Развитие исследовательской деятельности учащихся Алексей Сергеевич Обухов к. психол. н., доцент кафедры психологии развития, зам. декана по научной работе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социокультурные детерминанты развития и торможения исследовательского поведения Алексей Сергеевич Обухов.
Advertisements

Мотивы и смыслы учебно-исследовательской деятельности (для руководителей и учащихся) Алексей Сергеевич Обухов к. психол. н., профессор, зав. кафедрой психологии.
От спонтанного к осознанному любопытству: становление субъектности в исследовательской деятельности Алексей Сергеевич Обухов.
Развитие рефлексивного интереса к другому: исследования подростков в области социокультурной психологии и антропологии Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н.
Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности Алексей Сергеевич Обухов кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии.
Место учебного исследования в программе Intel «Обучение для будущего» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического.
Психологическое обеспечение исследовательской и проектной деятельности учащихся Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н., профессор, заведующий кафедры психологии.
Организация работы с одарёнными детьми в рамках эксперимента «Проектирование образовательной среды учреждения как основы становления детско-взрослой со-
Учебные исследования детей в современной школе В презентации использованы материалы А.В.Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества.
Бачкала Галина Владимировна Методист МОУ ЦИМПО Г. Иркутск.
Организационно- методические проблемы развития креативности у учащихся Леонтович Александр Владимирович кандидат психологических наук Директор Дома научно-технического.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Возрастно-нормативная модель развития субъектности учащихся в условиях исследовательского обучения Алексей Сергеевич Обухов кандидат психологических наук,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Возрастно-нормативная модель развития субъектности учащихся в условиях исследовательского обучения Алексей Сергеевич Обухов кандидат психологических наук,
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Формирование допрофессиональной компетентности обучающихся общеобразовательной организации в условиях внедрения ФГОС основного и среднего общего образования.
Тренинг «Самостоятельные исследования школьников» в программе Intel «Обучение для будущего» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированны й метод обучения и воспитания МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский.
Транксрипт:

Развитие исследовательской деятельности учащихся Алексей Сергеевич Обухов к. психол. н., доцент кафедры психологии развития, зам. декана по научной работе факультета педагогики и психологии МПГУ, зам. главного редактора журнала «Развитие личности», главный редактор журнала «Исследовательская работа школьников»

Построение учебного процесса Учебный материал Репродуктивный способ Продуктивный, творческий способ у с в о е н и е Ключевые компетенции (способности) Культурный материал

Схема действия Контролируемая извне (по П.Я. Гальперину) Заданная изнутри (по Н.Г. Алексееву) ориентировкаисполнениеконтроль замыселреализациярефлексия

Исследование – базовое, универсальное стремление к познанию окружающего мира, других, самого себя…

исследовательская активность, исследовательское реагирование, исследовательское поведение 1. Биологические основания

Поведение Инициативное – исследовательское, произвольное, вариативное, целенаправленно Шаблонное – по заданному образцу (эталону), стереотипное, стандартное

Функции исследовательского поведения поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью; поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия с миром, направленная на его познание

Факторы, влияющие на возникновение и проявление исследовательского поведения: новизна предмета или изменение пространства; обедненность или обогащенность среды; возрастные, половые и иные факторы; другие виды активности и побуждений.

Исследовательское поведение проявляется спонтанно; его запуск определяется во многом внешними стимулами, изменениями средовых контекстов.

Исследовательская деятельность базируется на исследовательской активности и исследовательском поведении, но, в отличии от них, является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами.

2. Условия развития – социокультурные, исторически сложившиеся контексты, содействующие (или тормозящие) преобразованию исследовательского поведения в исследовательскую деятельность, задающие нормы и средства осуществления этой деятельности

Социокультурная среда Задает нормы деятельности, средства реализации потребности познания Ограничивает познание (противодействие получению знаний)

Автобиографические воспоминания о собственном детском любопытстве Ситуации поддержки детского любопытства Самостоятельное любопытство связано с: ознакомлением со свойствами окружающих предметов и природных материалов, освоение окружающего пространства, узнавание собственных возможностей (физический, социальных, эмоциональных, интеллектуальных)

Способы поощрения: умиление ненаказание снисходительное отношение (прощение) похвала, одобрение вознаграждение предоставление инструмента Ситуации нормирования: отправить учиться привести в нужное место снабдить информацией допустить к совместной деятельности

Наказываемое исследовательское поведение Предметная среда: манипулирование с предметами; исследование свойств предметов и материй; разбор или модификация предметов; изучение (использование) техники; собирательство; Окружающее пространство и природная среда: изучение, освоение или изменение пространства; взаимодействие с животными; собирательство Знаковые системы: поиск ответа на непонятное (слова, язык, образы); эстетическая любознательность; фантастические идеи Человек: изучение возможностей своего тела; бытийные вопросы; социальное взаимодействие

Поведенческие проявления манипуляции с предметом (извлечь предмет, изучить содержимое, разобрать, проверить на прочность, применить не по назначению, спрятать) собрать, поймать (кого-то или что-то) преобразовать действительность (раскопать, соорудить) вкусовое и тактильное изучение (проба на вкус, потрогать) визуальное изучение (увидеть, понаблюдать, рассмотреть) перемещение в пространстве (залезть куда-то, попасть, уйти, сходить, переплыть) вопрошание (спросить другого, попросить объяснить) узнать реагирование другого (человека, животного) испытать чувства (подобные или особые)

Условия проявления Пространство Один без взрослых Находясь в новом пространстве Стремясь выйти за пределы известного Вне дома Вместе со сверстниками или сиблингами Во взаимодействии со взрослыми В доме Время Ситуативное проявление (здесь и сейчас) Задуманные действия (ожидание, последовательная деятельность) Длящаяся активная деятельность (до полугода)

Мотивы запретов взрослых порча имущества (испорчена техника, разобранные игрушки, испачкан ковер, испорчена одежда) или страх за целостность других (животные пострадают); беспокойство целостность ребенка - безопасность и здоровье ребенка, гигиена (током стукнет, собака укусит, обожжется, утонет, потеряется, поранится, испачкается); неприятие выхода за стереотипную норму (использования предмета, «недетская» тема, не для девчонок вид спорта и т.д.); безразличие к детским интересам («взрослый эгоцентризм»)

Извлечение урока Любопытство опасно Мое любопытство приводит к плохому Больше никогда так не делал Одного раза было достаточно С тех пор я никогда… Нельзя, значить нельзя Без спросу нельзя Нового желания проявлять любопытство не возникало Обида и непонимание наказания Буду предусмотрительнее «Пронесло», т.к. не стало известно взрослым Извлечение нового знания полученного самостоятельно Продолжу, не взирая ни на что Поддержка интереса как наказание

Основные этапы исследовательской деятельности: ориентировка проблематизация оспособление планирование эмпирия анализ рефлексия

Исследовательские способности: видеть проблемы; выстраивать версии; вырабатывать гипотезы; наблюдать; искать и вычленять нужную информацию; проводить эксперименты; анализировать полученные сведения; обобщать и формулировать выводы

3. Внутренняя позиция – развитая в ходе жизнедеятельности способность личности искать и осознавать проблемы; осознанно, активно и конструктивно реагировать на проблемную ситуацию, выстраивать исследовательское отношение к миру, к другим, к самому себе

к миру к другим к себе

Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но имеет потребность искать и находить ранее им неизведанное. проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности.

Субъектная позиция осознанность целенаправленность произвольность самостоятельность (внеситуативность)

Субъектная позиция продуктивность культуросообразность оспособленность коммуникативность отличение себя от себя как деятеля

Принципиально учитывать активность в деятельность преобразуется в ходе присвоения культурных норм культурные нормы не осваиваются вне деятельности существуют сензитивные периоды развития и ЗБР субъектность развивается самим деятелем, а не строится извне свобода выбора субъекта действия в заданных условиях не владеющий нормой не сможет ее целенаправленно транслировать

Учебно-исследовательская деятельность: творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения

Различение видов познавательной деятельности ВидЦельСредство Учебная деятельность Передача заданного объема ЗУН Технологизация учебного процесса Научно-исследова- тельская деятельность Получение объективно нового знания Повышение научного потенциала исследователя Учебно-исследова- тельская деятельность Развитие и обучение учащихся Моделирование процесса получения новых знаний

Соотношение проектирования и проектного метода организации исследования П р о е к т и р о в а н и е И с с л е д о в а н и е Главная цель – уяснение сущности явления, истина Главная цель – реализация проектного замысла Средство: проектирование Средство: исследование

Организация исследовательской деятельность должна отвечать следующим условиям: соответствие нормам научного исследования соответствие педагогическим целям и потенциалу учащихся нацеленность на развитие субъектной позиции

Слагаемые профессиональности руководителя учебного исследования Ученый Педагог Руководитель учебного исследования Культурно- профессиональ- ная традиция научной области Педагогические навыки и технологии

Для руководителя учебными исследованиями важно 1 – создавать среду, провоцирующую учащегося к самоопределению и самоуправлению в принятии решения; 2 – выстраивать диалогическое общение с учениками, в котором вопрошание будет занимать значимое место; 3 – провоцировать на появление вопросов и желание поиска на них ответов;

4 – выстраивать доверительные отношения с учащимися на основе договора и взаимной ответственности; 5 – учитывать интересы и мотивации учащегося, не забывая про свои; 6 – давать учащемуся право в принятии значимых для учащегося решений; 7 – развивать у самого себя «открытое мышление», а не замыкать его на основе идеи, что «учитель должен знать все» и заранее планировать все и вся.

Специфические функции исследовательской деятельности (в зависимости от вида или ступени образования) в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение и поддержание исследовательской активности и содействие развитию исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; в основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования; в старшей школе – развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профиля старшей школы; в дополнительном образовании – создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения; допрофессиональная подготовка одаренных детей;

Специфические функции исследовательской деятельности (в зависимости от вида или ступени образования) в среднем профессиональном образовании – повышение культуры профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования; в системе высшего профессионального образования – развитие интеллектуального и креативного потенциала студентов, развитие их профессионального мастерства, присвоение исследования как профессиональной деятельности; в системе повышения квалификации и переподготовки кадров – развитие у педагогов навыков творческого проектирования педагогической деятельности на основе формирования поливерсионных представлений об объектах и явлениях.

Пространства исследования В другом пространстве (экспедиция) В своем пространстве («на дому») Предмет исследования природный психологический социальный культурный

Экспедиция как пространство исследования

Путь юного исследователя Теоретический материал Освоение методики Экспериментальные исследования Обработка данных Представление результатов Выбор темы и задачи, формулировка гипотезы Анализ результатов и выводы Выбор объекта С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а у ч а щ и х с я Создание теоретической базы Подбор методики под задачу Составление плана работ Подбор методики обработки Составление плана презентации К о н с у л ь т а ц и о н н а я р а б о т а р у к о в о д и т е л я Сбор материала

Периодизация экспедиции Подготовка, создание ситуации значимости исследовательских задач Обработка и представление результатов, рефлексия Экспедиция Ориентация, вхождение в новые условия Адаптация, выработка уклада жизни Продуктивная работа, исследования программе

Пространство экспедиции специфика природного и/или культурного пространства наличие смысловой исследовательской программы работа от контекста и по ситуации конкретизация предмета исследования оспособленность (конкретика методов исследования) соотношение индивидуальной и групповой работы соотношение исследовательских и других жизненных задач рефлексивность своей деятельности и собственной позиции по отношению к предмету исследования

Типы экспедиционных групп Деревенская группа. Цель – изучение жизни и быта местного населения (фольклор, топонимика, этнопсихология и др.). Размещение в школе или избе. Туристский маршрут. Мобильная группа. Цель – маршрутные исследования. Ежедневное прохождение маршрутного участка с организацией лагеря каждый раз в новом месте. Стационарный лагерь. Цель – исследования конкретного природного объекта (возможно, в динамике). Размещение в палаточном лагере в стационарных условиях. Турбаза. Для учащихся, непривычных к походному быту. Размещение в номерах турбазы. Цель – исследования природных и культурных объектов на радиальных выходах и выездах.

Взрослые позиции в экспедиции Научный руководитель. Изучает район экспедиции, научную и популярную литературу в избранной области. Адаптирует исследовательские методики. Планирует темы экспедиционных исследований для каждого учащегося Администратор. Организует быт группы. Контролирует безопасность, здоровье, питание, распорядок дня, график движения группы Воспитатель. Организует культурно-досуговую программу, оздоровительные мероприятия, следит за психологическим климатом в группе Турист. Обеспечивает туристскую подготовку участников. Организует экскурсионные мероприятия, радиальные выходы. Обеспечивает просмотр главных достопримечательностей района

природа социум и культура человек Направленность исследования

Оспособление Методы сбора первичного материала: опрос (устный или письменный) наблюдение (что и как наблюдать, средства фиксации) сбор проб (что, где, как и сколько собирать, как хранить) замеры (как, когда, каким средством, как фиксировать) описание (что, как, по каким параметрам и т.д.) Объекты: природный объект; природный комплекс; культурный текст; культурный образ; природно-культурный комплекс. Эксперимент: логика постановки и проведения; умение работать с людьми или объектами способы фиксации и систематизации данных Методы обработки результатов: количественные качественные качественно-количественные

Работа с научным текстом Основные смыслы: понятийный аппарат история вопроса сравнительный аспект осознание контекста исследования обоснования для интерпретаций

Знать: на что, как, когда, зачем Смотреть и видеть – не одно и то же! Смотрят все зрячие, а видят те, кто пытаются вникнуть в суть явления

Научно-методическое и информационное сопровождение развития исследовательской деятельности учащихся

Журнал «Исследовательская работа школьников»

Разделы журнала ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА, НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ: АРХИВ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИРОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДИ НАУЧНОГО ПОИСКА ЗАМЕТКИ НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИЯ

Библиотека журнала Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Роспечать» 39741

«Энциклопедии» ИДУ в стране

Исследователь – человек, находящийся в процессе поиска ответов на вопросы, творческая личность. Периодичность: 4 раза в год. Подписные индексы: – полугодие, – на год. «Исследователь/Researcher» научно-методический журнал, адресованный учителям, завучам по научной работе, методистам, педагогам дополнительного образования, руководителям студенческих исследований. Издание посвящено практике и методике организации исследовательской работы учащихся в естественно-научных и гуманитарных областях.

сайт журнала «Исследовательская работа школьника»

Региональные отделения Алтайское краевое Архангельское областное Башкирское республиканское Белгородское областное Брянское областное Бурятское республиканское Владимирское областное Вологодское областное Воронежское областное Ивановское областное Иркутское областное Кабардино-Балкарское республиканское Калининградское областное Калужское областное Карельское республиканское Кемеровское областное Кировское областное Коми республиканское Краснодарское краевое Красноярское краевое Курское областное Липецкое областное Нижегородское областное Новосибирское областное Омское областное Оренбургское областное Пензенское областное Пермский край Приморское краевое Ростовское областное Рязанское областное Самарское областное Свердловское областное Смоленское областное Ставропольское краевое Тамбовское областное Татарстанское республиканское Томское областное Тульское областное Удмуртское республиканское Ульяновская область Ханты-Мансийское окружное Челябинское областное Чувашское республиканское Якутское республиканское Ямало-Ненецкое окружное Ярославское областное

Конкурс образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся На конкурс принимаются: образовательные программы различного вида (авторских, элективных курсов, предметов базисного учебного плана, дополнительного образования и т. д.); методические разработки и пособия по организации исследовательской деятельности учащихся в учебных заведениях различного типа; в полевых и лабораторных условиях; с детьми различных возрастов и т.д. дидактические и практические материалы, используемые при проведении исследовательских работ; учебные пособия и разработки для школьников по самостоятельной организации исследовательской деятельности; проекты и программы исследовательских мероприятий (конференций, экспедиций и др.) со школьниками.

Журнал Журнал предназначен для духовной элиты, профессионалов науки и практики, для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности: философам, психологам, педагогам, психиатрам, психотерапевтам, филологам, историкам, социологам, этнологам, культурологам, теологам, правоведам, политологам, медикам, юристам и др.

Журнал основан в 1993 году Выходит с 1997 года Главный редактор: Мухина Валерия Сергеевна – действительный член РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития МПГУ Заместители главного редактор: Обухов Алексей Сергеевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития МПГУ Хвостов Андрей Анатольевич – доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Периодичность – 4 раза в год. Журнал включен в перечень ВАК. Адрес редакции: , г. Москва, М. Сухаревский переулок, д. 6. Телефон: (495) Подписные индексы по каталогу «Роспечать» (на полугодие); (на год)

Сайт:

К сведению авторов Журнал «Развитие личности» публикует оригинальные теоретические работы и исследования, практические разработки, архивные материалы и переводы по проблемам развития, воспитания и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях. В редакцию принимаются материалы объемом до 1 п.л., представленные по электронной почте Библиографические ссылки при цитировании приводятся в конце статьи по порядку упоминания в тексте. Указываются автор, название, место и год издания, страница. В тексте порядковый номер ссылки указывается в квадратных скобках после цитаты. Упоминание всех персоналий в тексте статьи обязательно с инициалами. Текст сопровождается вынесенными на левые поля основными идеями и тезаурусом, поясняющим по ходу содержание статьи. В рукописи маргиналии оформляются курсивом между абзацами основного текста статьи. К статье должны прилагаться следующие сведения об авторе: ФИО (полностью); ученая степень и звание; место работы и специальность; специалистом в каких областях является; область научных интересов; автор скольких публикаций и по каким проблемам, с указанием монографий (название, место и год издания); контактный телефон и адрес эл. почты. Редакция журнала «Развитие личности» , г. Москва, М. Сухаревский пер., д. 6. Тел.: (495)