1 Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае СЕМИНАР С СОТРУДНИКАМИ ГУФСИН РОССИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание в учреждениях закрытого типа относится к двум основным группам населения относится к двум основным группам населения психически больные психически.
Advertisements

Павел Владимирович Миков, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ НАСИЛИЯ, ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ…
Конституция РФ Статья Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Тема: « Ваши права, дети!». Право человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что – то делать, осуществлять, это то,
Президент России Дмитрий Медведев считает главной задачей государства заботу о детях. В ходе выступления с посланием Федеральному Собранию глава государства.
Проблемы реализации и защиты прав ребенка. Выполнила студентка Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования.
Новый этап в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи начался с изменением и принятием нового закона в этом направлении. Федеральный.
Статья 143 УК РФ. Нарушение требований охраны труда (редакция, действующая с ) 1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое.
Павел Владимирович Миков, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае.
« Ваши права, дети!». Право человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что – то делать, осуществлять, это то, что.
«Нормативные основы прав детей в ДОУ и семье». Основные документы определяющие права ребенка: 1924 г. – Женевская декларация прав ребенка 1948 г. – Всеобщая.
Руководитель: Ключникова Ирина Анатольевна Выполнила: студентка гр Бочковская Александра Московский колледж моделирования обуви и маркетинга.
« О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного.
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА. В ноябре 2009 года исполнилось 20 лет Конвенции о правах ребёнка!
Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто- то с востока, с севера и с юга, из богатой страны и из бедной.
Международные инструменты и сети, действующие в интересах детей.
Особенности применения к несовершеннолетним меры пресечения в виде заключения под стражу.
Лишение свободы в отношении лиц ищущих убежища и беженцев.
Несовершеннолетние правонарушители Выполнила студентка 2 курса ГОУВПО ТГПИ Чернуха Виктория Валерьевна © 2010 г Чернуха Виктория Валерьевна © 2010 г Проект.
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА. Что такое конвенция ООН о правах ребёнка? «Конвенция» - это международный Договор. Документ состоит из 54 статей.
Транксрипт:

1 Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае СЕМИНАР С СОТРУДНИКАМИ ГУФСИН РОССИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ «Международные стандарты при содержании несовершеннолетних правонарушителей в пенитенциарных учреждениях». 14 июля 2012 года.

2 Конституция Российской Федерации часть 4 статьи 15. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»

3 Международные стандарты это правила, выработанные в области исполнения наказаний усилиями международного сотрудничества государств, ученых и практиков, юристов и педагогов, медиков и психологов. Международные стандарты это правила, выработанные в области исполнения наказаний усилиями международного сотрудничества государств, ученых и практиков, юристов и педагогов, медиков и психологов. (Л. И. БЕЛЯЕВА профессор кафедры уголовно-исполнительного права ВИПЭ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ) (Л. И. БЕЛЯЕВА профессор кафедры уголовно-исполнительного права ВИПЭ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ) - международные стандарты появились не сегодня и не вдруг; - международные стандарты появились не сегодня и не вдруг; - они уходят своими корнями в прошлое, они волновали лучшие умы наших предшественников; - они уходят своими корнями в прошлое, они волновали лучшие умы наших предшественников; - в сегодняшней постановке вопросов отразились их искания, их опыт, их выводы и их предостережения. - в сегодняшней постановке вопросов отразились их искания, их опыт, их выводы и их предостережения. - от нас зависит продвижение накопленного десятилетиями опыта, его приращение и обогащение нынешней практикой. - от нас зависит продвижение накопленного десятилетиями опыта, его приращение и обогащение нынешней практикой.

Истоки международных стандартов Дигесты Юстиниана (В Дигестах собраны и систематизированы извлечения из юридических сочинений 39 знаменитых римских юристов I в. до н. э. VI в. н. э.) в которых рассматривались права несовершеннолетних (первый этап); Дигесты Юстиниана (В Дигестах собраны и систематизированы извлечения из юридических сочинений 39 знаменитых римских юристов I в. до н. э. VI в. н. э.) в которых рассматривались права несовершеннолетних (первый этап); Истоки международных стандартов относятся к 40-м гг. XIX столетия (второй этап). В это время возрос интерес к проблемам наказания и тюрьмы, положению заключенных в тюрьмах, в особенности несовершеннолетних. Истоки международных стандартов относятся к 40-м гг. XIX столетия (второй этап). В это время возрос интерес к проблемам наказания и тюрьмы, положению заключенных в тюрьмах, в особенности несовершеннолетних. За период с 1890 по 1911 г.г. проведены пять Международных конгрессов патроната. Место проведения - Бельгия страна, которая занимала одно из ведущих мест в деле рациональной постановки патроната. На конгрессах основное внимание уделялось вопросам защиты детей, помощи освобожденным из мест заключения, попечения о нищенствующих, бродягах, душевнобольных Международное сотрудничество в области тюремного дела продолжалось до 1914 г., до начала Первой мировой войны. За период с 1890 по 1911 г.г. проведены пять Международных конгрессов патроната. Место проведения - Бельгия страна, которая занимала одно из ведущих мест в деле рациональной постановки патроната. На конгрессах основное внимание уделялось вопросам защиты детей, помощи освобожденным из мест заключения, попечения о нищенствующих, бродягах, душевнобольных Международное сотрудничество в области тюремного дела продолжалось до 1914 г., до начала Первой мировой войны. Международное сотрудничество возрождается с 1925 г. (третий этап), приобретая новые формы и направления. Однако, не успев развиться, оно приостановилось в годы Великой Отечественной войны. Международное сотрудничество возрождается с 1925 г. (третий этап), приобретая новые формы и направления. Однако, не успев развиться, оно приостановилось в годы Великой Отечественной войны. С 50-х гг. XX в. начинается четвертый этап международного сотрудничества в области проблем обращения с заключенными. С 50-х гг. XX в. начинается четвертый этап международного сотрудничества в области проблем обращения с заключенными. Один раз в пять лет проводятся конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Один раз в пять лет проводятся конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. За время своего существования Организация Объединенных Наций разработала достаточно большое количество международных документов по вопросам предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, исполнения уголовных наказаний. Это, например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.), Европейский тюремные правила (1987 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.) и др. За время своего существования Организация Объединенных Наций разработала достаточно большое количество международных документов по вопросам предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, исполнения уголовных наказаний. Это, например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.), Европейский тюремные правила (1987 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.) и др. 4

Возраст уголовной ответственности Среди государств-членов ООН самым минимальным возрастом уголовной ответственности является возраст в семь лет (Австралия: Тасмания, Бангладеш, Белиз, Иордания, Ирландия, Кипр, Кувейт, Ливан, Пакистан, Тайланд и др.). Среди государств-членов ООН самым минимальным возрастом уголовной ответственности является возраст в семь лет (Австралия: Тасмания, Бангладеш, Белиз, Иордания, Ирландия, Кипр, Кувейт, Ливан, Пакистан, Тайланд и др.). Возраст восемь лет установлен в Соединенном королевстве (Великобритания), в Шри-Ланка; Возраст восемь лет установлен в Соединенном королевстве (Великобритания), в Шри-Ланка; Девять лет – Ирак, Филиппины, Эфиопия; Девять лет – Ирак, Филиппины, Эфиопия; Десять лет – Австралия (большинство штатов), Непал, Новая Зеландия, Соединенное Королевство и др.; Десять лет – Австралия (большинство штатов), Непал, Новая Зеландия, Соединенное Королевство и др.; Двенадцать лет – Канада, Марокко, Корея, Уганда, Ямайка; Двенадцать лет – Канада, Марокко, Корея, Уганда, Ямайка; Тринадцать лет – Алжир, Бенин, Гвинея, Мадагаскар, Польша, Сенегал, Тунис, Франция; Тринадцать лет – Алжир, Бенин, Гвинея, Мадагаскар, Польша, Сенегал, Тунис, Франция; Четырнадцать лет – Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Италия, Китай, Ливия, Российская Федерация, Румыния, Словения, Югославия, Япония и др.; Четырнадцать лет – Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Италия, Китай, Ливия, Российская Федерация, Румыния, Словения, Югославия, Япония и др.; Пятнадцать лет – Египет, Исландия, Норвегия, Перу, Швеция и др.; шестнадцать лет – Азербайджан, Аргентина, Беларусь, Боливия, Испания, Монголия, Украина, Чили и др.; Пятнадцать лет – Египет, Исландия, Норвегия, Перу, Швеция и др.; шестнадцать лет – Азербайджан, Аргентина, Беларусь, Боливия, Испания, Монголия, Украина, Чили и др.; Шестнадцать лет – США; Шестнадцать лет – США; Восемнадцать – Бельгия, Колумбия, Мексика, Панама, Уругвай и др. Восемнадцать – Бельгия, Колумбия, Мексика, Панама, Уругвай и др. 5

Суть международных правил исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних 1. Несовершеннолетний правонарушитель это человек, следовательно, на него распространяется влияние всех международных документов о правах человека; 1. Несовершеннолетний правонарушитель это человек, следовательно, на него распространяется влияние всех международных документов о правах человека; 2. Несовершеннолетний правонарушитель это, как отмечается в Конвенции о правах ребенка, ребенок. Из чего следует, что необходимо принимать во внимание требования международных документов о правах и благосостоянии детей; 2. Несовершеннолетний правонарушитель это, как отмечается в Конвенции о правах ребенка, ребенок. Из чего следует, что необходимо принимать во внимание требования международных документов о правах и благосостоянии детей; 3. Несовершеннолетний правонарушитель это лицо, находящееся в заключении, и к нему применимы по положения документов, относящихся к этой области; 3. Несовершеннолетний правонарушитель это лицо, находящееся в заключении, и к нему применимы по положения документов, относящихся к этой области; 4. Несовершеннолетний правонарушитель это ребенок, находящийся в особых, несвойственных детскому возрасту условиях. Это отражено в соответствующих международных документах по данному вопросу 4. Несовершеннолетний правонарушитель это ребенок, находящийся в особых, несвойственных детскому возрасту условиях. Это отражено в соответствующих международных документах по данному вопросу; 5. Несовершеннолетний правонарушитель может оказаться умственно отсталым или инвалидом. В этом случае необходимо учесть положения конкретных международных документов, таких как Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.), Декларация о правах инвалидов (1975 г.), Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.) 5. Несовершеннолетний правонарушитель может оказаться умственно отсталым или инвалидом. В этом случае необходимо учесть положения конкретных международных документов, таких как Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.), Декларация о правах инвалидов (1975 г.), Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.) 6

Международные стандарты при обращении с несовершеннолетними правонарушителями изложены в следующих основных документах ООН: Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.); Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) (1990 г.); Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) (1990 г.); Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.); Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.); 7

8 Международные стандарты при обращении с несовершеннолетними правонарушителями изложены в следующих основных документах ООН: КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ ПЫТОК И ДРУГИХ ЖЕСТОКИХ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ ИЛИ УНИЖАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО ВИДОВ ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ (1984 г.). КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ ПЫТОК И ДРУГИХ ЖЕСТОКИХ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ ИЛИ УНИЖАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО ВИДОВ ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ (1984 г.). ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК И БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО ИЛИ УНИЖАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО ОБРАЩЕНИЯ ИЛИ НАКАЗАНИЯ (1975 г.) ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК И БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО ИЛИ УНИЖАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО ОБРАЩЕНИЯ ИЛИ НАКАЗАНИЯ (1975 г.) ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА (1987 г.); ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА (1987 г.); МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ (1955 г.); МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ (1955 г.); СВОД ПРИНЦИПОВ ЗАЩИТЫ ВСЕХ ЛИЦ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ЗАДЕРЖАНИЮ ИЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЮ В КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО ФОРМЕ (1988 г.); СВОД ПРИНЦИПОВ ЗАЩИТЫ ВСЕХ ЛИЦ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ЗАДЕРЖАНИЮ ИЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЮ В КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО ФОРМЕ (1988 г.); ПРИНЦИПЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К РОЛИ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, В ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕЙ, В ЗАЩИТЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ИЛИ ЗАДЕРЖАННЫХ ЛИЦ ОТ ПЫТОК И ДРУГИХ ЖЕСТОКИХ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ ИЛИ УНИЖАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО ВИДОВ ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ (1982 г.) ПРИНЦИПЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К РОЛИ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, В ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕЙ, В ЗАЩИТЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ИЛИ ЗАДЕРЖАННЫХ ЛИЦ ОТ ПЫТОК И ДРУГИХ ЖЕСТОКИХ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ ИЛИ УНИЖАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО ВИДОВ ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ (1982 г.) КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПРАВОПОРЯДКА (1989 г.). КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПРАВОПОРЯДКА (1989 г.).

Международные стандарты, являющиеся приоритетными при разработке Минимальных стандартных правил ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.): Несовершеннолетние должны обладать всеми правами, доступными для взрослых (Всеобщая декларация прав человека, ст. 2). Несовершеннолетние должны обладать всеми правами, доступными для взрослых (Всеобщая декларация прав человека, ст. 2). Каждый лишенный свободы ребенок должен пользоваться гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 37). Каждый лишенный свободы ребенок должен пользоваться гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 37). Обвиняемые несовершеннолетние отделяются от совершеннолетних и в кратчайший срок доставляются в суд для вынесения решения (Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 10.2). Обвиняемые несовершеннолетние отделяются от совершеннолетних и в кратчайший срок доставляются в суд для вынесения решения (Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 10.2). 9

Конвенция ООН о правах ребенка Ребенок – каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (эмансипация). Ребенок – каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (эмансипация). Россия: Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в статье 1 определяет, что «ребенок – это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)», а Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июля 1999 года, содержит понятие «несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет». Россия: Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в статье 1 определяет, что «ребенок – это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)», а Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июля 1999 года, содержит понятие «несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет». Дети в возрасте до 14 лет являются малолетними; Дети в возрасте до 14 лет являются малолетними; Дети в возрасте от 14 до 18 лет – несовершеннолетними. Дети в возрасте от 14 до 18 лет – несовершеннолетними. 10

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних Состоят из 6 частей и 30 статей с комментариями; Состоят из 6 частей и 30 статей с комментариями; Часть 1 «Общие принципы» – 9 статей и комментарии; Часть 1 «Общие принципы» – 9 статей и комментарии; Часть 2 «Расследование и судебное разбирательство» – 4 статьи и комментарии; Часть 2 «Расследование и судебное разбирательство» – 4 статьи и комментарии; Часть 3 «Вынесение судебного решения и выбор мер воздействия» – 9 статей и комментарии; Часть 3 «Вынесение судебного решения и выбор мер воздействия» – 9 статей и комментарии; Часть 4 «Обращение с правонарушителями вне исправительных учреждений» – 3 статьи и комментарии; Часть 4 «Обращение с правонарушителями вне исправительных учреждений» – 3 статьи и комментарии; Часть 5 «Обращение с правонарушителями в исправительных учреждениях» – 4 статьи и комментарий; Часть 5 «Обращение с правонарушителями в исправительных учреждениях» – 4 статьи и комментарий; Часть 6 «Исследование, планирование, разработка и оценка политики» – 1 статья и комментарии. Часть 6 «Исследование, планирование, разработка и оценка политики» – 1 статья и комментарии. 11

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних не устанавливают конкретный возраст для определения целевой группы, но в правиле «2. 2. а)» закрепляют, что для целей настоящего документа «несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому». не устанавливают конкретный возраст для определения целевой группы, но в правиле «2. 2. а)» закрепляют, что для целей настоящего документа «несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому». 12

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних Право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации. Право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации. В принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя (правило 8). В принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя (правило 8). Содержание под стражей до суда по возможности заменяется другими альтернативными мерами, такими, как постоянный надзор, активная воспитательная работа или помещение в семью или в воспитательное учреждение или дом (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних [Пекинские правила], правило 13.2). Содержание под стражей до суда по возможности заменяется другими альтернативными мерами, такими, как постоянный надзор, активная воспитательная работа или помещение в семью или в воспитательное учреждение или дом (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних [Пекинские правила], правило 13.2). Во время пребывания под стражей несовершеннолетним должен обеспечиваться уход, защита и вся необходимая индивидуальная помощь социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, которые им могут потребоваться ввиду их возраста, пола и личности (Пекинские правила, правило 13.5). Во время пребывания под стражей несовершеннолетним должен обеспечиваться уход, защита и вся необходимая индивидуальная помощь социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, которые им могут потребоваться ввиду их возраста, пола и личности (Пекинские правила, правило 13.5). Помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимально необходимого срока (Пекинские правила, правило 19.1). Помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимально необходимого срока (Пекинские правила, правило 19.1). 13

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних Целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, является обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе (Пекинские правила, правило 26.1). Целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, является обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе (Пекинские правила, правило 26.1). Молодым женщинам-правонарушителям, помещенным в исправительное учреждение, должно уделяться особое внимание с учетом их личных нужд и проблем. Им должен обеспечиваться такой же уход, защита, помощь, обращение и профессиональная подготовка, как и молодым мужчинам-правонарушителям. Следует обеспечить справедливое обращение с ними (Пекинские правила, правило 26.4). Молодым женщинам-правонарушителям, помещенным в исправительное учреждение, должно уделяться особое внимание с учетом их личных нужд и проблем. Им должен обеспечиваться такой же уход, защита, помощь, обращение и профессиональная подготовка, как и молодым мужчинам-правонарушителям. Следует обеспечить справедливое обращение с ними (Пекинские правила, правило 26.4). В интересах благополучия несовершеннолетних, помещенных в исправительные учреждения, их родители или опекуны должны иметь право посещать их. Семья или опекун несовершеннолетнего ставятся в известность о задержании, переводе, освобождении, болезни, травме или смерти несовершеннолетнего (Пекинские правила 10.1, 11.3 и 26.5). В интересах благополучия несовершеннолетних, помещенных в исправительные учреждения, их родители или опекуны должны иметь право посещать их. Семья или опекун несовершеннолетнего ставятся в известность о задержании, переводе, освобождении, болезни, травме или смерти несовершеннолетнего (Пекинские правила 10.1, 11.3 и 26.5). 14

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних Необходимо поощрять межведомственное сотрудничество с целью обеспечения соответствующей академической или, по возможности, профессиональной подготовки находящихся в исправительных учреждениях несовершеннолетних, с тем чтобы после их выхода из исправительного учреждения они имели полноценное образование (Пекинские правила, правило 26.6). Необходимо поощрять межведомственное сотрудничество с целью обеспечения соответствующей академической или, по возможности, профессиональной подготовки находящихся в исправительных учреждениях несовершеннолетних, с тем чтобы после их выхода из исправительного учреждения они имели полноценное образование (Пекинские правила, правило 26.6). Следует прилагать усилия для использования промежуточных форм работы, таких как исправительные учреждения с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки и другие аналогичные им соответствующие формы, которые могут способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества (Пекинские правила, правило 29.1). Следует прилагать усилия для использования промежуточных форм работы, таких как исправительные учреждения с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки и другие аналогичные им соответствующие формы, которые могут способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества (Пекинские правила, правило 29.1). Оружие не должно носиться в исправительных учреждениях, которые содержат несовершеннолетних (Пекинские правила, правило 65). Оружие не должно носиться в исправительных учреждениях, которые содержат несовершеннолетних (Пекинские правила, правило 65). 15

Известно, что в колонии оказываются подростки, совершившие тяжкие преступления. И тем не менее сотрудники не должны воспринимать своих подопечных в первую очередь как правонарушителей. За основу здесь необходимо принять одно из положений Эр-Риядских руководящих принципов, в котором отмечается, что определение молодого человека как нарушителя, правонарушителя во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей. Таким образом, при обращении с несовершеннолетним, находящимся в колонии, как с правонарушителем, преступником есть риск невольного закрепления стереотипа правонарушающего поведения. На это обстоятельство еще в прошлом веке настойчиво обращал внимание знаток детей- правонарушителей, наш соотечественник Дмитрий Андреевич Дриль. Известно, что в колонии оказываются подростки, совершившие тяжкие преступления. И тем не менее сотрудники не должны воспринимать своих подопечных в первую очередь как правонарушителей. За основу здесь необходимо принять одно из положений Эр-Риядских руководящих принципов, в котором отмечается, что определение молодого человека как нарушителя, правонарушителя во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей. Таким образом, при обращении с несовершеннолетним, находящимся в колонии, как с правонарушителем, преступником есть риск невольного закрепления стереотипа правонарушающего поведения. На это обстоятельство еще в прошлом веке настойчиво обращал внимание знаток детей- правонарушителей, наш соотечественник Дмитрий Андреевич Дриль. Принимая во внимание это положение, администрации мест принудительного содержания следует быть очень осторожными и в отношении к тем подросткам, которые допускают нарушения установленных правил в самом учреждении, с тем чтобы не формировать в них устойчивого негативного поведения. Принимая во внимание это положение, администрации мест принудительного содержания следует быть очень осторожными и в отношении к тем подросткам, которые допускают нарушения установленных правил в самом учреждении, с тем чтобы не формировать в них устойчивого негативного поведения. 16

17 Уважение к достоинству человека и должно лежать в основе обращения с несовершеннолетними, находящимися в колонии. Часто при встречах с сотрудниками колоний приходится слышать, в особенности от молодых, неопытных сотрудников, недовольство тем, что, вот, многовато у нас в колониях гуманизма. Все на стороне осужденных, а вот сотрудники бесправны и бессильны. И если бы их (осужденных) «зажать» как следует, тогда порядка было бы больше. Уважение к достоинству человека и должно лежать в основе обращения с несовершеннолетними, находящимися в колонии. Часто при встречах с сотрудниками колоний приходится слышать, в особенности от молодых, неопытных сотрудников, недовольство тем, что, вот, многовато у нас в колониях гуманизма. Все на стороне осужденных, а вот сотрудники бесправны и бессильны. И если бы их (осужденных) «зажать» как следует, тогда порядка было бы больше. Хочу подчеркнуть, что такое утверждение и в принципе, и по существу неверно, и даже опасно. Как выясняется, «зажать» означает «не кормить их три раза, а посадить на хлеб и воду», «укладывать не на белые простыни, а на солому» и «ходят пусть босиком» и т. п. «тогда они как шелковые станут». Как свидетельствует история, такие попытки имели место. И там, где заключенные «спали на соломе и ходили босиком», дело всегда заканчивалось одним и тем же: бунтами, в ходе которых колонии разносились в щепки или превращались в пепел, а сотрудники не все оставались в живых. Так было в конце XIX в. в Нижегородской, Ташкентской колониях, Ярославском, Московском (Рукавишниковском), Одесском приютах. Так было и в совсем недавнем прошлом в Черемховской, Икшанской, Арзамасской и других колониях. Дело в том, что попытки «зажать» на самом деле означают ущемление в правах, которые являются общечеловеческими. Именно поэтому в правилах закрепляются положения о том, что заключенные должны быть обеспечены всем необходимым без каких-либо ограничений. Хочу подчеркнуть, что такое утверждение и в принципе, и по существу неверно, и даже опасно. Как выясняется, «зажать» означает «не кормить их три раза, а посадить на хлеб и воду», «укладывать не на белые простыни, а на солому» и «ходят пусть босиком» и т. п. «тогда они как шелковые станут». Как свидетельствует история, такие попытки имели место. И там, где заключенные «спали на соломе и ходили босиком», дело всегда заканчивалось одним и тем же: бунтами, в ходе которых колонии разносились в щепки или превращались в пепел, а сотрудники не все оставались в живых. Так было в конце XIX в. в Нижегородской, Ташкентской колониях, Ярославском, Московском (Рукавишниковском), Одесском приютах. Так было и в совсем недавнем прошлом в Черемховской, Икшанской, Арзамасской и других колониях. Дело в том, что попытки «зажать» на самом деле означают ущемление в правах, которые являются общечеловеческими. Именно поэтому в правилах закрепляются положения о том, что заключенные должны быть обеспечены всем необходимым без каких-либо ограничений.

Места принудительного содержания несовершеннолетних правонарушителей в Пермском крае Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Пермскому краю; Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Пермскому краю; Изоляторы временного содержания отделов полиции ГУ МВД России по Пермскому краю (33 ИВС); Изоляторы временного содержания отделов полиции ГУ МВД России по Пермскому краю (33 ИВС); Пермская воспитательная колония; Пермская воспитательная колония; Следственные изоляторы системы ГУФСИН России по Пермскому краю (2, 3, 4, 5); Следственные изоляторы системы ГУФСИН России по Пермскому краю (2, 3, 4, 5); ГСУ ВУЗТ специальные школы закрытого типа (Очерская, Теплогорская). ГСУ ВУЗТ специальные школы закрытого типа (Очерская, Теплогорская). 18

Основные недостатки, выявленные Уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае в местах принудительного содержания несовершеннолетних правонарушителей Нарушение порядка и правил обращения, а также условий содержания несовершеннолетних правонарушителей в спецучреждениях правоохранительных органов; Нарушение порядка и правил обращения, а также условий содержания несовершеннолетних правонарушителей в спецучреждениях правоохранительных органов; Искривление дисциплинарной практики при организации воспитательной работы в следственных изоляторах (большое количество взысканий без учета личности несовершеннолетнего правонарушителя); Искривление дисциплинарной практики при организации воспитательной работы в следственных изоляторах (большое количество взысканий без учета личности несовершеннолетнего правонарушителя); Недостаточный уровень профилактики правонарушений среди несовершеннолетних правонарушителей; Недостаточный уровень профилактики правонарушений среди несовершеннолетних правонарушителей; Слабое знание администрацией спецучреждений международных стандартов, а также особенностей и специфики работы с данной категорией несовершеннолетних граждан; Слабое знание администрацией спецучреждений международных стандартов, а также особенностей и специфики работы с данной категорией несовершеннолетних граждан; Ограничение доступа несовершеннолетних правонарушителей к образованию на период предварительного расследования при помещении их в ИВС и СИЗО. Ограничение доступа несовершеннолетних правонарушителей к образованию на период предварительного расследования при помещении их в ИВС и СИЗО. 19

Эта тюрьма находится в норвежском городе Хальден и занимает 30 гектаров леса. В каждой камере размером 12 кв. м. есть душ, ЖК-телевизор. Также в тюрьме есть своя студия звукозаписи, медицинский центр и многое другое. А в коридорах висят картины. Тюрьма рассчитана на 252 заключенных. 20

Комната (камера) для осужденных 21

Спортивный зал 22

Сотрудники администрации 23

24 Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Владимирович Миков Спасибо за внимание!