Понятие и признаки правового государства Правовое государство это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мокроусовская средняя общеобразовательная школа 1 Выполнила:Табулова Жанара Гомаровна, ученица 11»Б» класса Руководитель: Захарова С.Г.., учитель обществознания.
Advertisements

ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. Правовое государство – форма организации государственной власти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека,
Правовое государство и гражданское общество.. Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, прежде всего конституцией, подчинённое.
Государство Признаки государства Публичная власть Административно- территориальная организация населения Государственный суверенитет Сбор налогов и пошлин.
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Право в системе социальных норм. «Право» в современной науке используется в нескольких значениях: 1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное.
Проверка домашнего задания Прочитать §5. Выучить понятия: политический режим, тоталитарный, авторитарный и демократический режимы, знать их черты. Подготовиться.
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Основы конституционного строя Выполнил Шеремет Андрей Викторович.
Подготовила: Ученица 9 «Б» Мальцева Полина Руководитель: Ревенкова Л.В.
Толканова М.И.- учитель истории и обществознания МБОУ « Сош46» Г.Набережные Челны, РТ.
Право в системе социальных норм.. Право Система норм установленных государством закрепляющих общественный и государственный строй охраняемых государством.
Право в системе социальных норм Еремеева Елена Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия, г.Урай.
Государство Выполнила: Казакова Л.С.. Государство - это особая организация политической власти общества, средство обеспечения социального мира и согласия.
1 Лекция 1 Основы теории государства и права д.м.н., профессор К.А. Виноградов Кафедра медицинской кибернетики.
Личность, право, общество, государство. Правовое государство. Личность, право, общество, государство. Правовое государство.
Конституция РФ. Основы конституционного строя. 9 класс, обществознание.
Правовое государство и гражданское общество 1.Правовое государство 2.Гражданское общество.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
«Право – искусство справедливости и добра» (древнеримское изречение) «Право – минимум нравственности» (В.С. Соловьёв).
Транксрипт:

Понятие и признаки правового государства Правовое государство это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Экономическая основа Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, различных формах собственности (частной, государственной, коллективной, акционерной, арендной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственников, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвития.

Нравственная основа Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т. п. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т. п.

Политическая основа Политическая природа правового государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в нем концентрируется вся гамма потребностей интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и государственных организаций, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.

Социальная основа Социальную сторону правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей; обеспечиваются плюрализм мнений, личные права и свободы.

Признаки правового государства 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Подзаконные акты при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не "совершенствовать", не "поправлять", не "изменять" закон. В системе правовых ценностей высшей формой выражения организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Подзаконные акты при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не "совершенствовать", не "поправлять", не "изменять" закон. Основной закон правового государства - конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство это конституционное государство. Основной закон правового государства - конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство это конституционное государство.

2. Разделение властей Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

3. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность "невмешательства" государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Его реальное проявление охватывается формулой: "Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено", и наоборот: "Все, что не дозволено власти, ей запрещено".

4. Взаимная ответственность государства и личности. 4. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником ее формирования и осуществления, должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Отношения между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником ее формирования и осуществления, должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: - ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутатов); - ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутатов); - ответственность правительства перед представительными органами; - ответственность правительства перед представительными органами; - дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права. - дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

5. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.