1Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Advertisements

Презентация окружной инновационной площадки Дети и искусство: инновационные подходы к организации и содержанию педагогической поддержки Научные руководители:
Инновационные университеты Томска. Томск – общепризнанный университетский центр России. В его 6 университетах получают высшее образование свыше 80 тысяч.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Содержание дополнительного образования в школе Современная педагогика характеризует термином дополнительное образование всю ту сферу образования, которая.
Цель: проанализировать возможности введения инновационных форм организации учебного процесса для оптимизации учебного процесса, а также повышения его эффективности.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Программа развития. Формирование качественно-нового концепта государственной политики Тренды общественного развития Тренды в образовании Онтология смыслов.
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
П РОГРАММА РАЗВИТИЯ М ЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА СТУДЕНЧЕСКОГО ТУРИЗМА М ОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО У НИВЕРСИТЕТА.
COWORKING-CENTER Патриаршее подворье в Сокольниках { ЕРМАКОВСКИЕ МАСТЕРСКИЕ }
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Проект «Школа будущего» Проблема стоящая перед школой до 2015 года: сохранение уровня качества образования и существующей динамики инновационной деятельности.
LOGO Проект «Разработка и апробация технологии оценки готовности выпускников к профессиональной деятельности в сфере образования и социальной сфере.
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
Транксрипт:

1Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка»

2Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Оглавление Пространство проекта «Большая Волхонка». Середина XIX - начало XX веков 3 Задача проекта4 Зачем нужен центр «Большая Волхонка» 5 Культурный реактор6 Усадебно – парковое пространство7 Садово–парковые ансамбли мира8 Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина А.С. как музей нового типа9 Мировые тенденции в музеестроении10 Ресурсы и резервы института философии РАН в условиях современного развития11 Мировые аналоги Института философии РАН12 Факультет свободных искусств13 Зарубежные аналогии факультета свободных искусств14 Центр комплексных исследований15 Мировые аналоги центра комплексных исследований16 Стратегия захвата смыслового пространства в эпоху интернета: проект «Ф».17 Логистическая модель центра 18 Будущее, которое возможно19 Эффективность указанного подхода20 Проект административного решения21

3Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Середина XIX - начало XX веков С середины XVIII века район Волхонки застраивается дворянскими усадьбами: Пашкова, Волконских, Румянцева, Долгоруких, Шувалова, Лопухиных, Вяземских, Головиных, Голицыных, Глебовых… С 1839 года по 1883 год строится Храм Христа Спасителя. Одновременно разворачивается многолетняя планомерная деятельность по превращению района Волхонки в образовательную и культурную доминанту Москвы. Здесь основывается вначале Румянцевский музей (Дом Пашкова), затем Голицынский (Волхонка, 14). В конце XIX века начинается строительство «учебно-воспитательного и публичного» Музея изящных искусств им. императора Александра III, задуманного И. В. Цветаевым как образовательное учреждение нового типа. Напротив музея, во флигеле Голицынской усадьбы, размещается Институт живописи, зодчества и ваяния. Таким образом, очевиден комплексный подход к обустройству дореволюционной Волхонки, суть которого можно обозначить как гармоничное сочетание духовного, культурного и образовательного компонентов. Волхонка – духовная и культурная доминанта Москвы, полигон новых образовательных технологий. В середине XIX – XX веков на этой территории возникают следующие объекты: Храм Христа Спасителя. Румянцевский музей. (дом Пашкова) Голицынский музей. (Вохонка 14/1, здание ИФ РАН) Картинная галерея Ефграфа Тюрина (Знаменка 5, нынешняя галерея Шилова) Музей изящных искусств им. императора Александра III – «учебно-вспомогательный и публичный музей» (Волхонка 12) Училище живописи, ваяния и зодчества (Волхонка, 14 – флигель) 1-ая мужская гимназия (Волхонка 18/2) 5-ая мужская гимназия (Волхонка 16) Гимназия совместного обучения (Знаменка 9/12) Александровское военное училище (Знаменка 19)

4Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Задача проекта Задача проекта «Большая Волхонка» состоит: в продолжении и современном развитии комплексного подхода к обустройству района, начатом еще в XIX веке; в выявлении онтологических связей между существующими объектами и учреждениями искусства, образования, науки; в запуске механизма взаимодействия между ними; в создании – поверх запущенного механизма взаимодействия – современного мультикультурного и мультинаучного центра, стимулирующего активно-деятельностные механизмы приобщения к искусству, культуре и науке.

5Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Зачем нужен центр «Большая Волхонка» Кадровая проблема в России: недостаток высококлассных специалистов в экономике, управлении, силовых структурах, науке; «утечка мозгов» – отток специалистов на Запад и на Восток. Обучение элит отнюдь не случайно предполагает глубокое погружение в историю искусств, фундаментальные исторические познания, основательное знакомство с литературой и музыкой. Решение инновационных задач, сложнейших задач развития и управления требует осознанной работы с предельными основаниями, целями и смыслами, что невозможно без знания философии. Убирая философию из триады «философия – искусство – наука», мы обрекаем людей на пассивное созерцание искусства, пассивное потребление культуры и статус обслуживающего персонала в науке. На выходе этой усеченной триады получаем не креативную личность, прошедшую духовное горнило национальной идентификации, а безликого потребителя. Без качественной гуманитарной подготовки нет качественного человеческого материала. Без качественного человеческого материала любые реформы в России обречены.

6Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Культурный реактор Мир усложняется, это объективный процесс. Сложному миру соответствует человек новой, усложненной формации. В их взаимодействии вырабатываются новые культурные коды, новые образы, новые механизмы передачи знания. Поэтому концепция развития территории, отходящей и прилегающей к ГМИИ, должна быть переосмыслена: не механическое расширение демонстрационных площадей за счет существующего архитектурного ландшафта и академических институтов, а сбережение и реставрация всего архитектурного ансамбля Волхонки, создание на его основе комплексного пространства, вырабатывающего высокое культурное напряжение за счет разнообразия форм культурного воздействия, использования новейших технологий выработки и передачи знаний. Эта схема имеет и второе (рабочее) название – культурный реактор. У каждого реактора имеется несколько основных частей. Для проекта Национального центра развития философии и искусств «Большая Волхонка» это: Прилегающее усадебно–парковое пространство. Музей нового типа на основе Государственного музея изобразительных искусств им Пушкина А.С. Факультет свободных искусств. Институт философии РАН и созданная им система клубов смысловой актуализации и поиска ответов на глобальные вызовы. Центр комплексных исследований. Смысловое пространство в сети интернет. Проект «Ф»

7Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Усадебно – парковое пространство От дворянских усадеб, сохранившихся на Волхонке, мощно и благостно веет русским духом. Каждая из них являла собой самостоятельную хозяйственную единицу, своеобразный Ноев ковчег, фасадная сторона которого соответствовала русскому представлению о земле обетованной (а также о богатстве и знатности владельца). Вместе с многочисленными купеческими усадьбами они составляли привольно раскинувшийся город-сад, разительно отличавшийся от прочих столиц Европы. Сохранить этот Ноев ковчег усадебной культуры – значит гарантировано уберечь себя от любых потопов. Сохранить этот уникальный архитектурный ландшафт, все его фрагменты и осколки - значит сохранить русский дух, собственную доподлинность, онтологические истоки национального характера и национальной системы ценностей.

8Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Садово- парковые ансамбли мира Версаль: Ленотр создавал Версаль в течение сорока лет, и после его смерти в 1700 году дело продолжили его последователи Киото: В столице Киото были сосредоточены почти все образованные люди прошлого времени; именно они создали высокую культуру Хэйан. Киото - знаменитые «сады камней» Рёндзи и Самбо-Ин, великолепный «сад мхов» храма Сайходзи и др., а также многочисленные императорские сады и парки Бахайские сады. Израиль: Какой-то особой цели создать просто прекрасный архитектурный садово-парковый ансамбль не было. Основной задачей при создании истинной жемчужины Хайфы стало возведение таких садов, чтобы посетители могли остановиться и подумать Пражские сады Пражский Град, образуют пять исторических садов: Ледебурский, Малый Палфиовский, Большой Палфиовский, Коловратский и Малый Фюрстенбергский. Они представляют собой уникальную достопримечательность, которую можно поставить в один ряд с самыми знаменитыми барочными памятниками в Европе. Holland Park (Холланд-парк) Создается впечатление, что вы прогуливаетесь в настоящем лесу, а не находитесь в центре огромного мегаполиса. Сохранились, созданные еще в 19 веке, два тематических садика: голландский и ирисовый. Сады Лонгвуда. США После смерти Пьера Дюпона в 1954 году, сады начали превращаться в архитектурно-садовую достопримечательность, с сетью разветвленных водоемов, оранжереями и другими функциональными зонами для отдыха и изучения растений.

9Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина А.С. как музей нового типа Цели музея нового типа: Создавать единое пространство творчества посетителей и музея; Полноценно описывать и обсуждать предметы коллекции в интернете; Расширять экспозицию за пределы своих стен: не только «посольствами» в другие музеи. Эта концепция называется «Participatory Museum », Музей 2.0, Музей Участия: она делает музей актуальным и современным, открытым и понятным для нового поколения. Для того, чтобы ГМИИ стал таким музеем, ему нужны живые и культурные участники. Такой музей неотличим от образовательного института: в нем читают лекции, проходят семинары, набрасывают скетчи, устраивают публичные диспуты, проходят презентации, вместе с посетителями создают новые коллекции. Такой музей и есть образовательный институт.

10Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Мировые тенденции в музеестроении Среди основных трендов необходимо отметить: Реконструкция традиционных музеев (Лувр) Музей как фабрика художников, деятельностная мастерская, образовательная среда для художников, скульпторов, керамистов, где снимают копии и обучаются работе с керамикой и т.д. Музей как культурное пространство (Бильбао) Музей как интеллектуальный курорт Мир с прошлого века последовательно прошел стадии простой реконструкции музеев в 1980-ые годы, стадии «работающих» музеев в 1990-ые, стадии культурного пространства в начале 200-ых годов, и сейчас подошел к стадии музея как пространства социального сотворчества.

11Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Ресурсы и резервы института философии РАН в условиях современного развития Расширение сферы деятельности в области кадрового капитала России. Создание систем культурного развития кадрового потенциала. Расширение кадрового пространства философско-гуманитарной мысли: Картографирование (рейтингование, кластерный анализ портала «Интелрос») интеллектуального пространства России. Развитие системы «моллекулярных» исследовательских коллективов. Развитие программы конкурсов лучших произведений и исследований в области философско- гуманитарной мысли. Создание клубного пространства. Философско-гуманитарный клуб «Красная площадь». Расширение публичной сферы функционирования философской мысли. Развитие мультимедийного интеллектуального пространства. Интеллектуальное интернет телевидение. Создание цифровой фундаментальной библиотеки по философии и гуманитарным наукам. Создание цифрового банка аудио, видео и рукописных архивов философов Русского мира

12Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Мировые аналоги Института философии РАН Среди основных аналогов необходимо назвать: Stanford University The Aspen Institute West Point Academics Santa Fe Institute Миссия: Воспитание ценностно- ориентированного, культурного человека, лидера. Область деятельности: Фундаментальные вопросы принятия решений, Дисскуссионные площадки обсуждения предельных оснований, стратегий управления,в ситуациях неопределенности или сложных систем

13Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Факультет свободных искусств На базе института (совместно с ГАУГН) планируется создание Факультета Свободных Искусств – образовательного учреждения, утверждающего новый гуманитарный формат высшего образования. Актуальность прочной философской основы в подготовке гуманитариев подтверждается удручающим выпадением нравственной компоненты из образовательного процесса, очевидным дефицитом высокообразованных, креативных, национально ориентированных управленческих кадров. Опыт свидетельствует: навыки систематизации, онтологического видения и рефлексии помогают людям свободно ориентироваться в изменчивом, усложняющемся мире. Факультет Свободных Искусств предполагает три формата обучения: высшее образование, курсы повышения квалификации для управленческих кадров и персональное гуманитарное образование для СЕО. Контингент ФСИ и ГАУГН станет одной из доминант, формирующих атмосферу человеческих контактов и взаимоотношений в районе «Большой Волхонки».

14Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Зарубежные аналогии факультета свободных искусств Средневековая традиция изучения семи свободных искусств получила свое наибольшее распространение в США, где многочисленные «колледжи свободных искусств» предлагают двух-четырехгодичные программы, основанные на углубленном изучении Математики (включая курсы арифметики, музыки, астрономии и геометрии), языка (иностранных языков, риторики и грамматики и навыков письменной речи родного языка), Гуманитарных дисциплин (с акцентом на философию, обществознание, историю). Часть таких колледжей является уважаемыми и престижными заведениями, предлагающими программы дополнительного обучения, связанными с бизнес-школами. Обучение на трех факультетах ГАУГН в ИФ РАН: философии, политологии и восточных языков – строится ровно по такому же принципу. Многие колледжи свободных искусств делают акцент на изучение религии, религиозной истории, что в случае с ИФ РАН открывает путь к совместным программам, например, с созданным недавно Патриаршим Российским православным университетом). Образцом для ФСИ мог бы стать Amherst College в Массачусетсе – особенностью которого является обучение в малых группах, с тесным контактом преподаватель-студент, по методу Сократа. Amherst, предлагая учебную программу свободных искусств, входит в десятку лучших вузов США по рейтингу Forbes.

15Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Центр комплексных исследований Компетенции: Изучение сложных систем (природных, биологических, технических, социальных); Методы борьбы за доминирование без применении конвенциональных боевых средств; Онтологические основания знания и действия в ситуации неопределенности Эффективность и целесообразность подобных исследовательских центров доказана мировым опытом.

16Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Мировые аналоги центра комплексных исследований RAND сorporation: Совершенствование существующей политики и принципов принятия решения. Поиск ответов на глобальные вызовы Institute for National Strategic Studies (National Defence University): Ведет мультидисциплинарные образовательные и исследовательские программы подготовки военных и гражданских лидеров. Futuribles (Футурибль - возможное будущее): Независимый центр исследований будущего, миссия которого: способствовать лучшему пониманию будущего, исследовать то, что может случиться

17Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Стратегия захвата смыслового пространства в эпоху интернета: проект «Ф». Философия в эпоху интернета становится максимально актуальной: технологии открывают широкие возможности захвата смысловых пространств, выстраивая коммуникационную сеть напрямую, без посредников. ИФ РАН обладает уникальным контентом, который, будучи размещенным в среде интернета на современных технологических платформах, может создать мощнейшую интеллектуальную площадку. Элементами такого проекта могли бы стать: Выход интеллектуальных журналов и альманахов ИФРАН на платформе iPad. В новый формат представления материалов – журнал « Ф » – станет событием в мире новых медиа, что позволит привлечь к философскому анализу актуальных проблем, например, таких как дилеммы свободы и безопасности в современном мире, вопросы интеллектуальной собственности, развития биотехнологий и генной инженерии и пр., более активную часть населения. На сегодняшний день одним из наиболее влиятельным информационным ресурсом в мире является Wikipedia, качество которой иногда хромает. ИФ РАН возьмет на себя поддержку пространств Википедии на русском и английском языках, посвященных философии, в частности традициям и персонам русской философской мысли, интегрируя эту работу с журналом « Ф». Частью проекта « Ф » станет размещение в Twitter дневников великих философов, с привязкой к современному календарю. Такой проект позволит совместить с ритмом жизни современников жизнь и размышления величайших мыслителей через последовательное раскрытие сути и динамики их творчества, окрывая детали, ускользающие, например, при обычном чтении. Лекции, проходящие в институте, станут Лекциями 2.0: они будут записываться на видео, перерабатываться в когнитивные карты (mindmaps), и совместно анализироваться в интернете студентами и сотрудниками института. Процесс философской работы станет понятнее и доступнее для общества.

18Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Логистическая модель центра Логистическая модель потоков построена по принципу воронки. На входе - целевая группа. На выходе – творческие, креативные люди, обладающие значительным культурным и моральным капиталом, обладающих собственной идентичностью со страной и обществом. К целевой группе могут относится: люди, использующие смысловое пространство, люди желающие посетить рекреационную зону и провести время с пользой, люди интересующееся культурным наследием. Вход в модель для каждой отдельной целевой аудитории возможен на любом из указанных ниже уровней. К уровням модели, изложенным в нисходящем порядке, следует отнести: 1.Смысловое пространство в сети интернет и масс-медиа. 2.Усадебно–парковое пространство.3. Музей нового типа. 4.Факультет свободных искусств. 5.Институт философии РАН. 6.Система клубов смысловой актуализации и поиска ответов на глобальные вызовы. 7.Центр комплексных исследований. Одним из основных является принцип неделимости элементов модели и существования их в едином пространстве, что усиливает синергетический эффект компонент, мотивацию участников и их личную активность. Простыми словами это можно выразить так - любой действенный водоворот не может существовать по частям. Качественно воронка функционирует сверху вниз, а экономически, воронка закручивается снизу вверх, от основания выхода к широкому входу. Это позволяет последовательно формировать, оттачивать и совершенствовать инструменты каждого отдельного уровня модели как отдельного проекта в терминах проектного управления.

19Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Будущее, которое возможно Россия экономически востребована мировым пространством, но культурно им отторгается. Этот постулат обуславливает следующее видение Национального центра развития философии и искусства «Большая Волхонка»: Создание, поддержание и внедрение привлекательной, высокоинтегрированной, активно-адаптивной городской среды; Место синхронизации и взаимодействия сложных культурных, духовных и научных объектов; Плацдарм разработки и внедрения принципиально новых сложных комплексных пространств, вырабатывающих высокое культурное напряжение за счет разнообразия форм и механизмов синергетического воздействия; Создание условий и среды для формирования высококвалифицированных кадров, роста культурного человеческого капитала страны; Опыт формирования будущего через комплексные концептуальные проекты развития.

20Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Эффективность указанного подхода Данный подход позволит в экономическом, политическом и культурном аспекте получить следующие выгоды: Сэкономить миллиарды рублей на реконструкции; Создать передовую практику комплексного культурного пространства; Придать новый уровень активности Государственному музею изобразительных искусств им. Пушкина за счет вливания наиболее деятельной аудитории из студентов Государственного университета гуманитарных наук; Возродить уникальный усадебный комплекс 19 века; Преобразить несвязанную территорию Москвы в новый культурный центр мирового значения Построить образовательные институции нового типа, которые смогут готовить кадры нового типа

21Национальный центр развития философии и искусств «Большая Волхонка» Проект административного решения Реализовать данную концепцию предлагается следующим способом: Подготовить обращение к Президенту Российской Федерации с предложением поручить Правительству Российской Федерации и Правительству г. Москвы подготовить комплексную программу, предусматривающую создание в районе улицы Волхонки и прилегающих к ней территорий туристическо–рекрационного–культурного кластера с присвоением данной территории особого статуса. Указанный статус должен предусматривать специальный синхронизированный порядок взаимодействия всех субъектов, (федеральных структур) находящихся на данной территории в части разработки и реализации концепций программ и планов развития. Относительно собственников объектов, находящихся в частной собственности, предусмотреть рекомендательные меры по содействию в реализации данного решения. Наложить мораторий на передачу прав на недвижимое имущество, заключение договоров аренды в отношении федеральной собственности на данной территории. Создать рабочую группу из представителей (надо всех переименовать, в том числе Москву), ответственным исполнителем по разработке концепции «Большая Волхонка» определить Правительство г. Москвы, Министерство экономического развития.