Литература как предмет эстетического цикла или кто такой культурный читатель и как им стать З.Н. Новлянская, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО
В настоящее время литература в отечественном школьном обучении относится к предметной области «филология». Чем по преимуществу должна быть литература в школе? Филологией? Или искусством? В настоящее время литература в отечественном школьном обучении относится к предметной области «филология». Чем по преимуществу должна быть литература в школе? Филологией? Или искусством?
Основная цель литературного образования - воспитание эстетически развитого читателя, способного не только вживаться в мир художественного произведения и сопереживать героям, но и адекватно понимать авторский замысел, авторское отношение к изображаемому, самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни, отраженные в нем.
Какие качества отличают эстетически развитого читателя, обладающего высокой читательской культурой? Он обладает целым рядом специфических установок, позволяющих адекватно понимать любое литературное произведение, с которым он встречается в жизни. Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определённого объекта (или ситуации); она обеспечивает целенаправленный и устойчивый характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Читательские установки - это «свёрнутые» действия, готовность к их развёртке при необходимости.
ПОЛНОЦЕННЫЕ (возникают при специальном обучении, адекватном предмету). УЩЕРБНЫЕ (складываются при любом обучении в практике чтения). Установка на другое сознание за текстом (послание автора). Не возникает. Установка на восприятие основного эмоционального тона текста. Установка на различение Автора, Героя и Рассказчика(Повествователя). Установка на идентификацию с одним из героев и проживание его жизни. Установка на закон художественной формы, свободное владение этим законом. Установка на отдельные его «осколочные» проявления (например – жанр, сюжет, стихотворная речь). Установка на заполнение зияний, готовность и умение «достраивать» текст с помощью воображения. Не возникает, у некоторых – частично. Установка на культурно- исторический контекст произведения. Установка на его огрублённый аналог (напр. – «старинное - современное», «фантастическое – реалистическое», «быль – выдумка»). ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ
Ну и шуба! Мягче пуха. В изголовье – Край полы. Кот мурлыкачет Прямо в ухо, Кот мурлыкачет, Кот мурлыка… О чём это стихотворение? Второклассник: «Стихотворение про кота. Он лежит на полу. У него мягкая шуба. Он мурлыкачет». Студентка гуманитарного ВУЗа: «Стишок про кошку, которая мурлыкачет; вызывает мягкие и приятные ощущения. Представляется маленький котенок». Тимофей Белозёров Перед сном
Чтобы эта цель стала достижимой, в основу курса нами было положено единое для всех видов искусства исходное отношение "автор – художественное произведение (текст) - читатель". Это основание курса соответствует положению М.М.Бахтина о "заочном", опосредованном произведением диалоге между читателем и автором. В подобном диалоге заключена суть взаимоотношений культурного читателя и писателя. Процесс создания автором и воссоздания читателем художественной модели мира М.М. Бахтин определял как «сотворчество понимающих» Как построить обучение так, чтобы за долгие годы в школе у каждого ученика возникли адекватные установки? Как построить обучение так, чтобы за долгие годы в школе у каждого ученика возникли адекватные установки?
Специфика курса заключается в том, что исходное отношение «автор – художественный текст - читатель», открывающее возможность такого диалога, осваивается в практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в авторской, то в читательской позициях. Для успешной работы в каждой из этих основных позиций нужно владеть и литературно-критической оценкой (работа в позиции "критика") и законом художественной содержательной формы. Этот закон ребенок практически осваивает в авторской позиции, а открывает для себя на сознательном уровне в позиции "теоретика", так как определенные знания по теории литературы – совершенно необходимое средство для творческой практики и автора и читателя.
Работая в авторской позиции, ребенок сам пытается создавать художественное произведение. В курсе начальной школы эта работа является ведущей, выступает как главное условие литературного развития читателя. Принцип "от маленького писателя к большому читателю" был четко сформулирован ещё в середине прошлого века М.А.Рыбниковой. Необходимость "убывания" в авторской позиции для развития культурного читателя подчеркивал в своих работах и М.М.Бахтин
Но все ли дети могут стать авторами художественных произведения ? Принято думать, что способность к художественному творчеству – особый дар, встречающийся далеко не у каждого человека. Но само сотворчество автора и читателя становится возможным благодаря тому, что и тот, и другой обладают общей родовой человеческой способностью, которую писатель М.М. Пришвин назвал «родственным вниманием », а психолог А.А. Мелик-Пашаев определил как «эстетическое отношение» к миру.
«… мы, люди, миллионы лет двигаясь вперёд, теряли способность плавать, летать или сидеть, как листики на черенках, прикреплённых к могучему стволу дерева, ползать по тонким стеблям растений, качаясь от ветра, крутиться в воздухе семенными летучками, трескаться, как орех, пылить воздух спорами – мы были всем и многое утеряли, такое хорошее, что хотелось бы опять и меть. И только потому, что мы в родстве со всем миром, восстанавливаем мы силой родственного внимания общую связь и открываем своё же личное в людях другого образ жизни, даже в животных, даже в растениях, даже в вещах». М.М. Пришвин
По мысли М.М. Бахтина, художественные образы переводят всё в мире из области «безгласных вещей» в область «выразительного и говорящего бытия». «Путешествуя в мире очаровательных тайн, истинный художник снимает с вещей плёнку повседневности и говорит своему читателю: «Вот я снимаю плёнку с твоих глаз; смотри на мир, работай в нём и радуйся, что ты – человек!» Н. Заболоцкий М.М. Пришвин утверждал, что способность к родственному вниманию не элитарна, она свойственна всем людям. Художников отличает лишь высокая степень развития этой способности.
Для введения в авторскую позицию у шести- семилетнего ребёнка существует ряд благоприятных возрастных предпосылок:.развитая игровая деятельность ; чувство новизны и удивления в отношении к окружающему миру; чувствительность к материальной стороне мира, в том числе и к языку.
Задача читателя – создание целостной «партитуры» текста, что предполагает: последовательное движение вслед за развитием чувства-мысли автора; воссоздание целостной условной картины жизни; толкование художественной формы как содержательной на всех её уровнях – от родо- видовых особенностей до слова, ритма, звука.
Главная задача теоретика – открытие закона художественной формы и способов создания художественного образа, которые служат средствами работы в авторской и читательской позициях. Работа теоретика – вспомогательная, но очень важная.
Для того, чтобы ввести детей во все обозначенные позиции, была разработана система творческих заданий и созданы особые организационные формы занятий: коллективный творческий этюд, предшествующий индивидуальному выполнению творческого задания; коллективное обсуждение творческих работ; коллективное исследование художественных произведений, открытие различных проявлений закона художественной формы; методическое кольцо - цикл занятий, объединённый задачей освоения того или иного понятия и представляющий собой круг смены позиций.
Главная задача обучения в первом классе – подготовка детей к работе в позициях читателя и автора. Детей нужно научить не только бегло и осознанно читать, но и выражать в чтении эмоционально- оценочную "партитуру" текста. Выразительное чтение взрослого служит при этом культурным эталоном отношения к художественному тексту. Нельзя забывать и о том, что ведущей деятельностью детей шести-семи лет является игра. Этот возраст наиболее важен для овладения высшими формами игровой деятельности, в которой зарождаются и развиваются богатейшие предпосылки будущих творческих способностей ребенка. Поэтому содержание обучения в первом классе должно включать в себя высшие формы игры – сюжетно-ролевую игру, игру- драматизацию, режиссёрскую игру.
Главная задача обучения во втором классе – введение в авторскую и читательскую позиции и начало активных действий в них. Введение понятий АВТОР, ГЕРОЙ, РАССКАЗЧИК. Введение понятия «ТОЧКА ЗРЕНИЯ ». Освоение «словаря настроений» как культурного средства осознания и выражения эстетических эмоций.
Теоретическим стержнем курса в третьем и четвёртом классах является освоение художественного текста как содержательной формы. В третьем классе дети начинают знакомиться с жанровыми особенностями художественных текстов и осваивают цикл постепенно усложняющихся малых фольклорных жанров : считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасенка.
Движение "сквозь жанры" продолжается и на протяжении всего четвертого года обучения, но дети осваивают уже более сложные произведения – открывают законы построения пословицы, протяжной песни, сказки, народной драмы. Практическое овладение в читательской и авторской позициях сложными фольклорными жанрами подготавливает ребёнка: к работе с разными по жанровому составу произведениями авторской литературы, к усвоению в дальнейшем сложнейшего понятия родовое деление литературы.
Введение - и достаточно раннее - понятия "род литературы" имеет важное значение для становления читателя. Ориентация на родовые черты произведения - необходимая установка для понимания авторской позиции. Если читатель приступает к чтению лирического произведения, то он должен сосредоточиться на "вычитывании" переживаний, мыслей и чувств особого лирического героя и следить за развитием, изменением его эмоционального состояния. Если же текст эпический, читатель должен не просто следить за развитием сюжета (внешних действий), но воспринимать сюжет как средство раскрытия внутреннего мира героев в оценке рассказчика. При чтении драматического текста читатель решает сходные эпосу задачи, а главное отличие – в отсутствии рассказчика, поэтому при чтении пьесы он должен прямо выходить на понимание отношения автора, "не заслоненного" рассказчиком.
В результате, заканчивая младшие классы, дети владеют законом художественной формы настолько, что способны и как авторы, и как читатели работать с жанрово-родовой основой литературы, видеть за текстом автора, его оценки героев, событий, явлений жизни.
Спасибо за внимание ! Методические материалы курса «Литература как предмет эстетического цикла» можно найти на сайте ro-