Проскурнина Наталья Юрьевна, методист ГОУ ДПО «Калужский областной институт повышения квалификации работников образования» ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ МБОУ «СОШ 13» г. Обнинска СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Проскурнина Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, методист ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации образования» ОСНОВНЫЕ.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Педагогический совет Структура поурочного планирования при внедрении ФГОС.Формирование универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности.
Цель программы - Развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Задачи: создание условий.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Александрова Наталья Равхатовна Тема урока: «Крестики –Нолики». Форма урока: урок-конкурс Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Цели урока:
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Выполнила учитель рус. языка Долгих Т.В.. « Я слышу- я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю- я усваиваю.»
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Транксрипт:

Проскурнина Наталья Юрьевна, методист ГОУ ДПО «Калужский областной институт повышения квалификации работников образования» ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

УРОК 1.Учебное занятие по какому-либо предмету 2.То, из чего можно сделать вывод, извлечь что-либо поучительное на будущее. 3.Поучение, наставление. УРОК – это такое учебное занятие, которое помогает обучающему и обучаемому сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее

СОВРЕМЕННЫЙ 1.Относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-либо, чем-либо. 2. Относящийся к настоящему, текущему времени, к настоящей, данной эпохе. 3. Стоящий на уровне своего века, отвечающий требованиям своего века.

УРОК – это целостный, логически завершенный, ограниченный рамками времени отрезок образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста. Современный урок – это учебное занятие, отвечающее требованиям своего времени и помогающее учителю и ученику самостоятельно делать поучительные для себя выводы на будущее, извлекать полезное

Требования к уроку 1.Самостоятельная разработка поурочных планов (конспектов) своих уроков. 2.Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них. 3.Точное и одновременно творческое выполнение программно- методических требований к уроку. 4.Отсутствие однотипной структуры урока.

Требования к уроку 5. Учет индивидуально-психологических особенностей личности обучающегося. 6. Продумывание воспитательной функции урока, т.е. воспитания в процессе обучения. 7. Строгий отбор учебного материала, его личностный смысл для учащегося. 8. Организация деятельности обучаемых на уроке.

1.Предмет для разговора, беседы; 2.То, о чем говорится на уроке, его основное направление; 3.Входная дверь в урок, его содержание. ИМЯ урока – форма выражения, оболочка сущности. ТЕМА, ИМЯ УРОКА

1.Образовательные: (научить, усвоить, овладеть…). 2.Развивающие: (развивать, овладеть, понимать взаимосвязь…). 3.Воспитательные: (воспитывать, формировать…). 4.Социализации личности: (приспособление к меняющимся требованиям общества и обособление – сохранение индивидуальности). ЦЕЛИ УРОКА (намеченный учителем совместно с учеником путь к конкретному результату)

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СООТНЕСЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА И КОМПЕТЕНЦИЙ

умение читать; осознанное чтение; писать грамотное письмо; считать; грамотный счет; познание; интеллектуальные (мыслительные) действия; практические действия; исследовательские действия Учебно-познавательная компетентность (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ) :

Социально-коммуникативная компетентность (РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ): работать в группе; осуществление групповой коммуникации; умение общаться; публичное выступление; диалог; письменная коммуникация

Проблемно - регулятивная компетентность (ОБУЧАЮЩИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ): Умение ставить вопросы; выявление проблемы; постановка проблемы; разрешение проблемы; приводить в систему собственную деятельность; целеполагание и планирование деятельности; применение технологий; планирование ресурсов; оценка процесса деятельности; оценка результата (продукта) деятельности; оценка собственного продвижения (рефлексия)

Информационно- аналитическая компетентность (ОБУЧАЮЩИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ ): Умение добывать информацию; отбор источников информации; планирование информационного поиска; извлечение информации; анализировать информацию; обработка информации; преобразование информации и ее представление

Культурно-личностная компетентность (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ): культура письменной речи; оформление письменной работы; культура устной речи; устная речь; культура учебной деятельности; самоорганизация деятельности; культура продукта деятельности; продукт труда; отношение (мотивация, интерес) оценка проблемы; самооценка; осуществление самоанализа; саморазвитие; постановка целей и задач по самообразованию

ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ 1.ЯЗЫКОВАЯ 2.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ 3.КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ 4.КОММУНИКАТИВНАЯ 5.ИНФОРМАЦИОННАЯ

Языковая компетенция Знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; Освоение основных норм русского литературного языка; соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; Практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем; Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Лингвистическая компетенция Знания о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; Умение пользоваться различными видами лингвистических словарей; Формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; Готовность использовать имеющийся минимум знаний о языке для самоконтроля и совершенствования речи.

Культуроведческая компетенция Осознание родного языка как формы выражения национальной культуры; Понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка; Освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; Способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Коммуникативная компетенция Владение всеми видами речевой деятельности; Умение строить продуктивное речевое взаимодействие; Адекватно воспринимать устную и письменную речь; Точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; Соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Информационная компетенция Умение находить информацию в текстах, литературных источниках, сети Интернет, справочной литературе и т.п.; Самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; Использовать полученную информацию в своей деятельности; Представлять полученную информацию в различных формах и на различных носителях.

Урок объяснения нового материала 1.Мотивационный компонент. 2.Проверка домашнего задания. 3.Психологическая подготовка к изучению новой темы. 4.Объяснение нового материала. 5.Первичное закрепление знаний. 6.Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. 7.Подведение итогов. Оценивание деятельности. 8.Задание на дом.

Урок закрепления знаний, умений и навыков 1.Мотивационный компонент. 2.Проверка домашнего задания. Планирование деятельности на уроке. 3.Закрепление изученного и тренировка алгоритма его применения. 4.Введение приобретенных умений в общую систему умений и навыков. 5.Подведение итогов урока. Оценивание деятельности. 6.Задание на дом.

Повторительно-обобщающий урок 1.Мотивационный компонент. 2.Проверка домашнего задания. Планирование деятельности на уроке. 3.Подготовка к обобщению понятий, правил. 4.Обобщение понятий и правил темы. 5.Самостоятельная работа. 6.Подведение итогов урока. Оценивание деятельности. 7.Задание на дом.

Комбинированный урок 1.Мотивационный компонент. 2.Проверка домашнего задания. Планирование деятельности на уроке. 3.Объяснение нового материала. 4.Закрепление изученного и тренировка алгоритма его применения. 5.Самостоятельная работа. 6.Подведение итогов урока. Оценивание деятельности. 7.Задание на дом.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – компонент методической системы, отвечающий на вопрос как учить? Это дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе способов взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, в ходе которой осуществляется организация и регулирование деятельности учащихся.

1.По источнику получения знаний: - словесные (лекция, беседа, рассказ…) - практические (упражнения… ) - наглядные (иллюстрирование…) 2. По уровню активности познавательной деятельности: - объяснительно-иллюстративный (беседа, чтение, сообщение…) - репродуктивный (анализ, построение по моделям…) - проблемное изложение материала - эвристический (творческий пересказ, устное рисование…) - исследовательский

3. По функциям: - методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, рассказ, иллюстрирование…) - методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником…) - методы самостоятельной работы учащихся по усвоению нового материала (выполнение упражнений) - методы работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (конструирование, трансформация текста, изложение, высказывание) -методы проверки и оценки знаний (контрольные работы, тестирование)

4. Инновационные методы обучения (метод проектов, портфолио ученика, модульное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением мультимедийных средств, ТРКМ и другие).

ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Соблюдение здоровьесберегающих технологий; Дизайн презентации: цвет, шрифт текста, иллюстрации, схемы и т.п.; Анимация, спецэффекты; Звуковое сопровождение.

Принципы составления презентации Каждый слайд содержит один информационный блок; Фразы на слайде должны быть оптимально краткими и пониматься однозначно; Дизайн слайда должен соответствовать требованиям сохранения здоровья детей; Вся презентация подчиняется принципу единообразия.

- Урок не должен начинаться и заканчиваться презентацией. -Урок с презентацией не должен быть одиночным и бессистемным. -Слайд не должен дублировать учебник или слово учителя. -Учитель не должен быть привязан к компьютеру. -Компьютерная презентация – это средство обучения, а не самоцель.

Анализ урока - Основной источник знаний о качестве образования в школе, о психолого- педагогических и методических возможностях учителя, это средство изучения и обобщения педагогического опыта, часть научно-методического исследования. В процессе анализа урока рассматриваются его компоненты с целью повышения эффективности и результативности учебного занятия.

Самоанализ урока - Мысленное сравнение проведенного урока с теоретической моделью с целью оценить конечный результат своей деятельности. Умение проводить самоанализ урока – профессионально значимое качество учителя.

Анализ урока с точки зрения компетентностного подхода Каковы задачи изучаемого раздела с точки зрения формирования ключевых и предметных компетенций учащихся? Какое место занимает урок в общей системе уроков данного содержательного раздела? Каковы цели и задачи урока? Работу по формированию каких именно компетенций предполагалось осуществить на уроке? Были ли задачи по формированию компетенций фронтальными или адресными (групповыми, персональными)?

Какие формы и методы были подобраны для решения задач формирования той или иной компетенции? Какие компетентностные формы/методы работы использовались на уроке в целом и каково было их соотношение с некомпетентностными формами/методами? Как обосновывается использование некомпетентностных методов? Как оценивалось проявление тех или иных компетенций у учаихся? Доводилась ли эта оценка до их сведения?

-Какое содержание учебного материала в рамках изучаемой темы использовалось в целях формирования той или иной компетенции? Какие особенности материала позволяли его для этого использовать? -В какой степени достигнуты задачи по формированию компетенций? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему?

-Заметно ли продвижение класса в целом или отдельных учащихся в плане развития компетенций на уроке по сравнению с предыдущими этапами обучения? По каким признакам об этом можно судить? -Какими должны быть дальнейшие шаги по развитию компетенций у учащихся данного класса на уроках по данному предмету?

«Подводные рифы» компетентностного подхода Сосредоточенность на формировании компетенций может на каком-то этапе несколько снижать результативность по предметным знаниям и умениям учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся в учебной деятельности со стороны может восприниматься как некоторая дезорганизация учебного процесса. Формирование у учителя некоторого чувства неуверенности (защитные реакции отрицания). Отсутствие учебников, адекватных компетентностному подходу (первоначальная перегрузка учителя).

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. Между качеством конкретного урока и богатством духовной жизни учителя тесная взаимосвязь. В.А. Сухомлинский.