Повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий в учебный процесс МОУ СОШ с.Киселевка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO Возможности информационных и коммуникационных технологий для развития учебно- исследовательской среды и повышения информационной культуры.
Advertisements

Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято.
Использование информационно- коммуникативных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская.
1 Использование информационно- коммуникационных образовательных ресурсов Подготовила: Гаджимагомедова П. А. МКОУ «Агвалинская гимназия имени Кади Абакарова»
Применение компьютерных технологий в образовательном процессе МОУ СОШ 3 МО г.Тихорецк г.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Интерактивная доска как средство повышения эффективности урока.
Тема самообразования: «Формирование информационной культуры через создание и использование электронных учебных пособий»
Выполнили: Мальцева Ксения Симакова Алёна Миронович Людмила.
Габидулина И.Р., методист МКУ «Ресурсный центр». Коммуникативная компетентность педагога - способность выстраивать коммуникации в различных форматах:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Педагогическими целями использования компьютерных технологий в процессе обучения являются развитие личности учащегося; подготовка к самостоятельной продуктивной.
Учитель информатики МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Кириченко Наталья Евгеньевна г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Пермяковская средняя общеобразовательная школа»открытьоткрыть Лесникова Наталья Анатольевна, учитель.
Информационные технологии в образовательном процессе как средство повышения мотивации и познавательного интереса учащихся МОУ СОШ с. Чемодановка 2007 год.
Важно! Одной из главных целей урока с применением мультимедиа становится повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка. ИКТ позволяют учителю.
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Транксрипт:

Повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий в учебный процесс МОУ СОШ с.Киселевка

Качество образования Качество образования - совокупность свойств, обусловливающая его способность удовлетворять требования общества в области подготовки (воспроизводства) квалифицированных кадров Качество образовательного процесса - это совокупность основных его свойств, обеспечивающих эффективное выполнение триединой задачи по образованию, воспитанию и развитию личности

Оценка качества образования Оценка качества образования - соотнесенность измерений свойств (функций) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества. Внешняя оценка социумом качества образования - конкурентоспособность специалиста на рынке труда; - процесс и результат адаптации молодого специалиста.

Внутренняя оценка качества образования -оценка, данная самой личностью или учреждением, осуществляющим образовательный процесс. Имеет смысл только в качестве промежуточной оценки, необходимой для осуществления обратной связи и коррекции в проведении образовательного процесса.

Требования государства к качеству образования Освоение на необходимом уровне соответствующих образовательных и профессиональных программ, проведение необходимых квалификационных процедур и получение соответствующего государственного сертификата.

Требования личности к качеству образования отсутствие существенных диссонансов между целями и результатами образования, соответствующее состояние внутренней комфортности. Требования общества к качеству образования оценка социума, успешность вхождения индивида в профессию и самостоятельную жизнь.

Факторы, определяющие процесс формирования качества образования Качество образовательных целей; образовательных стандартов и эталонов; образовательных программ; кадрового и научного потенциала; выпускников на выходе; средств образовательного процесса; образовательных технологий;

Качество эффективность системы контроля достижений; наличие обратной связи по течению и результатам образовательного процесса; система традиций; успешность вхождения в социум; согласованность потребностей личности общества и государства в уровне и качестве образования. Факторы, определяющие процесс формирования качества образования

Критерии оценки качества 1. Профессионально-личностная результативность. 2. Сформированность целостного образовательного пространства (образовательное учреждение как целостная система). 3. Ход инновационных процессов в учреждении 4. Становление системы полноценной социализации и воспитания (количество видов и качество социально и личностно значимой деятельности).

5. Информатизация (эффективность внедрения компьютерных технологий). 6. Эффективность управления 7. Эффективность психолого- педагогического сопровождения учебного процесса. 8. Эффективность экспериментальной и научно-исследовательской работ. 9. Развитие культуры. Критерии оценки качества

Критерии информатизации Количество специалистов, использующих компьютер в учебной и управленческой деятельности; сформированность локальной сети представленность образовательного учреждения в общерайонной, краевой, общероссийской, всемирной сети ; данные, свидетельствующие о динамике развития материальной базы информатизации: наличие компьютеров, современных средств программного обеспечения и др.

Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс – повышение его качества и эффективности. Информационные технологии в образовании (ИТО) способствуют: совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес, как к урокам, так и к надпредметным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней и реализуемых в них образовательных процессов. Цели внедрения и использования информационных технологий в образовании (ИТО) связываются с созданием новых возможностей в образовательных системах для всех ее участников и их взаимодействия.

Новые возможности образовательных систем сокращение времени на поиск и доступ к необходимой учебной и научной информации преподавателями и учащимися; ускорение обновления содержания образования за счет сокращения времени преподавателей на разработку новой учебной и методической литературы; высвобождение дополнительного времени у учащихся для индивидуальной самостоятельной работы, а у преподавателей и организаторов на совершенствование и развитие образовательного процесса; ускорение в достижении обучаемыми установленных требований (норм, стандартов) к качеству образования и др.

Общие критерии эффективности внедряемых ИТО степень прямого приращения в качестве образования как результата и как процесса (до и после внедрения ИТО); степень потенциального (косвенного) приращения в качестве образования как результата и как процесса (до и после внедрения ИТО).

Актуальность использования информационных технологий в образовании широкие возможности информационных и технологий по индивидуализации образования; повышение мотивации обучающихся при использовании информационных технологий и усиление эмоционального фона образования; предоставление широкого поля для активной самостоятельной деятельности обучающихся; обеспечение широкой зоны контактов; в потенциале возможность общения через Интернет с любым человеком, независимо от его пространственного расположения и разности временных поясов; возможность комплексного воздействия на различные органы чувств; возрастающие интерактивные возможности ИТО;

Актуальность использования ИТО высокая наглядность представления учебного материала, особенно при моделировании явлений в динамике, демонстрации быстротекущих и очень медленных процессов (возможность трансформации времени), объёмных или наоборот микроскопических объектов (возможность трансформации пространства); высокая наглядность обеспечивает возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых процессов и явлений; доступность информационных технологий в любое удобное обучающемуся время; многократное ускорение и сокращение массы рутинных операций (таких, как производство объёмных вычислений, построение графиков, моделирование явлений, документирование результатов обучения и исследований и др.); лёгкость и привычность организации игровых форм обучения.

Пути и способы повышения мотивации на основе ИТО ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий; повышение актуальности и новизны содержания; раскрытие значимости профессиональных знаний; обеспечение принятия обучающимся некоей роли в учебном процессе: исследователя - при работе с экспертной системой; конструктора - при работе с конструкторской программой; виртуального субъекта - в игровых программах и т. д.; предоставление обучающемуся свободы действий при управлении осваиваемыми объектами в рамках заданных ограничений;

Пути и способы повышения мотивации на основе ИТО применение наглядности, занимательности, эмоциональности, эффекта парадоксальности, удивления; использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких обучающемуся; использование произведений искусства и литературы; применение активных, деятельностных методов и форм обучения: совместных сетевых проектов, компью-терных деловых игр, проблемного метода, обучение через открытия, подкрепляемых компьютерными банками информации; структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; гипертекстовое представление материала в компьютере способствует решению данной задачи;

Пути и способы повышения мотивации на основе ИТО использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; разъяснение обучающемуся системы построения материала, последовательности и способов освоения дисциплины; использование разноуровневой помощи и специальных навигационных панелей в компьютерной обучающей программе, обеспечивающих обучающемуся лёгкость ориентирования в материале и динамическое отслеживание своего продвижения; ограничение использования на занятиях ситуаций соревнования, соперничества; более предпочтительным является инициирование обучающегося к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений - рефлексии; снятие временных ограничений там, где это представляется возможным.

Направления использования компьютерных технологий повышение инновационной активности педагогов расширение форм и вариантов включения компьютера непосредственно в обучающий процесс использование педагогами всех возможностей компьютера для подготовки и проведения занятий, хранения и представления информации, поиска и обмена опытом, в том числе и с помощью Интернет улучшение качества педагогического процесса.

Новые требования к преподавателям школы наличие умений ведения мониторинга веб- пространства, создание и актуализация проблемно- ориентированных баз данных, электронных учебных изданий; обладание умениями трансформировать информацию из одного вида в другой: словесную информацию в табличную или графическую, обеспечивая визуализацию знаний; способность вербализовать графическую информацию и т. п.; необходимость владения культурой и технологией делового электронного письма; понимание повышения ответственности педагога в условиях перехода от традиционных устных к письменным электронным способам передачи информации.

Анкета «Внедрение информационных технологий в учебный процесс» 1. Обладаете ли Вы навыками работы на компьютере? А) не имею Б) имею на уровне «Пользователя ПК» - 100% В) обладаю навыками «Администрирование ПК» 2. Имеете ли Вы навык информационного поиска? А) не имею – 57% Б) имею, умею пользоваться Internet Explorer для поиска информации – 36% В) успешно использую основные популярные программные средства, такие как Internet Explorer, поисковые системы, каталоги – 7% 3. Владеете Вы культурой и технологией делового электронного письма? А) не владею – 57% Б) имею представление, навыки развиты слабо – 29% В) хорошо освоил технологию электронной почты – 14% 4. Используете ли возможности компьютера, интерактивной доски для подготовки и проведения уроков, мероприятий А) не использую – 14% Б) использую эпизодично – 64% В) использую часто – 14% Г) использую регулярно – 7%

Анкета «Внедрение информационных технологий в учебный процесс» 5. Обладаете ли Вы умениями трансформировать информацию из одного вида в другой: словесную информацию в табличную или графическую и наоборот А) не обладаю – 31% Б) слабо обладаю – 31% В) умею – 38% 6. Умеете ли Вы создавать, хранить, обрабатывать и воспроиз- водить в оцифрованном виде информацию разных типов: текста – 92%, рисунков – 62%, схем – 62%, таблиц – 77%, диаграмм – 54%, фотографий – 54%, видеофрагментов – 31%, аудиофрагментов – 23%. 7. Умеете ли Вы создавать электронные учебные материалы А) не умею – 23% Б) имею слабое представление – 15% В) умею на невысоком уровне в формате Ехсеl, РоwerРоint, Word, InterWite – 62% Г) умею создавать электронные учебные материалы – 0%

Создавать эффективную образовательную среду без использования информационных технологий (ИТО) нельзя!!!

Для учителя ИТО это: экономия времени на объяснение учебного материала; повышение качества усвоения учебного материала; комплексное воздействие на восприятие. Для учащихся ИТО это: стимулирование активной позиции при изучении материала за счет самостоятельной работы; комплексное воздействие на восприятие обеспечивает быстрое усвоение материала и его длительное запоминание.

Средства ИКТ могут способствовать организации личностно- ориентированного обучения

Компьютеры могут использоваться в следующих целях: для обеспечения возможностей представления обучающих материалов в различных форматах, таких как текст, графика, аудио и видео, для выполнения упражнений и проведения опытов; для обучения с использованием материалов, записанных на компакт-дисках, доступа к базам данных и другим источникам информации в сети Интернет; для обеспечения способов общения между обучающимися, преподавателями и пр. (электронная почта, телеконференции, чаты).

Значение технологий мультимедиа Мультимедиа обеспечивают возможность o интенсификации обучения o повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации

Современные способы обработки аудиовизуальной информации Деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения) Контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации) Реализация анимационных эффектов Манипулирование (наложение, перемещение) визуальной информацией Дискретная подача аудиовизуальной информации Тонирование изображения Фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения под лупой Демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм)

Технологии мультимедиа позволяют представлять знания в различных формах : изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; видео, сложные видеоэффекты и анимационное имитирование; анимации и симуляции.

Проектная деятельность Проектная деятельность учащихся современный способ стимулирования интереса к предмету через организацию их свободной самостоятельной познавательной деятельности. Метод проектов позволяет: не только давать знания, но и формировать навыки поиска, критического отбора нужной информации; обучать работать в группе и нести свою долю ответственности за общее дело; воспитывать толерантность к инакомыслящим, а также нетипичным способам, приемам учения; развивать коммуникативные умения общения; способствовать совершенствованию мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сопоставление фактов и явлений, моделирование; формировать умения генерировать новые для себя идеи, гипотезы, искать пути их проверки, прогнозировать исход.

Виртуальные физические лаборатории компании «Физикон».

Учебные цели использования компью- терных демонстраций на уроке: воссоздание классических опытов, невос- производимых в школьных условиях; мультипликационное отображение процес- сов и объектов, микро-, мега- и макромира, не доступных напрямую органам восприятия человека; воспроизведение процессов и событий в динамике, в собственном компьютерном пространстве и времени; целостная система опытов (от простых к сложным), созданная к отдельным разделам курса физики; экспериментальные задания и проблем- ные физические ситуации; «живая» демонстрационная лаборатор- ная установка с подключением электрон- ных датчиков измерений и компьютера для обработки и представления результатов.

Интерактивная доска Интерактивная доска это современное средство обучения, способствующее повышению качества обучения, удобный современный инструмент для эффективного проведения учебных занятий на всех его этапах. Она не только совмещает в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяет вносить пометки и изменения во время обсуждения поверх проецируемого на доску изображения, управлять компьютерными приложениями, сохранять материал в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, распечатки.

Интерактивная доска При изучении новой темы чертежи, рисунки, схемы опытов можно готовить заранее на доске и проецировать во время урока. При объяснении нового материала их легко комментировать, дополнять надписями, выводами. Процесс решения задач также проходит быстрее, т.к. условия и этапы решения тоже можно приготовить заранее, а значит, можно обсудить больше задач. К тому же сохранённая информация позволяет учащимся не раз обратиться к материалу урока в удобное для них время.

Интерактивная доска позволяет: - работать с целым комплексом внешних устройств: проектором, особыми маркерами, компьютером, аудиосистемой, видеокамерой; - проектировать любую интерактивную модель, анимацию, чертёж, видеофрагмент; - приостанавливать процесс и вновь его начинать; делать надписи маркерами разных цветов; - сохранять записи на доске в компьютере; - редактировать и распечатывать написанное;

Интерактивная доска позволяет: - применять разнообразные презентационные функции: шторка - затенять изображения; - ограничивать изображение в рабочем поле и сдвигать его в любом направлении; - управлять с помощью курсора мыши, особой ручки (маркера), пальца (сенсорная поверхность); - создавать объекты поверх программных продуктов (Ехсеl, РоwerРоint и пр.)

Интерактивная модель: «Кипение».

Интерактивная модель: «Движение молекулы газа».

Интерактивная модель «Планетарная модель строения атома» Эрнст Резерфор (30.VIII.1871–19.X.1937)

N FтFт F F тр V=0 V=const V=0 V=const Изобразить силы, действующие на тело

FтFт N α F тр α=const μ тр 0 α=const μ тр 0 Изобразить силы, действующие на тело.

Постройте сечение тетраэдра AA BB D C F C

Результаты использования ИКТ: формирование мотивации обучения, интенсификация учебного труда, индивидуализация учебного труда.

Минусы использования ИТО резкое увеличение трудоемкости педагогического труда психологическая и практическая неготовность преподавателей к освоению ИКТ не для всех предметов есть разработанные электронные средства обучения нет программно-методического комплекса, включающего в себя разработки уроков, мультимедийные презентации, раздаточный материал и материалы для контроля уровня усвоения знаний, умений и навыков по конкретному учебному курсу недостатки программного обеспечения недостаточно развитая МТБ школы недостаточность программного обеспечения в школе

Место и роль компьютерных материалов в ходе обучения определяется прежде всего из дидактических целей и задач педагогического процесса (от потребностей урока к компьютеру, а не наоборот! ). А исключительные технические и психолого-дидактические возможности компьютера как средства обучения важно педагогу почувствовать и организовать во благо учеников. Чувство меры и педагогического такта в применении компьютерных технологий особенно необходимы!!!