Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Advertisements

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в рамках внеурочной деятельности Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО кафедра.
1 Духовно-нравственное развитие и воспитание личности школьника. Бобылёва Елена Владимировна учитель филиала МБОУ СОШ 42 им. Л. Н. Толстого ООШ с. Астапово.
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
«Система оценки планируемых результатов» Копотева Г.Л.
Д УХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Составитель Крестова З.В.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
«Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе»
Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Нововведения в начальной школе в соответствии с государственными стандартами второго поколения.
Транксрипт:

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения

Инновационность стандартов Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании») Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования

Стандарт для начальной школы зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года и вступит в силу 1 сентября 2011 года Результаты образования Личностные Мета предметныеПредметные Развитие «компетентности к обновлению компетенций» Особенности новых стандартов: деятельностная парадигма

Инновационность структуры стандартов Требования к результатам освоения основных образовательных программТребования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к структуре основных образовательных программТребования к структуре основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программТребования к условиям реализации основных образовательных программ ядро содержания образования программа развития УУД примерные учебные программы программы воспитания и социализации программы внеурочной деятельности

Фото концеп ции «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» (Д. Медведев в посланиях Федеральному собранию Российской Федерации 2007, 2008г.г.)

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отражает ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации семья религиозные объединения учреждения культуры и спорта средства массовой информации учреждения дополнительного образования общественные организации

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно быть основано на базовых национальных ценностях: патриотизмсемья искусство и литература природа труд и творчество; наука социальная солидарность гражданственность традиционные российские религии человечество

Интегративность программ духовно- нравственного воспитания учебная (в границах разных образовательных дисциплин) внеурочная и внешкольная (художественная, коммуникативная, спортивная, досуговая, трудовая и др.) Виды образовательной деятельности:

Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" отмечается «необходимость создания законодательных механизмов, обеспечивающих динамичное развитие системы образования, в том числе способствующих увеличению разнообразия видов образовательных организаций и спектра образовательных услуг. Представляется целесообразным предоставить право реализации дополнительных профессиональных образовательных программ не только образовательным и научным организациям, но и иным организациям, независимо от их основного вида деятельности и организационно-правовой формы»

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 1 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека 2 Воспитание нравственных чувств и этического сознания 3 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни 4 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) 5 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Основные принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1 Принцип ориентации на идеал 2 Аксиологический принцип 3 Принцип следования нравственному примеру 4 Принцип идентификации (персонификации) 5 Принцип диалогического общения 6 Принцип полисубъектности воспитания 7 Принцип системно – деятельностной организации воспитания

Направление: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Содержание: получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой Гербом, Флагом Российской Федерации Виды деятельности: в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом Содержание: ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина Виды деятельности: в процессе экскурсий, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко- патриотического содержания Содержание: ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России Виды деятельности: в процессе сюжетно-ролевых игр, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско- краеведческих экспедиций Содержание: знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников Виды деятельности: в процессе проведения классных часов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам Содержание: знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско- юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина Виды деятельности: в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями Содержание: получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни Виды деятельности: в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально- культурных праздников

Направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания Содержание: получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов Виды деятельности: в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий, участия в творческой деятельности, отражающей культурные и духовные традиции народов России Содержание: ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций Виды деятельности: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями Содержание: участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия Содержание: ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков Виды деятельности: в процессе бесед, классных часов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей Содержание: посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе; получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье Содержание: расширение опыта позитивного взаимодействия в семье Виды деятельности: в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов

Направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Содержание: получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности Виды деятельности: в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий Содержание: приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду Виды деятельности: посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде Содержание: приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений Виды деятельности: занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции Содержание: учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов) Содержание: приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома Содержание узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»

Направление: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Содержание: усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой Виды деятельности: в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов Содержание: получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе Виды деятельности: в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю Содержание: получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, создание цветочных клумб и т. д.) Виды деятельности: в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей, участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов Содержание: посильное участие в деятельности детско- юношеских общественных экологических организаций Содержание: усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства

Направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Содержание: получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России Виды деятельности: посредством экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках Содержание: ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами Виды деятельности: в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей народной музыки, ярмарок, фестивалей народного творчества Содержание: обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы Содержание: знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой Содержание: получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования) Содержание: участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1 совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения 2 сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей) 3 педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям) 4 поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей) 5 содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей 6 опора на положительный опыт семейного воспитания

Основные задачи реализации образовательных областей, представленных в проекте учебного плана основного общего образования Предметные области Основные задачи реализации содержания Филология Воспитание духовно богатой, нравственно- ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; развитие речевой культуры учащихся; формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности. Общественно-научные предметы Воспитание общероссийской гражданской идентичности и патриотизма, уважения к правам и свободам другого человека; социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убежденности в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе; знакомство с миром культуры и социальных отношений, формирование правосознания и правовой культуры, знание гражданских прав и обязанностей. Основы духовно- нравственной культуры России Развитие способности к духовно-нравственному совершенствованию, формирование представлений о светской этике, культуре и истории традиционных религий в России, о значении моральных норм, нравственных ценностей и духовных идеалов для жизни человека и общества.

Основные задачи реализации образовательных областей, представленных в проекте учебного плана основного общего образования Предметные области Основные задачи реализации содержания Математика и информатика Формирование способности выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях, оценивать окружающую информационную среду и формулировать предложения по ее улучшению. Естественно-научные предметы Формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе жизни; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей. Искусство Формирование художественной культуры обучающегося как неотъемлемой части его духовной культуры; развитие эстетического и эмоционально-ценностного отношения к миру, художественно-образного мышления; способности к сопереживанию, Технология Развитие профессионального самоопределения в условиях рынка труда Физическая культура Формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни и требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

Программы воспитания и социализации патриотизм социальная солидарность семья; человечество природа и искусство труд и творчество традиционные российские религии гражданствен- ность

Семейное воспитание социально- педагогическая технология нравственного оздоровления общества Изучение культурологических основ российских религий обязательное условие – сохранение целостного воспитательного пространства школы Урочная деятельность интеграция воспитательных задач в содержание учебных предметов Внеурочная деятельность основная педагогическая единица – культурная практика Внешкольная деятельность основная педагогическая единица – социальная практика

Система оценки Результаты, не подлежащие итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные личностные характеристики.

Накопляемая оценка: портфолио Примерный состав портфолио 1.Выборки детских работ 2.Результаты стартовой диагностики 3.Материалы текущей оценки: листы наблюде-листы наблюде- ний ний, оценочные листы 4.Результаты и материалы тематических работ 5.Результаты и матери- алы итогового контроля 6.Достижения во внеучеб- ной деятельности Выборки детских работ Русский язык Литетатурное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Физкультура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Духовно-нравственное развитие и воспитание видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля описание культурных и социальных проектов информация об участии в конкурсных мероприятиях

Требования к условиям воспитания и социализации школьников создание социально-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей российской истории, государственные праздники, памятные даты национальной истории и другие; создание эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом; создание эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; создание школьной воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения; работа школы с семьей, систематическое привлечение родителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ воспитания и социализации обучающихся;

Требования к условиям воспитания и социализации школьников взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с социальными субъектами воспитания: ветеранскими, экологическими, национально-культурными и иными общественными организациями, традиционными российскими религиозными организациями, армией, органами охраны правопорядка; взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы воспитания и социализации; интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно- воспитательной, общественно- полезной деятельности в рамках программ воспитания и социализации обучающихся; направленность программ воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России; педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России