Русские ученые-графики, чертежники и архитекторы n Николай Александрович Львов (слайды 2-3) n Лазарь Маркович Лисицкий (слайды 4-7) n Владимир Евграфович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Василий Васильевич Кандинский(16 дек дек. 1944)– русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.
Advertisements

Татлин Владимир Евграфович 1885–1953. Владимир Евграфович Татлин (1885–1953), русский художник; наряду с К.С.Малевичем – один из двух самых авторитетных.
МОУСОШ 2 Кандинский Василий Васильевич Подготовила ученица 7 «Б» класса Соловьева Елена 2009год.
Казимир Северинович Малевич ( ) – художник, прославленный в жанре авангардизма, импрессионизма, футуризма, кубизма. Родился Казимир 23 февраля.
Урок литературы в 9 «Б» классе Тема урока: Новаторство В. Маяковского. Ранняя лирика, стихи о любви. Учитель: Балмаева Г.И.
Казими́р Севери́нович Мале́вич российско-советский художник- авангардист, один из основателей супрематизма направления в абстрактном искусстве. Казимир.
{ Тема: Архитектура России конца ХІХ- начала ХХ века. Фёдор Осипович Шехтель.
Александр Михайлович Родченко (23 ноября декабря 1956)
Скульптура и Архитектура в СССР в 30 -е годы. В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. В соответствии с этим планом.
Васнецов Виктор Михайлович ( )
Творчество М. З. Шагала Подготовил ученик 9а класса МОУСОШ 2 Земский Евгений.
Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович ( ) Художник Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 года 3 мая в селе Лопьял.
Дом В.Я.Брюсова. В начале XX века Валерий Брюсов был одной из крупнейших фигур русской литературной жизни, находился в самом её центре. И совершенно естественно,
Родилась в Петербурге в семье, любившей и понимавшей искусство. Отец будущей художницы служил офицером.
Проект «Богатства, отданные людям». Окружающий мир. 3 класс Подготовил обучающийся 3 класса Сологуб Иван.
«Когда зовем изучать прошлое, будем делать это лишь ради будущего». Николай Рерих.
Дизайн в СССР В. Татлин. Проект памятника-дворца Третьего Интернационала.
Выставочный зал Айвазовский Иван Константинович родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Выходец из семьи армянского купца. Учился в петербуржской Академии.
Конструктивизм советскийсоветский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно- прикладном.
ЯН СИБЕЛИУС ( ). В небольшом городе Хяменлияна на юге центральной части Финляндии, невдалеке от Хельсинки, 8 декабря 1865 года в.
Транксрипт:

Русские ученые-графики, чертежники и архитекторы n Николай Александрович Львов (слайды 2-3) n Лазарь Маркович Лисицкий (слайды 4-7) n Владимир Евграфович Татлин (слайды 8-11) n Информация о данной презентации (слайд 12) С. Сибко, 9 «В» класс.

Николай Александрович Львов ( /04) n Русский писатель, музыковед, ученый и изобретатель, архитектор и график, один из наиболее универсальных талантов русского века Просвещения. Родился в деревне Черенчицы (Новоторжский уезд, Тверская губерния) 4 (15) марта 1751 в семье отставного прапорщика. Приехав в Петербург (скорее всего, в 1769), вступил в бомбардирскую роту Измайловского полка, но уже в начале 1770-х годов перешел на гражданскую службу. В 1771 поместил свои первые стихотворные опыты в рукописном журнале Труды четырех общинников. Путешествовал по Западной Европе, побывав, в частности, во Франции и Италии (1777; второй раз ездил в Италию в 1781). По возвращении в Петербург служил в Коллегии иностранных дел, а с 1782 в Почтовом департаменте. Жил в Петербурге и своем родовом имении Черенчицы-Никольское. n Долгие годы входил в поэтический кружок, членами которого были также Г.Р.Державин, В.В.Капнист, И.И.Хемницер, И.И.Дмитриев и другие. Писал эпиграммы, басни, кантаты, оды, элегии сатиры, поэмы (Русский 1791 год), в том числе в жанре научной поэмы (Ботаническое путешествие на Дудорову гору 1792, мая 8-го). Со временем перешел от сентиментализма (Идиллия. Вечер 1780 года, ноября 8-го) к романтизму (Ночь в чухонской избе на пустыре, 1797). Опубликовал сборник подстрочных переводов Анакреона (1794). Наиболее исторически значительны те из его литературных произведений, что тематически или постановочно связаны с музыкой (ода Музыка, 1780-е годы; неоконченная поэма Добрыня, богатырская песня – опубликована посмертно в 1804). n Будучи одаренным музыкантом, душою домашних концертов и спектаклей, Львов (по словам Державина) особенно любил русское природное стихотворство, т.е. крестьянскую песню. Песенный фольклор с пестрыми вкраплениями народного арго составляет речевую основу его комической оперы Ямщики на подставе (музыка Е.И.Фомина; 1787) – первой в России хоровой оперы. Среди других текстов Львова, рассчитанных на музыкальное исполнение, выделяется героическое игрище (или ирои- комическая опера) Парисов суд (1796), сочетающее античную мифологию с чертами русской простонародной пасторали. Большое значение для фольклористики имело изданное им вместе с чешским композитором И.Прачем Собрание русских народных песен с их голосами, положенными на музыку Иваном Прачем (1790), – в сопровождении львовского трактата О русском народном пении, где автор впервые указал на многоголосный характер русского пения. Мелодии этого сборника позднее нашли отражение в творчестве ряда композиторов, включая Бетховена и Н.А.Римского-Корсакова. Публиковал также древние летописи (Летописец русский от пришествия Рюрика до кончины царя Иоанна Васильевича, 1792; Подробная летопись России до Полтавской баталии, 1798), тогда же задумал создать Словарь художников и художеств, – который стал бы первой русской арт-энциклопедией, но остался просто замыслом). Окончание >>

n Зодчий-самоучка, внес большой вклад в архитектуру русского классицизма. Базисный смысл со времени визитов Львова в Италию имело для него творчество А.Палладио; в 1798 издал в собственном переводе и со своим предисловием и примечаниями первый том Четырех книг об архитектуре. Стремился распространить в своих постройках первозданный вкус Палладиев, с его гармоническим сочетанием красоты и практической пользы. Среди его реализованных проектов – собор святого Иосифа в Могилеве (1781–1797; разрушен в 1930-е годы), петербургский почтамт (1782–1789), Невские ворота Петропавловской крепости (1784–1787), Троицкая церковь в селе Александровском, ныне в черте Петербурга (Кулич и Пасха, 1785–1797), Борисоглебский собор в Торжке (строил архитектор Ф.И.Буци; 1785–1796), Екатерининская церковь-ротонда в городке Валдай (1793), усадьбы в Знаменском (Раек), Арпачево, Митино-Василево, Премухине в Тверской области, Воронове и Введенском в Московской области (все – 1780–1790-е годы; сохранились лишь более или менее крупные фрагменты былых ансамблей). К 1789–1804 относятся жилые и хозяйственные постройки, а также семейная усыпальница в Никольском-Черенчицах. Часто выделяясь – подобно Невским воротам или Куличу и Пасхе (храмовая ротонда с пирамидальной колокольней) – оригинальной выразительностью композиции и силуэта, архитектурные идеи Львова имели в то же время и большое типообразующее значение, прежде всего в усадебной архитектуре. К тому же он постоянно сочетал свои сооружения с новаторскими инженерными разработками (такова, в частности, система водоснабжения в Торжке, оформленная ротондой-колодцем на Торговой площади, 1802). Не раз выступал и как паркостроитель: изложил принципы устройства пейзажного парка с элементами регулярной планировки в многочисленных пометках и рисунках на полях книги К.Гиршфельда о садоводстве (экземпляр в собрании Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина), а также в альбоме с проектами парка в московской усадьбе своего покровителя канцлера А.А.Безбородко (1797– 1799). Открыв в 1786 в районе Валдайской возвышенности и города Боровичи залежи каменного угля, активно способствовал его разработкам, попутно исследуя новые возможности его отопительного и промышленного применения (для получения корабельной смолы, серы, кокса и каменного картона, т.е. толя). В 1795 опубликовал трактат Русская пиростатика, или употребление испытанных уже воздушных печей и каминов с собственноручно награвированными чертежами новых отопительно- вентиляционных устройств (первую работу такого рода в России), а в 1799 – сочинение О пользе и употреблении русского земляного угля. В тот же период изобрел способ возведения зданий из утрамбованной земли, укрепленной известковым раствором, и учредил школу землебитного строительства в Никольском. Примером такого рода здания явилась резиденция приора Мальтийского ордена (Приорат) в Гатчине (1798–1799). С 1799 центром его экспериментов была Тюфелева дача близ подмосковного (в то время) Симонова монастыря, ставшая своеобразным технологическим институтом. В 1803 предпринял краеведческое путешествие в южнорусские губернии, в Крым и на Кавказ. n Умер Львов в Москве 22 декабря 1803 (3 января 1804). Николай Александрович Львов ( /04)

n ЛИСИЦКИЙ Лазарь Маркович (псевдоним Эль Лисицкий) [10 (22) 1890, станция Починок близ Смоленска 30 декабря 1941, Москва], российский график, иллюстратор, типограф, архитектор, фотограф, теоретик и архитектурный критик. Один из создателей нового вида искусства дизайна. n Первые шаги в искусстве Лисицкий сделал под руководством витебского живописца Ю. М. Пэна (1903). Окончив реальное училище в Смоленске в 1909, обучался на архитектурном факультете Высшей технической школы в Дармштадте, Германия ( ). В 1912 совершил поездку в Париж, в 1913 путешествовал по Италии. Вернувшись в Россию, после начала Первой мировой войны поступил в Рижский политехнический институт, эвакуированный в Москву, для подтверждения диплома архитектора (получил его в апреле 1918). Работал в архитектурном бюро в Москве ( ). В 1916 году участвовал в работе этнографической экспедиции, обследовавшей памятники еврейской старины по берегам Днепра. После революций 1917 года энергичный деятель национального культурного возрождения, участник и организатор выставок профессионального еврейского искусства. Проиллюстрировал и оформил в книги на идише: Пражская легенда (М., 1917), Козочка (Киев, 1919) и др.; иллюстрации Лисицкого сочетали стилистику кубофутуризма и народного лубка. Работал в Художественной секции Московского совета депутатов, по его эскизу было исполнено первое знамя Всероссийского Центрального исполнительного комитета (1918). В 1918 состоял на службе в Отделе ИЗО Наркомпроса. n В начале 1919 после переезда в Киев, играл важную роль во многих начинаниях киевской Культур-лиги. В мае 1919 поселился в Витебске, руководил архитектурной мастерской и мастерской печатной графики в Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом. После приезда К. С. Малевича в Витебск превратился в страстного приверженца супрематизма; в 1920 принял артистическое имя Эль Лисицкий. Активный член группы Утвердители нового искусства (Уновис), Лисицкий участвовал в декоративно-праздничном оформлении города; совместно с Малевичем оформил юбилейные празднества витебского Комитета по борьбе с безработицей (1919). Лазарь Маркович Лисицкий ( ) Продолжение >>

n Был автором панно и плакатов, сочетавших супрематическую беспредметность и агитационную направленность изображений (Клином красным бей белых, 1919, и др.). В течение 1920 года оформил Альманах Уновис 1, создал книгу Супрематический сказ про 2 квадрата (издана в Берлине, 1922), спроектировал фигурины к футуристической опере Победа над Солнцем, задумав эту постановку как электромеханическое шоу с исполнителями-марионетками (папка с литографированными фигуринами опубликована в Берлине в 1923). n В Витебске Лисицкий изобрел и развил собственный вариант трехмерных супрематических композиций, названных им проуны (проекты утверждения нового). В написал большое число живописных проунов, часть из которых была переведена в графическую форму; папки с литографиями проунов затем были изданы в Москве (1921) и в Ганновере (так называемая Папка Кестнера, 1923). Проуны, по мысли автора, синтезировали методы супрематизма и конструктивизма, служа пересадочной станцией от живописи к архитектуре. В перспективе всей биографии Лисицкого они сыграли роль проектной стадии для создания дизайнерских разработок широкого диапазона: из проунов впоследствии выросли прославленные проекты горизонтальных небоскребов, театральные макеты, декоративно-пространственные установки, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный дизайн. n В конце 1920 года мастер переехал в Москву, преподавал в Высших художественно-технических мастерских, участвовал в работе Института художественной культуры. Осенью 1921 был командирован в Берлин с целью установления контактов с деятелями искусства и культуры Западной Европы; сыграл огромную роль в установлении связей между постреволюционным русским авангардом и европейскими новаторами в особенности берлинской группой дадаистов, нидерландской группой Стиль и Баухаузом. Участвовал в общеевропейском движении конструктивизма, реализовав свои установки на коммуникативную роль дизайна как интернационального языка, понятного вне форм словесного общения. В 1922 издавал вместе с И. Г. Эренбургом журнал Вещь (на русском, французском, немецком языках). Лазарь Маркович Лисицкий ( ) Продолжение >>

n Активно сотрудничал в издании ряда художественных и архитектурных журналов: Брум, Берлин, 1922; Де Стиль, Амстердам, 1922; Г (совместно с Мис ван дер Роэ), Берлин, ; Мерц (совместно с Куртом Швиттерсом ), Берлин, ; АВС (совместно с М. Стамом), Швейцария, n В 1923 в Берлине вышла книга Маяковский. Для голоса, где Лисицким впервые были применены его методы визуально-пространственного конструирования книги. n В в Ганновере прошли персональные выставки художника; в рамках Большой берлинской художественной выставки им был сконструирован зал проунов (1923). В 1923 году мастер работал в Голландии (Роттердам, Утрехт, Гаага), читал доклады о русском искусстве; вошел в объединение Де Стиль. В 1924 состоялась его персональная выставка в Берлине; в этом же году выставил в Вене проект передвижной Ораторской трибуны, восходивший к проектам Уновиса. Обострение туберкулеза заставило Лисицкого несколько месяцев провести в санатории в Швейцарии ( ), где он работал над статьями об искусстве, подготовил совместно с К. Швиттерсом номер журнала Мерц ( 8-9), приступил к проектированию горизонтального небоскреба, создал дизайнерское оформление для фирмы Пеликан. В 1925 прошла персональная выставка в Дрездене. В июне того же года возвратился в Москву, занял пост профессора во Вхутемасе (с 1926 Вхутеине). Вступил в Ассоциацию новых архитекторов (Аснова); разработал целый ряд архитектурных проектов, ни один из которых не был осуществлен (проекты текстильного комбината, дома-коммуны, библиотеки-читальни, яхт-клуба, комплекса издательства Правда и др.). В 1927 женился на Софии Кюпперс, немецкой художнице, переехавшей в Москву. В в Ландес-музеуме Ганновера по проекту Лисицкого был оформлен Абстрактный кабинет. В сотрудничестве с Вс. Э. Мейерхольдом создал проект сценической установки для пьесы Хочу ребенка С. Третьякова ( ). На протяжении 1920-х гг. написал целый ряд статей и трактатов, где выступил теоретиком и пропагандистом новой визуальной культуры, порожденной движением искусства в 20 веке; в 1930 опубликовал на немецком языке в Берлине свою книгу о современном русском искусстве (Russland. Architectur fur eine Weltrevolution). Лазарь Маркович Лисицкий ( ) Окончание >>

n Оформление Всесоюзной полиграфической выставки в Москве, спроектированное и осуществленное Лисицким в 1927 году, ознаменовало рождение в СССР самой профессии проектировщика, дизайнера выставок; Лисицкий проявил себя как художественный руководитель большого авторского коллектива, создающего синтетическое произведение искусства с широким использованием технических и инженерных достижений. Со второй половины 1920-х годов он становится ведущим мастером советского выставочного дизайна. Среди его работ проекты- разработки советских павильонов на Международной выставке печати Пресса в Кельне (1928), Международной выставке гигиены в Дрездене, Международной выставки пушнины в Лейпциге (обе 1930), Международной выставки торговли в Белграде ( , не состоялась). В 1935 был назначен главным художником Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки, работал над проектом Главного павильона. В 1930-е Лисицкий продолжил свои работы в области книжного и журнального дизайна (альбомы 15 лет СССР, 15 лет РККА, СССР строит социализм и др.); в работал художником-оформителем журнала СССР на стройке. После начала Великой Отечественной войны Лисицкий создал ряд антифашистских плакатов. Лазарь Маркович Лисицкий ( )

n ТАТЛИН Владимир Евграфович [16 (18) декабря 1885, Москва 31 мая 1953, там же], российский художник, график, дизайнер, сценограф, один из крупнейших представителей новаторского движения в искусстве 20 в., родоначальник художественного конструктивизма. n Татлин родился в семье инженера-технолога, учился в Харьковском реальном училище. Пятнадцатилетним подростком, убежав из дому, устроился юнгой на пароход и побывал в Стамбуле, затем плавал на учебном парусном судне. В учился в Пензенском художественном училище, где получил звание профессионального рисовальщика. Параллельно занимался в ряде студий Москвы и Петербурга. В каникулярные месяцы ученических лет много занимался изучением и копированием образцов древнерусского искусства. Став художником, в начале 1910-х гг. несколько раз совершал морские путешествия, нанимаясь на лето в Одессе матросом. n В конце 1900-х начале 1910-х гг. художник сблизился с отечественными авангардистами, прежде всего с М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, поэтами Велимиром Хлебниковым, А. Е. Крученых и другими. В те годы в сферу интересов Татлина входили в основном живопись и рисунок. Самыми значительными работами стали холсты Матрос (Автопортрет) (темпера, 1911, Русский музей), Продавец рыб (клеевые краски, 1911, Третьяковская галерея). Моряки, рыбаки романтические герои, связанные с морем, часто бывали персонажами его рисунков и холстов; отождествление себя с бывалым морским волком черта длительного периода в биографии Татлина. n Татлин быстро выдвинулся в среде русских авангардистов; участвовал в иллюстрировании футуристических книг, в конце 1911 оформил спектакль Царь Максимилиан в Московском литературно-художественном кружке, затем самостоятельно работал над сценографией опер М. Глинки Жизнь за царя ( ) и Р. Вагнера Летучий голландец ( ). Владимир Евграфович Татлин ( ) Продолжение >>

n Летом 1912 организовал в Москве собственную студию, в которой занимались живописью многие левые художники, ведя аналитические исследования формы. С этого времени и до конца 1920-х гг. Татлин был одной из двух центральных фигур русского авангарда, наряду с К. С. Малевичем, в соперничестве с которым развивал свои художественные открытия, легшие в основу будущего движения конструктивистов. n Участник множества отечественных выставок, в феврале-марте 1914 как певец и бандурист сопровождал выставку русского народного искусства в Берлине, затем поехал в Париж, где посетил мастерскую Пикассо. n В мае 1914 в Москве Татлин организовал Первую выставку живописных рельефов. Выставленные произведения (их другими названиями были материальные подборы, контррельефы) представляли собой объемно- пространственные композиции, изготовленные из заведомо нехудожественных материалов железа, картона, дерева, стекла, штукатурки и т. д., иногда в комбинации с бытовыми предметами или фрагментами готовых изделий (обоями, тисненой фольгой, ножкой стула, консервной банкой и т. д.). Контррельефы Татлина, в которых материалы, существующие в жизни, стали и объектом искусства, и самим искусством, наметили выходы к новым пространственным концепциям и послужили мощным стимулом в самоопределении многих русских мастеров- новаторов. n После Октябрьской революции Татлин энергично включился в общественно-художественную жизнь: в 1917 был членом левого блока, председателем молодой фракции в профессиональном союзе художников-живописцев, с 1918 председатель Московской художественной коллегии Наркомпроса, член музейного отдела, инициатор создания музеев нового типа (музеев художественной культуры). В 1917 оформил вместе с Г. Б. Якуловым и другими кафе Питтореск. Был председателем Объединения левых течений в искусстве ( ), руководил Отделом материальной культуры Государственного института художественной культуры ( ) в Петрограде- Ленинграде. Владимир Евграфович Татлин ( ) Продолжение >>

n В Татлин спроектировал и изготовил модель своего самого знаменитого творения Памятника 3-му Коммунистическому Интернационалу (Башни Татлина) выставленную в декабре 1920 в Москве во время работы 8-го съезда Советов. Сооружение, превосходившее в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, было задумано как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции. Конструкция из металлических балок (изготовленных на самом деле из деревянных реек) и четырех вращающихся с разными скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные, законодательные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Энергичная диагональ Башни Татлина сочеталась с двумя охватывающими ее спиралями, вращающиеся объемы были вписаны внутрь обнаженной каркасной структуры. Грандиозное здание-монумент, сконструированное на основе новаторских художественно-пластических и технико-инженерных форм, обладало утилитарным назначением, и вместе с тем его образ был неразрывно связан с символическим выражением утопических социально-общественных идеалов. Сам Татлин почитал свое творение высшим достижением синтеза методов живописи, скульптуры и архитектуры. Оригинальная пятиметровая модель Башни Татлина, выставленная в последний раз в 1930, была затем утрачена (наиболее точная из многочисленных реконструкций модели Башни была создана в России в ). n В художник был связан с Петроградом-Ленинградом; в работал в Киеве, преподавал в Киевском художественном институте; с 1927 и до конца дней проживал в Москве. В 1923 в Государственном институте художественной культуры в Петрограде Татлин поставил спектакль Зангези по поэме Велимира Хлебникова, где выступил как режиссер, сценограф и актер, создав свой вариант конструктивистского театра. В тот же период мастер обратился к деятельности в утилитарно-прикладной сфере, создал многочисленные эскизы мужской и женской одежды, характеризовавшиеся простотой и практичностью, проектировал посуду, мебель и т. д. Владимир Евграфович Татлин ( ) Окончание>>

n Дизайнерское мышление Татлина отличалось необычной чертой: он стремился выдвинуть проектную идею, реализация которой в лучшем случае была бы возможна в будущем. В художник и его помощники работали над уникальной моделью одноместного летательного аппарата Летатлин, испытания которого закончились неудачей. n В 1931 Татлин получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1932 состоялась его единственная прижизненная персональная выставка. Начиная с 1930-х гг., творчество художника шельмовалось как формалистическое. Татлин вынужден был зарабатывать на хлеб как театральный художник, консультант в архитектурной мастерской, руководитель бригады художников, исполнявших наглядные пособия для Московского государственного университета. С конца 1930-х гг. обратился к реалистической живописи, создав немалое количество натюрмортов, пейзажей, портретов. Возрождение интереса к наследию Татлина началось в 1960-е гг., с тех пор в разных странах мира были проведены многочисленные выставки, позволившие оценить вклад выдающегося русского мастера в художественную культуру 20 в. Владимир Евграфович Татлин ( )

О презентации Работу выполнил ученик 9 класса «В» школы 28 г. Омска Сибко Сергей При создании презентации использовались материалы из БЭКМ-2002 и различных Интернет-сайтов, посвященных истории графики и дизайна. Март, 2004 г.