Первое в России массовое количественное социологическое исследование участников платформенной экономики Исследовательское агентство «Башкирова и партнёры»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фонд «Новая Евразия» Центр Миграционных исследований (ЦМИ) Круглый стол «Российская миграционная политика в период демографического спада» Москва, 17.
Advertisements

Удалённое юридическое сопровождение бизнеса от компании "АсПраво +"
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Цели: 1. Образовательная: Развитие мотивации и готовности молодежи к предпринимательской деятельности, знакомство с профессией «Предприниматель»; Формирование.
Ценовые переговоры. При каком условии клиент покупает Ваш товар? Является ли цена единственным критерием для совершения покупки? Когда надо называть цену?
ЗАЧЕМ...? Для молодых компаний: -Ваша компания не так давно открылась, и Вы не готовы сделать значительных вложений на старте; - Нет понимания причин.
1. Проанализировать литературу по проблеме. 2. Определить понятие, критерии эффективности деятельности социальных служб; 3. Охарактеризовать сущность,
Пользуйтесь услугами такси с комфортом в любом городе мира! Получайте достойную прибыль! Участвуйте в эксклюзивном проекте: «Такси без диспетчера»!
4 способа вывода бизнеса в онлайн: как выбрать свой Роман Петров ITConstruct, директор Формула сайта: интернет-магазин от идеи до первой прибыли.
4 способа вывода бизнеса в онлайн: как выбрать свой Роман Петров ITConstruct, директор Формула сайта: интернет-магазин от идеи до первой прибыли.
Частный риэлтор 8(916)
Перепись населения в России Выполнила ученица 8 В класса Шайдуллова Мария.
Предприниматель – человек предприимчивый БЛОК 1. Темы: Понимание необходимости перемен. Понимание временных рамок. Что есть деньги.
Москва, 2012 Пенсионные настроения и пенсионная реформа в России.
Компания "Ас Право+". Коммерческое предложение для бизнеса. Удалённое юридическое сопровождение бизнеса. 8(343)
Компания "Ас Право+". Удалённое сопровождение бизнеса. 8 (343)
Система бизнеса. Субъекты бизнеса. Роли и особенности участия в бизнесе предпринимателей, потребителей, работающих по найму граждан, государственных органов.
Опрос населения Украины июля 2010 года География проведения опроса: Киев, Одесса, Харьков, Николаев, Хмельницкий, Кузнецовск, Никополь. Всего: 1100.
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА.
Транксрипт:

Первое в России массовое количественное социологическое исследование участников платформенной экономики Исследовательское агентство «Башкирова и партнёры» октябрь-ноябрь 2021 г. 2 Серия исследований «Барометр социального самочувствия новой экономики» «Платформенная занятость в Москве и Санкт-Петербурге: мотивы, личные цели, первые результаты» web:

Методика рекрутинга COD (Call on Ad) 2 Рекрутинг самозанятых традиционным методом «просева» крайне затратен. Хотя число самозанятых в стране выросло всего за восемь месяцев почти на миллион человек, их до сих пор всего около двух с половиной миллионов, большинство из которых сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. К моменту начал исследования мы уже многократно опробовали методику Call on Ad на электоральных задачах. Методика рекрутинга «обратный звонок по рекламному объявлению» не даёт репрезентативности по социально- демографическим параметрам, но позволят прицельно исследовать аудиторию с точностью до микрорайона (в столицах – до станции метро), что и нужно в электоральных задачах. У нас была готовая технология, и мы просто изменили фокусировку. Вместо географического таргетирования мы отбирали тех, кто выбрал для себя постоянное партнерство с платформами как основную форму организации личного труда Почему наше исследование стало первым массовым количественным исследованием сотрудничающих с платформами?

Кто стал объектом нашего исследования? 3 Разумеется, самозанятость и партнерство с платформами не тождественны друг другу. Однако предварительные исследования показали, что именно в мегаполисах самозанятость сложилась в формате устойчивого партнерства с платформами в значительно большей степени, чем в форме работы по открытым объявлениям или в форме поиска потребителей через личные контакты. В этом различие организации самозанятости в регионах и в мегаполисах, и, как следствие, различие в аудиториях первого и второго исследований цикла Мы выбрали 1500 тех, кто сотрудничает с платформами в формате устойчивого партнерства. Для этого мы ввели критерий устойчивого партнерства: либо исполнитель должен выполнять заказы, полученные через платформы, на протяжении более чем 75% рабочего времени недели; либо в его совокупном доходе составляющая заработка посредством партнерства с платформами более чем 75% общего заработка за месяц. К сожалению, мы обнаружили, что Минэкономразвития в лице Росстата не знают внутренней структуры платформенной экономики. Нет этих данных и у Минтруда. Все ведомства – не только названные – регистрируют показатели платформ как субъектов экономики, но это «средняя температура по больнице». Поэтому для исследования мы выделили квоты для пяти видов деятельности – об этом на следующем слайде. В первом исследовании серии «Барометр социального самочувствия новой экономики» мы исследовали структуру и мотивации самозанятых в регионах России. Во втором исследовании аудиторией выступили участники платформенной экономики Москвы и Санкт-Петербурга.

Как мы формировали структуру участников исследования? 4 Разумеется, сохраняя чистоту исследования, мы не стали связываться с платформами. Конечно же, сами платформы точно знают, сколько у них активно работающих таксистов или тренеров по фитнесу. Но тогда мы не смогли бы сохранить независимость результатов – платформы получили бы информацию о проведении исследования и могли бы в теории дать инструкции по ответам для своих исполнителей-партнеров. Поэтому мы на первом этапе просто выделили десять платформ по их упоминанию в столичных социальных сетях: Яндекс, Юбер, Гетт, Ситимобайл, Деливери Клаб, Профи.ру, Авито, Достависта, Юду, Сбер Услуги Мы провели предваряющий опрос москвичей и петербуржцев. В ходе этого опроса по репрезентативной выборке мы опросили 1000 человек, уточнив у них, с каким из видов услуг платформ они взаимодействуют чаще всего в повседневной жизни. На основании данных этого опроса мы выделили квоты для пяти видов деятельности – таксисты; курьеры и доставка; тренеры, учителя и репетиторы; специалисты всех отраслей информационных и компьютерных технологий; домашние помощники. Часть видов деятельности (например, фотографы или копирайтеры) в исследование не попали в силу низкой востребованности. В дальнейшем к каждой категории мы применяли свои методы рекрутинга. Проще всего находились контакты тренеров, репетиторов, специалистов информационных технологий и домашних помощников – они прямо указаны в объявлениях. Некоторые платформы (напр., Достависта) сохраняют в истории контакты исполнителей, и нам нужно было просто собрать эту информацию. Сложнее всего оказалось с таксистами – прямой контакт водителя в Юбер или Яндекс Такси не предоставляется, но мы попросили методом «снежного кома» наших сотрудников и их круг друзей предлагать водителям участие в исследовании при каждой поездке. То, что ни одно из федеральных ведомств не владеет информацией о профессиональной и отраслевой структуре платформенной экономики в России, стало первым содержательным выводом нашего исследования. В силу этого пропорции исследования мы выработали сами..

Первые социологически значимые результаты Первые социологически значимые результаты, как и во время регионального исследования, мы получили уже на этапе рекрутинга. 5 В первом исследовании мы отмечали, что от 37% до 47% тех, кто размещал свои предложения в публичном пространстве регионов, уже обладали статусом самозанятых. Для столичных участников платформенной экономики этот показатель был еще выше – более 77%. Еще 14% сотрудничали как индивидуальные предприниматели, и только 9% вовсе не платили никаких налогов. При этом даже эти 9% - это в основном те, кому нынешний закон отказывает в праве регистрироваться в качестве самозанятого (главным образом – легальные мигранты, но из стран, не входящих в ЕАЭС), а регистрация ИП их пугает сложной процедурой и отчётностью. Респонденты отмечали этот факт неоднократно. Две трети (68%) сотрудничающих с платформами в Москве и Санкт-Петербурге можно отнести к устойчивым партнерам платформ – либо по признаку общего трудового времени рабочей недели, либо по признаку составляющей совокупного месячного заработка (и тот, и другой показатель нами был принят за 75%). Больше половины (53%) соответствовали понятию «устойчивое партнерство» сразу по двум этим критериям *Ответ на вопрос скрининга при отборе респондентов «Каким образом зарегистрировано Ваше сотрудничество с платформами перед государством?» Зарегистрирован как самозанятый – 77% Работаю как индивидуальный предприниматель – 14% Никак не зарегистрирован – 9%

Столичные занятые платформенной экономики – образованные люди 6 Мы специально выносим этот показатель первым, потому что он многое объясняет. Исследование показало, что более двух третей работающих с платформами на постоянной основе имеют высшее образование, иногда более одного. Это касается и мигрантов В среде Ай Ти специалистов и репетиторов этот показатель ожидаемо оказался близким к 100%. Однако и среди таксистов уровень респондентов с высшим образованием оказался 41%, среди курьеров еще выше – 55% (с учётом неполного высшего образования, студенты). Наименьший показатель у домашних помощников, около 29%. Ошибочное ощущение невысокого образования создает тот факт, что многие мигранты, сотрудничающие в московской платформенной экономике, получали высшее образование в своих странах на национальном языке, а русский учили либо как один из иностранных, либо самостоятельно.

Столичные занятые платформенной экономики – образованные люди 7 В комментариях респонденты отмечали, что для работы самостоятельным таксистом в Москве или Санкт-Петербурге нужен гибкий ум, умение планировать тактику поездок, знание жизни большого города, то есть нужно быть образованным человеком: «Если просто умеешь крутить руль, работать не сможешь» *Ответ на вопрос «Какое у Вас образование?» Высшее образование, одно или более (закончено или продолжаю учиться) – 64% Среднее специальное образование – 17% Среднее образование – 14% Неполное среднее образование – 5%

Причины прихода в новую экономику. I 8 Исследование выявило существенную разницу в мотивах перехода к самостоятельной организации личной занятости в регионах России, с одной стороны, и Москве и Санкт-Петербурге, с другой Для Москвы и Санкт-Петербурга главным мотивом сотрудничества с платформами в сравнении с самостоятельным поиском заказчиков выступает возможность легализовать свою доходную историю при общении с банками и нефискальными органами государства – главным образом при оформлении различных справок и документов. Этот мотив называли 61% опрошенных. *Мы не задавали этот вопрос таксистам и курьерам, поскольку их вид деятельности не предполагает выбора, работать через платформы или искать клиентов самостоятельно

Причины прихода в новую экономику. II 9 При этом в пояснениях респонденты рассматривают уплату 4% налогов (для пользователей режима самозанятого) как приемлемую, ожидая в ближайшем будущем расширения доступа ко всему спектру финансовых и государственных услуг, какие доступны работникам по найму. *Ответ на вопрос «Назовите три основные причины, побудившие Вас сотрудничать с платформами, а не искать заказы самостоятельно?». Множественный характер ответов, последующая кодировка. На графике приведены ответы с максимальным показателем. Необходимость общения с банками, получение справок – 61% Надежнее получение оплаты от заказчика – 17% Платформы обеспечивают стабильность в поступлении заказов – 17% Хочу выйти за круг тех, кто у меня заказывает услуги давно – 15% Я хороший специалист, платформа даёт возможность показать это через рейтинг и отзывы – 11%

Главный мотив выбора самостоятельной занятости. I 10 Как и при исследовании самозанятости в регионах Росссии, главным мотивом выбора такой формы организации труда в мегаполисах послужила невозможность реализовать желаемый уклад жизни при обычной работе по найму. Однако мотивы второго и третьего ряда оказались иными. Невозможность реализовать желаемый уклад жизни условиях традиционных трудовых отношений была причиной выбора самостоятельной занятости для 51% опрошенных. А вот на втором месте оказался мотив, который в региональном исследовании не выявлялся – «отходничество», возможность заработка в регионе с высокими доходами и сохранения семьи в регионе с низкими расходами. Более четверти (32%) столичных работников платформ выбрали эту форму труда чтобы работать в регионе с высоким уровнем доходов.

Главный мотив выбора самостоятельной занятости. II 11 Говоря об «отходниках», нужно четко отличать их от мигрантов. Речь идет о заработке в мегаполисах, а не о попытках переселиться в Москву и Санкт-Петербург, тем более перевезти семьи. Платформы дают уникальную возможность зарабатывать в регионах с высокими доходами и одновременно жить в регионе с низкими ценами, что резко снижает миграционное давление. *Ответ на вопрос «Что было Вашим главным мотивом при принятии решения трудиться через платформы?» Мне необходимо работать так, чтобы я мог сам управлять своим рабочим графиком (семья, дети, дом, получение образования) – 51% Работа в мегаполисе позволяет моей семье в моём регионе жить более обеспечено – 32% Если уж всё равно работать удаленно, вне коллектива, то лучше самому на себя – 10% Платформы дают возможность искать постоянную работу без спешки, выбирать лучший вариант – 7%

«Давайте помечтаем». I 12 Мы задавали тем, кто работает с платформами в формате устойчивого партнерства, вопрос о том, что бы они хотели получить от этого партнерства, чего пока платформы им не предоставляют. На первом месте прогнозируемо вышел «пенсионный план». И довольно неожиданно рядом с ним по выбору оказался «внутриплатформенный займ» Две трети, более 62% постоянных партнеров платформ хотели бы иметь с ними сотрудничество по формированию личного пенсионного плана. Более того, треть (31) % постоянных партнеров видят в платформах самого удобного агента для своего пенсионного плана – вышедшие на второе место негосударственные пенсионные фонды получили только 17%, а государственный пенсионный фонд (ПФР) оказался на уровне статистической погрешности (1,9%). Примерно 10% респондентов заявили, что будут строить пенсионный план самостоятельно, через покупки недвижимости и других активов.

«Давайте помечтаем». II 13 Примечательно, что те, кто работают с платформами на постоянной основе, идут дальше идеи простого формирования пенсионного пакета через отчисления. В комментариях звучали предложения организовать возможность льготного участия в доходах и собственности платформ- экосистем для тех, кто сотрудничает с ними на постоянной основе. *Ответ на вопрос «Какую помощь или какое участие в формировании вашей пенсии Вы бы хотели получить от платформы, с которой сотрудничаете на постоянной основе?». Нужен разработанный под постоянного партнера платформы пенсионный пакет, частью которого станет пенсионная программа платформы – 31% Предпочел бы, чтобы моя пенсия формировалась бы внутри платформы (с такими же гарантиями, как у пенсионных фондов) – 31% Воспользовался бы рекомендацией по подбору пенсионной программы через НПФ и дальнейшим сопровождением – 17% Я сам буду организовывать в свои доходы на пенсии, помощь от платформы не нужна – 10% Предпочел бы, чтобы платформы организовали доступ к государственному пенсионному обеспечению, как у наёмных работников – 1, 9%.

«Давайте помечтаем». III 14 Одновременно, довольно неожиданно рядом с пенсионной темой по значимости для партнеров платформ оказался «внутриплатформенный займ» 58% тех, кто сотрудничает с платформами на постоянной основе, выразили заинтересованность в «связанном кредите на материалы и средства производства» со стороны платформы. Еще 14% заявили о готовности взять на себя отдельные обязательства перед платформой, если она выступит их гарантом в общении с банками. Четверть респондентов (25%) высказала заинтересованность в аренде у платформы оборудования, например, автомобиля, с последующим выкупом: респонденты отмечали, что платформа может получить лучшие условия, чем сам исполнитель, и стоимость аренды и выкупа будет ниже.

«Давайте помечтаем». IV 15 Следует заметить, что речь шла исключительно о кредитах на средства производства или закупку сырья, не о потребительских кредитах. Исключение – кредиты на образование или переквалификацию. *Ответ на вопрос «Какую помощь или какое участие в финансировании деятельности Вы бы хотели получить от платформы, с которой сотрудничаете на постоянной основе?». Воспользовался бы связанным кредитом непосредственно от платформы на покупку того, что нужно для работы – 68%. Платформе легче и дешевле продадут материалы и оборудование – я бы взял их у платформы в рассрочку, и понемногу выкупил – 25%. Воспользовался бы гарантиями платформы в общении с банком по оборотным средствам и оборудованию – 21%. Другое – 3%

Комиссии платформ: поборы, «крыша» или плата за сервис? I 16 Мы не пытались найти респондентов, которым нравится платить комиссию платформам. Так же, как показывает опыт, неправильно выяснять у респондентов, какая комиссия «справедливая». Мы выясняли, как респонденты рассматривают: что они получают за оставляемую платформам комиссию? Главное, что видят в комиссии постоянные партнеры платформ для себя – система гарантий (45%): гарантии получения оплаты за услуги и гарантии получения новых заказов. На втором месте – возможность повысить доход за счет повышения личного рейтинга (22%). Далее следуют обеспечение легальности сделки (14%) и возможность следить за динамикой рынка, конкурентами (11%). «Отказников», считающих комиссию «крышей» или поборами насчитывалось по итогам исследования примерно 8%

Комиссии платформ: поборы, «крыша» или плата за сервис? II 17 Принципиально важным для нас был ответ на сопровождающий вопрос: «Согласились бы Вы отказаться от всех сервисов, которые предоставляет платформа, кроме показа объявления об услуге, если не придётся платить комиссию?». Три четверти опрошенных (74,5%) такой вариант не устроил, четверть (25,5%) готовы отказаться от сервисов в обмен на отказ от комиссии *Ответ на вопрос «Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, что получаете вы от платформы, с которой сотрудничаете, перечисляя ей комиссию?». Получаю систему гарантий получения оплаты за услуги и получения новых заказов - 45% Получаю возможность повысить доход за счет повышения личного рейтинга - 22%. Получаю легальность работы - 14%. Получаю возможность следить за конкурентами и тем, что заказывают - 11%. Это просто поборы - 8%

Платформы и «сарафанное радио». I 18 Постоянные партнеры платформ не просто удовлетворены этим – они активно пропагандируют свое решение среди друзей и знакомых. О том, что занятость в форме постоянного партнерства с платформами они постоянно рекомендуют в беседах друзьям, знакомым и родственникам, заявили 49% опрошенных. Более четверти опрошенных (27%) не просто рекомендовали, но и помогали на практике другим включиться в сотрудничество с платформами. Около 15% сами не пропагандируют сотрудничество с платформами, но охотно «рассказывают о нем, если спрашивают». И только менее 9% интервьюируемых скрывают от других, что трудятся на платформах.

Выбор режима регистрации: почему самозанятость, а не ИП? II 19 Судя по комментариям, сопровождающим ответы, первоначально многие постоянные партнеры платформ хотели оправдать в глазах окружающих и собственных глазах то, что они «ушли с работы» непонятно куда. Но очень быстро это желание сменилось на желание деятельно помочь другим сделать правильный, с точки зрения респондентов, выбор в пользу платформ. *Ответ на вопрос «Рекомендуете ли в общении с друзьями, знакомыми или родственниками свой выбор сотрудничать с платформами на постоянной основе как способ организовать свой труд?» *Ответ на вопрос «Считаете ли постоянное сотрудничество с платформами формой работы, которую нужно продвигать государству и обществу?» Постоянно, по своей инициативе, рекомендую друзьям, знакомым и родственникам, 49% Помогал на практике друзьям (знакомым, родственникам) включиться в сотрудничество с платформами 27 Сам платформы не навязываю, но если спрашивают, даю совет сотрудничать 15% Я не хотел бы рассказывать, что не работаю как все, а сам ищу себе заказы через платформы 9% Да, я считаю работу на себя через платформу лучшей формой современной организации труда – 37% Люди разные, многим работа через платформы подходит, кому-то удобней работать под начальником – 38% Труд через платформы вполне приемлем на каком-то этапе жизни, но дальше нужно искать себе постоянное место работы – 21% Работа через платформы это не норма, а временная антикризисная мера – 4%

Спасибо! Независимое исследовательское агентство «Башкирова и партнеры» , Российская Федерация, г. Москва, Пресненская набережная д. 12, ММДЦ «Москва-Сити», «Башня Федерация (Восток)» 12 этаж, офис E3 телефон: +7(985)