Программа развития образовательного учреждения как инструмент управления качеством образования и документ для участия в конкурсе в рамках Национального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа развития школы как основа организационного обеспечения управления качеством образования. Разработка программы развития школы. Программа развития.
Advertisements

Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Международный проект «Обеспечение качества общего образования. Создание школьных команд. Самооценка образовательных учреждений» Обеспечение качества общего.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Роль профсоюзной организации в оценке деятельности учителя в свете Федеральных Государственных образовательных стандартов.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ А.Н.Свиридов, к.п.н., профессор.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Анализ образовательных программ МОУ, реализуемых в учебном году.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Образовательная программа. Образовательная программа – это изложение целей и принципов воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства.
Принципы и подходы в организации аттестации педагогических кадров в рамках КПМО Новосибирской области.
Результаты обсуждения государственного стандарта общего образования с использованием опыта реализации КПМО г.Нальчик, 11 октября 2008г.
Структура и содержание Программы развития ОО. Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы: информационно-аналитическая справка о.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
« » « Сопровождение деятельности педагога в межаттестационный период »
Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области Австрийский компонент.
Транксрипт:

Программа развития образовательного учреждения как инструмент управления качеством образования и документ для участия в конкурсе в рамках Национального проекта «Образование»

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 2 Вопросы для рассмотрения: Образовательная программа Программа развития Программа развития ОУ: структура, показатели экспертной оценки и самоанализа Наиболее распространённые ошибки в разработке Программы

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 3 Программа развития ОУ Инструмент управления качеством образования Создание новой практики образования в условиях: Документ для внешнего предъявления СОТехнологии Новые потребности общества, социальный заказ, цели, условия ОУ для участия ОУ в конкурсах в рамках Национального проекта «Образование» с целью привлечения дополнительных финансовых средств (грантов)

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 4 Аналитический материал На конкурсы в 2006 г. были представлены и рассмотрены: 183 Программы развития – в рамках ПНПО (118 грантов) В рамках конкурса «Строим Школу Будущего» (15 грантов) Всего было проэкспертировано 344 Программы развития

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 5 Запрашивается как документ для внешнего предъявления: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - при лицензировании, аттестации, аккредитации ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОУ для участия ОУ в конкурсах в рамках Национального проекта «Образование» с целью привлечения дополнительных финансовых средств (грантов) Нормативно закреплённых требований к оформлению и разработке программ нет - только рекомендательные

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 6 Программа - программирование развития Анализ ситуации и образ будущего «продукта» Проектирование качественно новых образовательных результатов и показателей их достижения Проектирование новых условий для достижения образовательных результатов Определение собственных действий по достижению запланированных результатов Образовательная программа Программа развития

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 7 Существующие в практике подходы к различению и разработке Образовательной программы и Программы развития Образовательная программа отражает особенности только функционирования ОУ, Программа развития – только развитие (концепцию и поэтапную реализацию) 2 разных документа, не связанных общим целеполаганием, но предполагающих программирование развития 2 разных документа, связанных общим целеполаганием: образовательная программа отражает системные изменения, программа развития – локальные изменения в рамках общей концепции Программа развития является составной частью Образовательной программы (общая концепция, программа реализации)

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 8 Краткая информационная справка о школе Образовательная программа ОУ Особенности организации обр.процесса Учебный план и поясн. записка Программно-методическое обеспечение Система ДО и внеурочной деятельности Программное обеспечение ДО Система аттестации уч-ся Особенности, специфика образовательного процесса ОУ I. Программа развития ОУ Концепция Социальный заказ, ожидаемый результат, проектная идея Анализ ситуации: ресурсы, проблемы для достижения результата Приоритетные направления, цели, задачи Аналитическое обоснование Программы: Поэтапная реализация концепции Управление реализацией программы через мониторинг Этапы, календарный план (отв., сроки), ожидаемые результаты Модель реализации, инновационные программы, подпроекты Инновационная деятельность:

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 9 Мониторинг, критерии, показатели Возможные риски и их минимизация Финансовый план реализации программы I. Программа развития ОУ Краткая информационная справка о школе 1.1. Концепция 1.2. Реализация концепции Краткий анализ исходной ситуации: ресурсы, проблемы для достижения рез-та Этапы, календарный план (отв., сроки), ожид.результаты Модель реализации, инновационные программы, подпроекты Соц.заказ, ожидаемый результат, проектная идея Приоритетные направления, цели, задачи

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 10 Краткая информационная справка о школе 2.5. Особенности организации обр.процесса 2.1. Учебный план и поясн. записка 2.2. Программное обеспечение 2.3 Система ДО 2.4 Набор программ ДО 2.6. Система аттестации уч-ся Образовательная программа ОУ II. Особенности, специфика образовательного процесса школы 1.1. Концепция I. Программа развития ОУ 1.2. Реализация концепции Соц.заказ, ожидаемый результат, проектная идея Краткий анализ исходной ситуации: ресурсы, проблемы для достижения рез-та Приоритетные направления, цели, задачи Мониторинг, критерии, показатели Этапы, календарный план (отв., сроки), ожид.результаты Возможные риски и их минимизация Финансовый план реализации программы Модель реализации, инновационные программы, подпроекты

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 11 Программа развития как документ, отражающий способы управления качеством образования «Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям»

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 12 Различение понятия «качество образования» в России и Европе Россия Совет Европы Обр.рез-ты Обр.деят-ть Характе- ристики Социальные ожидания Ресурсы Образовательные результаты Для чего? Обеспечивающие возможность самостоятельного решения личностно значимых проблем Время Время, позволяющее заниматься другими делами, значимыми для личностного развития

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 13 Критерии качества образования (Программа развития региональной системы оценки качества образования) Столичный стандарт качества образования включает: Обоснованность целей, ценностей и содержания образования (образовательных результатов) социальным заказом Достижение учебных результатов в соответствии с федеральными и региональными компонентами образовательных стандартов Условия образовательного процесса, необходимые для достижения новых образовательных результатов Адекватность применяемых образовательных технологий заявленным целям (образовательным результатам) Формирование и реализация индивидуальных запросов обучающихся через индивидуальные программы и программы дополнительного образования Обеспечение безопасности и здоровья учащихся образовательных учреждений Систему показателей и индикаторов, обеспечивающих управление качеством образования.

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 14 Необходимый набор показателей оценки качества образования, который должен быть отражён в Программе развития ОУ: Новые образовательные результаты (соц.заказ) Миссия, цели ОУ Педагогическая компетентность в использовании технологий Условия образовательного процесса, уклад жизни ОУ Мониторинг и экспертиза Изменения в управлении деятельностью ОУ

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 15 Экспертные критерии и показатели оценки Программы развития в рамках ПНПО

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 16 Положение о конкурсе ПНПО (Москва) Показатели (критерий «Продуктивность реализации Программы развития»): 4.1В созданной модели учреждения определены цели, связанные с получением новых образовательных результатов. 4.2 Обоснованы приоритеты на основе социального заказа Заданы направления деятельности по достижению новых образовательных результатов. 4.4 Определены критерии достижения новых образовательных результатов как один из критериев эффективности деятельности учреждения. 4.5 Вовлечённость педагогического коллектива, учащихся, родителей, общественности в разработку и реализацию Программы развития. 4.6 Наличие мониторинга деятельности учреждения по достижению новых образовательных результатов и динамики по заданным в программе показателям. 4.7 Приоритет технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода. 4.8 Наличие программ дополнительного образования, позволяющих достигать новые образовательные результаты (единство принципов организации урочной и внеурочной деятельности).

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 17 Группы школ по характеру представленной Программы развития 1. Отражены достижения ОУ + программа развития + реализация программы (все части соответствуют друг другу, ключевой проектной идее) 2. Программа развития (концепция и программа её реализация), но нет информации о достижениях 3. Есть только концепция, нет программы реализации 4. Отражены достижения ОУ + программа развития + реализация программы, но все части не соответствуют друг другу; аналитическая записка не соответствует программе развития, ключевой проектной идее 5. Программа развития подменена описанием традиционных достижений школы, не связанных напрямую с инновационной деятельностью, но ярких и многочисленных

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 18 Структура программы развития (Приложение «Рекомендации к разработке программы развития»)

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 19 Основные содержательные компоненты Программы развития ОУ Программа развития ОУ как инструмент управления качеством образования 1. Концепция 2.1. Краткий анализ внутренней ситуации (ресурсы и слабые стороны для достижения результата) 2.4. Мониторинг (содержание, критерии, индикаторы, процедуры) 2.6. Финансовый план реализации программы Направления, цели, задачи, ожидаемые результаты 1.1. Анализ социальной ситуации Единый определяющий замысел (ведущая идея), обоснование исходя из социального заказа 2. Реализация концепции 2.2. Модель реализации концепции Инновационные программы, подпроекты 2.3. Этапы, задачи, сроки, отв. Календарный план 1 этапа 2.5. Риски и их минимизация

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения Концепция 1.1 Ключевая проектная идея

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 21 Ошибки в формулировке и разработке проектной идеи (по результатам конкурсов) Вместо проектной идеи - описание наличного опыта В формулировке идеи не заложен образ конечного продукта При отсутствии проектной идеи представлен перечень целей, среди которых не выделены приоритетные (нет различения «цель- средство»)

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 22 Примеры ключевых идей Идея формирования социальной компетентности учащихся через придание образовательной системе школы функции развития окружающего социума Идея превращения участников образовательного процесса в субъектов, ставящих собственные цели, проектирующих способы действий в ситуации отсутствия готовых знаний, через преобразование форм организации и технологий образовательного процесса, создание условий для развёртывания общественных образовательных инициатив Идея формирования ключевых компетентностей учащихся через создание школьной системы управления качеством образования и т.д.

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения Ключевая проектная идея (показатели оценки) 1. Направлена на создание новой образовательной практики, принципиально отличающейся от существующей. 2. Конкретизирована в цели - образовательном результате учащегося. 3. Обозначает связь между новым образовательным результатом и необходимостью изменений характеристик образовательной среды. 4. Направлена на изменение всех основных составляющих образовательной практики (содержание образования, методы обучения, формы организации образовательного процесса; компетентность управленцев, педагогов). 5. Требует включенности всех участников образовательного процесса (учащегося, учителя, методиста, управленца и др.).

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения Обосновывается исходя из определенной философской концепции, современных требований потребителей к образовательным результатам, возможных будущих социальных ожиданий. 7. Базируется на лучших мировых и отечественных образцах педагогической практики. 8. Реализуема, реалистична, т.е. соответствует имеющимся или прогнозируемым возможностям и ресурсам школы. 9. Выработана коллегиально, в том числе, с привлечением общественности. 10. Известна, понятна и принимается педагогами, учащимися, родителями. 1.1 Ключевая проектная идея (продолжение)

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 25 Показатели оценки п.1.2 Концепции «Цели, ожидаемые результаты, направления развития» 1. Цели задают новое качество образовательных результатов учащихся и деятельности учителей в соответствии с обозначенной в Программе компетентностной моделью выпускника. 3. Стратегические цели обоснованы образовательными потребностями социального окружения и возможностями образовательного учреждения. 4. Ожидаемые результаты сформулированы предельно конкретно, диагностично.

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 26 Примерное распределение целей Способность выпускника успешно действовать в любых изменяющихся социально- экономических условиях Формирование информационной культуры и медиакомпетентности ученика и учителя Способность делать свободный выбор в социально- психологических ситуациях жизненной альтернативы на уровне современной культуры Формирование гармонично развитой личности выпускника Готовить человека к будущему, готовить его быть эффективным творцом и созидателем будущего мироустройства Создание центра развития общих учебных умений и навыков Информатизация школьной среды Разработка теоретико- практических основ управления развитием школы Разработка мониторинга для управления развитием школы Построение новой модели образовательной среды на основе ноосферного понимания личности педагога Цель Средство как указание на новые образовательные результаты как условие получения некоторого результата Диагностичные Недиагностичные

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 27 Сформулированные цели и задачи не указывают на конкретный, достижимый в определённый промежуток времени, результат; недиагностичны: «Воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности подрастающего поколения – будущего нашей страны» «Развитие творческих способностей учащихся» «Готовить человека к будущему»

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 28 «Развивать скорость бега, меткость бойцов, отвагу, воспитывать любовь к Родине»? «Занять высоту без потерь» «Развивать ловкость рук и глазомер хозяйки»? «испечь торт по рецепту» ? ? Диагностичность целей

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения Реализация Концепции

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения Модель реализации концепции: варианты представления Перечень и краткое описание подпроектов, инновационных программ: Графическая модель системных преобразований Стержневыми элементами Программы являются Проекты: Проект «Образование: качество и конкурентоспособность» Проект «Найти себя в школе для всех», Проект «Сетевая школа – эффективное школьное Интернет пространство»…

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 31 Модель системных изменений образовательной системы школы «Выбор» на основе компетентностного подхода Компетентностная модель выпускника как субъекта деятельности Деятельностное содержание образования Разработка системы управления качеством образования в рамках компетентностной модели Педагогические технологии работы с субъектностью ученика Система оценки и измерителей нового содержания образования Сохранениездоровьесберегающейнаправленностишкольнойсреды Проектированиепространств проявления субъектности в школьной среде Проектирование пространств проявления общественнойинициативы во внешкольной среде Технологии работы с субъектностью педагога

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 32 К экспертизе модели реализации Концепции Содержание образования в рамках компетентностного подхода Технологии Измерители, оценка Компетентностная модель выпускника Компетентностная модель учителя, педагога =

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения Экспертиза и мониторинг достижения запланированных результатов Принципы педагогической деятельности как «школьный стандарт» Методическая схема урока, занятия, реализующая данные принципы Критерии и схема анализа, экспертизы урока, занятия, требующие реализации данных принципов в рамках методической схемы Изменение управления: формы работы с компетентностью педагогов, изменения в экспертизе и мониторинге, информационные технологии сбора и обработки информации Компетентностная модель выпускника Компетентностная модель педагога

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 34 Изменяется ли подход к измерению и оценке образовательных результатов учащихся? Педагогической компетентности? Если основным содержанием и формой диагностики и контроля остаётся проверка ЗУНов на репродуктивном уровне, никакого движения в сторону новых образовательных результатов не будет. Аналогично – если не изменяются критерии оценки компетентности учителя.

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения Риски и минимизация их влияния Указаны существенные риски, способные реально повлиять на достижение запланированных образовательных результатов Предусмотрены мероприятия по минимизации рисков

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 36 Карта рисков может быть представлена в виде таблиц: по группам факторов иликомплексной

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 37 Карта рисков по группам факторов Финансово-экономические риски Риски Отрицательное влияние Мероприятия снижения риска Рост числа альтернативных услуг Снижение спроса Повышение качества, реклама Платежеспособность потребителей Падение спроса на платные образовательные услуги Снижение затрат Рост налогов, цен на коммунальное обслуживание, расходные материалы Уменьшение объёма финансирования, увеличение издержек Жёсткое финансовое планирование

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 38 Карта рисков по группам факторов Социально-экономические риски Риски Отрицательное влияние Смена учредителя Приостановление деятельности, текучесть кадров Демографический кризис Уменьшение спроса на услуги Изменение требований местных властей, законодательства Дополнительные затраты на выполнение новых требований

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 39 Карта рисков по группам факторов Социальные риски Риски Отрицательное влияние Увольнение ведущих преподавателей, разработчиков УМК Приостановление работы над проектами УМК, перенос сроков сдачи УМК Недостаточный уровень зарплаты Текучесть кадров, снижение производительности Квалификация кадров Снижение качества услуг, невозможность достигать новые образовательные результаты

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 40 Карта рисков по группам факторов Технико-технологические риски Риски Отрицательное влияние Изношенность оборудования Увеличение стоимости проектов и затраты на ремонт Новизна технологий Увеличение затрат (временных, финансовых) на освоение, временное снижение эффективности работы

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 41 Карта рисков по группам факторов Маркетинговые риски Риски Отрицательное влияние Мероприятия уменьшения риска Недостаточное удовлетворение требований родителей, учащихся Снижение спроса на оказываемые услуги Разработка новых услуг в соответствии с потребностями рынка, снижение себестоимости услуг, повышение их качества Возможность появления непредвиденного конкурента Уменьшение доли рынка, снижение спроса на оказываемые услуги

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 42 Карта рисков по группам факторов Форс-мажорные обстоятельства Риски Мероприятия снижения рисков Дефолт, резкое повышение цен Внедрение организационно-технологических мероприятий по снижению текущих расходов, привлечение новых поставщиков, предлагающих свои услуги по более низким ценам Угрозы террористических актов, отмены запланированных мероприятий Выделение в плане блока мероприятий, отмена которых существенно не повлияет на получение новых образовательных результатов

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 43 Финансовый план реализации Программы (показатели) Предусмотренные финансовые вложения соответствуют заявленной цели и необходимы для её достижения

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 44 Дополнительные требования объём Программы - не более 30 машинописных страниц - текст Программы и желательно не более 10 страниц – Приложения соблюдение правил и норм орфографии, пунктуации в оформлении текста программы

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 45 Другие ошибки в разработке Программы развития ОУ (по результатам конкурсов) Несоответствие аналитической справки программе развития Формальные и неконкретные сроки реализации задач по этапам: «в течение года», «ежемесячно», «постоянно» Неполнота и отсутствие целостности содержания и структуры программы как проекта развития ОУ (отсутствие отдельных структурных элементов, нарушение связи между ними) Отсутствие продуманной системы стимулирования и работы с мотивацией всех участников образовательного процесса

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 46 Главные ошибки в разработке Программы развития ОУ (по результатам конкурсов) Невовлечённость учителей, учеников, родителей в разработку и реализацию Программы Программа как формальный документ, не связанный с управлением качеством образования

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 47 Показатели для самоанализа Программы развития образовательным учреждением Раздаточный материал: показатели самооценки Программы развития Предложения по дополнению, корректировке

Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 48 Цель: изменение качества образования Образование 1 Образование 2 Благодарим за внимание и сотрудничество!