Урок русского языка в 6 классе. 1906-1944 Местоимение – это часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак и количество, но не называет их.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Местоимение как часть речи. Цель: вспомнить отличительный признак местоимений от других частей речи; познакомиться с разрядами местоимений; выяснить роль.
Advertisements

Цель урока: Повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; дополнить полученные знания новыми. Выделить параметры, по которым местоимения.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Меня, мне, мной, обо мне Нас, нам, нами, о нас Тебя, тебе, тобой Вас, вам, вами Его, ему, им, о нём Её, ей, ею, о ней Его, его, им, о нём Их, им, ими,
Местоимение Разряды местоимений Тренировочные упражнения.
…такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их конкретно. Местоимение вне контекста имеют.
Местоимение как часть речи (Материалы к урокам русского языка в 6 классе) Составила Чернова Л.Н., учитель русского языка МОУ СОШ 5 г.Светлого.
Урок-путешествие в страну «Местоимение» Местоимение как часть речи.
МЕСТОИМЕНИЯ Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики.
Местоимение как часть речи. Цели: дать учащимся понятие о местоимении как части речи, об основных разрядах местоимений; показать синтаксическую роль местоимения;
МЕСТОИМЕНИЕ Учитель: Богданова Наталья Васильевна ГОУ СОШ 367.
Разряды местоимений Местоимения Личные Я - мы, ты - вы, он, она, оно - они Возвратное Себя Вопросительные Кто? Что? Какой? Чей? Который? Сколько? Каков?
Разработала урок ХУСНЕТДИНОВА Л.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского района ЧР.
Урок – обобщение по теме «Местоимение». По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений: местоимения-существительные; местоимения.
Личные Разряды Возвратное Притяжательные Указательные Определительные Относительные Вопросительные Отрицательные Неопределенные.
самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. Слово « местоимение » означает – « вместо имени ».
Местоимения Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения, изменяются по падежам. Есть местоимения,
Урок русского языка в 6 классе. Я, ты, он, она, Вместе - целая страна. Вместе - дружная семья, В слове «мы» - сто тысяч «я» Большеглазых, озорных, Черных,
Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
МЕСТОИМЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЕ – часть речи, которая указывает на предмет, лицо, признак, количество, но не называет их конкретно. Например: Коля – он, дети.
Транксрипт:

Урок русского языка в 6 классе

Местоимение – это часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак и количество, но не называет их. Местоимения выступают вместо существительных, прилагательных, числительных.

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они; себя; кто, что, некого, нечего, никто, ничто; некто, нечто, кое-кто, кое-что, кто-то, что-то, кто-либо, что- либо, кто-нибудь, что- нибудь. Местоимения, которые могут заменить имена существительные

Местоимения, которые могут заменить имена прилагательные мой, твой, наш, ваш, свой; тот, этот, такой, таков; весь, всякий, каждый, сам, самый; какой, каков, который, чей, никакой, ничей, некоторый, некий, кое- какой, кое-чей, какой-то, чей-то, какой-либо, чей- либо, какой-нибудь, чей- нибудь.

Местоимения, которые могут заменить числительные сколько, столько, несколько, нисколько.

Синтаксическая роль в предложении Я пришёл к тебе с приветом. (А.Фет) В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду… (А.Чехов)

Мир местоимений широк и разнообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Однако частота местоимений резко отличается от частоты других частей речи, в данном случае существительных и глаголов. Это отличие обусловлено тем, что существительных среди девяти тысяч самых частотных слов насчитывается около четырёх тысяч, глаголов – около двух с половиной тысяч, а местоимений – всего 69. Отсюда ясно, что при малом количественном составе, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи, как устной, так и письменной. В общем частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений. Вот эти местоимения: я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, все, свой, который. Возникает законный вопрос: «А зачем нужно так часто повторять местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи?» Нет, без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества, о которых уже упоминалось ранее. Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные, а они, как правило, длиннее местоимений. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство. Известный лингвист А.А.Реформатский образно писал о местоимениях: «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета…» Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова». В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь

Работа с художественным текстом. Летом 1942 года без вести пропал известный и любимый народом татарский поэт Муса Джалиль. Долгие годы судьба поэта-фронтовика была неизвестна. Как выяснилось позже, тяжелораненый Муса Джалиль был захвачен в плен и брошен фашистами в концентрационный лагерь, а затем томился в тюрьме Моабит. В концлагере он организовал боевую подпольную группу, которая вела антифашистскую пропаганду и устраивала побеги военнопленных. (Из фотоальбома «Великая Отечественная война».) В августе 1943 года гитлеровцам удалось напасть на след подпольной группы. Джалиля и большинство его боевых товарищей арестовали. Начались дни и ночи допросов, пыток, гестаповцы сломали поэту руку, отбили почки. Тело исполосовали резиновыми шлангами… Но поэт не сдался. Он и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом – своим творчеством. Тюрьма Моабит. Когда бойцы ворвались во двор тюрьмы, там уже никого не было. Лишь ветер носил по двору мусор, обрывки бумаги, страницы книг… На чистой страничке одной из них кто-то из солдат заметил запись на русском языке: «Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключён в Моабитскую тюрьму как пленный, которому представлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если к кому-нибудь из русских попадёт эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам – писателям в Москве, сообщат семье». Бойцы переслали этот листок в Москву, в Союз писателей. Так на родину пришла первая весть о подвиге Джалиля. (Р.Мустафин.)

- Что вам известно о литературном творчестве поэта в Моабитской тюрьме? - О чём говорит запись, сделанная М.Джалилем на листочке, который обнаружили бойцы- победители? - Что сделано и делается в России и Республике Татарстан для увековечивания памяти Мусы Джалиля?

Задание. Определите, какие слова заменили местоимения в тексте?

Индивидуальная работа Задание. Списать стихотворение, найти в тексте местоимения и подчеркнуть их как члены предложения.

Ключ Платочек Простились мы, и с вышитой каймою Платок родные руки дали мне. Подарок милой! Он всегда со мною. Ведь им закрыл я рану на войне. Окрасился платочек тёплой кровью, Поведав мне о чём-то о родном. Как будто наклонилась к изголовью Моя подруга в поле под огнём. Перед врагом колен не преклонял я, Не отступил в сраженьях ни на пядь. О том, как наше счастье отстоял я, Платочек этот вправе рассказать. Июль 1942 г.