Обобщение опыта Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся как средство формирования общеучебных умений в процессе изучения математики Артеменко Анна Рейновна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Камень-на-Оби 2009 год.
Теоретическая интерпретация АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА Представленный опыт является актуальным, так как отвечает социальному заказу в личностно - ориентированном образовании – воспитывает компетентного человека.
Ведущие педагогические идеи опыта идея сотрудничества, которая подразумевает совместную деятельность учителя, учащихся, коллег в организации процесса обучения и формирования общеучебных умений идея психологизации образовательного процесса, которая направлена на совершенствование системы работы, основанной на психолого - педагогических закономерностях развития личности учащегося
Методологическая база опыта В основу опыта положены следующие принципы: -принцип учета направленности личности, ее интересов, потребностей, мотивов деятельности; -принцип учета психических процессов; -принцип учета социального опыта.
Методологическая база опыта Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта: - активизация учебно – познавательной деятельности; - учебно-познавательная компетентность; - общеучебные умения.
Методологическая база опыта Теории обучения : П. В. Занков, Д.Б. Эльконин, И.И. Давыдов «Теория развивающего обучения» Н. Д. Ушинский, А.С. Макаренко « Педагогика сотрудничества» Г.И. Щукина « Теория развития познавательного интереса» Т.А. Ильина « Теория проблемного обучения» Ю.К. Бабанский « Теория оптимизации обучения» И.С. Якиманская « Личностно ориентированное развивающее обучение» Л.М. Фридман « Психология – наука учителю »
Психологическая целесообразность опыта Учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся. Овладение учащимися действиями, соответствующими общеучебным умениям можно условно расположить по уровням: 0-й уровень - совершенно не владеют данным действием. 1-й уровень - умеют выполнять с помощью учителя. 2–й уровень - умеют выполнять самостоятельно по образцу, подражая действиям учителя или другого человека. 3–й уровень - умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг. 4–й уровень - безошибочное выполнение действия (навык)
Ресурсное обеспечение педагогического опыта Требование к педагогическим компетенциям: - владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся; - групповыми и индивидуальными формами работы; - владение педагогическими технологиями. Материальных затрат можно избежать.
Ресурсное обеспечение педагогического опыта Требования к научно- методическому обеспечению: - наличие Концепции модернизации российского образования; - наличие Стандарта образования; - наличие учебной программы; - наличие в библиотеке школы методической литературы.
Ресурсное обеспечение педагогического опыта Требования к учителю: - к частным методикам добавить общие методы и акцентировать на них внимание учащихся; - систематическое повышение квалификации и самосовершенствание; - личная заинтересованность учителя в успешности своих учеников.
Новизна опыта Критерий инновации Содержательная интерпретация критериев НовизнаУчебно-познавательная деятельность всегда инновационна МасштабностьМассовый:можно применять всем учителям;охватить всех учащихся. Инновационный потенциал Соединение предметных методик с общи- ми для всех учебных предметов. Систематическое формирование общеучебных умений. Сфера осуществления. Переход ученика на более высокий уровень самостоятельной деятельности. Воспитание компетентной личности.
Задачи -Мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности в учебной деятельности, на реализацию своих пособностей и интересов. - Создать условия для выработки каждым учеником определенных общеучебных умений.
Цель o помочь учащимся развивать умения надпредметных способов деятельности, включающие анализ, синтез, рефлексию и др; o способствовать развитию творческого мышления, включающие перенос знаний в незнакомую ситуацию, комбинирование различных способов решения, моделирование, выстраивание аргументации; o научить учащихся целенаправленно овладевать математической компетентностью.
Содержательная форма представления 1.Классификация общеучебных умений. 2.Формирование общеучебных умений у учащихся 5,6 классов. 3.Проект факультативного занятия по теме «Методы решения нестандартных задач» для 7-8 классов. 4.Сценарий урока по теме «Функция», 8 класс 5.Использование современных образовательных технологий.
Содержательная форма представления 6.Итоговое повторение темы «Решение уравнений»,11 класс 7.Методические приемы организации факультативных занятий в личностно- ориентированном обучении. 8.Общие методы, применяемые при решении образовательных задач в обучении математике и русскому языку 9.Формирование ключевых компетенций в математической деятельности. Летняя школа.
Классификация общеучебных умений 1.Учебно-управленческие умения 2.Учебно-информационные 3.Учебно-логические 4.Учебно-коммуникативные В основе классификации умений положена логика самоуправления учебно – познавательной деятельности учащегося.
1.Учебно – управленческие умения Учебно-управленческие умения - общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
2. Учебно – информационные умения Умения работать с письменными текстами Умения работать с устными текстами Умения работать с реальными объектами как источниками информации Учебно-информационные умения - общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
3. Учебно – логические умения анализ и синтез сравнение обобщение и классификация определение понятий доказательство и опровержение постановка и решение проблем, соответствующих основным методам и формам творческого мышления Учебно-логические умения- общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Учебно-коммуникативные умения Усваивать информацию со слов учителя; Усваивать информацию с помощью технических средств; Обмениваться информацией; Уметь работать в группе; Рефллексивная деятельность.
Методы решения проблемы Общие методы: анализ, синтез метод исчерпывающих проб метод от противного индукция, дедукция метод аналогии выделение подзадачи переформулировка задачи Частные методы: метод введения переменных Известный алгоритм решения уравнений, неравенств Нахождение процента от числа
Математическая грамотность- способность человека, включающая умения: распознавать проблемы, решаемые средствами математики; формировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя задания математики; интерпретировать полученные результаты; формулировать и записывать окончательные решения.
Математическая компетентность- н аиболее общие математические способности и умения, включающие: математическое мышление; письменную и устную математическую аргументацию; постановку и решение проблемы; математическое моделирование; использование математического языка; использование современных математических средств умение изобретать, догадываться.
Содержание компетентности в математической деятельности: 1. Свободная ориентация в базовых математических понятиях. 2. Умение прогнозировать ответ задачи и оценивать полученный результат. 3. Знание места математики как науки в истории развития человечества. 4. Умением создавать простейшие математические модели различных процессов и применять приемы решения математических задач при решении задач в различных областях знаний. 5. Наличие представления об информации, ее видах, свойствах, измерении и об информационных процессах. 6. Владение технологией обработки различных видов информации.
Результативность Таблица результатов олимпиад место кл.10 кл.11 кл.6 кл.9 кл.11 кл 210 кл.11 кл.8 кл9 кл кл.11 кл.8 кл.9 кл. Крае- вая 10 кл. 2 место 9 кл. 1 уч. 9 кл. 2 уч.
Успехи учащихся в учебной деятельности Мои воспитанники за период гг. заняли 39 призовых мест в олимпиадах по различным предметам.
Степень обученности учащихся Степень обученности учащихся учитывает реальный уровень требований учителя, а не только те отметки, которые учитель ставит своим ученикам
Результаты ЕГЭ Результат ЕГЭ 2004 года показал, что качественная успеваемость моих выпускников составила 77%
Итоговая аттестация учащихся 9класса за г. Отметка 5 -37% Отметка 4 -61% Отметка 3 – 2% Результаты итоговой аттестации
Овладение общеучебными умениями Учебно- управленческие умения 0 уровень 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень Ставить цели самообразовательной деятельности 04,527,356,813,6 Планировать 2,313,627,343,213,6 Осуществлять самоконтроль 013,63247,76,8 Определять проблемы 011,413,656,818,2 Вносить изменения 020,53438,66,8
Общеучебные умения Учебно- информационные 0 уровень 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 1.Работать с текстом Понимать прочитанное и пересказывать Находить нужную информацию 2,313,627,33422,3 Подготовить доклад, тематический ответ 4,5 27,343,220,5 Выделять главное 04,513,643,238,6 2.Использовать различные виды моделирования 02,83843,216
Общеучебные умения Учебно- коммуникативные 0 уровень 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень Усваивать информацию со слов учителя 0718,254,520,5 С помощью технических средств 04, Уметь работать в группе 2,32,29662,5
Общеучебные умения Учебно-логические умения 0 уровень 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 1.Анализ и синтез Сравнение Обобщение и классификация Определение понятий Доказательство и опровержение Постановка и решение проблем
Успехи учителя Значок «Отличник Народного Просвещения» Соросовский Учитель Средней школы Сертификат Ученого Совета АГТУ Диплом АКИПКРО Городской фестиваль-конкурс «ИКТО- 2008» Победитель конкурса ПНПО
Распространение опыта Муниципальный уровень: 1. Творческий отчет школы 2. Методический день 3. Мастер-класс 4. Публичная защита конкурсного урока 5. Презентация
Распространение опыта Региональный уровень: 1. Защита работ в БГПИ и АКИПКРО 2. Образовательная выставка в АКИПКРО 3. Зональный семинар
Распространение опыта Федеральный уровень: 1. Публикации методических разработок в научно-теоретических и методических журналах 2. Всероссийские научно-практические конференции 2005г. и 2007г. 3. Участие в работе круглого стола БГПИ по теме 4. «Актуальные проблемы математического образования в школе и педагогическом ВУЗе»
Список опубликованных материалов Наименование печатного труда Издательство, дата издания Стра- ницы 1Задачи на концентрацию и процентное содержание «Математика в школе», 1994г., Итоговое повторение темы «Решение уравнений» «Математика в школе», 1997г.,
Список опубликованных материалов 3Повторим уравненияУчительская газета, 1998г.,19 9 4Как стать умнее«Открытая школа», 2000г., Общие методы, применяемые при решении образова- тельных задач Сб.материалов Всероссийской Конференции
Список опубликованных материалов 6Методические приемы организации факультативных занятий Сб.Материалы Всероссийской Конференции 2007г Из опыта организации факультативных занятий по алгебре в 7 классе «Математика в школе», 2008г.,