60 лет Победе в Великой Отечественной Войне. Работа выполнена учащейся МОУ «Гатчинская Гимназия им. К. Д. Ушинского» Леоновой Александрой В презентации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наука жива даже в годы войны Авторы: Селиванова Наталья и Конищева Анна 10 – 2 класс МОУ «Лицей 3»
Advertisements

Физика в блокадном Ленинграде Самодуров Игорь и Онегин Андрей 10 2 МОУ «Лицей 3»
Физика в блокадном Ленинграде Автор: Голубкова Надежда, МОУ «Лицей 3», класс 10 2.
Нажми меня Во время боёв в районе Синявина наши войска захватили большой склад стальных баллонов. Учёные предложили превратить их в мощные зажигательные.
Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку.
Блокадный Ленинград Авторы: Соколовская Мария Сергеева Влада 10 – 1 класс, МОУ «Лицей 3» г.
Герои блокадного Ленинграда. Когда мы слышим герой, нам обычно представляется воин с автоматом в руках, но существует много бойцов невидимого фронта,
Проект: «Стихи, рождённые войной». Цель: Изучение творчества поэтов нашего края.
Вставай страна огромная. Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам Обшарили немецкие бинокли. Цветок.
Блокада Ленинграда – длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня. Германские войска предприняли наступление 30 августа 1941 г. 8 сентября.
Блокада Ленинграда. Блокада Ленинграда. Длилась с 31 августа 1941 года по 27 января 1944 года – 879 дней Длилась с 31 августа 1941 года по 27 января 1944.
Работа по физике Ученика 10 Б класса Гатчинской гимназии им. К.Д.Ушинского Морус Василия.
8 сентября января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано18 января 1943 г) 872 дня.
Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам Обшарили немецкие бинокли. Цветок в росинках весь, к цветку.
Учёные Ленинграда Автор:Шустов Кирилл 10 – 1 класс г.
Учитель начальных классов Iкатегории МОУ СОШ с.Кваркено Оренбургской области Долгих Ольга Васильевна.
8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г. Патриотическая неделя старшей группы 5 « Капелька ». «70 лет со дня прорыва блокады Ленинграда ». Подготовила презентацию.
Блокада Ленинграда Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 871 день.
Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к.
22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место.
Транксрипт:

60 лет Победе в Великой Отечественной Войне

Работа выполнена учащейся МОУ «Гатчинская Гимназия им. К. Д. Ушинского» Леоновой Александрой В презентации использованы материалы книги Н. М. Рейнова «Физики – учителя и друзья»

Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной каких-то пять минут осталось! Я о другом не пел бы ни о чем, А славил бы всю жизнь свою дорогу, Когда б армейским скромным трубачом Я эти пять минут трубил тревогу. Степан Щипачев

Подвиг Ленинграда нельзя понять до конца, если не учитывать и роль ученых в его обороне. Люди науки в самых невероятных, труднейших условиях искали и находили новые средства и ресурсы для борьбы с врагом. Даже тогда, когда, казалось, все возможности физически исчерпаны…

Вся масса наших ученых с величайшей готовностью включилась в борьбу с фашизмом. Каждый считал делом чести и долга сделать все, что в его силах. И часто совершали такое, что, казалось бы, превосходило человеческие возможности. В обращении в ученым, инженерам Ленинграда призывалось искать и находить новые средства для борьбы с врагом, помогать в совершенствовании видов вооружения, всячески способствовать быстрейшему достижению победы.

Среди членов комиссии по оборонным предложениям были многие выдающиеся люди науки – А.Ф. Иоффе, М.А. Шателен, Н.Н Миролюбов, А.А Петров, Б.Г.Галеркин и другие. Только за два месяца с начала войны комиссия получила 847 предложений. Ученые быстро проверяли, оценивали и помогали использовать все полезное. Однако это была лишь малая часть того, что делали люди науки для обороны своего города, для общей борьбы с гитлеровскими захватчиками.

Наши физики умели находить применение на практике самых, казалось бы, отвлеченных теоретических знаний. Пример тому, каталитическая грелка, которая была создана отделом в конце 1939 года, когда шли бои на Карельском перешейке. Эта грелка спасла жизнь многим нашим воинам и в войну с белофиннами, и в годы Великой Отечественной войны.

Ученые Института коммунального хозяйства очень быстро дали ответ на вопрос, из какого цемента лучше всего делать противотанковые надолбы, чтобы они не крошась и не ломаясь выдержали вес многотонных бронированных машин, а вместе с тем не потребовали бы на свое изготовление много дефицитного сырья.

Там, где мы брали кровью, с бою, Противотанковые рвы, Цветы, обрызганы росою, Встают, качаясь, из травы. М. Дудин

В Физтехе была создана база для испытания новых образцов боевой техники, разрабатывались способы сделать землю, из которой возводятся укрепления, водонепроницаемой. В Институте Железнодорожного транспорта испытывали рельсы, балки, стальные плиты, подбирали материал, из которого лучше и быстрее можно сварить противотанковые ежи, делать покрытия для дотов.

Во второй половине августа положение Ленинграда стало угрожающим. Враг подходил все ближе к его стенам. Все дороги, шедшие из города на юг и восток, были перерезаны, осталась одна – северо-восточная железнодорожная линия на Волховстрой – Вологду, но к ней приближались вражеские войска. Эвакуация научных учреждений из Ленинграда стала проводиться ускоренными темпами.

Под утро 23 августа физтеховский эшелон ушел. Спустя несколько дней гитлеровцы захватили Мгу и вышли к Неве. Не осталось ни одной сухопутной дороги, связывающей Ленинград со страной. Началась героическая эпопея борьбы в условиях блокады. Девятьсот дней, которые останутся в памяти навсегда…

Военные люди говорят: маскировка выше прочности. В блокированном городе никакая маскировка не могла все же спасти от обстрелов и бомбежек Над маскировкой Смольного, как и других военных объектов города, много поработали наши ученые вместе с художниками и инженерами

Но недостаточно было нашить на маскировочные сети куски зеленой материи, очертаниями похожие на деревья. Предстояло найти такую окраску, которую не мог бы отличить от зелени деревьев ни глаз, ни оптический прибор даже при спектральном анализе. Найти подходящий состав оказалось непросто. Ученым пришлось произвести тысячи проб.

Конечно, проблема красок была одной из многих поставленных войной и далеко не самой трудной, но в смертельной борьбе с врагом ничего не давалось легко. Осенние и зимние дни в Ленинграде коротки, но особенно люди почувствовали отсутствие света в блокаду.

Не хватало света и в Смольном. Электрические лампочки светили тускло, вполнакала. Энергетики прилагали огромные усилия, чтобы давать ток хотя бы штабу обороны города, но перебои случались и в смольном. Нередко свет гас совсем.

Осенью сорок первого года многие ленинградцы носили небольшие значки, фосфоресцирующие в темноте как светлячки. Они помогали людям ориентироваться на темных улицах. Но главное заключалось в другом. Значки сравнительно мелочь. Светящиеся составы требовались прежде всего для многочисленных приборов – зенитчикам, артиллеристам- полевикам, морякам-балтийцам.

Производство светящихся составов во время блокады организовал в Радиевом институте известный физик профессор А.Б Вериго. Чтобы постоянно выпускать светящиеся составы в должном количестве, нужен был определенный запас солей радия. В городе таких запасов не сохранилось. Сотрудники института стали добывать радий с поверхности стен, с полов и потолков тех комнат, где раньше применяли радий для научных исследований, пустили в дело отходы. И они обеспечили светосоставами фронт

В осажденном городе нельзя было угадать, когда и откуда полетят снаряды, - ведь враг окружал Ленинград со всех сторон. Да и не снаряды были страшнее всего. Больше снарядов косил людей голод. Теперь известны цифры. По далеко не полным данным, в январе 1942 года ежедневно умирали тысячи человек. Но ленинградцы, несмотря ни на что, продолжали работать, делать оружие для фронта. Так всеми силами они готовили грядущую победу.

В Ленинграде и Кронштадте во время войны действовало несколько станций по размагничиванию боевых кораблей. Все они созданы учеными Физтеха, которые их и обслуживали. Научные сотрудники размагничивали корабли в боевых условиях, разбирали магнитные системы вражеских мин, давали инструкции по их обезвреживанию, конструировали траловые устройства для вылавливания мин в море.

Уже в начале вражеской блокады на Ленинградском фронте имелись радиолокационные установки. Не многим известно, что первый в мире радиолокатор создал в 1934 году в ленинградском Физтехе выдающийся ученый Д.А. Рожанский

В самом начале войны радиолокационные установки были еще несовершенны, но все же только они одни и могли «увидеть» самолеты, летевшие бомбить Ленинград. Ведь фронт проходил у стен города, а радиолокаторы засекали самолеты еще за десятки километров от передовой. Для радиолокации потребовалась специальные высококачественные кабели. Образец коаксиального высококачественного кабеля раздобыли на трофейной подводной лодке. Изготовить сложное изделие поручили заводу «Севкабель». Кабель на эскапоне, сделанный ценой многих трудов и мук в зимнем, блокированном Ленинграде, получился по всем данным не хуже, чем трофейный кабель на стирофлексе. Трудная задача была решена

В городе имелись некоторые запасы красок, изготовленных на растительных маслах. Без краски можно было обойтись, а вот если бы удалось извлечь масло, это послужило бы определенным подспорьем для людей. Наши физики и химики довольно быстро нашли способ превращения красок в пищу. В городе начали работать установки, извлекавшие из этого неожиданного «сырья» съедобное масло. Правда, запах краски в масле сохранялся, но кто в блокаде обращал внимание на подобные пустяки

Перевозки по ладожской Дороге жизни в первое время не покрывали даже минимальной потребности города и фронта в продовольствии, а обо всем остальном не приходилось и говорить. Потом перевозки увеличились, к весне с продовольствием стало легче, хотя доставка его требовала поистине героического труда всех, кто обслуживал дорогу. По льду стали перевозить какое-то количество горючего, боеприпасов.

Откуда же брались снаряды, мины, авиабомбы в то время, когда Ленинград их не мог получить из глубины страны? Они делались в самом городе. Из чего? Из материалов, которые раньше совершенно не предназначались для такой цели. Нафталин, например, служил всегда, чтобы убивать моль, а во время блокады он стал исходным материалом для производства… взрывчатки.

Целлюлоза, шедшая для производства бумаги, стала использоваться для изготовления пищевых дрожжей и как добавка к хлебу. Это не был полноценный продукт, но все же человеческий организм получал с ним какое-то количество питательных веществ.

За нами были горе, голод… О, как нам ярость сердце жгла За нами был наш гордый город, За нами жизнь его была! Б. Лихарев

Со дна рек, которыми так богат Ленинград, начал добывать топливо. По предложению ученых, сконструировавших специальные механизмы, из-под воды доставали топляк – утонувшие когда-то бревна. Блокадники помнят грузовики с высокими металлическими цилиндрами. Это были газогенераторы, где сгорали деревянные чурки.

Полученный из них газ заменял бензин. Вскоре выяснилось, что и перевод автомобилей с бензина на дровяное топливо тоже не окончательный выход. Горючее для боевых самолетов извлекали из низкосортного топлива, смазочные материалы – из отработанных масел…

Не хватало сухих дров, чтобы пилить их на чурки. Тогда ученые предложили прессовать горючие кубики из опилок, добавляя к ним клеящий состав. В городе не было кокса. Ученые нашли способ плавить металл для снарядов и мин на термически обработанном антраците и торфе. Перестал поступать песок для формовочных земель – решили добывать его в черте города, а отработанные земли научились использовать вторично.

Одно время блокированный Ленинград испытывал острый недостаток кислорода, а он был нужен для самых разных целей – и для спасения тяжелораненых и для ремонта боевой техники. Сравнительно легче, чем на других предприятиях, получение кислорода удалось организовать на заводе имени Жданова, находившемся неподалеку от передовой. Завод почти непрерывно обстреливали. Потом была пущена кислородная установка на Балтийском заводе, тоже подвергавшемся жестоким обстрелам

На фабрике Урицкого сумели наладить производство аскорбиновой кислоты, необходимой для борьбы с болезнями, порожденными блокадой. Ведь тогдашний паек совершенно не содержал витаминов, даже в больницах и госпиталях больные и раненые получали с пищей лишь ничтожную часть того количества витаминов, которое нужно для нормальной жизнедеятельности. Большое распространение получил хвойный напиток – настой на сосновых иголках. Когда стали употреблять ее регулярно количество заболевших цингой заметно сократилось

Как известно, оборона Ленинграда шла непрерывно. Даже в самые тяжелые зимние месяцы года создавались новые оборонительные рубежи в глубине, строились доты, оборудовались огневые точки в домах, на важных перекрестках улиц, на больших площадях. Люди, работающие в цехах учились военному делу, готовились в случае нужды занять места на оборонительных линиях.

Сотрудники Института морского флота придумали простой прибор, которому дали название «карманный перископ». Прибор состоял из двух маленьких зеркал (40х40 миллиметров), заделанных в раздвижное приспособление. В сложенном виде оно он помещался в кармане гимнастерки, а раздвинуть его можно было на треть метра. Прибор позволял бойцам вести постоянное наблюдение за противником, видеть все, что делается в поле, не поднимая головы из окопа, и, таким образом, застраховать себя от снайперских пуль противника

Бомбы, применявшиеся тогда, срабатывали лишь при ударе о землю и то не мгновенно, а успев еще врезаться в нее. Осколки вылетали из земли вверх веером и поражали живую силу противника лишь на сравнительно ограниченной площади. Артиллеристы знают, что снаряд, разрывающийся над землей значительно опаснее для людей, чем срабатывающий при ударе о нее

И вот изобретатели предложили устройство, благодаря которому и авиационная бомба могла бы взрываться на определенном расстоянии от земли. Устройство состояло из довольно простой радиосхемы, его можно было быстро изготовить. Предложение вызвало большой интерес.

По предложениям ученых совершенствовалась технология производства боеприпасов. Начались применятся более точные методы литья. Благодаря этому облегчалась обработка снарядов, и выпуск их возрастал. Ученые предложили заваривать раковины в чугунных отливках для снарядов, и то, что недавно шло в брак, стало против врага.

Не хватало меди для снарядных поясков. Ученые и тут нашли выход. В Физтехе пересчитали характеристики и нашли возможность уменьшить расход меди на пояски почти в два раза, не снизив точности стрельбы. Экономия меди позволила увеличить производство снарядов в городе.

Артиллерия играла в борьбе за Ленинград поистине исключительную роль. Враг стягивал сюда орудия самых больших мощностей с целью уничтожить город, разрушить все, что можно, своими тяжелыми снарядами. Наша артиллерия срывала вражеские замыслы. Контрбатарейная борьба велась все годы блокады с предельным напряжением. По приказам Л.А. Говорова наши артиллеристы наносили удары по артиллеристским позициям, командным пунктам, узлам связи противника.

Еще артиллерийскими громами Чревато небо Пулковских высот. Еще в зловещей этой панораме Нет места для космических красот. Еще воронками глубоких ран Дымится Пулковский меридиан Но час придет. Не будет ни окопов, Ни пушечных, ни пулеметных гнезд. Мы вновь нацелим жерла телескопов По золотым ориентирам звезд… В. Инбер

Во время боев в районе Синявина наши войска захватили большой склад стальных баллонов. Судя по всему, они были рассчитаны на отравляющие газы. Комиссия предложила превратить их в мощные зажигательные мины. Стенки у баллонов тонкие, а емкость большая. Павел Павлович Кобеко тут же составил простую и эффективную зажигательную смесь, которую могли выпускать в городе из наличных материалов

Потребовались и минометы, способные стрелять новыми снарядами. Их тоже изготовили в Ленинграде. К трофейным баллонам приделали стабилизаторы, и мины были готовы. Первое их испытание проходило на артиллерийском полигоне. Следующая стрельба была уже боевой. Шквал огня обрушился на головы гитлеровцев. В расположении врага возникли сильные пожары. Фашисты все еще не расставались с надеждой удушить Ленинград блокадой. А тут из блокированного города против них направляют какое-то неизвестное оружие…

Неприступным был он и остался В боевые славные года. Никому наш город не сдавался, Никому не сдастся никогда. М. Светлов Но кажется, она еще дымится, И молнии пронизывают мрак, На ней – на этой огненной границе – Отброшен был и остановлен враг. Н. Тихонов

Да здравствует, да здравствует всегда Простая человеческая радость, Основа обороны и труда, Бессмертие и сила Ленинграда! О. Бергольц

900 дней жизни блокадного Ленинграда…