития»; ВОЗ Примечание: по оси Х - логарифмическая шкала Последние имеющиеся данные за год в период гг. Доля в ВВП в сравнении с доходом на душу населения Czech Republic Germany Poland Romania Estonia Slovenia Hungary Bulgaria Russian Federation Государственные расходы на здравоохранение (доля в государственных расходах, %) ВВП на душу населения (по текущему курсу доллара США) Источники: доклад Всемирного банка «Показатели мирового развития»; ВОЗ Примечание: по оси Х - логарифмическая шкала Доля государственных расходов на здравоохранение в общих государственных расходах в сравнении с доходом на душу населения (2009 г.) )

Изменение доли расходов на здравоохранение в государственных расходах 15 Kutzin и Всемирный банк, 2011 г. Russia Azerbaijan Pakistan India Guinea-Bissau USA Mauritania Tajikistan Jamaica Brazil Philippines Morocco Ecuador Armenia Mongolia Togo Kazakhstan Ghana Benin Cambodia Haiti China Uganda Mali Kyrgyzstan Senegal Estonia Republic of Korea Mozambique Lithuania Moldova Panama Argentina Bosnia and Herzegovina Madagascar Mexico Zambia Slovakia Cuba Austria Netherlands Botswana Canada Croatia Rwanda 0% 5% 10% 15% 20% Доля расходов на здравоохранение от общих государственных расходов, %

Полезным вариантом могут являться целевые налоги Часто критикуются с позиций государственного финансирования, но представляют собой популярный вариант решения проблемы для различных стран. Таиланд использует «налоги на пороки» (табак, алкогольные напитки, азартные игры) с целью финансирования системы здравоохранения. В Гане 2,5% от взимаемого НДС поступает в фонд медицинского страхования. В соответствии с новым законом Российская Федерация уже увеличила размер целевых налогов. В соответствии с новым законом Российская Федерация уже увеличила размер целевых налогов. Существует ли возможность в будущем повысить «налоги на пороки»? Существует ли возможность в будущем повысить «налоги на пороки»? Источники фискального пространства для здравоохранения 16

Налоги на табак 17

Фискальное пространство для здравоохранения 18 Благоприятные макроэкономические условия Изменение приоритетов Иностранная помощь данному секторуДругие ресурсы данного сектора Эффективность Фискальное пространство для здравоохранения (рост доли государственных расходов на здравоохранение в %)

Российская Федерация Избыток врачей и больничных коек ВрачиБольничные койки Hungary Poland Estonia Russian Federation Bulgaria Romania Czech Republic Germany Slovenia Показатели ниже среднихПоказатели выше средних Показатели ниже средних Показатели выше средних Врачей на 1000 жителей в сравнении с доходом на душу населения Количество врачей на 1000 жителей в сравнении с общими расходами на здравоохранение на душу населения Источники: доклад Всемирного банка «Показатели мирового развития»; ВОЗ Примечание. Указаны последние имеющиеся данные по врачам и ВВП на душу населения. Данные по РФ указаны за 2006 г. Количество врачей на 1000 жителей в сравнении с общими расходами на здравоохранение и доходом Hungary Poland Estonia Russian Federation Bulgaria Romania Czech Republic Germany Slovenia Показатели ниже средних Показатели выше средних Показатели ниже средних Показатели выше средних Коек на 1000 жителей в сравнении с доходом на душу населения Количество больничных коек на 1000 жителей в сравнении с общими расходами на здравоохранение на душу населения Источники: доклад Всемирного банка «Показатели мирового развития»; ВОЗ Примечание. Указаны последние имеющиеся данные по койкам и ВВП на душу населения. Данные по РФ указаны за 2006 г.. Количество коек на 1000 жителей в сравнении с общими расходами на здравоохранение и доходом

Российская Федерация в сравнении с Европейским Союзом Россия *2006 Первая десятка стран ЕС Европейский Союз Больничных учреждений на 100 тыс. жителей 4,54,52,62,63 Больничных коек на 10 тыс. жителей 96,662,557,0 Средняя занятость койки, % 87,070,676,3 Средняя продолжительность пребывания больного в учреждениях интенсивной терапии 13,27,67,66,56,5 Источник: база данных ВОЗ «Здоровье для всех» (Health for All)

Фискальное пространство для здравоохранения Более слабая нагрузка на страны с формирующимся рынком 21 МВФ, 2011 г Польша Венгрия Бразилия Чили Аргентина Литва Турция Румыния Украина Таиланд Россия ЮАР Эстония Мексика Саудовская Аравия Латвия Китай Малайзия Индонезия Филиппины Индия Пакистан Доля от ВВП, % Запланированное увеличение государственных расходов на здравоохранение на период гг. - Старение населения Чрезмерный рост затрат Средневзвешенное значение=1,0 Невзвешенное среднее значение=1,1 Болгария

Исследование МВФ (2011 г.) Воздействие реформ здравоохранения в странах с развитой экономикой 22

которые позволят обеспечить реальное и соразмерное сдерживание прогнозируемого роста государственных расходов Рыночные механизмы Государственное управление Бюджетные потолки Ограничение спроса Ограничение предложения Доля от ВВП, % Среднее воздействие реформы на государственные расходы на здравоохранение, 2030 г. (снижение с учетом прогнозируемых показателей)

Страны с переходной экономикой Многие страны (Эстония, Венгрия, Латвия, Россия и Украина) успешно сдерживают рост расходов на основе проводимых реформ, в частности, путем создания единого фонда медицинского страхования и глобального бюджета Существуют возможности для проведения дополнительных реформ на микроуровне, например, реформы оплаты медицинской помощи в целях стимулирования более эффективного оказания услуг (профилактических и первичной медицинской помощи) Наиболее эффективное средство сокращения количества больничных коек и средней продолжительности пребывания в стационаре Важное значение имеет также здоровый образ жизни 24

Доклад о состоянии здравоохранения в мире: Сколько можно сэкономить ? 25

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 26

1) РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 27

Зачем реформировать систему оплаты стационарной помощи ? В целях введения общей «валюты» для обеспечения прозрачности оценки результатов работы сравнительного анализа экономической эффективности, распределения средств бюджета, планирования мощности, оплаты ( эффективность) 28

Смешанные модели оплаты стационарной медицинской помощи в Европе Сметное финансирован ие КСГ/за пролеченный случай Глобальный бюджет Смешанная модель КСГ и глобальный бюджет ДанияXX АнглияX ФинляндияX ИрландияX НорвегияX ШвецияX ИталияX ПортугалияX ИспанияX АвстрияX БельгияX ФранцияX ГерманияX 29

Реформирование системы оплаты стационарной помощи в странах с переходной экономикой (нет; бюджет; КСГ и т.д.; гонорарный метод) Moreno-Serra R, Wagstaff A. (2010) System-wide impacts of hospital payment reforms: Evidence from Central and Eastern Europe and Central Asia. Journal of Health Economics V. 29 pp. 585–602 30

СтранаПубликация Объемы помощи СППС США US Congress - Office of Technology Assessment, 1985 Guterman et al., 1988 Davis and Rhodes, 1988 Kahn et al., 1990 Manton et al., 1993 Muller, 1993 Rosenberg and Browne, 2001 Эмпирические данные (1): объемы помощи и средняя продолжительность пребывания в стационаре при оплаты на основе КСГ США 31 DRGs in Europe: Moving towards transparency, efficiency and quality in hospitals Busse, 2011:

СтранаПубликация Объемы помощи СППС Швеция, начало 1990-х годов Anell, 2005 Kastberg and Siverbo, 2007 Италия, 1995 г.Louis et al., 1999 Ettelt et al., 2006 Испания, 1996 г.Ellis/ Vidal-Fernández, 2007 Норвегия, 1997 г. Biørn et al., 2003 Kjerstad, 2003 Hagen et al., 2006 Magnussen et al., 2007 Австрия, 1997 г.Theurl and Winner, 2007 Дания, 2002 г.Street et al., 2007 Германия, 2003 г.Böcking et al., 2005 Schreyögg et al., 2005 Hensen et al., 2008 Англия, 2003/4 гг. Farrar et al., 2007 Audit Commission, 2008 Farrar et al., 2009 Франция, 2004/5 гг. Or, 2009 Европейские страны 1990-е/ 2000-е гг. Эмпирические данные (2)

Прочие воздействия Рационализация системы предоставления медпомощи сокращение коечной мощности (количества коек) на 20-40% ( например, в Венгрии, Кыргызстане ); Повышение структурной эффективности системы здравоохранения -- долю расходов здравоохранения на ПМСП часто со временем можно удвоить, увеличивая их каждый год на % ( Словения, Венгрия, Кыргызстан ); Повышение технической эффективности больниц сокращение продолжительности пребывания в стационаре и сокращение объемов ненужной деятельности на 10-20%; Совершенствование системы предоставления услуг и повышение качества например, если больница не аккредитована, ее затраты на оказание медпомощи не возмещаются системой медицинского страхования ; Но …возможны незапланированные последствия … увеличение объемов, повторные госпитализации, неоказание необходимой помощи. 33

Роль частного страхования Третья сторона Подушевое финансирование с разделением рисков Дополнительное страхование Если есть и то, и другое, необходима нормативная защита Не допускать «снятия сливок» (страхования только богатых и здоровых) Избегать (всемерно) включения в программы ЧМС тех видов помощи, которые включены в программу государственных гарантий Двухуровневая система (например, в Чили) Потеря доходов «Государственные» пациенты будут чаще болеть и в среднем дороже стоить 34

2) ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ 35

Как определяют и измеряют ширину, длину и глубину? Определение терминазастрахованные -- право / страхование / использование услуг Определение термина покрываемые виды помощи – проблемы определения, перечни покрываемых и не покрываемых услуг, пределы, разделение затрат Определение термина покрываемые затраты – фактические издержки, включая субсидии, предоставляемые поставщиками услуг, неиспользование услуг/отсутствие затрат из-за низкого качества по мнению пациентов, низкой физической доступности, социальных барьеров и прочих ограничений для потребителей услуг Source: Kutzin et al. forthcoming. Ширина : Кто застрахован ? Глубина: Какая часть затрат покрывается,? Длина : Какие виды помощи покрываются? Медпомощь, финансируемая государством Общие расходы на здравоохранение незастрахованные Разделение затрат - Не покрываемые виды помощи

Система социальной защиты в здравоохранении Мексики (ССЗЗ) Этой системой пользуются мексиканцы, не охваченные программами социального обеспечения. Она направлена на обеспечение доступа к медицинской помощи и финансовой защиты. Система включает три основные программы с разными страховыми пакетами и институциональными и организационными механизмами: 1. Народное медицинское страхование (Seguro Popular) / НМС 2. Фонд для покрытия экстренных расходов/ ФЭР 3. Медицинское страхование следующего поколения (Seguro Medico para una Nueva Generacion) / МССП Мексиканцы зачисляются в программу НМС по семейному принципу. Участие в НМС дает право участникам (семьям) пользоваться услугами, покрываемыми за счет МССП и ФЭР. * Система социальной защиты (ССЗЗ) включает в общей сложности семь программ.

Benefits Packages (BP) НМСФЭРМССП Примерно 280 услуг, около 1 тысячи видов лечебной деятельности. Услуги имеют четкие определения в каталоге покрываемых видов помощи, включая перечни лекарственных средств; по некоторым услугам приняты клинические руководства. Услуги соответствуют медпомощи, как правило, предоставляемой первичным звеном (включая профилактическую помощь) и медицинскими учреждениями первого уровня специализированного звена Штаты имеют право корректировать пакет покрываемых услуг с учетом потребностей местного населения. Примерно 80 услуг. Со временем количество услуг растет с увеличением финансирования. Услуги имеют четкие определения в каталоге покрываемых видов помощи; по некоторым из них в настоящее время в правительстве идет процесс принятия клинических руководств / протоколов. Услуги, в основном, включают лечение детских болезней и онкологических заболеваний у взрослых (но без гемодиализа, например). Как правило, высокозатратные и редко используемые Примерно 30 услуг. Услуги имеют четкие определения в каталоге покрываемых видов помощи. Услуги включают медпомощь третичного уровня по всем детским патологиям (процедуры группы 0q5), важнейшими из которых являются неонатальная интенсивная терапия и лечение врожденных патологий.

Институциональные и организационные механизмы НМСФЭРМССП НМС, включая его финансирование, регулируется общим законодательством об охране здоровья населения. Надзор осуществляется федеральным правительством, а административное управление – штатами. Финансируется за счет подушевых взносов, скорректированных с учтем общей инфляции, которые частично оплачиваются федеральным бюджетом и бюджетами штатов*. ФЭР, исключая его финансирование, регулируется общим законодательством об охране здоровья населения. Административное управление осуществляется федеральным правительством (включая заключение договоров с поставщиками медпомощи третичного уровня). Финансируется за счет ассигнований из федерального бюджета. Государственная программа. Надзор осуществляется федеральным правительством, а административное управление – штатами. Финансируется за счет подушевых взносов, которые полностью оплачиваются из средств федерального бюджета. * Законом также предусматривается частичная оплата страховки самими прикрепленными семьями, размеры которой определяются по скользящей шкале, а самые бедные домохозяйства освобождаются от обязанности платить. Применение этого требования закона о частичной оплате страховки на практике не обеспечивается.

Сильные стороны Структура ССЗЗ (НМС+ФЭР) гарантирует финансирование базового страхового пакета для всех мексиканцев, не охваченных программами социального обеспечения (НМС), с постепенным расширением охвата (увеличение глубины охвата за счет ФЭР) в зависимости от бюджетных возможностей и общего развития экономической ситуации. Структура СП, формировалась преимущественно с учетом имеющейся мощности для предоставления услуг и генерального плана развития инфраструктуры медицинских учреждений (с момента введения ССЗЗ было создано более 5 тысяч новых учреждений первичной медпомощи и первого уровня вторичной медпомощи). Организационные условия (например, управление ФЭР на федеральном уровне) позволяют обеспечивать экономию затрат за счет масштаба. Четкое определение покрываемых медицинских услуг в сочетании с информационными кампаниями и опросами клиентов для оценки их удовлетворенности, а также введение должности «менеджера услуг для застрахованного населения» (в ЛПУ) и система медицинского арбитража – открывают хорошие перспективы для повышения ответственности поставщиков услуг.

Слабые стороны Федеральное правительство не контролирует выполнение штатами полномочий по предоставлению услуг в рамках НМС. До сих пор нет четкого определения связи между услугами, которые покрываются ФЭР, и бюджетными ассигнованиями, ФЭР иногда используется в качестве источника финансирования для удовлетворения актуальных на данный момент нужд здравоохранения (например, для закупки вакцин против гриппа). Нормы не отражают аспектов качества услуг (ср., например, с программой «AUGE» в Чили). Разработка клинических руководств и протоколов находится в зачаточной стадии.

Соплатежи Плюсы Компенсации за моральный риск и риск избыточного или необоснованного использования услуги Сокращение неофициальных платежей и превращение таких платежей из источника дохода для отдельных работников здравоохранения в источник средств для поддержки системы здравоохранения. Привлечении доходов. Сигнал о том, что медицинские услуги не являются бесплатными и должны использоваться обоснованно Если предусматриваются общей стратегией здравоохранения, могут оказывать положительное влияние на то, где и как потребляются услуги (например, служить антистимулом для необоснованного использования услуг скорой медицинской помощи в больницах при состояниях, с которыми можно справиться без экстренных мер в амбулаторных условиях) Взимание на уровне ЛПУ и возможность их оставления в распоряжении ЛПУ Минусы Отрицательное влияние на благосостояние людей, особенно малоимущих При освобождениях от уплаты (для категорий населения или видов услуг) их трудно администрировать Не являются хорошим источником дохода по сравнению с другими источниками При слишком высоких уровнях могут стать причиной отказа от использования необходимых видов помощи и/или сказываться на удовлетворении других насущных потребностей (например, на потреблении продовольственных товаров) домохозяйствами с низким уровнем доходов В целом больше отрицательно сказываются на бедных, чем на богатых Часто слабая зависимость между платежами и фактической себестоимостью услуг (по сути, размер платежей устанавливается произвольно), поэтому они не являются хорошим ценовым сигналом Поэтому, следует ежегодно рассчитывать предельные уровни и Отменять соплатежи за ключевые виды помощи 42

СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 43

Инвестирование в медицинское образование (Постдипломное образование; переподготовка) 44

КООРДИНИРУЕМАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ 45

Интегрированная или координируемая помощь основывается на общей концепции объединения усилий медиков и организаций на всех уровнях системы здравоохранения : первичном, вторичном и третичном в целях улучшения координации оказания медицинской помощи конкретным категориям пациентов или взаимодействия между всеми поставщиками медицинских услуг для организованного удовлетворения всех нужд определенных групп населения. Во главе угла такой концепции часто стоит ведущая роль поставщиков первичной медико-санитарной помощи, которые считаются ключевым звеном координации мер по удовлетворению потребностей их пациентов. Что такое координируемая медпомощь?

Обеспечивает связь между различными поставщиками медицинских услуг на основе общей собственности или договора на 3 направлениях интеграции для предоставления координируемой медицинской помощи, обеспечения вертикальной преемственности в предоставлении услуг населению определенной категории или территории: Экономическом Неэкономическом и Клиническом Предусматривает ответственность – клиническую и финансовую - за результаты клинической деятельности и состояние здоровья обслуживаемого населения или населения обслуживаемой территории и включает системы регулирования и улучшения этих результатов.

Что НЕ относится к координируемой медпомощи? Не координируемая помощь Координируемая помощь Специалист 1 Специалист 2 Пациент

Факторы, влияющие на системы здравоохранения Изменения профиля заболеваний > хронические заболевания Рост ожиданий со стороны населения Старение населения Инновационные технологии Рост количества больниц Улучшение связи (интернет и мобильные телефоны ) Необходимость введения модели координируемой помощи Изменения с обеих сторон уравнения (которыми являются потребители и поставщики услуг) заставляют систему здравоохранения внедрять новые модели медицинской помощи … Потребители Поставщики

Где предоставляется медпомощь? Уровень 1: ПМСП с поддержкой/поддержка для «самообслуживания» пациентов группы низкого риска (65-80%) Уровень 2: Организация медицинской помощью пациентам группы высокого риска (15%) Уровень 3: Ведение больных с крайне сложными заболеваниями/состояниями (5%) 50 Source: adapted from US Department of Health, 2005.

Overview of Health System Factors На глобальном уровне …4 основные направления политики … являются основой политики координированной медпомощи. Повышение роли ПМСП. Содействие развитию инициатив в области общественного здравоохранения и повышение роли медицинского «самообслуживания» (повышение ответственности граждан за свое здоровье). Создание интегрированных систем предоставления медпомощи: горизонтальная и вертикальная интеграция. Протоколы ведения больных или координируемой медпомощи по заболеваниям (ведение больных).

Координируемая помощь при диабете Education Ambulatory Services Self CareEye careFoot care Nutrition / exercise support Diagnostic services Emergency care Palliative care In-home services Acute inpatient care Long-term care Обучение Материалы для обучения пациентов и поставщиков Амбулаторная помощь Регулярные посещения Вакцинация Диализ Невропатия «Самообслужив ание» Тесты на сахар Физкультура / диета Уход на стопами Медикаменты Офтальмоло гия Регулярные офтальмолог ические обследования Лазерное лечение ретинопатии Ноги Регулярное обследование стоп Питание/ физкультура Консультации с диетологом Физкультура: рекомендаци и и поддержка Диагностика HbA1c Нефрология Холестерин Кровяное давление Скорая помощь Вызовы скорой помощи при гипогликемии, кетоацидозе и т.п. Паллиативная помощь Поддержание комфорта и качества жизни пациента Помощь на дому Обеспечение качественного контроля сахара Стационарна я помощь при острых состояниях Кетоацидоз Почечная недостаточно сть Ампутации ССЗ Длительная помощь Реабилитация После ампутаций Ожидаемые результаты : Снижение уровней HbA1c; эффективный контроль липидного профиля ; коррекция ИМТ ; эффективный контроль кровяного давления ; снижение частоты таких осложнений, как невропатия, ретинопатия, почечная недостаточно сть, ССЗ, ампутации ; снижение частоты вызовов скорой помощи / госпитализац ий по поводу кетоацидоза, гипогликемии Ожидаемые результаты : Снижение уровней HbA1c; эффективный контроль липидного профиля ; коррекция ИМТ ; эффективный контроль кровяного давления ; снижение частоты таких осложнений, как невропатия, ретинопатия, почечная недостаточно сть, ССЗ, ампутации ; снижение частоты вызовов скорой помощи / госпитализац ий по поводу кетоацидоза, гипогликемии

Как улучшить интеграцию между учреждениями ПМСП и стационарами? Одним из ключевых отличий от программ ведения диабета в США является то, что, как правило, там есть отдельный менеджер по диабету, который координирует помощь пациентам. С другой стороны, в Европе в роли менеджера оказываемой помощи, как правило, также выступает семейный врач.

Как улучшить интеграцию между учреждениями ПМСП и стационарами? Руководящая роль региональных органов здравоохранения в развитии диалога по нуждам здравоохранения и необходимым мерам Содействие координации через страховщиков Повышение информированности населения по вопросам здорового образа жизни Использование таких средств, как СМС с напоминаниями о назначенном лечении для обеспечения выполнения назначений Улучшение доступности информационных материалов для пациентов по вопросам медицинского «самообслуживания» Создание стимулов, например, нулевые соплатежи или скидки на страховку Выделение средств из регионального бюджета здравоохранения на стимулирование координации Привлечение медицинских страховщиков к работе по содействию развитию координации Совместные стимулы учреждений ПМСП и больниц для улучшения показателей состояния здоровья населения Создание новых механизмов возмещения затрат для обеспечения согласованности стимулов Рассмотрение возможности использования территориального подушевого норматива для всех уровней помощи. Оплата по результатами деятельности с целевыми значениями показателей, которые требуют координации Действия Создание координационных структур и процессов Пациент и семья как партнеры Финансовое обеспечение за счет плательщика для стимулирующих выплат поставщику за координацию Стимулирующие системы оплаты поставщикам

Что такое координируемая помощь? Алжир, Испания (территориальная интеграция) Германия (ведение заболеваний) Германия (ведение заболеваний) Интеграция «ПМСП – больница» в Австралии ВЫСОКАЯ Степень организационного слияния НИЗКАЯ Координация помощи СЛАБАЯ СИЛЬНАЯ

Ключевые проблемы внедрения системы координируемой медпомощи Для внедрения координируемой помощи в России можно использовать разные стратегии … Повышение информированности медицинских страховщиков о выгодах координируемой помощи ( экономия = прибыль ) и создание «инструментария» для ее внедрения. Осуществление пилотных проектов использования интегрированных систем предоставления медпомощи в нескольких регионах РФ или районах с предоставлением подушевого финансирования для удовлетворения всех потребностей данного населения в медицинской помощи ( больница ПМСП ). Прибыль следует оставлять в их распоряжении для дальнейшей интеграции. Инициирование программ «просвещения» населения по вопросам медицинского «самообслуживания» и разработка материалов для пациентов с хроническими заболеваниями в целях повышения уровня соблюдения врачебных назначений. Разработка программ ведения заболеваний с фокусировкой на наиболее приоритетных хронических заболеваниях (например, диабете, гипертонии, астме, ВИЧ ). Продвижение программ организации медпомощи с фокусировкой на профилактике и их пропаганда среди крупных работодателей, включая стимулы для приглашения в штат медсестер, отвечающих за организацию медпомощи. Внедрение механизмов оплаты по результатам для установления связи переменных платежей ВОП с показателями их деятельности.

Ключевые проблемы внедрения системы координируемой медпомощи Создание моделей координируемой медпомощи будет длительным процессом. Есть ряд конкретных подходов, которые следует использовать в рамках осуществления комплексной стратегии координируемой медпомощи. Определить целевые группы населения Выбрать 2-3 хронических заболевания (напр. астма, диабет и гипертония) Согласовать показатели здоровья/цели для группы населения Определить задачи для программ управления заболевания с определением ответственных за их достижение Создать инструменты для координации Разработать клинические протоколы для 2-3 заболеваний, отражающие потребности пациентов в ПМСП, специализированной помощи и стационарной помощи Обеспечить участие врачей в программах повышения квалификации Обеспечить механизмы координации между ВОП и специалистами: ежемесячные совещания, сетевое общение, информационные бюллетени Внедрить электронные медицинские карты с возможностью обмена информацией между различными уровнями медицинской помощи Оценить эффект Организовать систему обучения и распространения информации Использовать индикаторы и экспертные оценки с целью сравнения результатов Связать измерение результатов с системой оплаты, используя соглашения об оплате-по-результатам

Может потребоваться реструктуризация стационарного звена Разработка единой национальной методологии составления генеральных планов больничной сети? Может использоваться региональными органами власти для создания рациональной сети амбулаторных и стационарных ЛПУ в регионах Соответствует общей стратегии развития системы координируемой помощи Оптимальный генеральный план включает Картирование в среде ГИС, оценку населения на данный момент, транспортную сеть, ЛПУ, медицинские технологии и т.д. и предложения по картированию новых ЛПУ, реструктуризации, инвестициям и т.д. Перспективное видение с целевыми значениями показателей эффективной (рациональной), устойчивой и равнодоступной сети ЛПУ Охватывает планы развития с их последующим использованием в качестве ориентиров для инвестиционной деятельности и реструктуризации системы здравоохранения в соответствии с общими целями политики здравоохранения Существующая и новая сеть должны быть визуализированы в ГИС 58

Роль частных поставщиков медицинских услуг Обеспечат приток капитала на рынок Но могут Создать двухъярусную систему «Забрать себе» лучших врачей Блокировать доступ для малоимущих Необходимость регулирования частного сектора 59

Управление качеством Аккредитация Неправительственные организации, занимающиеся проблемами качества, при новых системах оплаты Необоснованные госпитализации Низкое качество при госпитализации Преждевременное выписывание из больницы Повторные госпитализации 60

Как качество отражается на оплате при системе, основанной на КСГ Фактическое возмещение Пределы по объемам Отклонения Высокозатратных случаи Качество Согласование/ переговоры Англия и Германия: нет дополнительной оплаты, если пациент повторно госпитализируется в течение 30 дней после выписки Германия: вычеты за непредставление данных по качеству Англия: вычитается до 1,5% за несоответствие стандартам качества Франция: дополнительные выплаты за повышение качества (например, лечения и профилактики метициллинорезистентных стафилококковых инфекций) 61 DRGs in Europe: Moving towards transparency, efficiency and quality in hospitals Busse, 2011

Чего не хватает В целом недостаточное внимание к обеспечению равнодоступности и малоимущему населению Многие из предлагаемых преобразований могут отрицательно сказаться на населении с низким уровнем доходов Что можно сделать для отслеживания и оценки таких потенциальных последствий? Следует рассмотреть и оценить разные варианты (сценарии) включения лекарственного обеспечения амбулаторного лечения в Программу государственных гарантий Многие из предлагаемых идей и преобразований выиграют в случае установления более жестких сроков их осуществления, а меры на каждом направлении можно разделить на краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (6-10 лет) Особенно важно для тех, кто не работает в системе здравоохранения 62

Спасибо! 63