Авторы: учащиеся 6 класса Авторы: учащиеся 6 класса Лингвистические сказки Лингвистические сказки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Advertisements

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
Глагол
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
7 класс Выполнила: Гессель Т.И.. Самостоятельная часть речи Обозначает: Действие предмета Вопросы: Что делать? Что сделать? Неопределенная форма глагола.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Интерактивный тренажёр по теме: «Глагол» 6 класс Ячменёва Галина Александровна МАОУ ОСОШ 2.
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Урок русского языка в 6 классе СПб АППО Центр информатизации образования Санкт-Петербург 2007 год Руководитель проекта: Иванова Е.В. © Учитель:
Выполнила Линькова Ульяна Викторовна МБОУ «СОШ 11» 1.
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
Чтобы определить спряжение глагола, выясни Окончание под ударением (сильная позиция) Окончание безударное (слабая позиция) Поставь в неопределенную форму.
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ ГЛАГОЛЫ К ДАННЫМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. Чтение, дружба, обида. Читать, дружить, обидеть.
Транксрипт:

Авторы: учащиеся 6 класса Авторы: учащиеся 6 класса Лингвистические сказки Лингвистические сказки

Время начинать !

Почему НЕ с Глаголом пишется раздельно? Лингвистическая сказка Давным- давно в царстве Морфология жили – были сестрица ЧАСТИЦА НЕ и братец ГЛАГОЛ. Жили они дружно, никогда не расставались, потому что жить не могли друг без друга. И писались НЕ с ГЛАГОЛОМ, конечно, раздельно. Давным- давно в царстве Морфология жили – были сестрица ЧАСТИЦА НЕ и братец ГЛАГОЛ. Жили они дружно, никогда не расставались, потому что жить не могли друг без друга. И писались НЕ с ГЛАГОЛОМ, конечно, раздельно. Однажды они поссорились из – за пустяка. ЧАСТИЦУ НЕ позвала погулять её подруга ЧАСТИЦА НИ. Братец ГЛАГОЛ очень обиделся на сестру за то, что она пошла без него. Они поссорились так сильно, что даже не разговаривали друг с другом. Отец Король покупал им игрушки, хотел развеселить и примирить их. Но ЧАСТИЦА НЕ кричала: «Не хочу! Не буду!». ГЛАГОЛ не мог больше этого терпеть, пошёл к Королеве МОРФОЛОГИИ и всё рассказал ей. Однажды они поссорились из – за пустяка. ЧАСТИЦУ НЕ позвала погулять её подруга ЧАСТИЦА НИ. Братец ГЛАГОЛ очень обиделся на сестру за то, что она пошла без него. Они поссорились так сильно, что даже не разговаривали друг с другом. Отец Король покупал им игрушки, хотел развеселить и примирить их. Но ЧАСТИЦА НЕ кричала: «Не хочу! Не буду!». ГЛАГОЛ не мог больше этого терпеть, пошёл к Королеве МОРФОЛОГИИ и всё рассказал ей. Королева МОРФОЛОГИЯ приказала: «С сегодняшнего дня и вовеки веков ЧАСТИЦА НЕ с ГЛАГОЛОМ будут писаться раздельно!» Королева МОРФОЛОГИЯ приказала: «С сегодняшнего дня и вовеки веков ЧАСТИЦА НЕ с ГЛАГОЛОМ будут писаться раздельно!» С тех пор ГЛАГОЛ с ЧАСТИЦЕЙ НЕ всегда пишутся раздельно, кроме некоторых глаголов. С тех пор ГЛАГОЛ с ЧАСТИЦЕЙ НЕ всегда пишутся раздельно, кроме некоторых глаголов. ЧАСТИЦА НЕ всё ещё ходит по царству МОРФОЛОГИЯ и недовольно кричит, вспоминая эти глаголы: «Мне нездоровится, ненавижу, негодую!!!». ЧАСТИЦА НЕ всё ещё ходит по царству МОРФОЛОГИЯ и недовольно кричит, вспоминая эти глаголы: «Мне нездоровится, ненавижу, негодую!!!». АВТОР: НАФИКОВ НИЯЗ, 6 КЛАСС АВТОР: НАФИКОВ НИЯЗ, 6 КЛАСС

В некотором царстве, в некотором государстве ГЛАГОЛИЯ жил ПРИНЦ ГЛАГОЛ. Он никогда не верил в чудо и всегда говорил: «Чудо! Чудо! Не бывает чудес!» А его тётя, ГОСПОЖА ГРАММАТИКА, верила в чудеса, потому что сама была волшебницей. У неё была волшебная перчатка. Если наденешь её, то желение обязательно исполнится. В некотором царстве, в некотором государстве ГЛАГОЛИЯ жил ПРИНЦ ГЛАГОЛ. Он никогда не верил в чудо и всегда говорил: «Чудо! Чудо! Не бывает чудес!» А его тётя, ГОСПОЖА ГРАММАТИКА, верила в чудеса, потому что сама была волшебницей. У неё была волшебная перчатка. Если наденешь её, то желение обязательно исполнится. Принц ГЛАГОЛ очень хотел, чтобы у него было ещё больше морфологических признаков. Он сообщил об этом своей тётушке ГРАММАТИКЕ. А она дала ему волшебную перчатку и сказала: «Давай дадим глаголам испытание! Пусть глаголы пройдут через речку по мосту, который охраняет ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Винительного падежа без помощников – предлогов. Так и решили. Принц ГЛАГОЛ очень хотел, чтобы у него было ещё больше морфологических признаков. Он сообщил об этом своей тётушке ГРАММАТИКЕ. А она дала ему волшебную перчатку и сказала: «Давай дадим глаголам испытание! Пусть глаголы пройдут через речку по мосту, который охраняет ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Винительного падежа без помощников – предлогов. Так и решили. Все глаголы отправились на речку. Некоторые из них смогли, а многие не сумели перейти через мост. И вдруг принц заметил, что все глаголы, которые сочетаются с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ВИНИТЕЛЬНОГО падежа без предлога переходили речку, а остальные и ВОЗВРАТНЫЕ глаголы возвращались назад. Все глаголы отправились на речку. Некоторые из них смогли, а многие не сумели перейти через мост. И вдруг принц заметил, что все глаголы, которые сочетаются с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ВИНИТЕЛЬНОГО падежа без предлога переходили речку, а остальные и ВОЗВРАТНЫЕ глаголы возвращались назад. Тех, которые переправились через речку, тётушка Грамматика назвала ПЕРЕХОДНЫМИ, а остальных – НЕПЕРЕХОДНЫМИ глаголами. ПРИНЦ ГЛАГОЛ стал верить в чудеса, и у него появился ещё один морфологический признак – переходность. Тех, которые переправились через речку, тётушка Грамматика назвала ПЕРЕХОДНЫМИ, а остальных – НЕПЕРЕХОДНЫМИ глаголами. ПРИНЦ ГЛАГОЛ стал верить в чудеса, и у него появился ещё один морфологический признак – переходность. А волшебная перчатка так и осталась в подарок принцу. А волшебная перчатка так и осталась в подарок принцу. АВТОР: НИЗАМИЕВА ЭЛЬВИРА, 6 КЛАСС АВТОР: НИЗАМИЕВА ЭЛЬВИРА, 6 КЛАСС Как родились переходные и непереходные глаголы

Почему личные окончания глаголов пишутся с Ь знаком ? Лингвистическая сказка Лингвистическая сказка Жили - были два глагольных окончания –Ешь и –Ишь. И вот они почему-то поссорились между собой. Ходили сердитые и недовольные. Про эту ссору услышала Королева Грамматика. Она решила помирить – Ешь и – Ишь. Королева было строгая, поэтому они её испугались и спрятались. Королева послала за ними. Жили - были два глагольных окончания –Ешь и –Ишь. И вот они почему-то поссорились между собой. Ходили сердитые и недовольные. Про эту ссору услышала Королева Грамматика. Она решила помирить – Ешь и – Ишь. Королева было строгая, поэтому они её испугались и спрятались. Королева послала за ними. Принцесса Грамматика дотронулась до них мягким шарфом из шёлка, который превратился в огромный мягкий знак. –Ешь, -Ишь посмотрели друг на друга так ласково, так мягко! А Грамматика на прощание напомнила: «Но вы будете писаться с мягким знаком только в глаголах 2 лица, единственного числа и только с местоимениями Ты. Принцесса Грамматика дотронулась до них мягким шарфом из шёлка, который превратился в огромный мягкий знак. –Ешь, -Ишь посмотрели друг на друга так ласково, так мягко! А Грамматика на прощание напомнила: «Но вы будете писаться с мягким знаком только в глаголах 2 лица, единственного числа и только с местоимениями Ты. Теперь окончания –Ешь, -Ишь всегда пишутся с мягким знаком. И хорошие ученики никогда не забывают об этом. А вы, ребята, знаете это правило? Теперь окончания –Ешь, -Ишь всегда пишутся с мягким знаком. И хорошие ученики никогда не забывают об этом. А вы, ребята, знаете это правило? АВТОР: ХАЗИЕВА ГУЗЕЛЬ, 6КЛАСС АВТОР: ХАЗИЕВА ГУЗЕЛЬ, 6КЛАСС

Как родились глаголы 1, 2 спряжения и разноспрягаемые глаголы? Лингвистическая сказка Лингвистическая сказка В некотором царстве, в некотором государстве жили-были глаголы. Они жили в одном домике на Морфологической улице. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были глаголы. Они жили в одном домике на Морфологической улице. Однажды жители этого дома поссорились, потому что не знали, в каких глаголах писать безударную гласную –Е, а в каких - -И. На шум пришла госпожа Орфограмма и сказала: «Не ссорьтесь! Успокойтесь! Я расположу вас в самой простой неопределённой форме. Все глаголы, которые оканчиваются на – Ать, - Еть, будут 1 спряжения, а те, которые оканчиваются на – Ить, будут 2 спряжения! 1спряжение станет любить безударную гласную – Е, 2 спряжение – И!» Однажды жители этого дома поссорились, потому что не знали, в каких глаголах писать безударную гласную –Е, а в каких - -И. На шум пришла госпожа Орфограмма и сказала: «Не ссорьтесь! Успокойтесь! Я расположу вас в самой простой неопределённой форме. Все глаголы, которые оканчиваются на – Ать, - Еть, будут 1 спряжения, а те, которые оканчиваются на – Ить, будут 2 спряжения! 1спряжение станет любить безударную гласную – Е, 2 спряжение – И!» А в это время два глагола Брить и Стелить спрятались от госпожи Орфографии. Она нашла их за углом дома и сказала, что позволит им жить во 2 спряжении как самых непослушных и хулиганистых среди Исключений. А в это время два глагола Брить и Стелить спрятались от госпожи Орфографии. Она нашла их за углом дома и сказала, что позволит им жить во 2 спряжении как самых непослушных и хулиганистых среди Исключений. В это время глаголы Гнать, Держать, Терпеть, Обидеть, Слышать, Видеть, Ненавидеть и Зависеть, и Вертеть, а ещё Дышать, Смотреть убежали во 2 спряжение. Этим 11 глаголам госпожа Орфография тоже как самым хулиганистым тоже разрешила жить во 2 спряжении в качестве Исключения. В это время глаголы Гнать, Держать, Терпеть, Обидеть, Слышать, Видеть, Ненавидеть и Зависеть, и Вертеть, а ещё Дышать, Смотреть убежали во 2 спряжение. Этим 11 глаголам госпожа Орфография тоже как самым хулиганистым тоже разрешила жить во 2 спряжении в качестве Исключения. И в самый последний момент, когда госпожа Орфография уже уходила в учебник, увидела 4 глагола, каждый из которых кричал: «Не хочу! Не буду жить ни в 1, ни во 2 спряжении!» Это были самые капризные и непослушные глаголы во всём царстве: Дать, бежать, Есть, хотеть. Орфография окончательно рассердилась на них, дотронулась до них своей волшебной палочкой и строго сказала: «Ну, что ж, с сегодняшнего дня вы не будете жить в отдельном домике. Вас будут называть Разноспрягаемыми глаголами.» И в самый последний момент, когда госпожа Орфография уже уходила в учебник, увидела 4 глагола, каждый из которых кричал: «Не хочу! Не буду жить ни в 1, ни во 2 спряжении!» Это были самые капризные и непослушные глаголы во всём царстве: Дать, бежать, Есть, хотеть. Орфография окончательно рассердилась на них, дотронулась до них своей волшебной палочкой и строго сказала: «Ну, что ж, с сегодняшнего дня вы не будете жить в отдельном домике. Вас будут называть Разноспрягаемыми глаголами.» С тех пор все глаголы делятся на 1, 2 спряжение и живут в двух прекрасных дворцах, а 4 разноспрягаемых глагола Дать, Бежать, Есть, Хотеть не имеют отдельного дворца. Они ходят в гости то к 1, то 2 спряжению и в них пишутся безударные гласные то – Е, то - И С тех пор все глаголы делятся на 1, 2 спряжение и живут в двух прекрасных дворцах, а 4 разноспрягаемых глагола Дать, Бежать, Есть, Хотеть не имеют отдельного дворца. Они ходят в гости то к 1, то 2 спряжению и в них пишутся безударные гласные то – Е, то - И АВТОР: КАМАЛИЕВА РАЗИНА, 6 КЛАСС АВТОР: КАМАЛИЕВА РАЗИНА, 6 КЛАСС

Лингвистическая сказка Лингвистическая сказка Однажды в стране королевы Грамматики поссорились все глаголы. Одни кричали, что они любят ПРОШЕДШЕЕ, НАСТОЯЩЕЕ и БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ. Поэтому именно они важнее всех. Другие поставили всем глаголам УСЛОВИЕ, что они не будут жить без частицы БЫ, а третьи глаголы то и дело давали всем ПРИКАЗЫ ИЛИ ПРОСЬБЫ. Однажды в стране королевы Грамматики поссорились все глаголы. Одни кричали, что они любят ПРОШЕДШЕЕ, НАСТОЯЩЕЕ и БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ. Поэтому именно они важнее всех. Другие поставили всем глаголам УСЛОВИЕ, что они не будут жить без частицы БЫ, а третьи глаголы то и дело давали всем ПРИКАЗЫ ИЛИ ПРОСЬБЫ. В это время на своей карете мимо них проезжала королева Грамматика и приказала, чтобы все глаголы немедленно прекратили шум и построились в три команды. Глаголы тут же встали вместе со своими друзьями. В это время на своей карете мимо них проезжала королева Грамматика и приказала, чтобы все глаголы немедленно прекратили шум и построились в три команды. Глаголы тут же встали вместе со своими друзьями. Но как только заговорила королева, они все затихли и стали внимательно слушать её. А Грамматика сказала, что отныне все глаголы будут жить на острове НАКЛОНЕНИЙ. Первая команда будет называться ИЗЪЯВИТЕЛЬНЫМ наклонением, потому что её глаголы всегда изъявляют желание побывать в прошедшем, настоящем и будущем времени. Вторая команда – УСЛОВНЫМ, потому что её глаголы любят ставить условие. А третья команда станет ПОВЕЛИТЕЛЬНЫМ НАКЛОНЕНИЕМ, потому что её глаголы очень любят командовать и отдавать приказы. Но как только заговорила королева, они все затихли и стали внимательно слушать её. А Грамматика сказала, что отныне все глаголы будут жить на острове НАКЛОНЕНИЙ. Первая команда будет называться ИЗЪЯВИТЕЛЬНЫМ наклонением, потому что её глаголы всегда изъявляют желание побывать в прошедшем, настоящем и будущем времени. Вторая команда – УСЛОВНЫМ, потому что её глаголы любят ставить условие. А третья команда станет ПОВЕЛИТЕЛЬНЫМ НАКЛОНЕНИЕМ, потому что её глаголы очень любят командовать и отдавать приказы. АВТОР: ХУЗИЕВ РАНИС, 6 КЛАСС АВТОР: ХУЗИЕВ РАНИС, 6 КЛАСС Сказка про наклонения глаголов

Что делать? Что сделать? Лингвистическая сказка Лингвистическая сказка В некотором царстве, в некотором государстве жила - была принцесса глаголов Совершенного вида. Когда она гуляла в саду, увидела маленького оловянного солдатика. Он лежал и смотрел на неё так печально… Принцесса подумала: «Что же мне сделать? Что сделать?». Потом взяла и поцеловала его в щёчку. И вдруг оловянный солдатик превратился в прекрасного принца. Он тут же подумал: «Что делать? Что делать?» Оказалось, что это был принц глаголов Несовершенного вида. Все его подданные любят спрашивать: «Что делать?» Злая ведьма Ошибка- Машибка превратили его в оловянного солдатика, а его отец и вовсе король всех глаголов. В некотором царстве, в некотором государстве жила - была принцесса глаголов Совершенного вида. Когда она гуляла в саду, увидела маленького оловянного солдатика. Он лежал и смотрел на неё так печально… Принцесса подумала: «Что же мне сделать? Что сделать?». Потом взяла и поцеловала его в щёчку. И вдруг оловянный солдатик превратился в прекрасного принца. Он тут же подумал: «Что делать? Что делать?» Оказалось, что это был принц глаголов Несовершенного вида. Все его подданные любят спрашивать: «Что делать?» Злая ведьма Ошибка- Машибка превратили его в оловянного солдатика, а его отец и вовсе король всех глаголов. Он предложил принцессе глаголов Несовершенного вида: «Пойдём, я познакомлю тебя со своими друзьями глаголами!» И они пошли знакомиться. Он предложил принцессе глаголов Несовершенного вида: «Пойдём, я познакомлю тебя со своими друзьями глаголами!» И они пошли знакомиться. Прошло совсем немного времени, и они поженились. С тех пор глаголы Совершенного и несовершенного вида живут очень дружно и всегда уступают друг другу место. Если кто- то спрашивает: «Что делать?», то за дело принимаются глаголы Несовершенного вида, а если кто- либо интересуется: «Что нужно сделать?»- то на помощь идут глаголы Совершенного вида. Прошло совсем немного времени, и они поженились. С тех пор глаголы Совершенного и несовершенного вида живут очень дружно и всегда уступают друг другу место. Если кто- то спрашивает: «Что делать?», то за дело принимаются глаголы Несовершенного вида, а если кто- либо интересуется: «Что нужно сделать?»- то на помощь идут глаголы Совершенного вида. АВТОР: АВТОР: ГАТИЯТУЛЛИН ГАТИЯТУЛЛИН ИЛЬДАР, ИЛЬДАР, 6 КЛАСС 6 КЛАСС

Самооценка Самооценка Ты отлично справился с заданием- 5! Ты отлично справился с заданием- 5! Небольшая пауза во время презентации сказки- 4! Небольшая пауза во время презентации сказки- 4! Тебе нужно серьёзно работать над раз-витием связной речи- 3! Тебе нужно серьёзно работать над раз-витием связной речи- 3!

Спасибо за внимание !