Формирование ключевых компетенций – основа стандартов «второго» поколения педагогический совет 3 ноября 2010 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новые стандарты как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Advertisements

Компетентностный подход как основа реализации стандартов второго поколения.
Некомпетентностное обучениеКомпетентностное обучение Наука рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука рассматривается как общечеловеческий.
Нормативная база Приказ 373 (Минобрнауки России) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
L/O/G/O Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании.
ФГОС в начальных классах ФГОС в начальных классах Родительское собрание.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Внедрение ФГОС в начальных классах. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой: совокупность.
Транксрипт:

Формирование ключевых компетенций – основа стандартов «второго» поколения педагогический совет 3 ноября 2010 года

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к максимальному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание»

Основа стандарта второго поколения: системно- деятельностный подход в обучении и придание ОП воспитательной функции подготовка к жизни в современных условиях (гражданское общество, информационное общество, инновационная экономика) стратегия социального проектирования и конструирования (требования к результату и условиям)

Формирование базовых компетентностей современного человека Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)

Ведущие идеи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) Запросы работодателей, общества, государства и семьи Концепция духовно-нравственного воспитания Фундаментальное ядро содержания общего образования

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, устарела хорошо успевающий ученик (ученица), окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком; золотой или серебряный медалист, отлично знающий предметы в рамках школьных программ, не выдерживает конкурсный экзамен в избранный вуз; в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить; подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.

Некомпетентностное обучение Компетентностное обучение Наука – основа содержания образования – рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука – основа содержания образования – рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения проблем Изучение «основ наук» является главной и самодостаточной целью учебного процесса Изучение «основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками Учитель ставит вопросы «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе с учениками Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями Применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях.

Некомпетентностное обучение Компетентностное обучение Основной результат обучения: ЗУН, ценности Основной результат обучения: осмысленный опыт деятельности Жизненный опыт формируется стихийно, за пределами учебного процесса Формирование жизненного опыта вводится в рамки учебного процесса как значимый элемент Накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач Накапливается и осмысливается опыт решения жизненных задач Оценивается накопленный багаж дидактических единиц Оценивается способность применить накопленный багаж в различных ситуациях Школа уводит человека от решения жизненных проблем в область, близкую к «чистой науке» Школа готовит человека к решению жизненных проблем Школа учит человека полагаться на свою память Школа готовит человека полагается на свою самостоятельность

Пути реализации ФГОС, три «Т» Изменение облика школы, соответствие кадрового состава поставленным задачам (выполнение «Т» - требования к условиям реализации образовательных программ) Разработка современной образовательной программы (выполнение «Т» - требования к структуре образовательных программ) Использование современных УМК, технологий, систем оценки и т.д. (выполнение «Т» - требования к результатам освоения образовательных программ)

Требования к результатам освоения общеобразовательных программ Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей

Личностные требования к результатам освоения ОП: «портрет выпускника» Гражданская идентичность Овладение ключевыми компетенциями Ответственное отношение к учению, построение индивидуальной образовательной траектории Целостное научное мировоззрение Толерантность Освоение форм социальной жизни Нравственное поведение Экологическое сознание Правила безопасного поведения Семейные ценности Эстетический вкус

Метапредметные требования к результатам освоения ОП: регулятивные, коммуникативные, познавательные Целеполагание в учебной деятельности: приоритеты, перевод теоретической задачи в практическую плоскость, обоснованный выбор путей и средств, Рефлексия, адекватность оценивания Волевая саморегуляция Работа с информацией Учебное сотрудничество: планирование, распределение ролей, координация позиций, аргументация, разрешение конфликтов ИКТ-компетентность, информационная безопасность Речевая компетентность

Анализ анкет учащихся УменияСамооценка Составлять план ответа1,4 Озаглавливать отдельные абзацы параграфа 1,5 Составлять тезисы по прочитанному тексту 1,4 Кратко излагать тексты двумя-тремя предложениями 1,6 Готовить пересказ текста1,53 Составлять схемы, опорные конспекты, таблицы по прочитанному тексту 1,55

Анализ анкет учащихся УменияСамооценка Писать конспект при прослушивании1,55 Запоминать услышанное1,44 Воспроизводить услышанное1,25 Правильно выполнять указания учителя 1,53 Писать рецензию на услышанное1,3 Выделять главные мысли услышанного и прочитанного 1,5 Составлять вопросы к прочитанному и услышанному 1,53 Вести диалог на материале учебных тем 1,34

Анализ анкет учащихся УменияСамооценк а Находить ответы на вопросы1,63 Планировать свою деятельность1,45 Выбирать оптимальные варианты выполнения домашнего задания 1,38 Анализировать свою учебную деятельность и делать соответствующие выводы 1,53 Адекватно оценивать свои возможности 1,55 Регулировать и комбинировать свою деятельность 1,5

Компетентность Компетентность это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций

Какие формы работы Вы используете в своей деятельности Часто – 2; иногда – 1; никогда Фронтальный опрос88120 Информирующая беседа931,65,4 Самостоятельная, индивидуальная работа учащихся9190 Демонстрация видеофильма или презентации14,2805,8 Экскурсия Контрольная работа46540 Проверочная работа731710

Компетенция Компетенция готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция Компетенция это готовность действовать в ситуации неопределенности.

Ключевые компетенции информационная компетенция готовность к работе с информацией; коммуникативная компетенция готовность к общению с другими людьми; кооперативная компетенция готовность к сотрудничеству с другими людьми; проблемная компетенция готовность к решению проблем.

Методы формирования информационной компетенции Часто – 2; иногда – 1; никогда Задача на поиск информации Задача с избытком информации (отделить значимую информацию) Задания на упорядочение информации (выстраивание логических связей) Составление плана к тексту Подготовка вопросов к тексту Подготовка доклада, сообщения Оформление плаката по теме Оформление стенда, стенгазеты, брошюры Исследовательские работы Выпуск учебных СМИ 32671

Методы формирования коммуникативной компетенции Часто – 2; иногда – 1; никогда Доклады, сообщения63316 Ролевые игры, суд, дискуссии, диспуты26668 Психологические тренинги, ситуации84943 Защита проектов Подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории02377 Рецензии ученических работ116920

Методы формирования кооперативной компетенции Часто – 2; иногда – 1; никогда Коллективное целеполагание Работа в группах63298 Кейсы01189 Фронтальный опрос с обсуждением мнений83170 Коллективные проекты20737

Методы формирования проблемной компетенции Часто – 2; иногда – 1; никогда Подведение итогов и оценивание71263 Проблемно – ориентированная дискуссия Альтернативное решение задач63352 Задания с ограничением по времени Учебные задачи с недостаточным условием46495 Метод проб и ошибок43 14

Предметные требования к освоению ОП 1. Филология (русский язык, родной язык, иностранные языки, литература) 2. Общественно-научные предметы (история, обществознание, география) 3. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4. Математика и информатика 5. Естественно-научные предметы (физика, биология, химия) 6. Искусство (изобразительное искусство, музыка, искусство) 7. Технология 8. Физическая культура и ОБЖ

Рабочие программы отдельных учебных предметов (курсов) Пояснительная записка (целеполагание) Характеристика учебного предмета и его места в учебном плане Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Содержание Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Контроль Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение

Работа педагогических конструкторских бюро Кабинет 206 – руководители Летуновская Н.Е., Орлова О.Н. «Первопроходцы» Кабинет 409 – руководители Забашта М.А., Кужела Е.Э. «Формирование ключевых компетенций» Кабинет 408 – руководители Полуаршинова Н.Г., Жигалова С.И. «Мониторинг» Кабинет 207 – руководители Битюкова М.Н., Бородулина Л.Л. «Развитие ключевых компетенций» Время на разработку проекта 25 минут (задание с ограничением по времени)