Критическое мышление это точка опоры для мышления человека.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критическое мышление это точка опоры для мышления человека.
Advertisements

Критическое мышление это точка опоры для мышления человека.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между властью и.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Вызов Осмысление Рефлексия. Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
МАСТЕР-КЛАСС Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между.
Обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе.
Транксрипт:

Критическое мышление это точка опоры для мышления человека.

Дженни Л. Стил Кертис С. Мередит Чарльз Темпл Скотт Уолтер АВТОРЫ

- Самостоятельное и носит индивидуальный характер; - Информация – отправной, а не конечный путь мышления; - Убедительная аргументация утверждений; - Существует в ситуации полилога или дискуссии; - Осуществляется в реально значимой для человека ситуации. Отличительные признаки критического мышления

Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка "известной информации", рассказ - предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д. 3 фазы ТРКМ 1. Стадия вызова.

Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. 2. Стадия осмысления.

Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы. Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. - Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно- следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе); - исследования по отдельным вопросам темы и т.д. 3. Стадия рефлексии.

1. «Ключевые слова» 1) Озвучивание темы; 2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения; 3) Составление предложения или мини- рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты. Приёмы технологии РКМ.

1) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?; 3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения. 2. Приём «Что я знаю».

1) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки); 3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения. 3. Приём «Свободное письмо»

1) Озвучивание темы; 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «--- »?; 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана. 4. Приём «Ассоциация»

1) На доске написаны верные и не верные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верно. 5. «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Выписывается ключевое слово; Записываются слова и предложения по теме; Происходит разделение материала на отдельные блоки; Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками (используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний) 6. Кластеры, автор Гудлат.

Приём «Кластер»

Строение корня Виды корней Типы корневых системФункции корня Видоизменения корней Корень Приём «Кластер»

1. Строение корня 2. Виды корней 3. Типы корневых систем 4. Функции корня 5. Видоизменения корней главный, боковые, придаточные стержневая, мочковатая почвенное питание укрепление в почве запасание веществ корнеплоды, дыхательные корни корни подпорки, корни прицепки Корень

I - interactive N - noting S - system E - effective R - reading and T - thinking Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. 7. Приём инсерт.

" V " - уже знал " + " - новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы Приём инсерт.

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях: «+» - если считают, что это им известно; «-» - если считают, что это противоречит тем знаниям которые у них есть; «v» - если то, что прочитали является новым; «?» - если то, что прочитали оказалось непонятным и требует разъяснений. Приём «Пометки на полях»

ЗНАЮ «+» «V» ХОЧУ УЗНАТЬ «-» УЗНАЛ НОВОЕ «V» «+» ВОПРОСЫ «?» Приём «Маркировочная таблица» или таблица «Инсерт»

Бортовой журнал. ПредположенияНовая информация 8. Приём «Эффективная лекция»

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? 9. Приём «Дневники и бортовые журналы»

ЦитатаКомментарии 10. Приём «Двухчастный дневник»

Приём «Двойной дневник» пометкивопросы Зубы млекопитающих дифференцированы по выполняемым функциям Какие функции выполняют резцы, клыки и коренные зубы зверей? Лёгкие млекопитающих альвеолярные Какие мышцы участвуют в акте вдоха и выдоха? У млекопитающих четырёхкамерное сердце Какой круг кровообращения называется лёгочным? «Внутреннее строение млекопитающих».

ЦитатаКомментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Вопросы к учителю Приём «Трёхчастные дневники»

ЦитатаКомментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? (вопросы) Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы) Трехчастный дневник может быть оформлен иначе:

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. 11. Приём «Дерево предсказаний».

Толстые ?Тонкие ? Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если... ? Что, если... ? Кто ? Что ? Когда ? Может..? Будет...? Мог ли... ? Как звать...? Было ли...? Согласны ли Вы...? Верно ли...? 12. Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Категория Сравнения Категория Сравнения Категория Сравнения Категория Сравнения Персонали и факты Персонали и факты Персонали и факты 13. Приём «Таблицы» Концептуальная таблица:

Линии сравненияРоберт Фалкон Скотт Рауль Амундсен Команда Снаряжение Опыт Погода Удача Урок географии по теме «Открытие южного полюса».

Тема 1Тема 2Линия сравнения Тема 3Тема 4 Приём «Сводная таблица» (описана Дж. Беллансом)

ИзвозчикКонкаОмнибусЛиния Сравне- ния ТрамвайАвтобусТаксомот ор Марш руты Популя рность Внеш ий вид Сводная таблица урока по теме "Развитие городского транспорта"

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА ( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ) ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ) 1……………. 2……………. 3……………. 4……………. 5…………….. /во время чтения/ 1…………….. 2…………….. Приём «Таблица – синтез».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТОЛКОВАНИЕВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА Иной вариант «таблицы – синтез».

З - что мы знаемХ - что мы хотим узнать У - что мы узнали, и что нам осталось узнать Приём «Таблица – З Х У»

Кто?Что?Где?Когда?Почему? Приём таблица «Что? Где? Когда? Почему?».

АргументПочему «да»Почему «нет» Органическая химия - это химия веществ, полученных из живых организмов Многие органические вещества образуются в живых организмах Краху «витализма» способствовало получение органических веществ искусственным путём. Приём «Таблица аргументов».

1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. 2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск. 14. Приём Чтение с остановками.

или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. 15. Приём: работа в группах «Обучение сообща».

В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя: Суммируют содержание абзаца; Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него; Разъясняют, что непонятно; Дают задания для чтения следующего абзаца. Приём «Взаимообучение».

Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала. Приём «Взаимоопрос».

Учащиеся рассчитываются по-порядку 1-4. Объединяются в группы (все первые номера, вторые и т.д.). Каждая группа изучает свой вопрос и готовит вопросы по свой теме (целесообразно дать каждой группе свой абзац). Садятся на свои места и каждый номер рассказывает о своей теме. Задают друг другу вопросы. Учитель выступает в роли консультанта. Приём «Зиг-заг».

Этот прием применяется на текстах меньшего объема. Приём «Зигзаг 2», автор Славин.

1) Учащимся предлагается текст и инструкция по работе с ним; 2) Класс разбивается на группы по количеству частей в тексте, в каждой группе назначается эксперт; 3) Необходимо изучить вопрос так, чтобы суметь его объяснить другим и выполнить это наиболее эффективным способом 16. Приём «Инструкции»

Групповой или двусторонний диалог; Цель дискуссии не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её. 17. Приём «Дискуссии».

Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему? Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось? Какие чувства испытали? Приём «Совместный поиск».

Включает в себя несколько этапов. - Формулировка вопроса. - Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы. - Составление схемы для перекрестной дискуссии. Вопрос - проблема? Да (за) Нет (против) Вывод (краткий): Да, потому что… Нет, потому что… - Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов "за" и "против". Приём «Перекрёстная дискуссия».

1. Подумайте о человеке, у которого вам придется взять интервью. 2. Составление списка вопросов. 3. Интервью. 4. Письмо на время. Учитель показывает, как усовершенствовать написанное. 6. Правка. 7. Редактирование. 8. Публикация (издание). 18. Приём «Очерк на основе интервью».

Ход занятия. 1.Создание условий. 2. Предложите учащимся вспомнить какой-либо уголок природы … 3. Учащимся бывает трудно начать сочинение, подобрать нужные слова. Задача учителя - подсказать эту важную фразу. 4. Когда первая фраза написана, медленно направляйте воображение ребят. 19. Приём «Создание личностного текста».

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Художественные формы письменной рефлексии. Синквейн.

Птицы Беззубые, пернатые Бегают, плавают, летают У них забавные птенчики Теплокровные животные Синквейн.

Модель написания эссе. 1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д. 2. Работа над черновиком. 3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена. 4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки. 5. Публикация. Чтение на аудиторию. Эссе.

Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Тема - Праздник последнего звонка в моей школе. Ход работы: 1. Выбор темы, роли, аудитории, формы. 2. Обсуждение в группе, в паре выбранных параметров. 3. Письмо 4. Правка. 5. Читка в читательском кресле. 6. Работа в группах. 7. На этом этапе можно переформировать группы, объединив по жанрам, использованным при написании текста. 20. Стратегия "РАФТ"

1) На доске или карточках написаны термины или последовательность явлений и процессов и некоторые из них с ошибками. 2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. 21. Приём «Перепутанные логические цепочки»

1гр. Белая шляпа – текст, мыслите фактами, цифрами (нет эмоций). 2гр. Жёлтая шляпа – выявите положительные стороны в рассматриваемом явлении и аргументируйте их (позитивное мышление). 3гр. Чёрная шляпа – отметьте негативные стороны явления: определите сложности, проблемы, недостатки и причины их вызывающие (негатив). 4гр. Красная шляпа – свяжите свои чувства и эмоции с рассматриваемом явлением (эмоциональная шляпа). 5гр. Зелёная шляпа – как применить метод в новой ситуации, найти новые стороны в явлении: Могут ли расти яблони на Марсе? (творческое мышление). 6гр. Синяя шляпа – обобщить всё о рассматриваемом явлении (философское мышление). 22. Приём: «Шесть шляп мышления».

23. Приём «Самоанализ» Содержание урока Знаю уверенноНадо повторить

Дай описание Сравни с чем-нибудь Проассоциируй (на что похоже) Проанализируй (из чего состоит) Примени это Приведи примеры 24. Приём «Кубик»

Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий, выбрать можно любое. 25. Домашнее задание.

Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Приёмы проведения рефлексии. Устная рефлексия.

В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Двухрядный круглый стол.

Эссе «Бортовой журнал» Различные виды дневников. Письменное интервью. Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье). Различные варианты портфолио. Письменная рефлексия.

1. Работать самостоятельно. 2. Задавать вопросы. 3. Выслушивать чужое мнение. 4. Иметь своё мнение и защищать его. 5. Критически относится к мнению оппонентов. 6. Осуществлять рефлексию своей деятельности 7. Анализировать и классифицировать. Технология критического мышления учит:

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысление блока новой учебной информации средствами критического мышления. Тип урока: комбинированный. (изучение нового учебного материала и первичное закрепление) Модель урока:

УРОКЕ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ВОЗДУХ» Приём кластер. Модель урока:

8 КЛАСС, ТЕМА: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ» Модель урока: СИНКВЕЙН ГЛАЗ. СЛОЖНЫЙ. ПРЕКРАСНЫЙ. ВОСПРИНИМАЕМ. ЛЮБУЕМСЯ. БЕРЕЖЕМ. САМОНАСТРАИВАЮЩИЙСЯ, СВЕТОВОСПРИНИМАЮЩИЙ, УНИКАЛЬНЫЙ, ПРИБОР. СОВЕРШЕНСТВО.