«Образ человека, в слове явленный». «В человеческих делах… главное внимание должно быть обращено на мотивы» (Гете) любовь долг зависть эгоизм альтруизм.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение этических концептов на уроках развития речи в 6 и 9 классах (на примере концепта «СЧАСТЬЕ»)
Advertisements

Роль метапредметных программ в создании единой речевой среды гимназии Веселова З.Т., учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ.
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Основной пафос «Маленьких трагедий» – попытка показать в разных аспектах ценность нравственных законов, их непреложность.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Дифференцированная диагностика литературного развития читателя-школьника.
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Учитель русского языка и литературы: Аксенова.
Интересные методы работы с использованием индивидуальных и групповых форм представила коллегам учитель русского языка и литературы в профильном гуманитарном.
МОУ «Кондряевская основная общеобразовательная школа» Гусарова Ольга Борисовна Разработка урока для 6-го класса «Спешите делать добро» « Добрый не тот,
МОТИВ ОБМАНА ПОВЕСТЬ А. С. ПУШКИНА « КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА »
Изучение имен концептов отрицательных эмоций на интегрированных уроках развития речи в профильной школе (на примере концепта Тоска)
КОМЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Д.С.ЛИХАЧЕВ. ПРО ЗАВИСТЬ. ПИСЬМО ПЯТНАДЦАТОЕ.
Результаты анкеты Виды работ на уроках русского языка Дидактическая игра Ролевая игра Дидактические тесты или Тесты школьных достижений Исследование.
УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ. Урок – это зеркало Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию Разработка урока. 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА» Автор: Саввина Н. М., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 6» г. Сланцы.
Эгоист Работа в группах, составление таблицы. 1-я – найти лексические средства выразительности речи. 2-я – найти синтаксические средства выразительности.
Личность педагога и его профессионально значимые качества.
«Образ языка» XXI века и проблемы формирования языковой личности школьника Мишатина Н.Л., РГПУ им. А.И.Герцена.
Модуль «Основы светской этики». Учебно-методический комплект к модулю «Основы светской этики»
Транксрипт:

«Образ человека, в слове явленный»

«В человеческих делах… главное внимание должно быть обращено на мотивы» (Гете) любовь долг зависть эгоизм альтруизм честолюбие тщеславие

Цели курса: формирование ценностной картины мира в сознании растущего человека посредством слова; расширение кругозора и формирование лингвокультурологических компетенций; развитие нравственных и эмоционально- волевых качеств личности; совершенствование навыков самостоятельной (в т. ч. и проектной) деятельности;

Задачи курса: 1)совершенствовать навыки литературоведческого и лингвистического анализа текстов различных стилей; 2)развивать умение правильно устанавливать лексическое и понятийное значение слова, его семантические отношения со словом той же культуры; 3) отрабатывать жанровые модели творческих работ: эссе, рассуждение-размышление, метафорического и аллегорического портретов концепта; 4) развивать навыки критического мышления (кластер, синквейн).

Содержание курса: 1) вводные занятия (концепт, концептосфера) - 4 часа; 2) основной курс – 12 часов; 3) заключительное занятие – презентация учебного проекта – 2 часа. Количество часов – 18.

Отличительные особенности курса: 1)интеграция с курсами литературы и обществознания; 2)ориентация на подготовку к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Содержание программы (основной курс): 1.Действие и деятельность. «…мне нужно действовать…» (М. Лермонтов). «Назначение человека – в разумной деятельности» (Аристотель). Деятельность разумная и неразумная Действие и бездействие. Мотивы, побуждающие к действию.

Содержание программы (основной курс): 2. «Страна любви – великая страна» (В. Высоцкий). «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И. Тургенев). Иерархия любви. Язык любви. Любовь спасение или рок?

Содержание программы (основной курс): 3. И честолюбие – от слова «честь». Честолюбие = честь + любовь. Тщеславие = тще (напрасно, зря) +слава. Сопоставление и соотношение этих концептов.

Содержание программы (основной курс): 4. «… я ныне завистник» (А. С. Пушкин). «Зависть – враг счастливых» (Эпиктет). «Зависть – сестра соревнования» (А. Пушкин) Зависть черная. Зависть белая. Атрибуты зависти.

Содержание программы (основной курс): 5. «Ритм нашей жизни – долг» (А. Блок). «Долг – якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься» (И. С. Тургенев) Долг перед собой и долг перед другими. Человек долга в художественном мире Пушкина. «Нет другого величия, кроме величия исполненного долга» (Ренан).

Содержание программы (основной курс): 6. Эгоизм и альтруизм. «Жить только для себя не значит жить» (Менандр). «Все жертвы мира во имя Эго!» (И. Северянин). Так ли это? Эгоизм – себялюбие. Любовь к себе и любовь к другим. Теория «разумного эгоизма» Чернышевского. «Эгоист поневоле», «страдающий эгоист». Альтруизм. Бескорыстие. «Нет одинокого счастья» (Н. Г. Чернышевский).

Структура урока 1.Составление словарного портрета концепта. 2.Моделирование контекстуально- метафорического портрета концепта. 3.Составление словесного портрета концепта. 4.Самостоятельная творческая работа.

Словарный портрет концепта «Действие» Словарь синонимов приводит следующий ряд слов к слову «действие»: поступок, акт, деяние. Какой из этих синонимов вы вставите в изречение Пифагора: «Статую красит вид, а человека - … его»? Дайте лексическую характеристику вставленному слову. (деяния)

Словарный портрет концепта «Действие» Приведите антоним к слову «действие» - (бездействие). Распределите следующие фразеологизмы на два столбика, подчеркнув фразеологизмы со знаком минус: Действие Бездействие Землю роет, бить баклуши, собак гонять, брать быка за рога, считать ворон, лодыря гонять, брать в оборот, лежать на боку, гнуть спину, чужими руками жар загребать, тянуть лямку, вставлять палки в колеса

Контекстуально-метафорический портрет концепта «Честолюбие» Прочитайте фрагменты текстов. Подчеркните в каждом высказывании его содержательную доминанту. 1. Вы честолюбивы, - заметил я, - вы хотите прожить не даром, след за собой оставить (И. С. Тургенев). 2. (Прокурор) был очень честолюбив и твердо решил сделать карьеру и потому считал необходимым добиваться обвинения по всем делам, по которым он будет обвинять (Л. Н. Толстой) 3. Честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает (М. Ю. Лермонтов).

Контекстуально-метафорический портрет концепта «Честолюбие» Заполните таблицу. Содержательная доминанта Цели и стремления человека прожить не даром, след за собой оставить Жажда деятельности, любовь к славе

Словесный портрет концепта «Зависть» Прочитайте отрывок из трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Как определяет герой чувство, которое владеет им? К какому аллегорическому образу прибегает? Как это чувство изменяет самого человека? Кто скажет, что Сальери гордый был Когда-нибудь завистником презренным, Змеей, растоптанною, вживе Песок и пыль грызущего бессильно? Никто! …А ныне – сам скажу – я ныне Завистник. Я завидую; глубоко, Мучительно завидую.

Варианты творческих работ I вар. 1.Размышление-рассуждение «Возможно ли жить по теории разумного эгоизма?» 2.Эссе-исповедь «Мое эго». 3.Метафорический или аллегорический портрет концепта Эгоизм – это… Альтруизм – это… II вар. 1.Составить кластер «Зависть». 2.Написать синквейн на тему зависти. 3.Продолжить текст, дав версию зависти как «стыдливой страсти». «Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться…» Ф. де Ларошфуко

Примеры творческих работ Зависть, дикая, жгучая, разрушает, убивает, отравляет ядом души и сердца, сеет Зло. Зависть, благая, созидательная, заставляет соперничать, бороться, побуждает к деятельности, цель которой – Самосовершенствование.

Примеры творческих работ Зависть, мучительная, черная, сжигает, губит, развращает. Не правда ли, что это – Грех?

Кластер Зависть чернаябелая жгучая жестокая дикая благая созидающая развивающая разрушение созидание успех прогресс соревнование клевета предательство преступление

Презентация результатов учебного проекта 1.Читательская конференция «Человек действующий в русской литературе». 2.Защита аллегорических портретов концептов. 3.Составление и оформление сборников синквейнов. 4.Составление и защита кластеров.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе 1.Морфемный анализ. 2.Работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологизмами. 3.Определение и осмысление средств художественной выразительности. 4.Выделение содержательной доминанты высказывания. 5.Выделение и осмысление элементов композиции и элементов сюжета. 6.Определение типа и стиля речи. 7.Создание связных текстов различных жанров.