Работа с учебными текстами Ирина Адриановна Серикова Кандидат педагогических наук 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ищенко А.М., учитель нем.яз., МОБУ СОШ 6. ФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФОМРИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ И АНАЛИЗ СПЛОШНОГО.
Advertisements

Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Городской семинар Достижение метапредметных результатов, заявленных в ФГОС, с помощью УМК по физике ИД «Дрофа»
Результаты обучения личностные метапредметные общие предметные частные предметные.
С ИСТЕМА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Система развивающего обучения (РО) нацелена на формирование и развитие теоретического мышления (способность к.
Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа 3 г.Аткарска г.Аткарска 2010 год.
Тема: « Требования ООП НОО к предметным и метапредметным результатам обучения чтению научно - популярных текстов в начальной школе ».
Содержательные и методические особенности урока в условиях подготовки к ЕГЭ Сообщение с курсов Подготовила Н.Д. Райхель.
Мониторинг метапредметных результатов начального образования Декабрь 2011.
Транксрипт:

Работа с учебными текстами Ирина Адриановна Серикова Кандидат педагогических наук 1

Чтение есть искусство 2

«Стандарты второго поколения» Планируемые результаты начального общего образования адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества. 3

Коммуникативные умения и навыки: слушаниечтениеговорениеписьмо 4

Речь деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, планирования своих действий речь мышление понимание информации 5

Текст конечный, письменно зафиксированный результат речевой деятельности говорящего, отражающий особенности его сознания, т. е. способы освоения окружающего мира Автор порождение текста Читатель понимание текста язык не только передаёт мысль, но и формирует её 6

Текст – совокупность знаковых систем (словесных и визуальных изображений) описание повествование объяснение аргументация инструкция Типы текстов СплошныеНесплошные формы информационные листы расписки сертификаты призывы и объявления таблицы и графики диаграммы таблицы и матрицы списки карты 7

Структура текста Овладеть системой – это значит овладеть её структурой Ключевые понятия Факты, описания явлений Идеи, законы, закономерности Методы Выводы Примеры и метафоры Тезис – кратко сформулированные основные положения текста Метод способ познания, приём, способ или образ действия Метафора – образное сближение слов на базе переносного значения 8

Основные виды чтения Ознакомительное Изучающее Поисковое / просмотровое Выразительное Рефлексивное чтение предвосхищать содержание текста; понимать основную мысль текста, сопоставлять разные источники информации; выделять факты и мысли; конспектировать текст; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. 9

Чтение-погружение Читая древние легенды, исторические документы, литературные произведения, нужно вместе с детьми пытаться обязательно погрузиться и в языковую среду другой эпохи. Аналитическое чтение Можно дать детям заранее прочитать завязку какого-либо сюжета и попросить их высказать предположения по поводу того, как будут развиваться события дальше. Чтение – это стимуляция идей Внимательное ознакомление с любым текстом должно вызвать какие-то мысли, соображения, даже гипотезы, отвечающие собственным взглядам на вещи. 10

Рекомендуемые методики работы с учебным текстом Прочитать текст. Как вы поняли прочитанное? Приведите пример из личного опыта. Объясните, с чем согласны, а с чем не согласны в изложенной ситуации. Расскажите о ситуациях, когда люди поступали, как в описанном случае. Составьте вопросы к тексту. 11

Вопросы к тексту Простые вопросы Простое знание Уточняющие вопросы Упорядочивание фактов Объясняющие вопросы Умение применять Творческие вопросы Анализ Оценочные вопросы Синтез Практические вопросы Оценка (прогноз) 12

Путники и медведица Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым, и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что говорят, мертвецов зверь не трогает. Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые бросают в беде!» Как вы думаете, почему один приятель другому сказал эти слова? Какие отношения теперь могут быть между приятелями? Подберите к этой притче подходящие по смыслу пословицы. В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу? Включите в свой рассказ притчу «Путники и медведица». 13

Щедрый подарок Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро». А как это - щедро? спрашивает сын. Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе». Лучше я отдам медовик Пете, сказал Вася. Пусть он делит его щедро. Почему Вася захотел отдать медовик Пете? О чём это свидетельствует? Что не понял из совета отца Василий? 14

В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы добраться самого до неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг нее строился и разрастался город Вавилон. Когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю. Предположите, чем заканчивается история. Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побросали работу и разбрелись в разные концы земли. А башня стала постепенно разрушаться. 15

Ведение записей План текстаКонспект Запись в форме ответов на заранее подготовленные вопросы Таблица, которую нужно заполнить, работая с текстом 16

Слушание для ребенка - не пассивное времяпровождение Критерием внимания является способность осмыслить, прокомментировать, осознать, высказать своё отношение к услышанному, решить проблемную ситуацию на основе полученных на слух знаний. 17

Задания: Выделить, выписать основные понятия, незнакомые слова Используя опорные слова, составить свой вариант текста Исключить «лишнее» слово из тематического ряда Продолжить цепочку слов: а) Масленица, Троица...; б)Талмуд, Коран… Составить или решить ребус, кроссворд Словарная работа с текстом, есть 18

19

МНОГО ГОВОРИТЬ – ГОЛОВА ЗАБОЛИТ А=О П=ГО=А АЙ=ЗА Я=И М 20

Спасибо за внимание! 21