Текст, тема текста, основная мысль текста Урок развития речи в 5 классе 1 Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Текст. Признаки текста Презентация для 5- го класса Автор Лысенко О. Н.
Advertisements

Автор презентации: Ивченко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Веселовская СОШ»
Что значит писать и говорить на тему? Урок развития речи в 5 классе.
Поговорим о тексте… Проектная работа Баевой Дианы, ученицы 8 класса Г, МБОУ лицея 4.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 6» г. Канаш Учитель Иванова Г.Н.
Что такое текст.. Тебе, конечно, приходилось слышать слово текст. А что такое текст? Трудно?
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Тема текста Урок русского языка в 5 классе. Разминка 1.Вставить пропущенную букву, графически обозначить орфограмму: 1 вариант 2 вариант уд…влят(?)ся.
Подготовила : Черникова Наталия Никитична, учитель русского языка и литературы Пластинского филиала МБОУ СОШ ст. Дрязги.
ТЕКСТ Цель Обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Текст».
Что такое текст? 5 класс 5 класс. Основные единицы языка ЗВУК СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИ Е.
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение знаний об однородных членах предложения». Подготовила: Бавыкина И.Е. Подготовила: Бавыкина И.Е. учитель.
Сезонные изменения в природе осенью Осень подойдёт неслышно, Тихо встанет у ворот. 1. Названия месяцев. 2. Погода осенью. 3. Изменения в жизни растений.
К АК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР !. Как прекрасен этот мир! Кругом чисто, красиво. Колокольчики звенят. Птицы поют. Белки прыгают. Люди ухаживают за миром. Деревья.
Цели: показать, как в сочинении должна раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание высказывания; развивать понятие узкой и широкой.
Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.
Урок развития речи ТЕКСТ. Цель урока ЗНАТЬ: Основные признаки понятия ТЕКСТ Основные признаки понятия ТЕКСТ ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ: строить текст строить.
Листья оп…дают с д…ревьев, Листья оп…дают с д…ревьев, и в воздухе прот…нулась паутина. и в воздухе прот…нулась паутина. Наступила осень. Наступила осень.
2 класс Русский язык Составила: Скафа Елена Игоревна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 72.
Урок русского языка Предложение Здравствуйте, ребята! Я поведу вас по дороге открытий. Мы побываем в мире звуков, слов и предложений. Читайте внимательно.
Транксрипт:

Текст, тема текста, основная мысль текста Урок развития речи в 5 классе 1 Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун

Текст и его признаки Текст – это группа предложений, объединённых темой и основной мыслью. текст состоит из нескольких предложений (членимость текста); предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью; в тексте предложения располагаются в определённом порядке; текст имеет начало и конец, т.е. это относительно законченное высказывание. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 2

Подумай и ответь! Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 3 Допустимо ли выражение «связный текст»? Объясни свою точку зрения. Предложения в тексте всегда связаны между собой, т.е. связность – основной признак понятия «текст», несвязного текста не бывает. Подобное выражение допустимо лишь как профессиональное слово.

Проверь себя! Летний дождь… Он бывает разный. Иногда хлещет как из ведра, обрушится на землю сплошным потоком, закачает деревья, прибьёт к земле траву, заставит низко пригнуться ветки кустарника. А иной раз начинается незаметно и идёт долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 4

Подумай и ответь! Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 5 Имя ерша, очевидно, происходит от его наружности: вся его спина почти от головы до хвоста вооружена крепкими острыми иглами, соединенными между собой жесткой перепонкой; щеки, покрывающие его жабры, имеют также по одной острой игле, и, когда вытащишь его из воды, он имеет способность так растопырить свои жабры, так взъерошить свой спинной гребень и загнуть хвост, что название ерша, вероятно, было ему дано в ту самую минуту, как только в первый раз увидел его человек. (С.Т.Аксаков) Является ли это высказывание текстом? Поясните своё мнение.

1. Проверь себя! Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу? Озаглавьте её, запишите; подчеркните главные члены предложений. 1.Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. 2. Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 6

Тема текста Тема – это то, о чём говорится в тексте. Тема текста часто отражается в заголовке. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 7 Прочитайте текст, объясните пропущенные орфограммы. Определите тему текста. Ул..тают птицы за море, Миновало время жатв, На холодном сером мраморе Листья ж..лтые л..жат. Солнце спряталось за ситцевой Зан..вескою н..бес, Ч..рно-бурою л..сицею Под горой улё..ся лес. (Д.Кедрин)

2. Проверь себя! Из данных предложении составьте текст. Назовите его тему, озаглавьте, запишите, вставляя пропущенные буквы. Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях д..ревьев, и вдруг выкатилось на простор з..лотым к..лесом с огненными спицами. Над соседним лесом пок..зался краешек солнца. Луг весь засв..ркал, заискрился, сл..пя глаза тысяч..ми разноцветных, перел..вающихся огоньков. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 8

Основная мысль текста Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 9 В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо найти и сформулировать.

3. Проверь себя! Прочитайте текст. Выпишите слова, которыми можно выразить основную мысль текста. Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Всё будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства. (С. Михалков.) Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 10

Подумай и ответь! I. В каком заголовке содержится не только тема, но и основная мысль высказывания? 1. а) Поздняя осень; б) Осень в городском парке; в) Осенний листопад; г) «Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса». 2. а) Летний дождь; б) Как я однажды оказался в лесу под проливным дождем; в) Летняя гроза это прекрасно, но страшно; г) Наша улица после дождя. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 11

Подумай и ответь! II. Сравните две темы по объему содержания. Какая из них более широкая? 1.а) Зимние каникулы; б) На елке в Кремле. 2. а) Мало ли что можно делать летом! б) Прогулка в лес и отдых у костра. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 12

Проверь себя! Упражнение 798. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 13

Использованные ресурсы Русский язык: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская и др. – 6-е изд. – М.:Дрофа, Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.»/М.М.Разумовская идр. – М.: Дрофа, Никитина Е.И. Русская речь: Пособие по развитию связной речи: 5-7 кл. – 2-е изд. – М.:Просвещение, jpg jpg Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун14