Развитие речи. Через уроки литературы к воспитанию и развитию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Advertisements

Требования к литературному тексту для пересказа каждое произведение должно учить чему-то хорошему развивать в ребенке нужные в обществе черты личности.
Седельникова Альбина Михайловна- Альбина Михайловна- учитель начальных классов Педагогический стаж – 29 лет Образование: среднее специальное.
Представление программы курса по развитию речи для младших школьников « КУБИКИ » Учитель начальных классов высшей категории Курышева С.Н. ГБОУ СОШ 10,
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Развитие речи. Через уроки литературы к воспитанию и развитию.
Ф ОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ ВИДОВ РАБОТЫ Тетерлева.
«Детская книга в речевом развитии ребёнка-дошкольника» МБДОУ ЦРР – ДС 51 «Росинка» г. Смоленск Селютина Наталья Юрьевна учитель-логопед.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Резниченко Ольга Алексеевна Учитель начальных классов Категория: первая Стаж работы: 28 лет.
Развитие связанной речи – есть цель и средство практического усвоения языка, поэтому мы в группе постоянно создаем и обновляем речевую среду.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОВЛАДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ И СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.
Подготовила студентка группы э 121 б Прохорова Анастасия.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Консультация для воспитателей «Разговорная речь взрослого как эталон общения с ребёнком» Выполнила Учитель-логопед Шлюева Т. В.
«... Зачем, О смертные, мы всем другим наукам Стараемся учиться так усердно, А речь, единую царицу мира, Мы забываем? Вот кому служить Должны мы все,
Культура речи педагога в ДОУ. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Транксрипт:

Развитие речи. Через уроки литературы к воспитанию и развитию.

Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. В развитии речи выделяются три линии: –1 работа над словом. –2 работа над словосочетанием и предложением. –3 работа над связной речью.

Задачи развития речи: 1 Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся, восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио. 2 Обеспечить создание речевых ситуаций, развивать интересы, потребности и возможности самостоятельной речи. 3 Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, активизировать употребление слов, образование форм, формирование конкретных умений в области развития речи. 4 Вести постоянную работу, связывая её с уроками грамматики, литературы, с изучаемым на них материалом. 5 Создать в классе атмосферу состязательности за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Требования к речи учащихся: 1 Содержательность речи. 2 Логичность. 3 Точность, ясность и простота. 4 Богатство. 5 Уместность речи. 6 Правильность. 7 Образность. 8 Выразительность

Важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать!) выразительно, достаточно громко (но не кричать!), владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. Все эти требования применимы к речи школьников. Применяя этот комплекс требований, можно добиться хорошей речи у школьников.

Вывод: Сухомлинский считал, что уроки по развитию речи создают прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.

Приложение 1 Какая буква, слог, слово «лишнее»? А, У, Р, О, Ы. ма, ра, ла, ны, са. река, речка, ручей, ручеёк, ручка. 2 Найдите пословицу о труде. 1 Книга – лучший друг. 2 Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 3 Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. 4 На трусливого все собаки лают. 5 Не давши слово – крепись, а давши – держись. Для коллективного разбора. 1 Один за всех и все за одного и т.д.

Приложение 3 Многозначные слова: Прочитайте стихотворения. Найдите в нем многозначные слова. -Не жалейте пятачка, - говорит корова, Вы купите молочка – Вкусного, парного! Поросята тут как тут -Нам по целой кружке! – Пятачки свои суют Маленькие хрюшки…. ( А. Ишибаев).

Приложение 4 Какое слово спрятано? дере дро сло нок рота дереводрова слова венок ворота ана ком 1 ка с та дцать ва ананас комната одиннадцать канава

2. Игра «Эхо» с/мех о/лень м/рак с/наряд к/оса д/рожь э/кран м/ель к/лещ у/дочка о/город к/рот. 3. Перёвертыши. Дед, еле, как, тот, кок, шалаш, наган, комок, доход, заказ, топот. 4. Деление слов на слоги Чтобы дело шло на лад Раздели на слоги слово Как на дольки шо – ко – лад, руч – ка, лам – па, ноч – ка, ка – ран – даш, до – рож – ка, ве – те – рок.

Слоговые таблицы Г Р МИ МИ РО РО З ВО ВО НА НА ЗА ЗА ОН ОН ЦИ ЦИ МО МО ПИ ПИ КА КА С ДИ ДИ Собери букет (гвоздика, роза, пион, мимоза) КО КО ОВ ОВ ЛИ ЛИГУ КУ КУ ЗА ЗА РО РОСА ВА ВА СИ СИ ЦЫ ЦЫРЫ Назовите животных и птиц (коза, куры, гуси, корова, овцы, лиса…)

Д.Б. Эльконин создатель и разработчик теории обучения чтению, считает чтение -это проговаривание вслух или про себя заданного текста. Д.Б. Эльконин создатель и разработчик теории обучения чтению, считает чтение -это проговаривание вслух или про себя заданного текста. По словам К.Д. Ушинского, « Чтение – это упражнение в нравственном чувстве». Это и есть наиглавнейшая задача уроков По словам К.Д. Ушинского, « Чтение – это упражнение в нравственном чувстве». Это и есть наиглавнейшая задача уроков литературы, то есть нравственное воспитание, становление личности учащегося, обогащение души ребёнка через чтение, литературы, то есть нравственное воспитание, становление личности учащегося, обогащение души ребёнка через чтение, размышление, через чувства. Ведь только то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства. размышление, через чувства. Ведь только то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства. Очень важно раскрыть замысел автора, выявить смысл произведения, сделать правильный вывод – это можно сделать только на Очень важно раскрыть замысел автора, выявить смысл произведения, сделать правильный вывод – это можно сделать только на уроках литературы. Уроки литературы – особые уроки, на них дети незаметно для себя впитывают важные в нравственном уроках литературы. Уроки литературы – особые уроки, на них дети незаметно для себя впитывают важные в нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение к старшим, заботу о младших, любовь ко всему земному. И в то же время учит осуждать отношении вещи: трудолюбие, уважение к старшим, заботу о младших, любовь ко всему земному. И в то же время учит осуждать такие черты, как трусость, жадность, лживость. такие черты, как трусость, жадность, лживость. Уроки литературы дают богатую возможность для нравственного воспитания и развития разума: учат сопоставлять, оценивать, Уроки литературы дают богатую возможность для нравственного воспитания и развития разума: учат сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, «извлекать тайну», оставшуюся за приделами слов. делать умозаключения, «извлекать тайну», оставшуюся за приделами слов. В основу работы с текстом я беру авторское слово. Это помогает постановки проблемного вопроса, чтобы ярче и полнея выявить В основу работы с текстом я беру авторское слово. Это помогает постановки проблемного вопроса, чтобы ярче и полнея выявить идею произведения. Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно. На своих уроках учу детей обращать внимание на средства выразительного чтения: пауза логические ударения, темп, ритм. идею произведения. Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно. На своих уроках учу детей обращать внимание на средства выразительного чтения: пауза логические ударения, темп, ритм. Систематическая работа по воспитанию у учащихся любви к чтению, к книге, приносит радость и удовлетворение. Уроки литературы Систематическая работа по воспитанию у учащихся любви к чтению, к книге, приносит радость и удовлетворение. Уроки литературы носят воспитательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного плана. Проблемные же вопросы призваны носят воспитательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного плана. Проблемные же вопросы призваны будить интеллект ребёнка, ведь ему надлежит разобраться в нравственном затруднении. будить интеллект ребёнка, ведь ему надлежит разобраться в нравственном затруднении. Через уроки литературы к воспитанию и развитию.

Содержательность и насыщенность информацией речи может быть разной и зависит от Содержательность и насыщенность информацией речи может быть разной и зависит от многих условий. Важным качеством хорошей речи считается сжатость. Требование «сжатость многих условий. Важным качеством хорошей речи считается сжатость. Требование «сжатость речи» относятся к употреблению сложных предложений – отличительная черта книжных речи» относятся к употреблению сложных предложений – отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи мы чаще используем простые предложения. Использование стилей. В разговорной речи мы чаще используем простые предложения. Использование развёрнутого или сжатого высказывания зависит от задач говорящего, от ситуации общения. развёрнутого или сжатого высказывания зависит от задач говорящего, от ситуации общения. Есть несколько видов пересказа: выборочный, сжатый, творческий. Есть несколько видов пересказа: выборочный, сжатый, творческий. Требование логичности речи относится к последовательности четкости построения речи. Требование логичности речи относится к последовательности четкости построения речи. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умения не только начать но и закон- Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умения не только начать но и закон- чить, завершить высказывания. Эти первые два требования касаются содержания и структуры чить, завершить высказывания. Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи. В задачу учителя входит приучить детей говорить только содержательно и логично. речи. В задачу учителя входит приучить детей говорить только содержательно и логично. Требование речи – точность, ясность и простота. Под ясностью речи подразумевается Требование речи – точность, ясность и простота. Под ясностью речи подразумевается её доступность тем людям, к кому она обращена. её доступность тем людям, к кому она обращена. Вывод: Чтобы речь была точной, ясной, простой, следует слова употреблять в свойственном Вывод: Чтобы речь была точной, ясной, простой, следует слова употреблять в свойственном им значении, избегать лексических ошибок, стилистически не оправданного использования им значении, избегать лексических ошибок, стилистически не оправданного использования книжных слов, а иногда сорных слов – эмболв. книжных слов, а иногда сорных слов – эмболв. Самый первый критерий богатства или бедности речи – это количество слов, которые мы Самый первый критерий богатства или бедности речи – это количество слов, которые мы используем. используем. Язык, по меткому выражения Н. Г. Гоголя, живой как жизнь. Язык, по меткому выражения Н. Г. Гоголя, живой как жизнь. Уместность речи теснейшим образом связано с её стилем. Употребления языка в разных Уместность речи теснейшим образом связано с её стилем. Употребления языка в разных сферах общения людей выработало определенный набор языковых средств в соответствии с сферах общения людей выработало определенный набор языковых средств в соответствии с задачами общения. «В речи, так же как и в жизни, надо всегда иметь в виду, что уместно», - задачами общения. «В речи, так же как и в жизни, надо всегда иметь в виду, что уместно», - говорил Цицерон. Требование правильности речи касается всех сторон языка: произношения, говорил Цицерон. Требование правильности речи касается всех сторон языка: произношения, ударения, словообразования, грамматики – а также предполагает соблюдения при письме ударения, словообразования, грамматики – а также предполагает соблюдения при письме правил орфографии и пунктуации. Слова следует употреблять в соответствии с их точным значением, правил орфографии и пунктуации. Слова следует употреблять в соответствии с их точным значением, изменять по правилам. В художественном произведении образность речи присутствует всегда, где изменять по правилам. В художественном произведении образность речи присутствует всегда, где художественная мысль выражается при помощи выразительных средств – сравнений, метафор, эпитетов, художественная мысль выражается при помощи выразительных средств – сравнений, метафор, эпитетов, гипербол. гипербол. Требование выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль своими Требование выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль своими словами, воздействовать на людей интонациями, выбором слов, настроением рассказа. Развитие речи словами, воздействовать на людей интонациями, выбором слов, настроением рассказа. Развитие речи включает в себя правильное звукопроизношения слов и фраз, нормальное дыхание, достаточную громкость включает в себя правильное звукопроизношения слов и фраз, нормальное дыхание, достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные средства выразительности. голоса, нормальный темп речи и различные средства выразительности. Применяя этот комплекс требования можно добиться хорошей речи у школьников. Применяя этот комплекс требования можно добиться хорошей речи у школьников.