Автор: Прусова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Нарышкинская СОШ».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Назывные предложения 8 кл. Цели урока: дать понятие о назывных предложениях; уметь находить назывные предложения; показать выразительные особенности предложений.
Advertisements

Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,
Назывные (номинативные) предложения Номинативные – от nominativus именительный падеж.
Назывные предложения Сделайте разбор по членам предложения Хорошо пахнет сено. Хорошо пахнет сеном.
Виды односоставных предложений Разработано учителем русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ 1» г.Энгельса Саратовской области Сосулиной Галиной.
Односоставные предложения, их разновидности. Определённо-личные предложения.
Урок в 8 классе с использованием мультимедийной презентации на тему: « Назывные предложения» Урок подготовила Урок подготовила учитель русского языка и.
Цель урока: обучение находить в тексте назывные предложения Задачи: Знакомство с назывными предложениями; Развивать умение самостоятельно давать определение.
Юон К.Ф. «Мартовская капель». Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных.
В поисках смысла В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фразе – Ты только вдумайся, Только всмотрись – Кроется самая главная.
Цели: Закрепить: умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам умение различать типы односоставных предложений.
Назывные предложения. *** Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных.
Презентация ученицы 10 – Б класса Смолинской ООШ 2 Босько Яны к стихотворению «Шёпот, робкое дыханье…» А.Фет.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Презентация по творчеству А.А.Фета
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Назывные предложения 8 класс Подготовила - учитель русского языка Разживина С.Н.
Климова Ирина Анатольевна, учитель русского языка, школа 422 Кронштадтского района.
Обобщение по теме «Односоставные предложения». Цели: обобщить изученное об односоставных предложениях, развивать навыки самостоятельной работы учеников.
Проект подготовлен Залёткиной А., Гасановой З., Прохоровой А., Исмаиловым Т., Новрузовым И.
Пояснения к уроку (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ) 1 слайд: 2 слайд: данный текст был дан в качестве домашнего задания, нужно было подчеркнуть грамматические основы и.
Тема: Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения.
Транксрипт:

Автор: Прусова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Нарышкинская СОШ».

Цель урока: ЗНАТЬ : основные признаки назывных предложений, их значение, сферу употребления. УМЕТЬ : находить назывные предложения; отличать их от других типов односоставных предложений и двусоставных предложений с составным именным сказуемым; использовать назывные предложения в речи.

Задачи: 1.Выработать умение находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений. 2. Научиться отличать назывные предложения от двусоставных с составным именным сказуемым. 3.Научиться определять роль назывных предложений в художественной речи. 4.Сформировать умение составлять и использовать назывные предложения в собственной речи. 5.Подготовиться к выполнению заданий творческого характера.

Блиц-опрос: - Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

Блиц-опрос: - На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?

Блиц-опрос: - Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.

Блиц-опрос: -Какие предложения называются определенно-личными?

Блиц-опрос: -Какие предложения называются неопределенно-личными?

Блиц-опрос: -Какие предложения называются безличными?

Мини – тест. - Дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ. 1. Брожу по набережной снова. 2. Повеет полем, первой бороздой. 3. Его везли из крепости, из Бреста. 4. Цыплят по осени считают. 5. В лесу держался запах прелой травы. 6. Пальто купил к зиме. 7. Листопадит в роще, листопадит. 8. В Сибири не любят горячку и спешку. 9. Уже смеркалось, и в комнате стало темно. 10. Прочитайте Гоголя.

Лингвистический диктант. Наука о языке (…). Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях (…). Основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу (…). Односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 1-го или 2-го лица (…). Неопределённая форма глагола (…). Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего (…).

А. Шахматов (1864 – 1920), великий русский лингвист. Один из первых, кто впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике.

Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучах пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. А. Фет

«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» - восторженно отмечал Л.Н.Толстой.

Блиц-опрос: 1.Назывные – односоставные предложения? 2. Назывные – двусоставные предложения? 3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? 4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым? 5. Может ли назывное предложение быть распространённым?

Блиц-опрос: 1.Назывные – односоставные предложения? (Да). 2. Назывные – двусоставные предложения? (Нет.) 3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да). 4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да). 5. Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

Назывные предложения часто использовал в своих рассказах А.П.Чехов. Земская больница. Утро. (Рассказ «Хирургия») Вечерние сумерки. Крупный, мокрый снег. (Рассказ «Тоска») Комната. Стол. Диван. Ночь. Прохлада. Тишина. А.А.Ахматова в своих стихах часто использовала назывные предложения: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле.

Чтобы отграничить назывные предложения от двусоставных неполных, нужно знать грамматические признаки назывных предложений: а) Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее, которое может быть выражено именем сущ. в И.п. (Лес. Поляна.); количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут одиннадцатого.); личным местоимением (Вот и она.) и числительным (Двадцать три! - продолжает Гриша). В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон и, тогда такие предложения приобретают указательное значение. б) Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том, что главный член их может распространяться только определениями, согласованными и несогласованными.

Сфера употребления назывных предложений : Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной речи ( поэзии, прозе ).

Упражнение 137, стр. 87.

Сочинение-миниатюра «Достопримечательности села Нарышкино».

ИТОГ УРОКА - Что узнали нового? - Что осталось непонятным? - Что понравилось больше всего? - Что показалось самым трудным?

Дифференцированное домашнее задание. 1) Для творческих ребят: составить сказку о назывных предложениях. 2) Всем остальным: § 22, упр. 138.