Образец подзаголовка Исследовательский кластер «Тайны губернского города Пермь»: тьюторское сопровождение учебно-исследовательской деятельности учащихся
Образец подзаголовка Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь. Конфуций
Образец подзаголовка Кластер предполагает личностно-ориентированное обращение к культурно-историческим явлениям, конкретным предметным темам. Под кластером понимаются координационные соединения, взаимодействия. В нашем случае это взаимодействие нескольких активных участников исследовательского процесса: ученика, заинтересованного в нахождении «точек удивления» и раскрытии тайн исторического развития; учителя, нацеленного в выявлении скрытых творческих возможностей ребенка; представителя вузовской науки, заинтересованного в общении с будущим студентом.
Образец подзаголовка Основные организационно-педагогические аспекты тьюторства: 1. Тьютор проектирует события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся, организует включение ребенка в исследовательскую деятельность. 2. Тьютор осуществляет помощь в оформлении, анализе и презентации учащимися своих учебных и образовательных достижений. 3. Тьютор обустраивает индивидуальную и групповую самоподготовку учащихся. 4. Тьютор проводит мониторинг образовательной деятельности тьюторанта и помогает ему оценить эффективность обучения
Образец подзаголовка Первый этап. Этап первых впечатлений, удивлений. Определение познавательного интереса. Начинаем с созерцательного погружения ребенка в мир культурно-исторических явлений (с музейных экспонатов, историко-архитектурных сооружений, ярких исторических сюжетов). Тьютор создает условия для пробуждения чувства и воли («чистых образных озарений», творческих актов мышления, детского воображения), обращает подростка к рефлексии (осознанию смыслов собственной жизни: «Мне интересно, потому что...») и подводит его к выбору личностно-значимой исторической темы.
Образец подзаголовка Второй этап. Этап выбора личностно-значимой темы Тема, скорее всего, должна представлять объединенные и укрупненные сущностью и смыслом содержательные технологические модули («Возникновение Перми», «В.Н. Татищев», «Архитектура исторического центра Перми» и т.д.). Эти крупные содержательно-технологические макромодули вместе с подростком впоследствии дробим на микромодули. В качестве совместных действий ученика-тьютора должны выявиться: событийно-волевое участие (переживание смысла событий), персонификация истории (выстраивание диалога с персонами истории), смысловое действие (соучастие для выработки возможных альтернатив или понимания того, что иного стечения обстоятельств не могло быть).
Образец подзаголовка Третий этап. Определение цели исследовательской деятельности Переход от созерцания и свободных бесед к построению на материале реальной жизни подопечного (учебной в первую очередь) практики расширения его собственных возможностей. Роль тьютора помочь в самоопределении, в подключении субъектного отношения к формированию собственного продвижения к успеху (главное - научить подростка использовать себя в процессе УИ, видеть себя как потенциал и ресурс). На данном этапе подросток реализует известные приемы УИР самостоятельно или при мягком наставничестве тьютора.
Образец подзаголовка Четвертый этап. Непосредственно исследование На данном этапе происходит актуализация тематики, самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, постановка вопросов и ответов. Именно в процессе УИР можно увидеть такие новые «культурные» формы поведения подростка как: новый выбор, сдвижка точки зрения, проблематизация принятого решения, обсуждение новых возможностей, отказ от стереотипов коммуникации и оценки, принятие решения. На данном этапе осуществляется поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка «план- карты познавательного интереса».
Образец подзаголовка Пятый этап – анализ итогов исследовательской деятельности и продукта деятельности. Создается ситуация экспертизы исследовательского продукта «внешней» средой. Вместе с тем, принципиальным является выбор формы и уровня анализа именно учеником. Принципиальный момент данного этапа в том, что соотносятся итоги взаимодействия с тьютором, решений, принятых подростком и его личной образовательной истории и дальнейших образовательных планов.
Образец подзаголовка В качестве научного руководителя тьютор: – принимает участие в рассмотрении и оценке материалов предварительного взгляда на результат УИР в форме эссе, проводит предварительные испытания в форме собеседования; – совместно с подростком разрабатывает индивидуальный план-график УИР; – оказывает содействие в разработке и определении концептуальных рамок исследования учебно- исследовательской или междисциплинарной проблемы; – участвует в подготовке и проведении тьюториалов по проблемам методики УИР; содействует грамотному представлению результатов УИР на НПК, публикации.
Образец подзаголовка Как консультант тьютор: - проводит индивидуальные занятия, ориентирующие подростка в проблемном поле исследования и поиске форм и методов рассмотрения избранной проблематики; - направляет саморазвитие и самовоспитание личности, помогает подросткам в их профессиональном самоопределении, развивает их исследовательские и социокультурные компетенции.
Образец подзаголовка Формы работы в рамках кластера должны соответствовать логике самодвижения сознания подростков-исследователей: беседа образ в форме групповой тьюторской консультации; индивидуальная тьюторская консультация (беседа с элементами логического мышления выстраивание логического концентра УИР); тьюториал (учебный тьюторский семинар с представлением методики исследования); тренинг (тьюторинг индивидуальная интеллектуальная деятельность по отбору личностно-значимого материала), направленный на формирование самостоятельного действия подростка (смысловое переживание тематики, актуализация темы и событийное действие); организация крупного коммуникационного события (презентация, круглый стол, тьюториада).
Образец подзаголовка Результатом тьюторского сопровождения УИР должны стать: Во-первых, надпредметные умения подростка, такие как: усовершенствование способностей к обучению и повышению результативности деятельности; способность определить краткосрочные намерения, спланировать деятельность по их реализации; анализировать личный прогресс. Во-вторых, soft skills («мягкие навыки») - развитый уровень эмоционального интеллекта: умение общаться с разными людьми (по возрасту, статусу и т. д.); стратегическое мышление и разрешение конфликтных ситуаций, как личностного, так и межличностного характера.
Образец подзаголовка «Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, осознает смысл и результат своих усилий не только по указанию учителя, но и в результате собственного поиска» В. Осницкий.