Основные акценты ФГОС НОО и механизмы его реализации. Основная образовательная программа: проектирование и способы реализации Воронцов Алексей Борисович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка ….. программы. Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности,
Advertisements

Основная образовательная программа основного общего образования- вектор на индивидуализацию образования.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования: ключевые идеи и механизмы реализации Воронцов А.Б. 18 декабря 2010 года.
Контрольно-оценочная деятельность младших школьников По книге А.Б. Воронцова «Педагогическая технология контрольно- оценочной деятельности младших школьников»
Примерная основная образовательная программа основного общего образования: ключевые идеи и механизмы реализации Воронцов А.Б. 17 ноября 2010 года.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений Воронцов А.Б. 21 мая 2010.
ГОТОВНОСТЬ ШКОЛЫ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений Технология проектирования.
Основная образовательная программа начальной школы: содержание, структура, подходы к разработке « Внедрение стандартов начального образования нового поколения:
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основные акценты ФГОС НОО и механизмы его реализации Воронцов Алексей Борисович, 13 сентября 2010 года Установочное занятие
Эффективный опыт МАОУ СОШ 7 по управлению формированием универсальных учебных действий Директор МАОУ СОШ 7 Дегтярева Г.А.
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ ФГОС общего образования И МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Бочеев Александр Иннокентьевич Заместитель министра образования и науки, председатель.
В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений МОУ СОШ 5 Г. Томск 2011.
МОУ СОШ 93 Степанова Е. М. Педагогические условия и средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования как основной проект по реализации требований ФГОС.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Транксрипт:

Основные акценты ФГОС НОО и механизмы его реализации. Основная образовательная программа: проектирование и способы реализации Воронцов Алексей Борисович кандидат педагогических наук, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», Председатель комиссии по дошкольному, общему и дополнительному образованию Общественной палаты по образованию города Москвы

Системно - деятельностный подход Результаты образования Внеучебная деятельность Система оценивания процесса и результатов начального образования Условия реализации Стандарта Основная образовательная программа НОО Учебный (образовательный) план Расписание занятий

Опасения В.В.Путина о том, что новый Стандарт общего образования может стать «пустой формальностью» имеет под собой реальные основания 3

«Планета знаний»Предметное содержание, структура, методическое и дидактическое обеспечение УМК в полном объеме соответствует требованиям ФГОС НОО. «Начальная школа 21 век» Программы и средства обучения данного УМК не только не противоречат стандарту НО, но и направлены на успешную реализацию поставленных в нем задач «Перспективная начальная школа» Обучение по УМК «ПНШ» соответствует целям и задачам ФГОС благодаря технологичности комплекта. «Гармония»Все учебники комплекта решают задачи личностного развития младшего школьника «Школа 2100»Учитель, работающий по учебникам системы «Школа 2100», имеет возможность достигать новых целей образования, действуя привычно – просто качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий. 4

«Системно - деятельностный подход» текст Стандарта воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. 5

Системно-деятельностный подход (наш вариант) В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов, кончая методическим обеспечением каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия: понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями. способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов. присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников. Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием. 6

Содержательная область Способы действияПонятийные средства Числа и вычисления – алгоритмы выполнения действий; – прикидка; – элементы рационального вычисления – позиционный принцип записи чисел; – свойства арифметических действий Измерение величин – прямое измерение (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта); – косвенное измерение (с отсчетом значения величины по шкале прибора (линейка, безмен, часы, транспортир, мензурка), вычисление по формулам); – действия с именованными числами. – однородность величин; – отношение между числом, величиной и единицей; – отношение «целого и частей»; – прямая пропорциональная зависимость (площадь прямоугольника; равномерное движение, работа и др.); – производные величины (скорость, производительность труда и др.) Закономерности и зависимости - выделение закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах; – построение структурированных объектов; – выделение зависимостей между величинами в различных ситуациях (в начальной школе, в основном, задаваемых текстовыми задачами); – описание зависимостей на различных математических языках (чертежами, схемами, формулами и др.) – «индукционный шаг»; – отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей»); – прямая пропорциональная зависимость между величинами; –форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур); – пространственные отношения между фигурами. 7

Что составляет содержание образования в начальной школе? формирование учебной деятельности; освоение культурных предметных способов действий/средств; приобретение социального опыта межпредметные, разновозрастные образовательные модули; предметные линии; практики; домашняя самостоятельная работа; внеучебная деятельность урочные занятия; внеурочные занятия; внешкольные занятия Ключевые компетентности

Психологическая база деятельностного подхода Культурно-историческая теория Л.С. Выготского Теория деятельности А.Н. Леонтьева Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Теория учебной деятельности и учебного предмета В.В. Давыдова 9

освоение знаковых средствосвоение смыслов Периодизация культурного развития по Д. Б. Эльконину 7 лет 10 лет 15 лет 10

классы 4-5 класс1 класс ПШС Пятилетняя начальная школа «…Этот возрастной интервал – воистину «ничья земля» в периодизациях психического развития, на которую одинаково безосновательно претендуют специалисты и по младшему школьному, и по подростковому возрасту. Кстати, ни те, ни другие не в состоянии содержательно освоить эту возрастную территорию, ибо она качественно отлична и от 8 – 9-летнего возраста – сердцевины школьного детства, и от 13 – 15-летнего возраста – сердцевины отрочества» (Г.А. Цукерман)

Образовательное пространство всей начальной школы (1-5 класс) Переходная фаза (фаза «запуска») 1 класс (6-7 лет) Основная фаза (фаза решения системы учебных задач) 2-4 класс (8-11 лет) Переходная фаза (рефлексивная) 5 класс Образовательное пространство учебного года Фаза решения учебных задач октябрь Рефлексивная Фаза апрель-май Фаза «запуска» сентябрь ПУЗРУЗ СРЗ Задача ООП - должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе (годовой и пятилетний циклы) 12

Доминанты учебного процесса Начальная школаОсновная школа Создаются условия освоения ребенком принципиально новых средств и способов действия Создаются условия освоения смысловой стороны действия Ребенок нацелен на освоение и принятие нового слоя культурных содержаний Ребенок нацелен на поиск себя и своего места Педагогический смысл взаимодействия учителя и ребенка в преодолении индивидуальности ребенка с тем, чтобы вписать ее в рамки культурных форм действия Педагогический смысл взаимодействия учителя и ребенка в преодолении формальной всеобщности в пользу вариативности, открывающей возможности культурной индивидуализации ребенка 13

1.Системно-деятельный подход Управленческие действия: -переструктурирование содержания образования (культурные предметные способы действия/средства); -учебный план с выделением внеурочных форм учебной деятельности (новая модель); -нелинейное расписание учебных занятий в разных формах; -информационно-образовательная среда; -изменение подходов к системе оценивания (формирующее оценивание)

Стандарт РЕГЛАМЕНТИРУЕТ: 1) требования структуре ООП ступени, 2) к условиям реализации ООП 3) к результатам освоения ООП Стандарт НЕ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ содержание образования, учебный план, учебные программы по предметам, … 15

п.15, п.19 (3) ФГОС НОО – базовые параметры УП Обязательная часть ООП – 80% 20% УП не может составлять менее 2904 часов (20-22 часа) УП не может составлять более 3210 часов (22-25 часов) Внеурочная (внеучебная) деятельность 1350 часов 16

Учебный планУчебный план – механизм реализации ООП 2904, 3210, максимальные учебные часы Предметные области Обязательная часть (80%) Вариативная часть (20%) Максимальная учебная годовая нагрузка Пятидневка2323 (17ч/нед)581 (5 час/нед)2904 Шестидневка2323 (17ч/нед)887 (8 час/нед)3210 Внеучебная деятельность Вариативная часть (100%) Пятидневка-1350 (10 час/нед) Шестидневка-1350 (10 час/нед) Итого: Пятидневка Шестидневка

- урок - экскурсия - творческая мастерская - конференция - спортивные соревнования - образовательное путешествие - познавательная лаборатория - школьная театральная студия - кафедра - спортивные секции - поход - индивидуальные занятия - социальные проекты - занятия в клубе - хоровая студия - оркестр народных инструментов трудовая практика изо студия 18

2 а2 б3 а3 б понедельник русский язык физическая к.русский язык английский язык русский языкфизическая к. завтрак математикафизическая к.математика физическая к.математикаанглийский язык занятия в клубесоц. проект занятия в клубе вторник литературное чт. математика завтрак русский язык информатикаокружающи й мир окр-щий мирокружающий мир информатика спортивные соревнованиярусский язык музыкаИЗОспортивные соревнования 19

Результаты и качество образования Учебно-предметные компетенции (грамотности) Математическая грамотность Языковая грамотность Естественнонаучная грамотность Грамотность чтения Ключевые компетентности Умения учиться как основа учебной (образовательной компетентности) Учебное сотрудничество как основа коммуникативной компетентности Грамотность чтения информационных текстов как основа информационной компетентности Социальный опыт игра практики Организационная деятельность Трудовая деятельность Качество образования (социализация и успешность) Сквозные образовательные результаты (инициатива, самостоятельность, ответственность)

СодержаниеФормы организации ОПРезультаты Учебная деятельность Учебные предметыУрок, внеурочные формы (консультации, мастерские, учебные занятия, экскурсии и т.п.) Образовательные межпредметные модули Внеурочные формы Социальная практикаВнеурочные формы Учебные курсы (по выбору) Урок, внеурочные формы Внеучебные виды деятельности ИгроваяЗанятия, тренировки, репетиции, лаборатории, проектные группы и т.д. Художест. творчество Организационная Трудовая предметные результаты компетенции Социальный опыт 21

Система оценивания в начальной школе: содержание, технология и формы организации

Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников – центральная задача НШ Умение учиться как основа учебной грамотности Содержание обучения как система учебных, конкретно - практических и проектных задач умение определять границу знания и незнания Умение делать точечный вопрос Постановка задачи Решение задачи Действие контроля как индивидуальная способность Действие оценки как индивидуальная способность Содержание обучения через линию домашней самостоятельной работы

Составляющие контрольно-оценочной самостоятельности Умение опознать задачу как новую; Оценить свои возможности действовать в новой ситуации; Отделить известное от неизвестного ( в традиции знание границ ученических возможностей находится в «монопольном ведении» педагога. Сам ученик не ведает, где проходит граница его знаний; Сам ученик обычно не принимает решения о том, что он готов предъявить; Сам ученик никогда не участвует в принятии решения об усвоении темы Сам ученик редко имеет возможность примерить уровень сложности задачи к своим возможностям и потребностям осваивать этот способ

КОД и структура образовательного процесса в деятельностной технологии УК Урок презе нтаци я УМ Решение УЗ УЗанятиеРешение КПЗ УМУКУМ ПрЗадПР ДР - линия уроков коллективного решения системы учебных задач года - линия индивидуальной работы учащихся с учителем в школе - линия самостоятельной домашней работы учащихся

Этапы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников 1 этап - 1 класс переходный от дошкольного к школьному образованию Содержание КОД Результат КОД -Освоение операционного (процессуального) контроля (сопоставление действий учащихся с заданным образцом); -Соотнесение оценки учащегося с оценкой учителя, работа над критериями; - рефлексивная оценка ( знание- незнание) -сравнивать действия (отдельные операции) и результат с готовым образцом; -по критериям оценивать свои действия и соот- носить свою оценку с оценкой учителя; - предъявлять на оценку свои достижения

Продолжение схемы 2 2этап – 2- 4 классы Опробование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества Содержание КОД Результат КОД -Пооперационный контроль как средство определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин ошибок; - Формирование рефлексивного контроля (анализ основания собственного действия); -Формирование прогностической оценки (работа по выбору заданий) -Определять возможные «ошибкоопасные» места; -Устанавливать возможные причины ошибок и намечать план их ликвидации; -Устанавливать границу применимости СД; -Классифицировать задания по уровню сложности, выбирать объем и уровень сложности.

Продолжение схемы 2 З этап – 4- 5 классы Переходный от начальной к основной школе (рефлексивный этап) Содержание КОД Результат КОД -Определение критериев оценки (что будет проверяться); -составление проверочных заданий ( в том числе и с «ловушкой»); -выделение сложности задания; -Создание образца для проверки; -Характеристика ошибок и их причины; - Составление корректировочных заданий -выход на полный цикл КОД; -Сформированность КОД как основы учебной самостоятельности для основной школы

Виды контрольно-оценочной деятельности учащихся в ходе учебного года Фаза совместной постановки и планирования задач года ( сентябрь месяц ) Содержание КОД Результаты КОД -Ретроспективная оценка уровня актуальных знаний и способов действий (стартовая работа); -Диагностический (пооперационный контроль) с целью выявления возможных причин ошибок; -Самостоятельная работа учащихся по индивидуаль ной коррекции проблем учащихся; -рефлексивная оценка (определение границы «знания-незнания» в стартовой работы -Ликвидация ошибок и затруднений по стартовой работе; -констатирующая оценка «стартового» уровня; - Составление «карты» проблем и вопросов

Продолжение схемы 3 Фаза решения учебных задач года ( октябрь – середина апреля ) Содержание КОД Результаты КОД -рефлексивный контроль и оценка применимости известных учащимся знаний и способов действий; -пооперационный контроль в ходе освоения способа действия; -результативный контроль и констатирующая оценка результата и его соотнесение с поставленной задачей; - работа в разных пространствах («место на оценку», «место тренировки» -Фиксация или принятие учебной задачи; - Освоение операционального состава СД; -Предъявление своих результатов; - Определение возможных причин ошибок и КР

Продолжение схемы 3 Рефлексивная фаза учебного года ( май месяц ) Содержание КОД Результаты КОД -Анализ выполнения задач года на основе итоговой работы и тетради «Мои достижения по…» -Рефлексия пути (маршрута) движения класса по решению задач года; -Выбор (подбор) личных «продуктов» учащихся за год для создания «портфеля»; -публичная демонстрация личных достижений учащихся -Личный «прирост» в знаниях и развитии учащихся; -«карта» знаний; -«портфель» ученика; - результаты рефлексивных сочинений

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов Приоритеты в КОД каждого субъекта образовательного процесса (см. локальный нормативный акт ОУ): -учитель: формирующее оценивание, направленное на диагностику и коррекцию предметных действий ребенка (без отметки); фиксация динамики в освоении ребенком культурных предметных способов/средств действия (индивидуальный прогресс); - школьная лаборатория (центр) оценки качества образования: стартовая диагностика и итоговое оценивание (итоговые проверочные работы); мониторинг (отслеживание каких-либо отдельных элементов формирования результатов обучения по запросу администрации, самого педагога или родителей) - администрация школы – внутришкольный контроль за выполнением (реализации) ООП и локальных нормативных актов; - учащийся - контрольно-оценочные действия за выполнением домашней самостоятельной работы

Уровни учебных способов действий функциональный уровень (формирование нового способа действия) рефлексивный уровень (трансформация известного способа действия) репродуктивный уровень (действия по образцу) пройденная часть учебной программы Диагностика меры присвоения культурных средств/способов действия в образовательной модели «культурного развития» Особенности инструмента

Особенность инструмента Задача 1Задача 2Задача N … Задание 1.1 Задание 1.2 Задание 1.3 Задание 2.1 Задание 2.2 Задание 2.3 Задание n.1 Задание n.2 Задание n.3 Предмет тестирования – мера присвоения культурных средств и соответствующих им способов действия Содержательная основа теста – технологическая матрица (система средств/способов ориентировки действия в данной предметной области)

Принятие управленческих решений

Что такое система оценивания в НШ? Формативное оценивание учителя итоговое оценивание школы Самооценивание школьников (контрольно-оценочная самостоятельность) Стартовая диагностика (оценивание) школыо Нормативно- правовое обеспечение Условия обеспечения организации контрольно-оценочной Де Организационно- методическое обеспечение Мониторинговые исследования (внешняя оценка)

Условия для создания системы оценивания в НШ Развести субъектов образовательного процесса (ученик, педагог, администрация); Встроить КОД в содержание образования и организацию ОП; Информационная среда как механизм реализации системы оценивания; Разработать локальный нормативный акт по КОД; Создать другие КИМы, учебный план и динамическое расписание; Освоить технологию безотметочного обучения

Система оценивания деятельности всех субъектов образовательного процесса Разведение понятий «результат» и «качество» Формирующее и итоговое оценивание Оценка учебных и внеучебных достижений школьников и их соотношение Индивидуальный прогресс

Что такое ООП? В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования (п.3 ст.9 Закона РФ "Об образовании").

Два направления проектирования Проектирование снизу: от возрастных возможностей младших школьников (формирующий эксперимент Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова) Проектирование сверху: от целей и содержания следующей ступени (основной школы) ПРОБЛЕМА проектирования на современном этапе: активная перестройка требует инноваций одновременно на всех ступенях образования рассогласование начальной, основной и старшей школ. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЧЕРЕЗ ООП 40

1. Нормативно-правовое обеспечение ООП 41

Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» (309-ФЗ от ) Статья 9 (п.1). Образовательные программы 42

Содержание образования в конкретном ОУ определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. ООП в ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных ООП и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения ООП, установленных соответствующими ФГОС. Статья 14. Общие требования к содержанию образования 43

1. Организация образовательного процесса в ОУ осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. 2. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского ОУ после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 3. ОУ самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса 44

Статья 28 (п.19). Компетенция РФ в области образования Информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции БУП и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), учебной литературы и учебных пособий. Статья 32. Компетенция и ответственность ОУ использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 45

Какие образовательные программы могут быть в образовательном учреждении? 1.Образовательная программа ОУ как общественный договор – принимается высшим органом управления ОУ. Разрабатывается совместно с общественным (управляющим) советом. 2.Основная образовательная программа ступени – программа совместных действий всех участников ОП в соответствии с возрастными возможностями школьников. Разрабатывается МО, ВТКП совместно с учащимися и их родителями и утверждается на уровне научно- методического совета ОУ. 3.Рабочая учебная программа курса, модуля и т.п. - программа действий учителя для достижения учебно-предметных результатов 4.Индивидуальная образовательная программа учащегося – персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании 5.Программа развития ОУ - документ, усиливающий прежде всего конкурентные позиции конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет вектор движения ОУ. 46

Образовательные программы ОУ Основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа основного общего образования Основная образовательная программа среднего общего образования Образовательная программа школы Программа развития школы ИОП Программа дополнительного образования 47

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ФГОС НОО. Пункт 14 Приказ МОиН РФ 373 от

ООП – «программа программ» Взять за основу примерную ООП, базисный план (проект РАО) и фактически переписать, сделав примерные программы рабочими. ООП – программа действий Все материалы есть «отдельные кирпичики» ООП (построение ООП так, как удобно и качественно для конкретного ОУ) Какая ООП нам нужна и какую мы можем «потянуть»? Два основных варианта 49

1)Целевой блок: (цели, задачи, планируемые результаты, система оценивания)пояснительная записка; 2)Содержательный блок: (характеристика содержания образования: программы учебных предметов, программа формирования УУД, программа духовно-нравственного развития и воспитания; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни) 3)Организационный блок: (учебный план, график и расписания учебных занятий, условия реализации ООП) Первый вариант: ФГОС НОО. Пункт 16 Приказ МОиН РФ 373 от

Цель примерной ООП помочь педагогическим коллективам разработать свою рабочую основную образовательную программу основного общего образования. для этого надо определить цели и задачи ООП; определить методологические, психологические, педагогические, финансово – экономические условия и основания; создать «конструктор» из содержательных, технологических, технических элементов для сборки ООП; задать вектор индивидуализации образования; обосновывать общую структуру ООП

Цели рабочей ООП ООП НОО – вектор на формирование желания и умение учиться ООП ООО - вектор индивидуализации образования подростка ООП СОО – вектор на индивидуальные образовательные программы старшеклассников

ООП ООО – вектор индивидуализации образования подростка Цель: создать условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся

Какой мы видим основную образовательную программу НОО? ООП – должна определять набор культурных предметных способов действий/средств (т.е. основное содержание образования ступени) ООП - должна стать программой действий субъектов образовательного процесса через разные виды деятельности младших школьников ООП - должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе (годовой и пятилетний циклы) ООП – должна задавать «дизайн» информационно-образовательной среды ступени образования ООП – обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников ООП - должна задавать «очки», с помощью которых можно видеть что происходит с детьми и педагогами

Эффективность - количество учебного времени, которое затрачивается на достижение базовых знаний и умений (соотношение учебной и внеучебной деятельности, урочных и внеурочных форм); Доступность – формы и способы обучения, возможность реализации индивидуальных образовательных программ школьниками; Результативность - достижение всех видов результатов Качество образование - условия, социализация, успешность (удовлетворенность образованием потребителей образования) 55

Вектор движения переход от модели "контроля качества" к модели "обеспечения качества",

ООП – программа действий участников образовательного процесса Стержень ООП – создание условий для становления индивидуальной образовательной траектории и достижение учащимися в этом процессе определенных образовательных результатов. Этапы становления индивидуальной образовательной траектории (ИОТ): 5-6 класс – пробы построения учащимися ИОТ в зависимости от разных видов деятельности; 7-9 класс – приобретение и оформление учащимися опыта построения ИОТ в разных видах деятельности класс – применение опыта построения ИОТ, приобретенного в основной школе, при составлении и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП) старшеклассников

Условия становления ИОТ-1: 1. Выделение двух этапов в основной школе: 1 этап – образовательный переход (5-6 класс), этап «пробно-поисковый» (проб и испытаний) 2 этап - личного самоопределения (7-9 класс), этап «опыт действия» (планирование своей дальнейшей деятельности на основе опыта предметного действия). Этап активного приобретения «опыта» (Б.Д. Эльконин) 2.Наличие учебно-исследовательской и проектной деятельности как личностно значимых для подростков, связи с друг другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 3. Специально организованные места в образовательном процессе: предметно- исследовательский клуб (5-6 класс); предметная мастерская и лаборатория (7-9 класс); исследовательский урок (7-9 класс) и позиции взрослого (учитель, методист, ученый).

Условия становления ИОТ-2 4. Новая модель примерного учебного плана (2 варианта) 1 вариант (7-9 класс) -фрагмент ОбластьПредметКол-во часов 1. Обязательная часть (учебная деятельность в урочной форме) – 60% ФилологияРусский язык Литература Английский 516 Математика и информатика Алгебра Геометрия 413 Общественно- научные дисциплины История Обществознание География 231 Естественно- научные дисциплины Физика Биология География Химия 434 Итого по п.1:… 1995 ОбластьПредметКол-во часов 2.Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса (внеурочные формы учебной деятельности, внеучебные виды деятельности) – 40 % Пятидневная учебная неделя Проектная и учебно- исследовательская деятельность 140 Социальная практика 105 Итого по п. 2.… Вариативная часть (внеучебные виды деятельности) Итого по п.3… 1050 ВСЕГО: 4375

Условия становления ИОТ-3 2 вариант (7-9 класс) –фрагмент (шестидневная учебная неделя) ОбластьУчебные предметы Обязательная - 60% Вариативная – 40% Всего 1. Обязательная и вариативная часть учебной урочной и внеурочной деятельности ФилологияРусский язык, литература,английский Математика и информатикаАлгебра, геометрия Общественно-научные предметы История, обществознания Естественно - научные предметы Физика, химия, биология, география Итого по п Вариативная часть по выбору учащихся Элективные курсы, рефлексивные сессии Вариативная часть (внеучебные виды деятельности) Тренинги, лаборатории1050

Условия становления ИОТ-4 5. Нелинейное (динамическое расписание) – вариант 1 день, 2 неделя Занятия7 класс8 класс9 класс Лаборатории и мастерские (по выбору) 9.30 – Погружение по географииПогружение по физике Погружение по истории – Соревнование по русской лапте между 7-9 классами (1 тур) – Математический практикум Авторские (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся) – Уровневые группы по английскому и французскому языку Обеденный перерыв, отдых Дискуссионный клуб «Проблемное кино»- «Эусперимент-2» (Германия), работа в проектных и исследовательских группах, элективные курсы, индивидуальные (групповые консультации) – Театральная студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции

Условия становления ИОТ-5 6. Информационно-образовательная среда «умной» школы создание цифровой образовательной среды с возможностью персонификации (учителей, учеников, родителей) и инструментами для формирования портфолио учителей и детского портфолио (аттестация учителей и внеучебные достижения детей, а также достижения в сфере дополнительного образования); Задачи: улучшить, облегчать деятельность педагогов (минимизировать отчетные материалы, помогать анализировать индивидуальные траектории детей и их прогресс, видеть основания для получения заработной платы и пр); помогать и облегчать жизнь родителям (смогут видеть успехи ребенка в онлайн, получать консультации педагога онлайн, мочь оказывать влияние на жизнь ребенка в школе, через высказывание своих предложений, замечаний, пожеланий, дистанционные родительские собрания, возможность видеть все возможности, которые есть у ребенка в рамках данного образовательного учреждения, а также за его пределами и мн.др.). создать возможность управленцам управлять проектами, понимать состояние системы в целом, генерировать и создавать отчеты по различным параметрам «одним-двумя» нажатием кнопки мыши.

Примерная структура предметной области предметная область Базовые компоненты Учебные курсы Модули (внутрипредметные и межпредметные) Практикумы и практики Самостоятельная работа учащихся Экспериментально- исследовательская деятельность Проектная деятельность Вариативные компоненты Учебные, элективные курсы (предпроф ильные) Модули (внутрипредметные и межпредметные) Тренинги Образовательные экскурсии Практикумы и практики Учебная деятельность 63

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП Внешняя оценкаВнутренняя оценка -Стартовая диагностика (сентябрь 5 класс) - аккредитация образовательного учреждения (экспертиза ООП, оценка общественности) - итоговая государственная аттестация ( национальные экзамены, школьные экзамены (творческий экзамен), оценка внеучебных достижений ) -Акцент на формирующее оценивание; - развести КОД ученика и педагога; - экспертный характер оценки; - уровневый характер промежуточной аттестации; - индивидуальный прогресс

Основные «кирпичики» для конструирования ООП ОУ Возрастные особенности подростка Деятельностный подходЦели и задачи ОШ Индивидуализация через индивидуальные образовательные траектории детей 5-6 класс «пробы» 7-9 класс «опыт» Учебная деятельность Проектная деятельность Учебно- исследовательская деятельность Информационно-образовательная среда «умной» школы как базовое условие Учебно- предметные компетентности Социальная практика Ключевые компетентности Социальный опыт (социализация) Формирующее оценивание – главный акцент

66

67

Внеучебная деятельность младших школьников Развести понятия «внеурочная» и «внеучебная» деятельность Соотношение внеучебной и внеурочной деятельности Учет внеучебных достижений Способы организации внеучебной деятельности и ее финансирование

Экспертная оценка ООП при аккредитации ОУ Показатели и индикаторы 1. Преемственность Наличие «переходных» этапов 2. Результативность Интегрированные результаты, их оценка, индивидуальный прогресс 3. Эффективность Затраты на достижения планируемых результатов 4. Доступность Наличие и возможность реализации ст.10 Закона РФ 5. Адаптированность Соответствие возрастным возможностям МШ 6. Ресурсность Оценка кадровых, материальных, учебно-методических ресурсов 7. Инновационность Наличие обоснованного шага развития 8. Уникальность Наличие «дельты» относительно ФГОС 9. Интегрированность Возможность включения ООП в сетевое взаимодействие 10. Полнота реализации Охват всех сторон деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС 69

5. Рабочая учебная программа 70

Рабочая программа учебного предмета (модуля) – это совокупность учебно-методической документации которая самостоятельно разрабатывается педагогами ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных МОиН РФ, а также авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы начального общего образования школы. РУП должна показывать конкретный путь достижения целей через разворачивание содержания учебного предмета. 71

Полное наименование учредителя и ОУ в соответствии с уставом; Где, когда и кем утверждена РУП; Наименование учебного предмета (курса); Указание на принадлежность РУП к ступени, уровню общего образования; Срок реализации данной программы; Ссылка на примерную авторскую программу, на основе которой разработана данная РУП; Авторы РУП Титульный лист РУП 72

Структура рабочей учебной программы. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели НОО с учетом специфики учебного предмета, курса; Общая характеристика учебного предмета, курса; Описание места учебного предмета, курса в учебном плане; Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; Содержание учебного предмета, курса; Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса. К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса. 73

Процесс утверждения РУП 1. Рассматривается на методическом объединении или на научно- методическом совете (см. Устав). Решение ШМО или НМС оформляется протоколом. Возможна предварительная внешняя экспертиза (добровольно, по желанию школы). Срок: июнь 2. Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должна быть отметка о принятии программы ШМО или НМС, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Срок: до 31 августа. Один экземпляр учебных программ являются частью ООП и находится у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога. 74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

Виды уроков, занятийКоличествоРазновидности форм ОП Урок - место коллективной работы класса над постановкой и решением учебных задач года 50 часов Урок- постановки УЗ Урок моделирования и конструирования нового способа Урок диагностика (ТДР) Урок презентация (проверочная работа) Распределение форм и способов обучения на примере математики Учебное занятие – место для групповой и индивидуальной самостоятельной работы часов ( по подгруппам) коррекционные занятия контрольно-оценочные занятия проектно-исследовательские Модуль - группа однопредметных и межпредметных уроков, связанных между собой общей темой 28 часов фаза запуска рефлексивная фаза решение предметных и межпредметных проектных задач практики (например, полевые) модули праздники Мастерские и консультации – групповые и индивидуальные занятия 35 часов консультация – место «умных вопросов» мастерская – место решение проблем

Показатели готовности ОУ к введению ФГОС Разработана и утверждена ООП НОО; Нормативная база ОУ приведена в соответствии с ФГОС; Приведены в соответствии с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образования; Определен список учебников и учебных пособий, используемых в ОП в соответствии с ФГОС НОО; Разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе и стимулирующих надбавок и доплат, заключены доп.соглашения к трудовому договору; Определена оптимальная модель организации ОП, обеспечивающая организацию внеучебной деятельности; разработан план методический работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС НОО; Осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов; Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации ООП