Литература как предмет эстетического цикла или кто такой культурный читатель и как им стать З.Н. Новлянская, кандидат психологических наук, ведущий научный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Симонова Т.Г. МОУ СОШ 3 г.Тарко-Сале Литература как предмет эстетического цикла Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Advertisements

«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
учебник; хрестоматию; тетрадь для самостоятельной работы; методическое пособие(для учителя).
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
«Теоретические подходы к развитию у младших школьников интереса к народным традициям»
Детское творчество Подготовила: Степаненко А.Ю. Детское творчество "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
МАДОУ «Детский сад 99 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара.
Детская литература с практикумом по выразительному чтению Преподаватель Григорьева О.В.
Отличия традиционного и развивающего обучения В помощь родителям:
?? ? ? Эпос род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
« НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА » - школа новых образовательных стандартов.
Пути развития творческих способностей младших школьников в написании стихотворений на уроках чтения Ирина Анатольевна ЗАТОВКА, учитель начальных классов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Транксрипт:

Литература как предмет эстетического цикла или кто такой культурный читатель и как им стать З.Н. Новлянская, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО

В настоящее время литература в отечественном школьном обучении относится к предметной области «филология». Чем по преимуществу должна быть литература в школе? Филологией? Или искусством? В настоящее время литература в отечественном школьном обучении относится к предметной области «филология». Чем по преимуществу должна быть литература в школе? Филологией? Или искусством?

Основная цель литературного образования - воспитание эстетически развитого читателя, способного не только вживаться в мир художественного произведения и сопереживать героям, но и адекватно понимать авторский замысел, авторское отношение к изображаемому, самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни, отраженные в нем.

Какие качества отличают эстетически развитого читателя, обладающего высокой читательской культурой? Он обладает целым рядом специфических установок, позволяющих адекватно понимать любое литературное произведение, с которым он встречается в жизни. Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определённого объекта (или ситуации); она обеспечивает целенаправленный и устойчивый характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Читательские установки - это «свёрнутые» действия, готовность к их развёртке при необходимости.

ПОЛНОЦЕННЫЕ (возникают при специальном обучении, адекватном предмету). УЩЕРБНЫЕ (складываются при любом обучении в практике чтения). Установка на другое сознание за текстом (послание автора). Не возникает. Установка на восприятие основного эмоционального тона текста. Установка на различение Автора, Героя и Рассказчика(Повествователя). Установка на идентификацию с одним из героев и проживание его жизни. Установка на закон художественной формы, свободное владение этим законом. Установка на отдельные его «осколочные» проявления (например – жанр, сюжет, стихотворная речь). Установка на заполнение зияний, готовность и умение «достраивать» текст с помощью воображения. Не возникает, у некоторых – частично. Установка на культурно- исторический контекст произведения. Установка на его огрублённый аналог (напр. – «старинное - современное», «фантастическое – реалистическое», «быль – выдумка»). ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ

Ну и шуба! Мягче пуха. В изголовье – Край полы. Кот мурлыкачет Прямо в ухо, Кот мурлыкачет, Кот мурлыка… О чём это стихотворение? Второклассник: «Стихотворение про кота. Он лежит на полу. У него мягкая шуба. Он мурлыкачет». Студентка гуманитарного ВУЗа: «Стишок про кошку, которая мурлыкачет; вызывает мягкие и приятные ощущения. Представляется маленький котенок». Тимофей Белозёров Перед сном

Чтобы эта цель стала достижимой, в основу курса нами было положено единое для всех видов искусства исходное отношение "автор – художественное произведение (текст) - читатель". Это основание курса соответствует положению М.М.Бахтина о "заочном", опосредованном произведением диалоге между читателем и автором. В подобном диалоге заключена суть взаимоотношений культурного читателя и писателя. Процесс создания автором и воссоздания читателем художественной модели мира М.М. Бахтин определял как «сотворчество понимающих» Как построить обучение так, чтобы за долгие годы в школе у каждого ученика возникли адекватные установки? Как построить обучение так, чтобы за долгие годы в школе у каждого ученика возникли адекватные установки?

Специфика курса заключается в том, что исходное отношение «автор – художественный текст - читатель», открывающее возможность такого диалога, осваивается в практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в авторской, то в читательской позициях. Для успешной работы в каждой из этих основных позиций нужно владеть и литературно-критической оценкой (работа в позиции "критика") и законом художественной содержательной формы. Этот закон ребенок практически осваивает в авторской позиции, а открывает для себя на сознательном уровне в позиции "теоретика", так как определенные знания по теории литературы – совершенно необходимое средство для творческой практики и автора и читателя.

Работая в авторской позиции, ребенок сам пытается создавать художественное произведение. В курсе начальной школы эта работа является ведущей, выступает как главное условие литературного развития читателя. Принцип "от маленького писателя к большому читателю" был четко сформулирован ещё в середине прошлого века М.А.Рыбниковой. Необходимость "убывания" в авторской позиции для развития культурного читателя подчеркивал в своих работах и М.М.Бахтин

Но все ли дети могут стать авторами художественных произведения ? Принято думать, что способность к художественному творчеству – особый дар, встречающийся далеко не у каждого человека. Но само сотворчество автора и читателя становится возможным благодаря тому, что и тот, и другой обладают общей родовой человеческой способностью, которую писатель М.М. Пришвин назвал «родственным вниманием », а психолог А.А. Мелик-Пашаев определил как «эстетическое отношение» к миру.

«… мы, люди, миллионы лет двигаясь вперёд, теряли способность плавать, летать или сидеть, как листики на черенках, прикреплённых к могучему стволу дерева, ползать по тонким стеблям растений, качаясь от ветра, крутиться в воздухе семенными летучками, трескаться, как орех, пылить воздух спорами – мы были всем и многое утеряли, такое хорошее, что хотелось бы опять и меть. И только потому, что мы в родстве со всем миром, восстанавливаем мы силой родственного внимания общую связь и открываем своё же личное в людях другого образ жизни, даже в животных, даже в растениях, даже в вещах». М.М. Пришвин

По мысли М.М. Бахтина, художественные образы переводят всё в мире из области «безгласных вещей» в область «выразительного и говорящего бытия». «Путешествуя в мире очаровательных тайн, истинный художник снимает с вещей плёнку повседневности и говорит своему читателю: «Вот я снимаю плёнку с твоих глаз; смотри на мир, работай в нём и радуйся, что ты – человек!» Н. Заболоцкий М.М. Пришвин утверждал, что способность к родственному вниманию не элитарна, она свойственна всем людям. Художников отличает лишь высокая степень развития этой способности.

Для введения в авторскую позицию у шести- семилетнего ребёнка существует ряд благоприятных возрастных предпосылок:.развитая игровая деятельность ; чувство новизны и удивления в отношении к окружающему миру; чувствительность к материальной стороне мира, в том числе и к языку.

Задача читателя – создание целостной «партитуры» текста, что предполагает: последовательное движение вслед за развитием чувства-мысли автора; воссоздание целостной условной картины жизни; толкование художественной формы как содержательной на всех её уровнях – от родо- видовых особенностей до слова, ритма, звука.

Главная задача теоретика – открытие закона художественной формы и способов создания художественного образа, которые служат средствами работы в авторской и читательской позициях. Работа теоретика – вспомогательная, но очень важная.

Для того, чтобы ввести детей во все обозначенные позиции, была разработана система творческих заданий и созданы особые организационные формы занятий: коллективный творческий этюд, предшествующий индивидуальному выполнению творческого задания; коллективное обсуждение творческих работ; коллективное исследование художественных произведений, открытие различных проявлений закона художественной формы; методическое кольцо - цикл занятий, объединённый задачей освоения того или иного понятия и представляющий собой круг смены позиций.

Главная задача обучения в первом классе – подготовка детей к работе в позициях читателя и автора. Детей нужно научить не только бегло и осознанно читать, но и выражать в чтении эмоционально- оценочную "партитуру" текста. Выразительное чтение взрослого служит при этом культурным эталоном отношения к художественному тексту. Нельзя забывать и о том, что ведущей деятельностью детей шести-семи лет является игра. Этот возраст наиболее важен для овладения высшими формами игровой деятельности, в которой зарождаются и развиваются богатейшие предпосылки будущих творческих способностей ребенка. Поэтому содержание обучения в первом классе должно включать в себя высшие формы игры – сюжетно-ролевую игру, игру- драматизацию, режиссёрскую игру.

Главная задача обучения во втором классе – введение в авторскую и читательскую позиции и начало активных действий в них. Введение понятий АВТОР, ГЕРОЙ, РАССКАЗЧИК. Введение понятия «ТОЧКА ЗРЕНИЯ ». Освоение «словаря настроений» как культурного средства осознания и выражения эстетических эмоций.

Теоретическим стержнем курса в третьем и четвёртом классах является освоение художественного текста как содержательной формы. В третьем классе дети начинают знакомиться с жанровыми особенностями художественных текстов и осваивают цикл постепенно усложняющихся малых фольклорных жанров : считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасенка.

Движение "сквозь жанры" продолжается и на протяжении всего четвертого года обучения, но дети осваивают уже более сложные произведения – открывают законы построения пословицы, протяжной песни, сказки, народной драмы. Практическое овладение в читательской и авторской позициях сложными фольклорными жанрами подготавливает ребёнка: к работе с разными по жанровому составу произведениями авторской литературы, к усвоению в дальнейшем сложнейшего понятия родовое деление литературы.

Введение - и достаточно раннее - понятия "род литературы" имеет важное значение для становления читателя. Ориентация на родовые черты произведения - необходимая установка для понимания авторской позиции. Если читатель приступает к чтению лирического произведения, то он должен сосредоточиться на "вычитывании" переживаний, мыслей и чувств особого лирического героя и следить за развитием, изменением его эмоционального состояния. Если же текст эпический, читатель должен не просто следить за развитием сюжета (внешних действий), но воспринимать сюжет как средство раскрытия внутреннего мира героев в оценке рассказчика. При чтении драматического текста читатель решает сходные эпосу задачи, а главное отличие – в отсутствии рассказчика, поэтому при чтении пьесы он должен прямо выходить на понимание отношения автора, "не заслоненного" рассказчиком.

В результате, заканчивая младшие классы, дети владеют законом художественной формы настолько, что способны и как авторы, и как читатели работать с жанрово-родовой основой литературы, видеть за текстом автора, его оценки героев, событий, явлений жизни.

Спасибо за внимание ! Методические материалы курса «Литература как предмет эстетического цикла» можно найти на сайте ro-