Исследовательская работа по направлению: творчество Мифтахетдина Акмуллы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мифтахетдин Акмулла Сэсэн, просветитель, сын народа Сэсэн, просветитель, сын народа Выполнила: Минязова Ляйсан Рустемовна ученица 11 класса МОБУ СОШ с.
Advertisements

Жизнь и творчество Акмуллы Выполнила:Садыкова Ляйсан Ученица 9А класса Башкирской гимназии 140.
Наш Акмулла Мифтахетдин Акмулла МБОУ СОШ с. Николаевка муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Выполнил : Ученик 8 класса МБОУ СОШ.
Тема исследовательской работы: «Поучения и наставления в произведениях Акмуллы». Выполнила: ученица МБОУ СОШ 2 10 «А» СОШ 2 10 «А» класса Гареева Рита.
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают.
Калевала. Карело-финский поэтический эпос.. Калевала - это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои.
Родилась 3 июля 1943 года в Москве. В Сыктывкаре живет с 1949 года. Закончила филологический факультет Коми педагогического института, после окончания.
МКОУ « Троицкая СОШ Омского муниципального района Омской области » ИСТОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ I- ОЙ ЧЕТВЕРТИ.
В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление – классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы.
Литературный проект МОУ гимназия 64 города Липецка 10 А класс Учитель Высшей категории, лауреат премии им. Г.И.Горской Потапова Лариса Юрьевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение Нижнешибряйская средняя общеобразовательная школа Уваровского района Тамбовской области Научно – практическая.
Работу выполнил Нистор Максим уч-ик 9 а класса.. Педер Хузангай ( ) Имя народного поэта Чувашии Педера Хузангая широко известно и за пределами.
Выполнила ученица 11 класса МБОУ СОШ с.Озёрный МР Учалинский район РБ Булякбаева Алия Аликовна Руководитель – Янтурина Римма Вазировна.
Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
Особенности проведения олимпиады школьников по литературе в учебном году.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Основные направления в политической и правовой мысли Беларуси в 19 веке Диссертация на соискание ученой степени магистра юридических наук Научный руководитель:
Образование казахского этноса и государственности относят к более позднему периоду. А в вв. на территории Казахстана проживали народы и племена,
Наш земляк – поэт Сергей Данилович Овсянников. Автор: Чаговец Анастасия Сергеевна, 11-А класс Руководитель: Цуканова Л.А., учитель литературы «СОШ 16»
Транксрипт:

Исследовательская работа по направлению: творчество Мифтахетдина Акмуллы

Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла ( )- один из крупнейших прогрессивных представителей башкирской литературы общественно-политической мысли Башкирии XІX столетия.

Степень изучения проблемы. последние годы увидели свет несколько работ, посвященных изучению поэзии М.Акмуллы. Среди них следует сборники статей, последний из которых посвящен 175-летию со дня рождения Акмуллы. В сборник «Акмулла и современность», который издан в г. Казань, вошли статьи известных литературоведов, историков и лингвистов, касающиеся творчества поэта- просветителя. Ранее же, в 2001 году, издан сборник материалов юбилейной конференции такого же характера. В последние годы увидели свет несколько работ, посвященных изучению поэзии М.Акмуллы. Среди них следует отметить сборники статей, последний из которых посвящен 175-летию со дня рождения Акмуллы. В сборник «Акмулла и современность», который издан в г. Казань, вошли статьи известных литературоведов, историков и лингвистов, касающиеся творчества поэта- просветителя. Ранее же, в 2001 году, издан сборник материалов юбилейной конференции такого же характера. Основные материалы по творчеству М.Акмуллы были разработаны татарскими, башкирскими, казахскими учеными в 80-е годы XX столетия. В их числе литературоведы М.В.Гайнетдинов, А.М.Вилданов, Р.З.Шакуров, М.А.Госманов, Ф.З.Яхин и др. Были проведены текстологические исследования творческого наследия поэта и выпущены отдельные книги. Но здесь присутствовало ряд разночтений и ошибочные представления многих основных идей, поднятых поэтом. Все это затрудняет оценку значимости творчества поэта М.Акмуллы и его роли в развитии татарской литературы. Важный вклад в изучение творчества поэта внес А.Х.Вилданов. В 1978 году им была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Просветительская литература в Башкирии и поэзия М.Акмуллы» под руководством д.филол.н. Г.З.Рамазановой.

Цель Оценка творческого наследия поэта XIX в. М.Акмуллы, анализ произведений, раскрытие научной и литературной ценности его творчества.

Актуальность Творчество поэта привлекает внимание научных деятелей, литературоведов и лингвистов. Изучение наследия поэта было особо плодотворным в начале 80-х прошедшего века. В Уфе и Казани проводятся конференции и издаются материалы, посвященные исследованию жизни и литературной деятельности М.Акмуллы. Изучение выбранного объекта исследования - произведений М.Акмуллы, анализ поднятых в нем проблем позволяет отобразить закономерности развития литературного процесса в современный автору период. Творчество поэта отражает эстетические взгляды той эпохи.

Новизна Последние годы растет интерес ученых и литературных критиков к жизни и творческому наследию поэта-просветителя XIX века М. Акмуллы. Но творчество поэта требует всестороннего монографического исследования. Последние годы растет интерес ученых и литературных критиков к жизни и творческому наследию поэта-просветителя XIX века М. Акмуллы. Но творчество поэта требует всестороннего монографического исследования. Я в своей работе в какой-то степени, пыталась отображать степень изученности творчества М. Акмуллы. Я в своей работе в какой-то степени, пыталась отображать степень изученности творчества М. Акмуллы.

Творчество М. Акмуллы протекло во второй половине XIX века, в условиях все большего и во многом уродливого проникновения капиталистических произведенных отношений в Башкирию. Всю свою жизнь поэт «звал народ к просвещению, овладению ремеслами, прославлял разум, справедливость и гуманизм»

Мифтахетдин Акмулла, по определению профессора А. И. Харисова, стал первым известным поэтом-сатириком в дореволюционной башкирской письменной литературы. Акмулла получает более широкую известность в мире тюркоязычных литератур и в среде восточной учености и образованности тогдашней России, пожалуй, благодаря такому значенительному произведению, как «Памяти Шигабутдина Марджани», которое он закончил в 1889 году, за шесть лет до своей гибели.

Сборник 1907 года является переизданием в одной книге элегии «Памяти Шигабутдина Марджани» и сборника 1904 года, в котором собраны стихи, написанные в период пребывания поэта в тюрьме города Троицка.

Акмулла стремился очистить место для света и добра в духовном мире людей: О нутре ты сначала своем беспокойся, Чтоб не вонь шла оттуда – сияло бы солнце! Пусть душа будет чистой. Стремись к очищенью. Нет без этого пользы в твоем просвещенье. Но, призывая к знаниям, он в то же время резко вступает против верхоглядства и снобизма: Вы знаете ль, кто истинный мулла? В чем святость, что нам письменность дала? Иль вы, как Юзикаев, из башкир, Прославлены уже на целый мир? Иль не лишась богатства, не укротивши спесь И жадность не уняв, хотите в рай пролезть? О, не спешите братья! Внемлите лучше мне: Я выстрадал боль слова на жизненном огне. Достойным сначала надо быть Народа своего. Народу лишь служить.

Таким образом, совершенство человека в современную ему эпоху Акмулла видит в просвещении, духовном развитии, умении трезво и здраво воспринимать события и явления жизни, историческую диалектику нации, будущее благополучие народа. И, убеждая в необходимости грамоты и просвещения, он становится проникновенным агитатором, голос его звучит отечески наставительно: Башкиры, всем нам нужно просвещенье! Невежд немало, редкость – обученье. Страшней медведя-шатуна незнанье. Усилим, братья, к знанию влеченье!

Акмулла воистину неисчерпаем в мудрости и полете афористической мысли. Иногда его речь обретает парадоксальный оттенок, который не сразу доходит до читательского сознания. Что спрашивать меня? Удел мой тяжек: Куда ни гляну – там воронье стража. Мир узок. Лишь горит в кромешной мгле Мозг в черепе, как золото в земле.

Замечательный сын башкирского народа Мифтахетдин Акмулла является неисчерпаемым духовным источником национальной культуры. И источник этот не мелеет с годами. Такова участь подлинно народной поэзии и истинно народной души, вобравшей в себя всю боль и радость родного народа, родимой земли.

В бренном мире все извилисты дороги – нет прямых; Все тернисты, но усердно люди мнут и топчут их. Так иди по ним, надежду не теряя ни на миг, Мертвецом себя не чувствуй, коль идешь среди живых! Так писал Акмулла в одном из последних своих стихотворений «Надежда». И он идет вперед во времени, живой среди живых, и таковым останется навсегда.

Новаторство и своеобразие произведения, принесшего славу Акмулле в следующем: Новаторство и своеобразие произведения, принесшего славу Акмулле в следующем: Появление в Казани ученого такого масштаба, как Марджани - глашатая просветительских идей, Акмулла преподносит как общую радость для народа. Появление в Казани ученого такого масштаба, как Марджани - глашатая просветительских идей, Акмулла преподносит как общую радость для народа. Превознося Казань как центра просвещения, воспевая Марджани, как героя своего народа, тем самым, признавая свою принадлежность Превознося Казань как центра просвещения, воспевая Марджани, как героя своего народа, тем самым, признавая свою принадлежность

Заключение Произведение Акмуллы по форме и внутренней структуре значительно отличается от подобных од и элегий, обычно в центре которых стоит вознесенный до небес, обрисованный только в розовых тонах просвещенный мулла. Разумеется, не таким является Марджани. Поэт находит выразительные и убедительные средства, чтобы доказать, кем являлся Марджани. Он писал на смешанном, т.е. понятном и татарам, и казахам, и башкирам языке, смело вводя в произведение строго ритуального характера образы и сравнения из богатого фольклора этих народов. Поэзия М.Акмуллы своими глубокими корнями вросла в многовековую историю татарской поэтической культуры, а сам он, как поэт, формировался прежде всего под благотворным влиянием письменной художественной традиции татарского народа. В то же время Акмулла охотно обращался как к традициям Востока, так и к богатейшему фольклорному наследию татарского, башкирского и казахского народов, что оказало, несомненно, значительное влияние на формирование его своеобразной поэзии.