1 Становление и развитие гуманистических воспитательных систем в образовательном пространстве Нижегородской области Кафедра теории и практики воспитания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УПРАВЛЕНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И.
Advertisements

Методическое сопровождение воспитания детей и молодёжи на муниципальном уровне (опыт работы) Панфилова Т.В. методист ИМК Управления образования Богородского.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО на региональном и муниципальном уровнях как условие распространения.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Состояние опытно- экспериментальной работы в Костромской области И.В. Татаринцева, методист ИМЦ.
СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Ястребова Г. А., завкафедрой воспитания и дополнительного образования ГАОУ ДПО «ВГАПО», к.п.н., профессор.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Отчет о работе районной опытно- экспериментальной площадки ГБОУ школа 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Организация работы муниципальной базовой площадки и методическое сопровождение внедрения ФГОС основного общего образования в Приозерском районе МОУ ДОД.
Роль экспериментальных площадок МПГУ в развитии исследовательской компетентности педагогов.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Организация экспериментальной деятельности ГОУ ДПО НИРО.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 11 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Колхозная, 9. телефон
Министерство образования и науки Самарской области Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Пономарёвская основная общеобразовательная школа Модернизация школьного образования в свете инновационных.
LOGO Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 13 им. Р.А. Наумова Муниципальное образовательное учреждение дополнительного.
Проект ОЭР «Школьный Музей Боевой и Трудовой Славы как центр патриотического воспитания учащихся» Автор проекта Козырев А. В., учитель истории СОШ 38,
Транксрипт:

1 Становление и развитие гуманистических воспитательных систем в образовательном пространстве Нижегородской области Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО НИРО

2 Развитиетерриториального воспитательного воспитательного пространства - приоритетное приоритетноенаправление развития воспитания: развития воспитания: объединяет все усилия в повышении воспитательногопотенциала конкретной территории Основным содержанием ОЭР ОЭРявлялосьнаучно-методическоесопровождениепроектирования и создания в ОУ воспитательных систем воспитательных системгуманистическойнаправленности ГВС будут оказыватьвлияниенавоспитательноепространствотерритории как часть образовательногопространства области области ОЭР инициирована МО НО с целью пропаганды развития образовательных учреждений разных типов и видов как воспитательных систем гуманистической направленности (2006 г.)

3ОсобенностиОЭР ОУ разных типов и видов География эксперимента экспериментаРазличныеисходныесостояния ВС ВС

4 80 заявок на ОЭР Результаты начального мониторинга: Варнавинский район: МОУ ДО «Центр развития творчества детей и подростков» Варнавинский район: МОУ ДО «Центр развития творчества детей и подростков» Воскресенский район: МОУ Владимирская СОШ Воскресенский район: МОУ Владимирская СОШ Краснобаковский район: МОУ СОШ 1, р.п. Красные Баки Краснобаковский район: МОУ СОШ 1, р.п. Красные Баки Кулебакский район: МОУ Гремячевская СОШ Кулебакский район: МОУ Гремячевская СОШ Бутурлинский район: Большеякшенская СОШ Бутурлинский район: Большеякшенская СОШ Воротынский район: Семьянская СОШ Воротынский район: Семьянская СОШ Шахунский район: Лужайская МОУ СОШ Шахунский район: Лужайская МОУ СОШ Шахунский район: МОУ СОШ 14 Шахунский район: МОУ СОШ 14 г. Сергач: МОУ СОШ 3 г. Сергач: МОУ СОШ 3 Чкаловский район: ГОУ СПО Чкаловский агропромышленный техникум Чкаловский район: ГОУ СПО Чкаловский агропромышленный техникум г. Балахна: МОУ СОШ 6 им. К. Минина г. Балахна: МОУ СОШ 6 им. К. Минина г. Балахна: НКШИ г. Балахна: НКШИ г. Бор: МОУ СОШ 6 г. Бор: МОУ СОШ 6 г. Арзамас: МОУ СОШ 6 им. Макаренко г. Арзамас: МОУ СОШ 6 им. Макаренко Сосновский район: МОУ Давыдковская СОШ Сосновский район: МОУ Давыдковская СОШ Сосновский район: МОУ Елизаровская СОШ Сосновский район: МОУ Елизаровская СОШ г. Саров: Дом детского творчества г. Саров: Дом детского творчества г. Дзержинск: «Центр художественных ремесел» г. Дзержинск: «Центр художественных ремесел» г. Дзержинск: МОУ Дворец детского творчества г. Дзержинск: МОУ Дворец детского творчества г. Н. Новгород: ГОУ ДПО ПЛ 21 г. Н. Новгород: ГОУ ДПО ПЛ 21 г.Н.Новгород: МОУ СОШ 78 г.Н.Новгород: МОУ СОШ 78 г.Н.Новгород: МОУ СОШ 168 г.Н.Новгород: МОУ СОШ 168

5 Воспитательная система: Дидактическая система Дидактическая система Педагогическая система Педагогическая система Система воспитательной работы Система воспитательной работы Система воспитания Система воспитания

6 Воспитательная система - социально-педагогическое образование, которое включает в себя комплекс взаимосвязанных компонентов: исходную концепцию, деятельность, субъекты деятельности, отношения, освоенная среда, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему

7 Управление ВСШ «изнутри» Качественное преобразование системы воспитательной работы, переход с «мероприятивного» уровня на уровень «системы ключевых дел» (как педагогических комплексов: урочных и внеурочных); Актуализация воспитательного потенциала учебного процесса через обращение к ценностным аспектам знаний, через межпредметную интеграцию;

8 Управление ВСШ «изнутри» Поддержка на уровне школы процессов коллективообразования классов; Стимулирование ученического самоуправления; Обеспечение конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического, ученического и родительского сообщества в рамках общешкольного коллектива;

9 Управление ВСШ «изнутри» Обеспечение учебного процесса различными формами дополнительного образования; Поддержка профессионального самоопределения педагогов в позиции воспитателя; Воспитание «крупными дозами»: воспитательные центры ключевые дела лагерные сборы клубный вариант

10 Стратегии управления извне развитием ВС: Стратегия поддержки: выявление и организационная поддержка самостоятельно зародившихся воспитательных систем; Стратегия поддержки: выявление и организационная поддержка самостоятельно зародившихся воспитательных систем; Стратегия консалтинга: инициирование деятельности авторской группы, дальнейшее научное сопровождение процесса развития ВС, когда будущее состояние моделируется изнутри и извне; Стратегия консалтинга: инициирование деятельности авторской группы, дальнейшее научное сопровождение процесса развития ВС, когда будущее состояние моделируется изнутри и извне; Стратегия инициирования: задание опытных образцов, обучение теории систем и методике моделирования и управления развитием ВСШ (путём создания в территории «насыщенного раствора», в котором начинаются процессы «кристаллизации»); Стратегия инициирования: задание опытных образцов, обучение теории систем и методике моделирования и управления развитием ВСШ (путём создания в территории «насыщенного раствора», в котором начинаются процессы «кристаллизации»); Стратегия создания ВСШ через создание территориальных воспитательных пространств: центр деятельности переносится на формирование ВП, которое затем «провоцирует» возникновение ВС в учреждениях. Стратегия создания ВСШ через создание территориальных воспитательных пространств: центр деятельности переносится на формирование ВП, которое затем «провоцирует» возникновение ВС в учреждениях.

11 Э ЭЭ Эксперимент разворачивался в соответствие с программой, в которой были представлены основные этапы эксперимента, содержание деятельности и предполагаемые мероприятия На преобразовательном этапе было проведено более десяти обучающих семинаров

12 Семинары для участников ОЭР (18 ч. – 108 ч.) 2006 – 2009 гг. ( ГОУ ДПО НИРО ) Организация ОЭР по проблемам воспитания Школьная воспитательная система: становление в ОУ Воспитание индивидуальности Мониторинг воспитательных результатов в ОУ Деятельность классного руководителя в рамках ГВС Инновации в воспитании Экспертиза воспитательной деятельности в ОУ.

13 Выездные семинары в рамках ОЭР Бутурлинский район: Большеякшенская СОШ Шахунский район: Лужайская МОУ СОШ г. Сергач: МОУ СОШ 3 г. Балахна: НКШИ г. Арзамас: МОУ СОШ 6 им. Макаренко Шахунский район: МОУ СОШ 14

14 Основные методы исследования: теоретико-методологический анализ философских, педагогических, психологических трудов, отражающих различные аспекты проблемы воспитания детей и молодёжи; теоретико-методологический анализ философских, педагогических, психологических трудов, отражающих различные аспекты проблемы воспитания детей и молодёжи; мониторинг исходного состояния воспитательного процесса в ОУ - участницах ОЭР; мониторинг исходного состояния воспитательного процесса в ОУ - участницах ОЭР; диагностика личностного развития воспитанников через информационно-констатирующие, оценочные и продуктивные методы; диагностика личностного развития воспитанников через информационно-констатирующие, оценочные и продуктивные методы; проведение серии локальных преобразующих экспериментов по развитию ОУ как ГВС и оценка их результативности; проведение серии локальных преобразующих экспериментов по развитию ОУ как ГВС и оценка их результативности; внутренний и внешний мониторинг гуманистической направленности ВС; внутренний и внешний мониторинг гуманистической направленности ВС; проведении гуманитарной экспертизы результатов эксперимента проведении гуманитарной экспертизы результатов эксперимента

15 Решение научно-методических и организационно-содержательных задач ОУ - участниками в рамках ОЭР МОУ СОШ 78 г.Н.Новгорода представила системную модель методической поддержки классных руководителей школы в рамках реализации ПНПО МОУ СОШ 78 г.Н.Новгорода представила системную модель методической поддержки классных руководителей школы в рамках реализации ПНПО (была защищена зам. директора МОУ СОШ 78 по ВР в ходе аттестации на высшую категорию) (была защищена зам. директора МОУ СОШ 78 по ВР в ходе аттестации на высшую категорию) МОУ ДОД Дворец детского творчества г. Дзержинска в рамках ОЭР разработал Программу развития МОУ ДОД Дворец детского творчества г. Дзержинска в рамках ОЭР разработал Программу развития (была представлена на одном из обучающих семинаров; успешно защищена в ходе аттестационных процедур на высшую категорию руководителями учреждения; представлена на гранд губернатора НО в 2010г) (была представлена на одном из обучающих семинаров; успешно защищена в ходе аттестационных процедур на высшую категорию руководителями учреждения; представлена на гранд губернатора НО в 2010г)

16 МОУ СОШ 6 им. Макаренко г. Арзамаса в рамках областного эксперимента самостоятельно начала реализацию гендерного подхода в воспитательно- образовательном процессе НКШИ г. Балахна развернула в рамках областного эксперимента локальный эксперимент по формированию системы ценностей у воспитанников- кадетов (представлен в кандидатском исследовании научного руководителя – ст. преподавателя кафедры Г.Н.Дождиковой) «Центр художественных ремесел» г. Дзержинска в рамках создания гуманистической воспитательной системы развернул углублённую работу по духовно- нравственному воспитанию учащихся (под руководством лаборатории гражданского становления личности ГОУ ДПО НИРО)

17 МОУ ДОД ДДТ г. Саров через модель ГВС «вышел» на разработку Программы развития ДДТ Модель ВС МОУ СОШ 168 г.Н.Новгород стала дипломантом Всероссийского конкурса воспитательных систем ОУ Обучающие семинары на территории г.Сергач (5 ОУ- участников ОЭР) «дали толчок» к разработке образовательной программы «Проектирование социального воспитательного пространства»

18 Публикации «Практика школьного воспитания» «Нижегородское образование» С СС Сборники : «Мониторинг воспитания: содержание и организация», «Мониторинг дополнительного образования детей», «Становление и развитие ГВС в образовательном пространстве Нижегородской области». Участники и победители областных педагогических Интернет-чтений (2008г.), участники научно-практических конференций, участники и победители регионального этапа всероссийского конкурса «Воспитать человека» ( гг)

19 Июнь 2009 Публичная защита моделей ГВС Были представлены все модели ГВС в виде компьютерных презентаций, в электронном варианте, на бумажных носителях

20 Основные аргументированные результаты исследования Разработанная научной школой академика Л.И.Новиковой технология построения воспитательных систем технология построения воспитательных систем была впервые апробирована одновременно была впервые апробирована одновременно в различных территориальных зонах НО, в различных территориальных зонах НО, данная технология как наиболее эффективная в современной теории и практике воспитания детей и молодёжи может тиражироваться для активизации создания воспитательных пространств в муниципальных районах и городских округах

21 Основные аргументированные результаты исследования В ходе реализации эксперимента была выявлена специфика технологии построения воспитательных систем с учётом региональных особенностей

22 Основные аргументированные результаты исследования Разработана инвариантная часть мониторинга результативности ВС с целью отслеживания гуманистического характера воспитания (вариативные части мониторинга результативности ГВС разрабатывались и осуществлялись самостоятельно каждым ОУ) (вариативные части мониторинга результативности ГВС разрабатывались и осуществлялись самостоятельно каждым ОУ)

23 Мониторинг инварианта ГВС Аксиома: гуманистическая воспитательная система характеризуется высокоценностным отношением к личности ребёнка «здесь теперь», поэтому инвариантом мониторинга ГВС является исследование ценности ребёнка как такового

24 Показатели результативности ГВС Наличие гуманистических ценностных ориентаций у детей Наличие гуманистических ценностных ориентаций у детей Проявления индивидуальности каждого ребёнка Проявления индивидуальности каждого ребёнка Ориентация на саморазвитие учеников и педагогов Ориентация на саморазвитие учеников и педагогов Гуманизация отношений в ОУ Гуманизация отношений в ОУ

25 Методы изучения ГВС Методика изучения нравственного развития Л.Кольберга Методика изучения нравственного развития Л.Кольберга Диагностика личностного роста Диагностика личностного роста Тест «Коммуникативные права» Тест «Коммуникативные права» Тест «Влияние школы на ребёнка» Тест «Влияние школы на ребёнка» Анкета «Портрет школы» Анкета «Портрет школы» Методика исследования ориентации на саморазвитие Методика исследования ориентации на саморазвитие Анкета «Базовые критерии» Анкета «Базовые критерии» Рефлексивная диагностика «Вопросы самому себе» Рефлексивная диагностика «Вопросы самому себе» Диагностика психологической безопасности среды Диагностика психологической безопасности среды

26 Основные аргументированные результаты исследования На кафедре создана модульная образовательная программа модульная образовательная программа (9 учебных модулей), которая может быть тиражирована как для педагогов и руководителей отдельного ОУ, так и для группы ОУ, развивающихся как воспитательные системы; данный курс выступил основой данный курс выступил основой научно-методического сопровождения экспериментальной работы по данной теме

27 Основные аргументированные результаты исследования Впервые преподавателями кафедры была осуществлена гуманитарная экспертиза воспитания с использованием «мягких» методов исследования (наблюдения, беседы с педагогами и учащимися, игровые методы, групповые дискуссии, герменевтические методы); данный проект может лечь в основу новой технологии исследования данный проект может лечь в основу новой технологии исследования для выявления степени ценности ребёнка и наличия гуманистической среды в ОУ

28 Основные аргументированные результаты исследования Во всех ОУ - участниках ОЭР разработаны модели воспитательных систем, которые прошли экспертизу в ходе публичной защиты в ГОУ ДПО НИРО Во всех ОУ - участниках ОЭР разработаны модели воспитательных систем, которые прошли экспертизу в ходе публичной защиты в ГОУ ДПО НИРО Все ОУ – участники ОЭР перешли с первого этапа становление ВС на второй – Все ОУ – участники ОЭР перешли с первого этапа становление ВС на второй – этап стабильного развития ОУ как ВС (согласно результатам итогового мониторинга)

29 Основные аргументированные результаты исследования Многие ОУ – участники эксперимента (г. Балахна: МОУ СОШ 6 им. К. Минина; г. Бор: МОУ СОШ 6; г. Сергач: МОУ СОШ 3; г. Арзамас: МОУ СОШ 6 им. Макаренко; МОУ СОШ 1, р.п. Красные Баки; Кулебакский район: МОУ Гремячевская СОШ и др.) стали средоточием пропаганды и распространения опыта становления и развития ГВС на своих территориях стали средоточием пропаганды и распространения опыта становления и развития ГВС на своих территориях

30 «Диалог» воспитательных систем ОУ: коллективное проектирование критериев и показателей эффективности гуманизации воспитания в ОУ коллективное проектирование критериев и показателей эффективности гуманизации воспитания в ОУ мотивация к новым научным исследованиям у участников ОЭР мотивация к новым научным исследованиям у участников ОЭР с целью «погружения» в проблемное поле воспитания и решения актуальных, специфичных для каждого ОУ задач с целью «погружения» в проблемное поле воспитания и решения актуальных, специфичных для каждого ОУ задач открытый характер представления результатов ОЭР всем желающим открытый характер представления результатов ОЭР всем желающим

31 Востребованность технологии создания ВС создала предпосылки к определению данного направления как одного из приоритетных как одного из приоритетных в плане мероприятий в плане мероприятий Программы развития образования Нижегородской области на гг.

32 Практика ВС гуманистической направленности лежит в смысловом поле ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан РФ. Прогнозируемые на основе данных документов программы воспитания детей могут программы воспитания детей могут успешно разрабатываться и осуществляться успешно разрабатываться и осуществляться в рамках гуманистической воспитательной системы: их объединит их объединит единая ценностная окраска.

33 Организовать в школе «воспитание-жизнь» как наивысший уровень воспитательного процесса возможно только через гуманистическуювоспитательнуюсистему(А.В.Гаврилин)

34 Становление и развитие гуманистических воспитательных систем в образовательном пространстве Нижегородской области Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования