Александр Коновалов, доктор исторических наук, профессор кафедры политических наук КемГУ Гранты молодым ученым: современные возможности и практики предоставления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» Конкурс ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» « Лучший учитель»
Advertisements

« Проблемы организации дистанционной экспертизы при решении вопросов финансирования инновационных проектов в научно-технологической сфере » Федеральное.
Деятельность белорусских организаций в области разработки и реализации проектов международной технической помощи и возможности обмена опытом между ними.
1 Конкурсы Научного фонда и программа академических надбавок: предварительные результаты за 2006 год и планы на 2007 год Информация к общему собранию ППС.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Этапы и документы.
СТУДЕНЧЕСКИЙ ФАНДРАЙЗИНГ Борисова Е.В. руководитель центра фандрайзинговой деятельности ФГБОУ ВПО «НГПУ»
Формы организации исторической науки в современной России Автор – П.А. Алипов.
Международная деятельность университета: итоги и перспективы развития ОСАДЧАЯ Татьяна Геннадьевна проректор по международным связям и работе с иностранными.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Волкова Ирина Олеговна Проведение общественной экспертизы образовательных программ, реализуемых в рамках Государственного плана подготовки.
Некоторые подсказки по разработке проектных предложений Чокушева Гульнара Национальный Офис программы Темпус в Кыргызстане Website:
1. Стабильность и положительная динамика высокого уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Подтверждение.
Апробация и внедрение технологии публичных докладов о состоянии системы образования на региональном, муниципальном, окружном и школьном уровнях Н.П. Лыжина,
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
Мурманский государственный технический университет ООС НП МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УЧАСТИЕ УЧЁНЫХ В ГРАНТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Прохождение практики студентами Высшей школы современных социальных наук (факультет) МГУ им. М.В. Ломоносова.
Механизмы реализации мероприятия «Проведение научных исследований с привлечением начинающих исследователей высшей квалификации» ФЦП «Научные и научно-
Вдовин С.С. - специалист по оформлению заявок на НИР Управления по научно-исследовательской работе ГРАНТЫ РОССИЙСКИХ ФОНДОВ НА УЧАСТИЕ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ.
Российский гуманитарный научный фонд Основной конкурс 2015 года 1.
Транксрипт:

Александр Коновалов, доктор исторических наук, профессор кафедры политических наук КемГУ Гранты молодым ученым: современные возможности и практики предоставления

«Грантовая история» Александра Коновалова Был получателем индивидуальных грантов фондов Дж. Сороса, Дж.Д. и К. Макартуров, Владимира Потанина, Михаила Прохорова, фонда "Oxford Russia", губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева, Российского гуманитарного научного фонда (проект м/Мл). Участник международных научно-образовательных программ, поддержанных грантами иностранных благотворительных организаций: 1. "Межрегиональные исследования в общественных науках" (АНО "ИНО-Центр" совместно с Корпорацией Карнеги в Нью-Йорке, Институтом Кеннана, США); 2. "Вызовы времени и преподавание истории в высшей школе" (Европейский университет в Санкт-Петербурге совместно с Кембриджским университетом (Великобритания), Мичиганским и Принстонским университетами (США), Институтом всеобщей истории Российской академии наук, Лондонским Биркбек-колледжем (Великобритания), Ольденбургским университетом К. фон Осецкого, ФРГ); 3. "Традиции и инновации в мировой политике" (Некоммерческое партнерство "Научно- образовательный форум по международным отношениям" совместно с МГИМО(У), Институтом мировой экономики и международных отношений РАН, Институтом проблем международной безопасности РАН); 4. IV Байкальская школа социальных исследований "Местное сообщество: исследовать извне и изнутри" (Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук и Центр независимых социальных исследований и образования (г. Иркутск) при участии Центра социологического и политологического образования Института социологии РАН, Института Марселя Мосса (Франция). 5.»Глобализация: теоретические, политические и социально-культурные аспекты» (Московское представительство Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров и Центр социологического и политологического образования Института социологии РАН)

Поиск организаций-грантодателей 1 путь – обращение к государственным бюджетным фондам, дающим финансовую поддержку научно- исследовательским проектам с регулярной периодичностью. 2 путь – мониторинг сайтов и порталов, аккумулирующих информацию о краткосрочных тематических грантах.

Каким путем идти? Достоинства 1 пути: Возможность распределения интеллектуальных усилий на подготовку заявок в течение календарного года. (Гранты Президента Российской Федерации, гранты Российского фонда фундаментальных исследований, гранты Российского гуманитарного научного фонда, гранты губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева). Объявления о конкурсах представляются со строгой периодичностью, существуют традиции в тематике и требованиях к заявкам. Тематические приоритеты весьма широки, позволяют лавировать в формулировке цели и задач исследования, представляется более либеральным отношение к раскрытию алгоритма исследований. Имеется возможность комбинирования исследовательских проектов с проектами стажировок (грант РФФИ «Академическая мобильность молодых ученых»)

Недостатки 1-го пути: Высокий уровень конкуренции соискателей (кампании по проведению конкурсов проводятся в условиях массовой информационной поддержки, высшие учебные заведения встраиваются в сеть коммуникации, «поставляя» потенциальных грантополучателей фондам) Академический, профессиональный и тематический лоббизм (с учетом структуры экспертного сообщества тематические приоритеты в поддержке определенных проектов могут существенно меняться. Одну и ту же тему разные фонды могут поддержать с неоднозначной степенью вероятности) Усложненный порядок финансовой и научной отчетности

Достоинства 2-го пути: Возможность получения гранта по специализированной тематике с возможностью обсуждения результатов исследований в профессиональном сообществе Совмещение исследовательских практик с обучающими программами (летние и зимние школы) Возможность получения финансирования на индивидуальный банковский счет при более весомом объеме финансирования в сравнении с государственными бюджетными фондами

Недостатки 2-го пути: Объявления о конкурсах зачастую представлены на тематических сайтах, о существовании которых молодой ученый может даже не подозревать Срок представления заявок незначительный, как правило, deadline послезавтра (следствие первого обстоятельства) Нередко приходится следовать за идеологией фонда, разделяя его тематические приоритеты, «колебаться с генеральной линией» организации-грантодателя Возможны «финансовые сюрпризы»: иностранная организация- грантодатель может быть не освобождена от налогообложения, с гранта придется уплатить 13% подоходного налога

Правило «золотой середины» За 1 календарный год готовить 4 заявки на получение грантов: 2 заявки в государственные бюджетные фонды; 2 заявки в фонды иностранных благотворительных организаций

Заявки в иностранные благотворительные фонды (ИБО) или на программы, ими поддерживаемые Стадия 1. Мониторинг информационных сайтов Сайт «Все конкурсы, гранты, стипендии и конференции 2010–2011» Всероссийские конкурсы грантов Региональные конкурсы грантов Международные конкурсы грантов Сайт «Гранты и конкурсы» Гранты, фонды, конкурсы (ежедневное обновление)

Общественно-научный сайт "WorldWideScientificPortal for Joint activity of Russian Scientists (JaRuS.org) Преследует следующие взаимосвязанные основные цели: * Объединение (консолидация) русскоязычных научных и научно- педагогических сотрудников, работающих в разных странах. * Создание профессиональной и общественной площадки для взаимодействия между учеными и преподавателями, работающими в научных лабораториях и университетах по всему миру, включая, в первую очередь, взаимодействие между учеными, работающими в России, и учеными, работающими за рубежом.

Научная сеть с информацией о грантах и фондах Временное приостановление грантовых программ Возможность получения информации о проводимых грантах образовательными учреждениями (сайты организаций для гуманитариев – Европейский университет в Санкт-Петербурге, Государственный университет – Высшая школа экономики в Москве, Смольный коллегиум в Санкт-Петербурге) Поиск информации в тематических группах социальных сетей Гранты, конкурсы, работа и проч. для гуманитариев

Стадия 2. Выбор грантовой программы Критерии: 1.Сложившаяся позитивная репутация фонда 2.Достойное финансирование проекта (понятие относительное, однако не следует участвовать в программах, финансирование которых менее 1 тыс. долларов) 3.Четкая позиция фонда по содержанию представляемых документов (наличие пояснительных записок к аппликационным формам, анкетам, объяснению результатов проекта) 4.Оперативные результаты рассмотрения заявок (от 1 до 2 месяцев)

Стадия 3. Подготовка конкурсной документации Весомая доля успеха при рассмотрении заявки – четкий алгоритм предлагаемого исследования и его конкретных результатов. Эксперты занижают оценки прежде всего тем проектам, в которых не показано, при помощи каких исследовательских процедур будут решаться заявленные задачи. Огромную роль играет представление соискателя о конечных результатах проекта и перспективах проводимого исследования, возможности трансформации проекта в «сетевой». Фонды очень часто предоставляют гранты по сходной тематике представителям разных регионов, объединяя затем проекты в сетевые.

Не следует забывать о субъективном факторе. Оценивает заявку конкретный эксперт или группа экспертов, которому немаловажна репутация соискателя. Все возможные преимущества, которыми потенциальный грантополучатель обладает, необходимо указывать в разделах «Поддержка проектов заявителя в форме грантов», «Проведенные научно- исследовательские работы в рамках темы, указанной соискателем гранта», «Научные премии, звания, медали, полученные соискателем гранта» и т.д. Возможные формы повышения научной состоятельности претендента: Указание индекса цитирования в российских научных журналах / перечисление журналов, в которых цитировались публикации соискателя (сайт Наличие изданий соискателя в каталогах библиотек ведущих университетов США, Великобритании, ФРГ

Стадия 4. Предоставление отчетности Строгое следование требованиям фонда – условие предоставлений грантов в дальнейшем. Следует также помнить, что фонды нередко ведут «грантовую историю» соискателя, нередко анализируя его организационное поведение по проектам других организаций. Скрупулезное заполнение финансовых отчетов с предоставлением всех необходимых документов. Желательно на этапе распределения средств по статьям тщательно выделить приоритеты. Неосвоенные средства придется возвратить – эта практика одинаково приемлема как в государственных бюджетных фондах, так и в иностранных благотворительных организациях.

Приложение к научному отчету К научному отчету обычно необходимо прикладывать публикации по проекту. Нередко фонд лишь учитывает их количество, не оценивая качество. Тактически правильной представляется подготовка 2-3-х публикаций уже в начале проекта, когда определяется степень изученности проблемы или проводится компаративный анализ проблемы на примере других регионов.

Стадия 5. Утверждение отчета При положительном отзыве экспертного совета фонда можно констатировать успешное завершение проекта с обязательным внесением информации в индивидуальную базу полученных грантов. (Когда реализованных проектов больше, чем 5, вспомнить тематику, сроки реализации и грантодателей становится затруднительно) Существует вероятность, что отчет (чаще всего финансовый), с первой попытки утвержден не будет. В таком случае следует в максимально короткие сроки учесть представленные замечания. Это не только элемент организационной культуры, но и потенциальная возможность для сотрудничества с фондом в дальнейшем. Для успешного прохождения стадии утверждения отчета полезно найти грантополучателя прошлых лет, который уже имеет опыт представления необходимых документов. В этой ситуации могут помочь списки грантополучателей прошлых лет и даже социальные сети.

При любом раскладе следует помнить, что получение гранта возможно в результате приложения систематических усилий. Это практический результат, который становится достижим при использовании определенных знаний, умений и навыков. Одно-, дву- и даже трехкратный отказ фондов от финансирования проектов не следует рассматривать как сговор экспертов или конъюнктуру тематики. Наверняка причина будет состоять в тактических разногласиях в правилах описания исследовательского проекта. Заявки нужно подавать не менее 4-х раз в год в разные фонды и на разные конкурсы. Тогда будет гарантированный и результат. УСПЕХОВ И УДАЧИ!