Роль учителя ОБЖ в обеспечении безопасности образовательного учреждения и здоровья учащихся Р.И.Айзман Новосибирский государственный педагогический университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Безопасность Подпрограмма МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5» г.Торжка Тверской обл. Зам.директора по УВР- Вальдман Е.Н.
Advertisements

Методологические принципы мониторинга здоровья и безопасности участников образовательного процесса Айзман Р.И. Новосибирский государственный педагогический.
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ В.А.Ламанов, ректор ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Характеристика и структура национальной системы образования.
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
Заместитель директора по УВР Гаврилова И.А
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Формирование культуры здоровья и профилактика вредных привычек у обучающихся образовательных учреждений.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
1 Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Мы хотим всесторонне развить человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него были все органы в порядке, словом,
Транксрипт:

Роль учителя ОБЖ в обеспечении безопасности образовательного учреждения и здоровья учащихся Р.И.Айзман Новосибирский государственный педагогический университет Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Образовательное учреждение (ОУ) Это государственная или коммерческая, или общественная структура, осуществляющая любую образовательную деятельность в рамках закона об образовании РФ.

Образовательное пространство (ОП) Сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности, наращивание человеческого капитала. Сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности, наращивание человеческого капитала.

Безопасность образовательного пространства (БОП) - это обеспечение безопасности (защищенности) участников образовательного процесса от угроз для их жизни и здоровья в сфере педагогической деятельности. Образовательное пространство – сфера общественной деятельности, в рамках которой осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, наращивание человеческого капитала, человекопроизводство.

Актуальность для страны Ежегодные людские потери в России: 1. На дорогах · погибает 34 тыс. человек; · 200 тыс. человек получают телесные повреждения (10-15% умирает). 2. На пожарах · погибает 19 тыс. человек; · 20 тыс. человек получают телесные повреждения (примерно 10% умирает) 3. От криминальных действий · убитых 34 тыс. человек; · 50 тыс. человек – пропавших без вести (50% из них – убитые); · 180 – 190 тыс. человек получают тяжкие телесные повреждения (20% из них умирает). · всего около 15 млн. чел. страдают от различных криминальных посягательств. 4. От неумеренного употребления алкоголя и наркотиков погибают: · 50 тыс. человек от передозировки наркотиков. · 40 тыс. чел от отравления алкоголем 5. От утопления погибают: · 20 тыс. человек. 6. От суицидов: · 50 тыс. человек. 7. От болезней, спровоцированных табакокурением умирают · более 1 млн. человек. 8. Бытовой и производственный травматизм (100 тыс погибших) В ЧС погибают до 2 – 3 тыс. чел. В повседневных менее опасных ситуациях – тыс.чел. В повседневных менее опасных ситуациях – тыс.чел.

Актуальность для системы образования Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности страны; Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности страны; Депопуляция страны, особенно в Сибири; Депопуляция страны, особенно в Сибири; Высокая смертность и травматизм от чрезвычайных и опасных ситуаций; Высокая смертность и травматизм от чрезвычайных и опасных ситуаций; Ухудшение состояния здоровья детского населения; Ухудшение состояния здоровья детского населения; Образовательные системы и технологии, вызывающие школьно-зависимую патологию; Образовательные системы и технологии, вызывающие школьно-зависимую патологию; Неразвитость системы организации медико- психологической и социальной помощи участникам образовательного процесса, неэффективная служба охраны труда в системе образования. Неразвитость системы организации медико- психологической и социальной помощи участникам образовательного процесса, неэффективная служба охраны труда в системе образования.

Данные Минздравсоцразвития России (2010 г.) Общая заболеваемость детей до 14 лет за последние 5 лет увеличилась на 16%; Общая заболеваемость детей до 14 лет за последние 5 лет увеличилась на 16%; Общая заболеваемость детей 6-7 лет за последние 5 лет возросла на 32%; Общая заболеваемость детей 6-7 лет за последние 5 лет возросла на 32%; Общая заболеваемость юношей и девушек лет за последние 5 лет возросла на 18%; Общая заболеваемость юношей и девушек лет за последние 5 лет возросла на 18%; 53% детей школьного возраста имеют ослабленное здоровье; 53% детей школьного возраста имеют ослабленное здоровье; Среди выпускников школ РФ тoлько 10-15% относятся к I-й группе здоровья. Среди выпускников школ РФ тoлько 10-15% относятся к I-й группе здоровья.

Цель курса «Обеспечение безопасности ОУ»: Формирование целостного научного представления об организации безопасности ОУ Формирование целостного научного представления об организации безопасности ОУ

Недостатки в деятельности образовательных учреждений 1) несоответствие программ и условий обучения функциональным и возрастным особенностям обучаемых; 1) несоответствие программ и условий обучения функциональным и возрастным особенностям обучаемых; 2) несоблюдение психолого-педагогических и санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса; 2) несоблюдение психолого-педагогических и санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса; 3) низкая эффективность физического воспитания учащихся. 3) низкая эффективность физического воспитания учащихся.

Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа» «Пятое направление, которое должно войти в новую программу развития общеобразовательной школы, - решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников. Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения» (2008 г.) Реформа Вооруженных сил РФ «Нужно разработать электронный паспорт здоровья призывника, содержащий информацию об его физическом и морально-психологическом состоянии» (Выступление на Президиуме Госсовета, Рязань, 2009 г.) Президент РФ Д.А.Медведев

Реализация государственной политики в сфере сохранения и укрепления здоровья населения Послания Президента РФ Федеральному собранию (2008,2009,2010гг.) Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008г., прот. 36). Основные направления Правительства РФ на период до 2012 г. (от 17 ноября 2008 г., 1663-р): - формирование здорового образа жизни; - формирование новых экологических стандартов жизни. Основные направления модернизации образования на гг.: - Формирование норм поведения здорового и безопасного образа жизни детей, подростков и молодежи; - Организация культурно-просветительской и профилактической работы среди обучающихся по привитию им норм здорового и безопасного образа жизни; - Разработка соответствующих учебных программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов общеобразовательных учреждений. - Разработка новых Федеральных государственных образовательных стандартов - Внедрение новых санитарно-гигиенических требований (Санпин – 10) Приказ Минздравсоцразвития о создании центров здоровья (2007)

Н О Р М А Т И В Н Ы Е Д О К У M E Н Т Ы ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2007 года 7 На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 январи 2006 г. 38р п р и к а зы в а ю: 1. Организовать, начиная с 2007 года, проведение ежегодного мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. 2. Департаменту молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей совместно с федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» обеспечить организацию проведения мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. 3. Федеральному агентству по образованию предусмотреть в 2007 году финансирование мероприятий по организации проведения мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений в рамках НИОКР подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на годы. Министр А. А. ФУРСЕНКО ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Апрель 2007'

Цели обеспечения БОП · Защита учащихся, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий; обеспечение нормального функционирования образовательного учреждения; · Снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и ЧС; · Улучшение качества жизни, формирование и сохранение здоровья учащихся и педагогов. Задачи обеспечения БОП Задачи обеспечения БОП · Формирование готовности к опасностям и к противодействию им; · Раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение причин для возникновения · Обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей; · Техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ; · Формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого учащегося и педагога к обеспечению БОП; Создание и сохранение здоровьесберегающей среды ОУ.

Принципы обеспечения БОП Гуманность, учет интересов личности. Гуманность, учет интересов личности. Законность (ч.3 ст.55 Конституции РФ). «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Законность (ч.3 ст.55 Конституции РФ). «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Демократичность, учет мнений родителей и органов правопорядка, Демократичность, учет мнений родителей и органов правопорядка, Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности. Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности. Рациональность и экономичность. Рациональность и экономичность. Организованность, непрерывность плановость и контроль. Организованность, непрерывность плановость и контроль. Предвидение и упреждение. Предвидение и упреждение. Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы БОП как единого целого. Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы БОП как единого целого.

Функции педагога Системно-деятельностный подход: Системно-деятельностный подход: овладение такими функциями как мониторинг здоровья, его коррекция и формирование культуры здоровья у обучающихся. Компетентностный подход: Компетентностный подход: осознание каждым участником образовательного процесса необходимости быть здоровым, совершенствоваться в этом деле. Медико-психолого-педагогический подход: Медико-психолого-педагогический подход: разработка и внедрение в практику критериев и методов междисциплинарной оценки здоровья обучающихся на основе медико-психолого-педагогической диспансеризации и адаптационно-функционального мониторинга (создание паспорта здоровья школьников). «Показателем личного успеха должно стать здоровье человека» ( Наша новая школа )

Виды безопасностей ОП Безопасность образовательного пространства и здоровье субъектов ОП Безопасность образовательного пространства и здоровье субъектов ОП

Что такое здоровье? «Это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (ВОЗ: Устав, 1968). «Гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами» (Лисицын Ю.П., 1973). «Возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека» (Баевский Р.М., 1979). «Уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. уровень резервных возможностей организма» (Граевская Н.Д., 1979, Амосов Н.М., 1987). «Такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека» (Вайнер Э.Н., 1998).

Виды здоровья ЗДОРОВЬЕ ЗДОРОВЬЕ Индивидуальное Популяционное 1.Физическое 2.Психическое 3.Духовное (нравственное) 1.Рождаемость 2.Смертность 3.Заболеваемость 4.Продолжительность жизни 5.Качество жизни

Холистическая модель здоровья человека Социально- нравственный уровень Психический уровень Физический уровень Социальные условия Экологические факторы

Критерии индивидуального здоровья 1. Физическое (соматическое) возможности возможностиГенетическиеБиохимическиеМорфологическиеФункциональныеГенотип Показатели биологических жидкостей Уровень физического развития, морфотип Состояние органов и систем в покое и после нагрузок, функциональный тип 2. Психическое (ментальное) желания Эмоционально- волевая, Мыслительная,Интеллектуальная Функциональная асимметрия мозга, тип ВНД, психотип, темперамент, уровень тревожности, стрессоустойчивости, память, внимание, способность к концентрации, тип мышления, мотивация 3. Нравственное (духовное)обязанности Соблюдение морально-этических и правовых норм Цель, ценности, идеалы, степень признания, реализация желаний и возможностей.

Методологические принципы оценки здоровья Холистичность (целостность) организма Холистичность (целостность) организма Единство организма и среды Единство организма и среды Количественная оценка уровня здоровья Количественная оценка уровня здоровья Индивидуальность оценки Индивидуальность оценки Динамичность наблюдений Динамичность наблюдений Интегративный подход Интегративный подход

Мониторинг здоровья – это динамическая количественная скрининг диагностика - Физического развития и физической подготовленности; - Функциональных резервов организма; - Нейродинамических показателей нервной системы; - Психического состояния; - Морально-нравственных качеств личности; - Социально-экологических и санитарно-гигиенических условий среды обучения и жизни. т.е., уровня социально-психологической адаптированности к различным условиям

На основе данных об индивидуальных особенностях и возможностях организма детей обеспечить: - Сохранение здоровья в процессе индивидуального развития и обучения; - Профессиональную ориентацию для осознанного и адекватного возможностям организма выбора профессии; - Оценку здоровьесохраняющей деятельности общеобразовательного учреждения; - Индивидуальный подход к организации учебно- воспитательного процесса; - Коррекцию учебно-воспитательного процесса для достижения наибольшей эффективности. Цель мониторинга здоровья обучающихся

Достоинства электронных паспортов здоровья Интегративный подход к здоровью как системному состоянию, включающему показатели физического, психического и социального уровней; Интегративный подход к здоровью как системному состоянию, включающему показатели физического, психического и социального уровней; Компьютеризация всех данных, что позволяет создать банк здоровья различных возрастно-половых и профессиональных групп; Компьютеризация всех данных, что позволяет создать банк здоровья различных возрастно-половых и профессиональных групп; Количественное выражение показателей, обеспечивающее возможность динамического наблюдения и сопоставления уровня здоровья различных групп, образовательных учреждений, районов, т.д.; Количественное выражение показателей, обеспечивающее возможность динамического наблюдения и сопоставления уровня здоровья различных групп, образовательных учреждений, районов, т.д.; Относительная простота обследования, не требующая дорогостоящего оборудования; Относительная простота обследования, не требующая дорогостоящего оборудования; Возможность передачи результатов обследования через Интернет; Возможность передачи результатов обследования через Интернет; Вовлечение субъекта в сам процесс обследования, что повышает его личную заинтересованность в сохранении и развитии здоровья. Вовлечение субъекта в сам процесс обследования, что повышает его личную заинтересованность в сохранении и развитии здоровья. Возможность прогнозировать риск развития девиантного поведения, своевременно выявлять психо-соматические нарушения и осуществлять их коррекцию. Возможность прогнозировать риск развития девиантного поведения, своевременно выявлять психо-соматические нарушения и осуществлять их коррекцию.

Виды безопасностей ОП 1.Техническая: безопасность зданий, сооружений и конструкций; безопасность зданий, сооружений и конструкций; соблюдение правил эксплуатации зданий, сооружений и коммуникаций. соблюдение правил эксплуатации зданий, сооружений и коммуникаций.2.Физическая: 2.1.Пожарная безопасность: 2.1.Пожарная безопасность: - техническая; - техническая; выполнение правил пожарной безопасности; выполнение правил пожарной безопасности; соблюдение противопожарного режима. соблюдение противопожарного режима. 2.2.Обеспечение безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций. 2.2.Обеспечение безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций. 2.3.Безопасность на дорогах: 2.3.Безопасность на дорогах: безопасность транспортных средств; безопасность транспортных средств; безопасность людей при перевозке; безопасность людей при перевозке; соблюдение правил дорожного движения всеми участниками образовательного процесса. соблюдение правил дорожного движения всеми участниками образовательного процесса. 2.4.Охрана труда и соблюдение правил техники безопасности. 2.4.Охрана труда и соблюдение правил техники безопасности. 2.5.Обеспечение правопорядка, соблюдение норм и правил поведения всеми участниками образовательного процесса. 2.5.Обеспечение правопорядка, соблюдение норм и правил поведения всеми участниками образовательного процесса. 2.6.Безопасность на воде, в лесу, в походе, в быту. 2.6.Безопасность на воде, в лесу, в походе, в быту.

Виды безопасностей ОП (продолжение) 3.Санитарная: санитарно-гигиеническая; санитарно-гигиеническая; медицинская. медицинская.4.Психологическая: обеспечение социализации детей при минимальном психологическом дискомфорте; обеспечение социализации детей при минимальном психологическом дискомфорте; недопущение негативного психологического воздействия на всех участников образовательного процесса. недопущение негативного психологического воздействия на всех участников образовательного процесса.5.Социальная: безопасность ребенка в семье; безопасность ребенка в семье; недопущение негативной досуговой деятельности. недопущение негативной досуговой деятельности. 6.Информационная : воспрепятствование воздействию негативных информационных потоков на всех участников образовательного процесса. воспрепятствование воздействию негативных информационных потоков на всех участников образовательного процесса.

Основные направления образовательной политики государства в области обеспечения здоровья и безопасности участников образовательного процесса 1. Охрана жизни и здоровья всех участников образовательного процесса 2. Защита прав участников образовательного процесса 3. Защита материальных ценностей ОУ от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и др. ЧС

Основные угрозы безопасности ОП Угрозы Экономические Экологические Социальные

Экономические угрозы 1. Незначительные отчисления на развитие и реформирование системы образования ( под- держание систем ее жизнеобеспечения, укреп- ление материально-технической и учебно-мето- дической базы, и в социальную сферу ОП). 2. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны. 3. Сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития. (это угрожает утратой передовых позиций в мире, деградацией педагогических и научных школ, ограниченным вовлечением в единое мировое информационное и образовательное пространство) (это угрожает утратой передовых позиций в мире, деградацией педагогических и научных школ, ограниченным вовлечением в единое мировое информационное и образовательное пространство)

Экологические угрозы 1. Ухудшение экологической ситуации в России по причине: А) неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности; Б) ограниченного использования природосберегающих технологий; В) низкой экологической культурой населения, вследствие неразвитости непрерывного экологического образования населения. (это приводит к увеличению риска причинения вреда жизни и здоровью всем участникам образовательного процесса) (это приводит к увеличению риска причинения вреда жизни и здоровью всем участникам образовательного процесса)

Социальные угрозы 1. Социальное расслоение общества; 2. Девальвация духовных ценностей, отсутствие четких ориентиров в обществе; 3. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений; 4. Недостаточная правовая грамотность и межве- домственная разобщенность лиц, обеспечи- вающих безопасность ОП; 5. Отток квалифицированных кадров из сферы образования и обеспечения ее безопасности; 6. Сохранение террористической угрозы и криминогенных проявлений в отношении ОУ и участников образовательного процесса;

7. Неразвитость системы организации медико- психологической и социальной помощи; 8. Неэффективная деятельность службы охраны труда в системе образования; 9. Неэффективная деятельность службы охраны ОУ. ( все это приводит: ( все это приводит: - к ухудшению качества здоровья подрастающего поколения и увеличению заболеваемости всех участников образовательного процесса по многим классам болезней; - к формированию молодежных субкультур деструктивной направленности, увеличению числа правонарушений и преступлений, росту беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма и другим факторам, отрицательно влияющих на формирование молодого поколения).

Испытывают состояние защищенности:

Виды угроз

Деятельность по безопасности

Оценка эффективности уроков ОБЖ

Оценка готовности к действиям в условиях ЧС

Основные направления формирования БОП Воспитание Обучение Создание здоровых и безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении Медико- социальная и психолого- педагогичес-кая помощь детям Формирование безопасного образовательного пространства

Что дает учащемуся и педагогу система БОП? Способствует сохранению здоровья и безопасности субъектов образовательного процесса. Способствует сохранению здоровья и безопасности субъектов образовательного процесса. Повышает психологическую устойчивость в ЧС, стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует снижению ущербов и потерь в ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий. Создает благоприятные условия для повышения эффективности ОП и качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей учащихся и персонала. Повышает психологическую устойчивость в ЧС, стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует снижению ущербов и потерь в ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий. Создает благоприятные условия для повышения эффективности ОП и качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей учащихся и персонала.

Система безопасности ОП ОУ, учащиеся, родители, персонал Роль зам.директора по безопасности ОУ учащиеся, родители, персонал

Критерии оценки уровня безопасности ОУ и здоровья субъектов образовательного процесса. 1. Уровень организации обучения учащихся, воспитанников и персонала правилам безопасной жизнедеятельности. 2. Показатели уровня безопасности 2. Показатели уровня безопасности образовательного процесса. образовательного процесса. 3. Состояние физического и психического здоровья и физической подготовленности субъектов образовательного процесса

Этапы работы ОУ по организации системы безопасности для участников образовательного процесса.

1. Этап. Анализ современного состояния безопасности в ОУ. Необходимо проанализировать существующее нормативно-правовое и материально-техническое обеспечение безопасности ОУ, организационные особенности безопасного функционирования школы или другого ОУ, процесс обучения учащихся или воспитанников, а также персонала безопасности жизнедеятельности. В результате становится возможным выявить несоответствия системы безопасности современным рискам и определить меры по устранению выявленных недостатков. Необходимо проанализировать существующее нормативно-правовое и материально-техническое обеспечение безопасности ОУ, организационные особенности безопасного функционирования школы или другого ОУ, процесс обучения учащихся или воспитанников, а также персонала безопасности жизнедеятельности. В результате становится возможным выявить несоответствия системы безопасности современным рискам и определить меры по устранению выявленных недостатков.

2. Этап. Анализ внутренней и внешней среды ОУ. Анализ внешней среды предусматривает изучение социальных, экономических, экологических, географических и других условий жизнедеятельности ОУ. Внешние факторы оказывают существенное влияние на внутреннюю социальную обстановку. Так, социально- экономическая обстановка микрорайона существенно влияет на контингент учеников и воспитанников, а значит и на порядок и организованность в ОУ. Месторасположение ОУ (внутри микрорайона или на транспортной магистрали) может существенно повлиять на показатели безопасности. Анализ внешней среды предусматривает изучение социальных, экономических, экологических, географических и других условий жизнедеятельности ОУ. Внешние факторы оказывают существенное влияние на внутреннюю социальную обстановку. Так, социально- экономическая обстановка микрорайона существенно влияет на контингент учеников и воспитанников, а значит и на порядок и организованность в ОУ. Месторасположение ОУ (внутри микрорайона или на транспортной магистрали) может существенно повлиять на показатели безопасности. При выявлении особенностей внешней и внутренней среды можно использовать технологии социологического мониторинга: При выявлении особенностей внешней и внутренней среды можно использовать технологии социологического мониторинга: - метод опроса экспертов (это представители в области безопасности или органов местной власти, педагоги, родители); - метод опроса экспертов (это представители в области безопасности или органов местной власти, педагоги, родители); - анализ социально-демографических характеристик учащихся, воспитанников и персонала; - анализ социально-демографических характеристик учащихся, воспитанников и персонала; - социологическое эмпирическое исследование. - социологическое эмпирическое исследование.

3.Этап. Выявление и ранжирование вероятных рисков для данного ОУ. Исходя из условий жизнедеятельности ОУ, можно определить и вероятные риски. Для конкретного ОУ важно проранжировать вероятные риски. Для этого достаточно выявить количество происшествий, случившихся с детьми или воспитанниками за последние 3-5 лет. Исходя из условий жизнедеятельности ОУ, можно определить и вероятные риски. Для конкретного ОУ важно проранжировать вероятные риски. Для этого достаточно выявить количество происшествий, случившихся с детьми или воспитанниками за последние 3-5 лет.

4. Этап. Определение критериев и показателей уровня безопасности ОУ и выявление возможностей по адекватному противодействию вероятным рискам. Этот этап работы позволяет на основе проведенного мониторинга приступить к формированию паспорта безопасности ОУ. Этот этап работы позволяет на основе проведенного мониторинга приступить к формированию паспорта безопасности ОУ.

Алгоритм работы: А) Определение критериев безопасности ОУ. А) Определение критериев безопасности ОУ. Б) Оценка эффективности работы руководства ОУ по обеспечению его безопасности (на основе существующей нормативно-правовой и материально-технической базы). Б) Оценка эффективности работы руководства ОУ по обеспечению его безопасности (на основе существующей нормативно-правовой и материально-технической базы). В) Построение системы безопасности ОУ, которая включает в себя: В) Построение системы безопасности ОУ, которая включает в себя: - образовательный процесс по безопасности, т.е. обучение (курс ОБЖ + обучение персонала в системе переподготовки и повышения квалификации); - образовательный процесс по безопасности, т.е. обучение (курс ОБЖ + обучение персонала в системе переподготовки и повышения квалификации); - безопасное функционирование ОУ. - безопасное функционирование ОУ.

5.Этап. Прогнозирование изменений во внешней и внутренней среде образовательного процесса. На этом этапе проводится прогнозирование развития системы безопасности ОУ на основе вероятных изменений внешней и внутренней среды ОУ и проводится соответствующая корректировка мероприятий по обеспечению безопасности ОУ. На этом этапе проводится прогнозирование развития системы безопасности ОУ на основе вероятных изменений внешней и внутренней среды ОУ и проводится соответствующая корректировка мероприятий по обеспечению безопасности ОУ.

6.Этап. Составление плана работы по предупреждению вероятных опасностей во время образовательного процесса. Заключительный этап направлен на планирование работы по развитию системы безопасности ОУ. Заключительный этап направлен на планирование работы по развитию системы безопасности ОУ.

1. Уровень организации обучения учащихся, воспитанников и персонала правилам безопасной жизнедеятельности. А) Количество учащихся, изучающих курс ОБЖ (в % от общего количества учащихся), из них: - по федеральной программе, если занятия ведут штатные преподаватели и учителя ОБЖ; - по федеральной программе, если занятия ведут штатные преподаватели и учителя ОБЖ; - по федеральной программе, если обучают классные руководители и учителя предметники; - по федеральной программе, если обучают классные руководители и учителя предметники; - по интегрированным программам. - по интегрированным программам. Б) Качество усвоения программы курса ОБЖ (%), определяемое на основе: - итоговой аттестации выпускников 9-х классов; - итоговой аттестации выпускников 9-х классов; - итоговой аттестации выпускников 11-х классов; - итоговой аттестации выпускников 11-х классов; - срезовых контрольных работ; - срезовых контрольных работ; - результатов аттестации школы или учителя. - результатов аттестации школы или учителя.

Продолжение. В) Степень участия учащихся в развивающих программах и проектах (%): - олимпиады по ОБЖ, экологии; - олимпиады по ОБЖ, экологии; - исследовательские проекты; - исследовательские проекты; - военно-спортивная игра «Зарница»; - военно-спортивная игра «Зарница»; - «Школа безопасности». - «Школа безопасности». Г) Другие показатели (%): - доля обучающихся в профильных и кадетских классах; - доля обучающихся в профильных и кадетских классах; - число классов оборонно-спортивного профиля: - число классов оборонно-спортивного профиля: - классы МЧС; - классы МЧС; - классы МО; - классы МО; - классы МВД. - классы МВД.

2. Показатели уровня безопасности образовательного процесса. А) Наличие в ОУ нормативно-правовых документов, инструкций, программ и планов работ: - законодательные и ведомственные акты; - законодательные и ведомственные акты; - инструкции вышестоящих органов управления; - инструкции вышестоящих органов управления; - документы по ГО; - документы по ГО; - журналы учета; - журналы учета; - планы работы по организации мероприятий по охране труда, обеспечению пожарной безопасности; - планы работы по организации мероприятий по охране труда, обеспечению пожарной безопасности; - здоровьесберегающие программы. - здоровьесберегающие программы.

Продолжение Б) Наличие в ОУ средств предупреждения и ликвидации последствий экстремальных ситуаций: - сигнализации; - сигнализации; - каналов телефонной связи; - каналов телефонной связи; тревожных кнопок; тревожных кнопок; - первичных средств пажаротушения; - первичных средств пажаротушения; - средств индивидуальной защиты; - средств индивидуальной защиты; - схем эвакуации, запасных выходов; - схем эвакуации, запасных выходов; - схемы безопасного подхода к школе; - схемы безопасного подхода к школе; - убежищ; - убежищ; - уборочного и инженерного инвентаря. - уборочного и инженерного инвентаря.

Продолжение В) Наличие в ОУ штатных: - преподавателей-организаторов ОБЖ; - преподавателей-организаторов ОБЖ; - учителей ОБЖ; - учителей ОБЖ; - учителей ППД - учителей ППД - учителей профильных и кадетских классов; - учителей профильных и кадетских классов; - социальных педагогов; - социальных педагогов; - школьных психологов; - школьных психологов; - медицинских работников; - медицинских работников; - охранников; - охранников; - ответственных за ППБ, ТБ и ПДД; - ответственных за ППБ, ТБ и ПДД; - дворников. - дворников. Г) Количество пострадавших в школе или другом ОУ (за последние 3 года) во время образовательного процесса: - в часы работы в ОУ (погибшие – персонал и учащиеся; травмированные - персонал и учащиеся); - в часы работы в ОУ (погибшие – персонал и учащиеся; травмированные - персонал и учащиеся); - во внеурочное время (погибшие – персонал и учащиеся; травмированные - персонал и учащиеся). - во внеурочное время (погибшие – персонал и учащиеся; травмированные - персонал и учащиеся).

Продолжение Д) Количество серьезных аварий, отказов оборудования, возгораний и их последствия. Е) Количество телефонных звонков о возможном теракте (за прошедший учебный год). На основании этих критериев проводится оценка эффективности работы ОУ по обеспечению безопасности. На основании этих критериев проводится оценка эффективности работы ОУ по обеспечению безопасности.

Нормативно-правовые документы и технические средства охраны ОУ (приложение) Нормативно-правовые документы и технические средства охраны ОУ (приложение)

Специфика подготовки специалистов в Институте естественных и социально- экономических наук НГПУ углубленная медико-биологическая подготовка; углубленная медико-биологическая подготовка; широкий спектр учебных практик; широкий спектр учебных практик; возможность получения специализации; возможность получения специализации; наличие на факультете большого выбора специальностей дополнительного образования; наличие на факультете большого выбора специальностей дополнительного образования; продолжение обучения по специальностям послевузовского образования; продолжение обучения по специальностям послевузовского образования; наличие факультета повышения квалификации и Регионального Центра СФО по развитию преподавания БЖД; наличие факультета повышения квалификации и Регионального Центра СФО по развитию преподавания БЖД;

Виды учебных практик Защита человека в ЧС (ознакомительная) – 2 сем. Защита человека в ЧС (ознакомительная) – 2 сем. Автономное выживание человека – 4 сем. Автономное выживание человека – 4 сем. Экологическая безопасность человека – 4 сем. Экологическая безопасность человека – 4 сем. Система гражданской обороны Новосибирской обл. – 5 сем. Система гражданской обороны Новосибирской обл. – 5 сем. Основы военной службы – 6 сем. Основы военной службы – 6 сем. Основы пожарной безопасности – 8 сем. Основы пожарной безопасности – 8 сем. Охрана труда и техника безопасности– 8 сем. Охрана труда и техника безопасности– 8 сем. Психолого-педагогическая практика – 6 сем. (3 нед.) Психолого-педагогическая практика – 6 сем. (3 нед.) Педагогическая – 7 и 9 сем. (11 нед.) Педагогическая – 7 и 9 сем. (11 нед.)

Учебно-методическая продукция кафедры Сборник нормативных документов и программ по специальности «Безопасность жизнедеятельности», Новосибирск, 2004, 302 с. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Новосибирск, 2002, с. Практикум по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Новосибирск, 2003, Физиологические основы здоровья. Новосибирск, с. Рабочие тетради к практическим занятиям по курсам «Основы БЖ и первой медицинской помощи» и «Основы здорового образа жизни» Новосибирск, с. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене. Новосибирск, Основы пожарной безопасности. Новосибирск, Методическое пособие «Новое поколение за здоровый образ жизни» Скрининг-диагностика здоровья учащихся и студентов. Новосибирск, с. Основы военной службы. Новосибирск, с. Основы национальной безопасности. Новосибирск, Гражданская оборона. Новосибирск, Социология безопасности. Новосибирск, Теоретические основы безопасности человека. Новосибирск, Информационная безопасность. Новосибирск, Криминальные опасности и защита от них. Новосибирск, Электронные курсы (сетевой, СD, библиотека) по БЖД и культуре здоровья г. Электронные курсы (сетевой, СD, библиотека) по БЖД и культуре здоровья г.

Специализации через систему дополнительного образования Практическая психология; Практическая психология; Охрана труда; Охрана труда; Культура здоровья; Культура здоровья; Традиционные системы оздоровления; Традиционные системы оздоровления; Репродуктивное здоровье; Репродуктивное здоровье; Профилактика негативных явлений в молодежной среде; Профилактика негативных явлений в молодежной среде; Безопасность образовательного пространства; Безопасность образовательного пространства; Самооборона; Самооборона; Перинатальная психология; Перинатальная психология; Лечебная физкультура и массаж. Лечебная физкультура и массаж.

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ и СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЯ - 10 слушателей/год ВАЛЕОЛОГИЯ - 10 слушателей/год БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - 20 слушателей/год БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - 20 слушателей/год 1 семестр: 15 октября – 15 декабря 2 семестр: 15 февраля – 15 апреля Формы обучения в системе ДО: Очная; Очная; Заочная; Заочная; Дистантная; Дистантная; Комбинированная Комбинированная

Взаимосвязь кафедры, ФПК и РЦ СФО РЦ СФО Организационная Методическая Интеграционная Коммерческая ФПК и ДО Учебная Обмен опытом Аттестация Кафедра Учебно-методическая Научно-исследовательская