Технология выявления результатов образования в форме новых контрольно-измерительных материалов – итоговых интегрированных контрольных работ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ООП НОО.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………….…….29.
« Интеграция формирующего и диагностического оценивания как механизм обеспечения качества образования» Дорошенко Наталья Алексеевна, научный сотрудник.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 29 города Костромы И. А. Елфимычева.
Как изменяется взгляд на результаты образования? Как оценивать метапредметные и личностные результаты? Каковы критерии их оценивания? Как изменится традиционная.
Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
Оценивание в ФГОС На материалах М. Пинской « Инновационные формы и методы контроля планируемых результатов »
О ЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Выполнила: Полякова Анна 31гр. ПНК.
Оценка достижения планируемых результатов. Требования ФГОС ФГОС К результатам освоения освоенияобразовательнойпрограммы К структуре основной основной.
Проектирование раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» 9.
Освоение системы требований к оценке качества обучения Бондаренко С. В. учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2» 2013 г.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
Пр. К. Маркса, 106 Адрес сайта: пр. К. Маркса, ул. Суворова, 134.
Критериальное оценивание планируемых результатов образования Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
Преемственность в формировании регулятивных УУД обучающихся начальной и основной школы на уроках окружающего мира и истории.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Транксрипт:

Технология выявления результатов образования в форме новых контрольно-измерительных материалов – итоговых интегрированных контрольных работ

Отличительные особенности стандартов второго поколения стандарты как общественный договор (педагогика сотрудничества) принцип вариативности общего образования разделения прав и ответственности между участниками образовательного процесса признания права ученика на полный или частичный выбор изучаемого содержания и уровня его освоения дифференцированный подход к построению учебного процесса и индивидуализация обучения

Инструктивно-методические документы: примеры учебных планов общеобразовательных учреждений; примерные учебные программы по предметам; программа развития универсальных учебных действий; модели и примеры диагностических и проверочных работ.

Оценка выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Оценка и контрольно- оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

Отличительные особенности системы оценки Комплексный подход к оценке результатов Использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки

Оценка успешности освоения содержания на основе системно- деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач Оценка динамики образовательных достижений учащихся Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества

Использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и развития системы образования Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных

Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами такие методы оценки, как проекты, практические, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдение

Требования на выстраивание системы оценивания включение учащихся в контрольно- оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); использование критериальной системы оценивания; использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:

1.как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения; 2.субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки; 3.интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.); 4.самоанализ и самооценку обучающихся; 5.оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения; 6.разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Система проверочных материалов 1. Стартовая диагностика, в которой представлены: -ожидаемый уровень предметной подготовки первоклассников, -примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ в зависимости от методики и времени их проведения, -рекомендации по использованию системы стартовой диагностики.

2. Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и для каждой дидактической линии) для различных этапов обучения. Включают описание дидактических и раздаточных материалов, необходимые для организации учебной деятельности школьников, организации системы внутренней оценки, в том числе – диагностической.

3. Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса), включая рекомендации по их проведению, оцениванию. фиксации и анализу результатов. 4. Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся, составу портфолио и критериям его оценивания

Планируемые результаты уточняют и конкретизируют Требования стандарта к результатам освоения основных образовательных программ для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок и возрастной специфики учащихся

Содержание стандарта второго поколения Результаты общего начального образования Предметные результаты (ЗУНы, опыт творческой деятельности и др.) Предметные результаты (ЗУНы, опыт творческой деятельности и др.) Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях) Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях) Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, толерантность) Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, толерантность)

Оценка личностных результатов Осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации программ развития.

Оценка личностных результатов Предмет оценки – эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования

Внутренняя оценка личностных результатов направлена на решение задачи оптимизации личностного роста учащихся: Характеристика достижений и положительных качеств учащихся. Определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка. Система психолого-педагогических рекомендаций.

Оценка осуществляется только по запросу родителей (или по запросу педагогов или администрации при согласии родителей) и проводится психологом, имеющим специальную подготовку в области возрастной психологии

Оценка метапредметных результатов Выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД (см. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли)

Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что, как правило, именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому, учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе

Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется и окружающий мир.

Оценка метапредметных результатов В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии и др. и с учетом характера ошибок можно сделать вывод о сформированности РУУД и ПУУД. Сформированность КУУД (совместная, командная работа в планируемых результатах по технлогии, музыке, физической культуре)

Оценка метапредметных результатов Достижение метапредметных результатов проявляется в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе

Оценка предметных результатов Опорная система знаний Действия с предметным содержанием

На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, речевые действия – навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией, КУУД, необходимые для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

При этом указывается, что при проверке скорости чтения РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕТЕЙ С ДИСГРАФИЕЙ ИЛИ ДИСЛЕКСИЕЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖАТ. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.

Виды универсальных учебных действий Личностные действия – смыслообразование (мотив учения) и нравственно-этическая ориентация Познавательные – общеучебные, логические, постановки и решения проблем Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером в поиске и сборе информации, управление поведением партнера(контроль, коррекция, оценка его действий), умение точно выражать свои мысли

Показатели сформированности коммуникативных УД (библиографические умения работы с учебной, художественной и научно- популярной литературой ) Умение правильно называть книгу - автора и заглавие произведения. Умение ориентироваться в учебной книге – пользоваться оглавлением, прикнижными словарями. Умение пользоваться методическим и справочным аппаратом учебника.

Показатели сформированности коммуникативных УД (аналитические умения работы с учебной, художественной и научно- популярной литературой) Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, авторскую позицию. Умение устанавливать причинно- следственные связи, выделять главную мысль текста.

Метапредметные по р.я. и лит. чтению умение использовать язык с целью поиска необходимой информации; способность ориентироваться в целях задачах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом видов речи и ситуации общения; стремление к более точному выражению своего мнения и позиции; умение задавать вопросы.

вышеназванные междисциплинарные программы впервые вводятся в практику работы начальной школы, и требуется еще дополнительная корректировка их: содержания, и методов оценки в данный момент даются: только общие подходы к проведению комплексной итоговой работы. Эти подходы конкретизируются на примерах экспериментально проверенного инструментария.

Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.

В связи с необходимостью охвата достаточно большого спектра умений по двум междисциплинарным программам структура работы включает две части, каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по одной из оцениваемых программ.

Время на выполнение каждой части составляет один урок. Работа выполняется в два дня. Измерительные материалы для проведения комплексной итоговой работы могут включать разное число комплексных заданий, которое будет определяться особенностями объекта оценки и рассматриваемой ситуацией, предложенной для выполнения заданий, а также формой представления информации.

По форме ответа можно выделить следующие типы заданий: с выбором одного или нескольких правильных ответов; на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте, указать местоположение предмета); со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии и др.), требования к которым не выходят за рамки планируемых результатов в части «Выпускник научится». Комплексные итоговые работы должны проводиться на основе стандартизированного инструментария, имеющего возрастные нормы на выполнение как отдельных заданий, так и работы в целом.

Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5 баллов) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания.

За выполнение заданий с выбором одного правильного от_ вета ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного отве_ та, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, неза_ висимо от типа заданий, то ставится 0 баллов. За выполнение заданий с множественным выбором может быть выставлено 0, 1 или 2 балла. За выполнение заданий с кратким или развер_ нутым ответом ученик может получить от 0 до 5 баллов. За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов. За выполнение заданий с множественным выбором может быть выставлено 0, 1 или 2 балла. За выполнение заданий с кратким или развернутым ответом ученик может получить от 0 до 5 баллов.

Предметные результаты по русскому языку и литературному чтению Классифицировать, маркировать, обозначать, находить по оглавлению… Экспериментировать, выявлять, находить, выполнять, анализировать… Демонстрировать понимание/осознание, использовать… Слышать, артикулировать, интонировать … Распознавать, определять, пояснять… Оказывать и принимать помощь при затруднениях

Предметные результаты по математике Находить решение, вычислять, измерять, моделировать; Решать практические задачи; Оказывать и принимать помощь при затруднениях; Экспериментировать, исследовать, выявлять.

В системе оценивания в начальной школе используются преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой; внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах;

Накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. Оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку, математике и уровень овладения метапредметными знаниями

Выводы: Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня

Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» и «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50%заданий базового уровня.

Дифференциация требований к усвоению учебных программ Базовый уровень Обязательное освоение требований базового уровня Предъявление требований с помощью заданий базового уровня Оценка – зачтено Работа в группах подвижного состава Повышенный уровень Добровольное освоение повышенных уровней Предъявление требований с помощью учебных заданий повышенной сложности Оценка 4 и 5 Работа в творческих группах

В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы; учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе; учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным ребенком; побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.

Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов: 1.Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. 2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. 3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. 4.Оценивать можно только то, чему учат. 5.Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. 6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ, или тестов) процедуры и оценки;

оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения; разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации; интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения; самоанализ и самооценка обучающихся.

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов являются работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные словники, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, поделки и т.п.);

индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ; статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини- исследований; результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).

Итоговое оценивание в форме накопленной оценки в формах сбора данных в форме демонстрации примеров

Принципы раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке, и повышенных уровней подготовки; оценивания методом «сложения», который предполагает использование системы дополнительного поощрения учащихся за превышение базового уровня требований; кумулятивной (накопительной) оценки; открытости и реалистичности норм и критериев; гибкости норм и критериев; признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания; признания права учащегося на до-сдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании – на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения более высоких уровней учебных достижений.

Текущее оценивание Наблюдение: навыков учения, социальных навыков, коммуникативных навыков.

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ Оценка работы в группе Дата ________________ Имя, фамилия ___________________________________________ чередует говорение и слушание; задает уместные вопросы; говорит по теме; пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе;

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ Оценка устной презентации наглядно передает содержание и структуру сообщения выбирает доступное содержание выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять смысл сообщения привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных реплик и тона использует специальные слова и выражения использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь

линейки достижений Задает простые вопросы Задавая вопрос, использует вопросительные слова Задает конкретные вопросы, показывающие область интересов Пытается формулировать ясные вопросы по теме исследования Ставит исследовательские вопросы Активно участвует в постановке вопросов по теме исследования ____________ _ ДАТА ___________ ____________ _ ДАТА ___________

«Мои успехи в 1-м классе» …

Постановка и решение практических задач МЫШЬ-МАЛЮТКА Обычно наших соседей – мышей – мы видим редко. Однако они распространены по всей земле. Самая маленькая из мышей, живущих в России – мышь-малютка. Длина тела взрослой мыши не более 7 см. Это существо с темно-рыжей шерсткой живет среди влажных луговых трав. Малютка настолько ловкая и проворная, что Питается зернами прямо из созревших колосьев. Задание 1. Поместится ли мышь- малютка на твоей ладони? Мыши-малютки – очень заботливые родители. Когда крохи начинают пробовать лазать по траве, родители суетятся вокруг своих чад, помогая им, в случае чего, взобраться на травинку. Малыши рождаются очень маленькими, длиной всего 3 см. Хорошо питаясь, уже к 2 месяцам они достигают размеров взрослой мыши. Задание 2. На сколько сантиметров вырастает малыш мыши-малютки за два месяца?