Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости Психолого-педагогический семинар 04.05.2005 МОУ средняя общеобразовательная школа 5 г.Искитим.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧАЕМОСТИ И ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Психолого-педагогический семинар Методическое объединение учителей физики и информатики.
Advertisements

Взаимодействие с неуспевающим учеником.. Основные понятия Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает.
МОУ "Любимовская СОШ" Работа с неуспевающими Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.
МОУ СОШ с углубленным изучением математики и физики 4 города Георгиевска Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников Вот и закончилась третья.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим поражением коры головного.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ «ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ» МОУ учебно-методический образовательный центр служба психолого-педагогической.
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Заместитель директора по УВР Н.А. Атаманчук.
Учет общих и специфических закономерностей обучения детей с особыми образовательными потребностями. Романенко Г.И., учитель начальных классов МОУ «СОШ.
Причины школьной неуспеваемости и пути её преодоления.
Евсеева Наталья Борисовна – учитель начальных классов первой квалификационной категории. Продолжила традиции семьи, выбрав профессию учителя. В нашей семье.
Лекторий для родителей Тема 1 Тема 1 Возрастные закономерности психического и личностного развития младшего школьника Возрастные закономерности психического.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ. Содержание Взгляд участников образовательного процесса на причины неуспеваемости Взгляд участников образовательного.
Создание модели эффективного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Усякая О.В г.
Преодоление неуспеваемости МОУ СОШ 55 8 декабря 2010.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Транксрипт:

Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости Психолого-педагогический семинар МОУ средняя общеобразовательная школа 5 г.Искитим

2 Понятие обучаемости Понятие обучаемости было введено Н. А. Менчинской. Обучаемость система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы знаний, понятий, навыков и пр.

3 Обучаемость характеризуют: психофизиологические процессы (возбуждение и торможение, их соотношение, работоспособность, скорость реакций, темп и ритм деятельности); сенсорные и перцептивные процессы (схватывающий или детализирующий тип восприятия, избирательность восприятия, чувствительность. особенности развития слухового или зрительного ощущения); мнемическая функция (использование приемов запоминания. включение деятельности в запоминание, установка на долговременное и прочное запоминание, активное использование типа запоминания и др.); опора на гибкость мышления; скорость мышления; саморегуляция устойчивости, распределения внимания и др.

4 Учеными установлено, что: обучаемость ярко проявляется при выполнении заданий, требующих не стереотипных решений по образцу, а таких, когда следовало совершить «микрооткрытие» ; высокая обучаемость не приводит к успеху, если у школьника нет направленности на учебную деятельность.

5 Критерии различий в типах обучаемости: восприимчивость к усвоению знаний, степень овладения умственными операциями (интеллектуальные свойства); мотивация и направленность личности, определяющая отношения, оценки и идеалы.

6 Типы учащихся по обучаемости: 1.Имеющие отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями в сочетании с отрицательным отношением к школе, низкой мотивацией. 2.Негативные интеллектуальные свойства и позитивная направленность на школьное обучение вместе с высокой мотивацией. 3.Положительные интеллектуальные свойства и отрицательное отношение к школе. 4.Имеющие положительную характеристику восприимчивости к усвоению знаний, способные овладеть умственными операциями и отличающиеся положительной направленностью позитивно относящиеся к школе.

7 Количество учащихся школы 5 по типам обучаемости

8 Причины неуспеваемости: Неуспеваемость это отставание в учении, при котором школьник не может овладеть за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Причины неуспеваемости: педагогические: а) связанные с поведением педагогов и родителей; б) вызванные поведением самих учащихся; психологические; нейрофизиологические.

9 Неуспеваемость, причины которой кроются в деятельности учителя: вызвана отсутствием дифференцированного подхода к детям, незнанием и непониманием их, неумением их стимулировать и использовать нужные для активизации методы обучения Причины, касающиеся родителей – отсутствие с их стороны любви к своим детям, недостаток заботы о них.

10 Причины, имеющие отношение к самим детям: Психологические причины неуспеваемости – недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, пробелы в знаниях, неразвитость мотивации, плохая сформированность способов учебно-познавательной деятельности. К нейрофизиологическим причинам неуспеваемости относятся функциональная слабость высшей нервной деятельности, малая мозговая дисфункция, нарушения слуха, речи, зрения.

11 Группы неуспевающих школьников: 1.Педагогически или социально запущенные дети. Для этой группы характерны недостаточная мотивация учения, интеллектуальная пассивность. Такие школьники недобросовестны, небрежны. Что бы они успевали, необходимо сначала окружить их элементарной заботой и создать им условия для выполнения уроков, а затем развивать мотивацию их учебной деятельности, повышая статус в классе, укрепляя позицию школьника и положительное отношение к учению. 2.Ослабленные дети, которые в результате болезни быстро устают, теряют работоспособность и устойчивость внимания. 3.Дети с несформированными умственными навыками, операциями, недостатками в развитии высших психических функций (общим недоразвитием речи, наглядно-действенным и конкретным мышлением и пр.). Эти школьники способны выполнять задания только способами, сложившимися у них ранее. Они долго вникают в условия задач, медленно решают, первое найденное решение считают окончательным. Бывает, и наоборот: стремятся быстрее все выполнить, но кое-как, не проверяя, верно ли все сделано, неаккуратно и небрежно. Часто эти дети несамостоятельны.

12 Возможные пути коррекционной деятельности: 1.Диагностика причин неуспеваемости. 2.Определение типа обучаемости. 3.Выявление наиболее позитивных сторон личности при выполнении учебной деятельности. 4.Составление программы помощи ученику с привлечением родителей. 5.Консультирование родителей по управлению самостоятельной деятельностью школьника. 6.Подбор упражнений, чтобы повысить выносливость, укрепить эмоционально-волевую сферу, развивать познавательные процессы. 7.Формирование адекватной самооценки и потребности в рефлексии (отслеживать протекание умственной деятельности, получать результаты, осознавать трудности). 8.Совместная работа психолога и учителя, направленная на определение статуса ребенка в классе и его повышение. 9.Нахождение компенсаторных возможностей школьника благодаря изменению мотивации учения, отношения к школе и выполнения ролей, способствующих формированию позиции учащегося. Данному вопросу мы уделим особое внимание в одном из разделов книги.