14.09.2012 10:37:59 1 Типы речи Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Шецко Л.Г. Подготовка к.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Advertisements

(1) Еще недавно и мне, и многим другим писателям представлялось очевидным, что искусство это средство познания жизни с целью ее совершенствования. (2)
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Как сохранить цветы, купленные за неделю до праздника? Стебли цветов подрезают наискось острым ножом и ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры.
Повествование Описание Рассуждение Содержание Композиция Особенности языка Рассказ о событиях, действиях, происшествиях Рассказ о событиях, действиях,
Формирование компетенций в анализе текстов разных типов речи и жанров на уроках русского языка и литературы Из опыта работы.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Типы речи Повествование Описание Рассуждение Повествование Композиция: Экспозиция; Завязка; Развитие действия; Кульминация; Развязка.
Типы речи рассуждение повествование описание Повествование - рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Последовательность.
Подготовка к ЕГЭ Вводные слова. Назовите обращения и грамматическую основу в предложениях. 1) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан.
Типы речи (текста). Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение. Охарактеризуем их.
МБОУ Асаковская средняя общеобразовательная школа учитель Нездорова Галина Владимировна.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Текст. Типы речи.. Что можно описывать? Описание предмета места состояния человека состояния окружающей среды (пейзаж)
Текст. Типы речи.
РАССУЖДЕНИЕ как функционально-смысловой тип речи. Автор: Горчакова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ Краснооктябрьская СОШ Гусь-Хрустального.
Т ИПЫ РЕЧИ
кульм нация повес вование о исание о-перввх п илагательное ассуждреин заклюние так т п ы и и ч е р е.
Практическое пособие по развитию речи КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.
Как научить ребенка писать сочинения. Наумова Светлана Петровна, учитель начальных классов, МБОУ Якшур-Бодьинская гимназия
Транксрипт:

:37:59 1 Типы речи Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Шецко Л.Г. Подготовка к ЕГЭ: часть1, А 29.

:37:59 2 Для понимания смысла любого текста важно определить тип речи, использованный в нем, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли. Традиционно наша речь делится на три типа (т.е. может быть представлена в типовых речевых формах): описание повествование рассуждение

:37:59 3 Описание - тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир – предметы, явления, человек. Например. Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трёх сторон один за другим отдаются удары мгновенно пробудившихся волн. Он не бунтует. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё немило; всё переменилось около него; тихо враждует он с прибрежными горами, лесами, лугами и несет на них жалобу в Чёрное море.( Н. Гоголь)

4 Описание - По объекту описания можно выделить -о-описание места, -о-описание состояния, -о-описание предмета.

:37:59 5 Повествование - тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Например. Я пошёл по направлению Ириновского шляха и уже через минуты две услыхал, что собака опять гонит где-то недалеко от меня. Охваченный охотничьим волнением, я побежал, держа ружье наперевес, сквозь густой кустарник, ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары. Я бежал так довольно долго и уже стал задыхаться, как вдруг лай собаки прекратился. Я пошёл тише. (А. Куприн)

6 Повествование - Повествование дает нам представление о развитии событий, их последовательности. С точки зрения композиции в повествовании выделяют: 1) экспозицию – обстановку, которая предшествует действию; 2) завязку – начало развития действия; 3) развитие действия; 4) развязку – окончание действия.

:37:59 7 Рассуждение - тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются какие- либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. В любом рассуждении есть тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод. Например. Жизнь Пушкина, все её романтические порывы и озарения готовят столько же ловушек, сколько искушений сочинителям модных биографий. В последнее время в России их много написано, я видел одну или две достаточно безвкусных. Но помимо этого существует ещё благой, бескорыстный труд нескольких избранных умов, которые, копаясь в прошлом, собирая мельчайшие детали, вовсе не озабочены изготовлением мишуры на потребу вульгарного вкуса. И всё-таки наступает роковой момент, когда самый целомудренный учёный почти безотчётно принимается создавать роман, и вот литературная ложь уже поселилась в этом произведении добросовестного эрудита так же грубо, как в творении беспардонного компилятора. (В. Набоков)

8 Рассуждение - В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части: 1) тезис – мысль, которую надо доказать; 2) аргументы – факты, примеры, высказывания, которые доказывают или опровергают тезис; 3) вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.

:37:59 9 ОписаниеПовествованиеРассуждение Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов.в.) передают действия (состояния), характеризующие лицо или предмет. Преобладают простые предложения. Преобладают глаголы (обычно сов.в.), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий. Используются наречия места и времени. Используются все типы предложений. Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова, производные предлоги и составные союзы. Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения.

:37: ) «Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город Прекрасный в морозе и тумане на горах над Днепром. Целыми днями винтами шёл из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег». (М. Булгаков «Белая гвардия») Тест. Проверьте себя. Определите тип речи:

:37:59 11 Тест. Проверьте себя. Определите тип речи: 2) «Между тем черт крался тихонько к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Пробежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки.» (Н.В. Гоголь) 2) «Между тем черт крался тихонько к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Пробежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки.» (Н

:37: ) «Сколько чуши в последние годы попадается в качестве незыблемой истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы тему отцов и детей. Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским передачам, подростковым журналам, школьным инновациям, как – хлоп! – взялись за них же, за родителей. …Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты… А в некоторых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек имеет право носить звание родителя.» (И. Медведева) Тест. Проверьте себя. Определите тип речи:

:37:59 13 Ответы 1) описание

:37:59 14 Ответы 2) повествование

:37:59 15 Ответы 3) рассуждение

:37:59 16 Выполните тест. 1. Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можно делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно. Что ж из этого следует? А следует то, что, кроме свободы, есть еще равенство, и именно равенство перед законом. 2. За голубым альпийским лугом вставали огромные синие ели; их раздвигал, разгонял, прижимал то слева, то справа белый ручей-река, словно гнал вниз это еловое стадо: суровый лес начинал круглеть, кудрявиться, разливаясь в мягко волнующееся лиственное море, и глубокая сапфировая по цвету лохань долины, тихая и сплошная, лежала в самой глубине, а за ней вставали, так же медленно обретаясь, горы. 3. Словарь собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык; совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в одном произведении, произведении какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем- нибудь. 4. Вначале Репин шел по стопам Василия Перова, строя композицию на контрасте заплывших благополучием попов и нищих забитых крестьян. Потом был «Крестный ход в дубовом лесу», где главный акцент делался на колористических эффектах пестрая поляна, сочная зелень, солнце, пробивающееся сквозь листву, и проч... И наконец, в третьем варианте, «Крестный ход в Курской губернии», Репин отказывается от прежней красочности и от лобовых классовых сравнений. Прочитайте текст. Определите тип речи.

:37:59 17 Выполните тест. 5. Если бы область человеческого знания ограничивалась одним отвлеченным мышлением, то, подвергнув критике то объяснение власти, которое дает наука, человечество пришло бы к заключению, что власть есть только слово и в действительности не существует. Но для познания явлений, кроме отвлеченного мышления, человек имеет орудие опыта, на котором он проверяет результаты мышления. И опыт говорит, что власть не есть слово, но действительно существующее явление. 6. На Арбате весна. Нынче такая запоздалая, робкая, переменчивая, она все-таки берет свое. Временами то снег, то дождь обрушиваются на тротуарную плитку, но тут же из-за туч выглядывает солнце, радуя прогулочный народ, который бродит взад-вперед, ест чипсы, приценивается к сувенирам, разглядывает картины, заполняет кафе... Привычный ритм и облик самой московской из московских улиц. Но многие из тех, кто помнит ее 3040-летней давности, наверняка испытывают чувство ностальгии. Этот Арбат тоже новый с его тотальной пешеходностью, туристской подноготной, рядом похожих на театральную декорацию фонарей, многоэтажными комодами, построенными и строящимися, которые, несмотря на запреты, все-таки прорвались сюда. 7. Рыжий, востроносый Макс вышел на площадку тоже. Подметал. В углу заметил золотой луч. Нагнулся. Кольцо. Спрятал в жилетный карман. Юрко огляделся, не видел ли кто. Спина Лужина в пройме двери была неподвижна. Макс осторожно вынул кольцо: при смутном свете разглядел прописное слово и цифры, вырезанные снутри. Подумал: «По-китайски...» А на самом деле было: «1 августа 1915г. Алексей». Сунул кольцо обратно в карман. Прочитайте текст. Определите тип речи.

:37:59 18 Ответы 1) рассуждение; 2) описание; 3) описание; 4) повествование; 5) рассуждение; 6) описание; 7) повествование.

:37:59 19 Использованная литература: 1.А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007; 2. ЕГЭ-2008: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И. Львова. - М.: Эксмо, Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ – Вступительные экзамены. - Р/Д: Легион, 2006; 4. И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 2001; 5. Н.С. Валгина. Теория текста. – М.: Логос, 2004; 6. А.Я. Кузьма, О.В. Неупокоева, К.В. Прохорова. Русский язык. Комплексная подготовка к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2007.

:37:59 20 Спасибо за внимание!