ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ Липатникова И.Г. Зав. кафедрой теории и методики обучения математике доктор педагогических наук, профессор
«Портрет выпускника» креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни; владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность; готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную.
Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Раньше под стандартом понимались фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования будет регулировать не только содержание образования и планируемые результаты, а также он будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигаться в условиях определенной информационно-образовательной среды.
Компоненты структуры стандарта требования к структуре основных образовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
В докладе международной комиссии по образованию для ХХI века «Образование : сокрытое сокровище» Жан Делор сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование: «научиться познавать, научиться делать, научиться вместе жить».
К личностным результатам относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
К метапредметным (компетентностным) результатам относятся освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
К предметным результатам относятся освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Под универсальными учебными действиями понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются в отдельном учебном предмете интегрировано.
По результатам последних международных исследований TIMSS и PISA, в котором наши школьники участвуют с 2000 года, они занимают 27 – 29 место из 32 стран-участниц, опережая лишь Ливию, Люксембург, Мексику и Бразилию.
умение ставить цель анализировать ситуацию планировать и проектировать продуктивно действовать анализировать результаты и оценивать себя Деятельностные характеристики содержания образования
«Знание, добытое без личного усилия, без личного напряжения, – знание мертвое. Только пропущенное через собственную голову становится твоим достоянием» Г.Г. Нейгауз
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) развитие самостоятельности и инициативы обучаемого возможность наиболее полной реализации личностного и познавательного потенциала в учебном процессе поможет обрести опыт выбора целей, предстоящей деятельности, самостоятельной организации деятельности, самооценки
Понятие «принятие решения» интегративное понятие личностные особенности субъекта индивидуальный опыт, умения, способность и готовность действовать в ситуациях выбора
Определение Рефлексивный подход представляет собой системообразующий фактор и универсальный механизм управления учебным процессом на основе совместно- распределённой деятельности учителя и ученика; исследование, осмысление и переосмысление информации учащимися, преобразования её путём самостоятельного выбора учащимся микроцелей с учётом его индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и определение траектории развития личностных качеств.
Характеристические особенности ИОТ в рамках рефлексивного подхода Самообразовательная деятельность учащихся Выбор разноуровневых, диагностических заданий Деятельностное содержание учебного материала, направленное на овладение студентами способами деятельности с информацией и отражающее динамику учебно-познавательного процесса Интерпретация деятельностного содержания на личностном уровне Самодиагностика учащихся, направленная на индивидуальное отслеживание качества усвоения учебного содержания.
1 уровень. Готовность к воспроизведению осознанно воспринятых и зафиксированных в памяти знаний. В тетраэдре DABC на рёбрах отмечены точки M, N, P так, что DM : MA = DN : NB = DP : PC. Доказать, что плоскости MNP и ABC параллельны. Найдите площадь треугольника MNP, если площадь треугольника ABC равна 10 см2 и DM : MA = 2 : 1.
2 уровень. Готовность к сравнению имеющихся знаний с теми, которые необходимо получить в результате мыслительной деятельности. Дана произвольная пятиугольная пирамида SABCDE. M – произвольная точка грани SED. Построить сечение, проходящее через точку M параллельно грани SAB.
3 уровень. Готовность к созданию новых знаний на основе изученных. Площадь сечения правильной четырёхугольной пирамиды, проходящего через середину стороны основания перпендикулярно этой стороне, равна Q. Определить площадь сечения, параллельного данному, если оно делит сторону в отношении 1 : 3.
Определение Под приёмом принятия решения понимается наиболее рациональная совокупность действий и операций, направленная на выбор одного действия из нескольких возможных.
Приём принятия решения 1. Создание субъективного представления о задании 2. Структурирование информации (анализ) для осуществления выбора 3. Анализ предлагаемых задач по выделенным критериям 4. Редукция множества альтернатив 5. Осуществление индивидуального выбора задачи 6. Реализация и коррекция выбора (интериоризация как способность конкретного вида деятельности на основе простейшей рефлексивной деятельности). 7. Различение проблемы в индивидуальной деятельности 8. Формулировка проблемы
Карточка анализа индивидуального задания
Деятельностное содержание учебного материала
Интерпретация деятельностного содержания на личностном уровне
Самодиагностика учащимися своей деятельности
Благодарю за внимание!