Разработка программ ПК и профессиональной переподготовки сотрудников ОУ в области психологической работы с будущими родителями и семьями в перинатальном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Advertisements

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
ПРОЕКТ «Детский сад и семья всегда вместе» Составитель: Веселова Елена Владимировна Место работы: МБДОУ детский сад 23 п.Железнодорожный Калининградская.
Город Шелехов 2011 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 19 «Малышок»
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 67»
Умняшова И.Б., кпсн, заведующая учебно-производственной лаборатории факультета «Психология образования» МГППУ.
Филиал НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт» в г. Казани Профессиональная компетенция Автор: Блинова Л.Ф., к. психол. н., доцент, зав.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
Работа психолога в учреждениях интернатного типа Подготовила:студентка группы 345 Киселева А.А.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Ψ «В условиях инновационного развития психологическая служба является ядром дополнительной, цементирующей помощи в образовании» М.М.Семаго (Всероссийская.
Педагог-психолог: Шемякова С.А.. Практическая психология образования очень молода. При активной социальной поддержке с 1989 года в коллективы школ влились.
Программа Новосибирской области «Чужих детей не бывает»: опыт городской общественной организации Центр семейного образования и воспитания «СЕМЬЯ И ДЕТИ»
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Создание условий для первичной социализации и успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению ГБОУ - ЦРР д/с 1842 «Пересвет»
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
Транксрипт:

Разработка программ ПК и профессиональной переподготовки сотрудников ОУ в области психологической работы с будущими родителями и семьями в перинатальном периоде, младенчестве и раннем возрасте

Руководитель проекта: М. Е. Ланцбург М. Е. Ланцбург Творческий коллектив: Т.О. АрчаковаС. А. КарандаеваЕ. В. Соловьева

Цели проекта: Разработка системы психологической подготовки будущих родителей и программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области психолого- педагогического сопровождения будущих и начинающих родителей Разработка системы психологической подготовки будущих родителей и программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области психолого- педагогического сопровождения будущих и начинающих родителей

Проект направлен на решение социально значимых задач: профилактика жестокого отношения к детям и социального сиротства; профилактика жестокого отношения к детям и социального сиротства; формирование в обществе ценностей семьи, материнства и отцовства; формирование в обществе ценностей семьи, материнства и отцовства; повышение родительской компетентности будущих родителей; повышение родительской компетентности будущих родителей; объединение усилий семьи и ДОУ для обеспечения преемственности в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; объединение усилий семьи и ДОУ для обеспечения преемственности в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; повышение устойчивости семейных отношений в кризисный период развития семьи в связи с рождением ребенка. повышение устойчивости семейных отношений в кризисный период развития семьи в связи с рождением ребенка.

В результате реализации проекта были разработаны в полном объеме и апробированы инновационные учебно-методические комплексы для различных целевых аудиторий, созданы тематические интернет- ресурсы для родителей и специалистов. Московский городской психолого-педагогический университет «ПСИХОЛОГИЯ БЕРЕМЕННОСТИ» Хрестоматия Москва, 2008 Московский городской психолого-педагогический университет «Методики диагностики и коррекции психологической готовности к материнству» Учебное пособие Москва, 2008 Московский городской психолого-педагогический университет «Психологическое сопровождение будущих родителей» Учебное пособие Москва, 2008

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, разработанные в ходе реализации инновационного проекта Для будущих родителей: Для беременных женщин и будущих отцов: «Психолого- педагогическая подготовка к материнству и отцовству» Для беременных женщин и будущих отцов: «Психолого- педагогическая подготовка к материнству и отцовству» Для беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: «Социально-психологическая поддержка беременных женщин групп риска по девиантному материнскому поведению» Для беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: «Социально-психологическая поддержка беременных женщин групп риска по девиантному материнскому поведению»

Программы составлены на основе анализа современных отечественных и зарубежных исследований, анализа современных отечественных и зарубежных исследований, анализа опыта практической работы отечественных и зарубежных специалистов, анализа опыта практической работы отечественных и зарубежных специалистов, критериев оценки эффективности подготовки, разработанных в результате исследования репродуктивных установок женского населения и факторов, влияющих на репродуктивное поведение. Исследование проводилось в 9 регионах России, более 1000 респонденток в возрасте от 15 до 45 лет. критериев оценки эффективности подготовки, разработанных в результате исследования репродуктивных установок женского населения и факторов, влияющих на репродуктивное поведение. Исследование проводилось в 9 регионах России, более 1000 респонденток в возрасте от 15 до 45 лет.

Программа «Психолого-педагогическая подготовка к материнству и отцовству» Цель – содействие созданию благоприятных условий для развития ребенка (эмоционального, социального, интеллектуального, физического) через оптимизацию отношений в системе «мать- дитя», повышение родительской компетентности, гармонизацию семейных отношений. Цель – содействие созданию благоприятных условий для развития ребенка (эмоционального, социального, интеллектуального, физического) через оптимизацию отношений в системе «мать- дитя», повышение родительской компетентности, гармонизацию семейных отношений. Важнейшая задача: содействие выработке индивидуального стиля воспитания ребенка в семье с учетом: а) индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, б) ресурсов матери (личностных, эмоциональных, когнитивных, операциональных, психофизиологических) в) ресурсов семьи и ближайшего социального окружении, г) ресурсов общества.

Программа «Социально-психологическая поддержка беременных женщин групп риска по девиантному материнскому поведению» К группе риска по девиантному материнскому поведению отнесены беременные женщины, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи и создать условия, необходимые для воспитания ребенка. К группе риска по девиантному материнскому поведению отнесены беременные женщины, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи и создать условия, необходимые для воспитания ребенка. В группу риска могут быть включены: беременные подростки, жертвы насилия, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; женщины из семей беженцев и вынужденных переселенцев; женщины, страдающие психическими заболеваниями и химическими зависимостями, женщины, отбывающие наказание в виде лишения свободы и другие, дети которых подвергаются риску остаться без попечения родителей В группу риска могут быть включены: беременные подростки, жертвы насилия, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; женщины из семей беженцев и вынужденных переселенцев; женщины, страдающие психическими заболеваниями и химическими зависимостями, женщины, отбывающие наказание в виде лишения свободы и другие, дети которых подвергаются риску остаться без попечения родителей

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, разработанные в ходе реализации инновационного проекта Для специалистов (психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников, медицинских работников): Профессиональная переподготовка по направлению «Психологическая подготовка будущих родителей к воспитанию ребенка (в перинатальном периоде, младенчестве и раннем возрасте)» (500 часов) Профессиональная переподготовка по направлению «Психологическая подготовка будущих родителей к воспитанию ребенка (в перинатальном периоде, младенчестве и раннем возрасте)» (500 часов) Повышение квалификации по направлениям: Повышение квалификации по направлениям: «Социально-психологическое сопровождение беременных женщин групп риска по девиантному материнскому поведению» (144 часа) «Психология беременности» - курс для врачей акушерско- гинекологических учреждений (72 часа) «Психологическое сопровождение семьи после утраты в пре- и перинатальном периоде» (36 часов) «Повышение родительской компетентности будущих и молодых родителей на базе ДОУ» (36 часов)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ, разработанные в ходе реализации инновационного проекта

Учебный фильм «Мама и малыш: первый год» Данное пособие научит родителей компетентно наблюдать за развитием ребенка, проводить развивающие занятия, лучше понимать малыша, вырабатывать оптимальные стратегии воспитания с учетом возрастных особенностей ребенка. Пособие представляет 8 встреч психолога с молодой мамой в домашних условиях на протяжении первого год жизни: от 3 недель до достижения ребенком 12 месяцев. Пособие содержит тематические статьи по развивающим играм и подбору игрушек, показатели развития, рекомендации по воспитанию младенца и организации жизни семьи и мамы. Видеопособие может быть использовано для обучения специалистов по раннему возрасту: психологов, педагогов, педиатров. Данное пособие научит родителей компетентно наблюдать за развитием ребенка, проводить развивающие занятия, лучше понимать малыша, вырабатывать оптимальные стратегии воспитания с учетом возрастных особенностей ребенка. Пособие представляет 8 встреч психолога с молодой мамой в домашних условиях на протяжении первого год жизни: от 3 недель до достижения ребенком 12 месяцев. Пособие содержит тематические статьи по развивающим играм и подбору игрушек, показатели развития, рекомендации по воспитанию младенца и организации жизни семьи и мамы. Видеопособие может быть использовано для обучения специалистов по раннему возрасту: психологов, педагогов, педиатров.

Учебное мультимедийное пособие ««Диагностика психологической готовности будущих родителей к воспитанию детей (на основе интервью по шевелению)». Создано первое мультимедийное пособие, направленное на формирование у специалистов навыков диагностики психологической готовности к материнству и отцовству, оценки ресурсов семьи по воспитанию ребенка в процессе беседы с будущими родителями об их опыте взаимодействия с еще не рожденным ребенком. В видеопособии представлены рассказы 11 беременных женщин и 7 будущих отцов, план ведения наблюдения и дизайн диагностического анализа, комментарии психолога-эксперта. Пособие снабжено тематическим словарем, подборкой статей, библиографией. Создано первое мультимедийное пособие, направленное на формирование у специалистов навыков диагностики психологической готовности к материнству и отцовству, оценки ресурсов семьи по воспитанию ребенка в процессе беседы с будущими родителями об их опыте взаимодействия с еще не рожденным ребенком. В видеопособии представлены рассказы 11 беременных женщин и 7 будущих отцов, план ведения наблюдения и дизайн диагностического анализа, комментарии психолога-эксперта. Пособие снабжено тематическим словарем, подборкой статей, библиографией.

Учебное мультимедийное пособие «Диагностика материнской компетентности». Создано первое мультимедийное учебное пособие по диагностике различных аспектов материнской компетентности. В пособии представлено взаимодействие специалиста с тремя мамами с детьми в возрасте от 8 месяцев до 1 года 3 месяцев. Пособие направлено на формирование навыков психологического наблюдения, оценки уровня компетентности, сформированности и адекватности средств взаимодействия матери с ребенком, выявления материнских качеств, требующих развития. Пособие содержит комментарии психолога-эксперта, снабжено тематическим словарем, подборкой статей, библиографией. Создано первое мультимедийное учебное пособие по диагностике различных аспектов материнской компетентности. В пособии представлено взаимодействие специалиста с тремя мамами с детьми в возрасте от 8 месяцев до 1 года 3 месяцев. Пособие направлено на формирование навыков психологического наблюдения, оценки уровня компетентности, сформированности и адекватности средств взаимодействия матери с ребенком, выявления материнских качеств, требующих развития. Пособие содержит комментарии психолога-эксперта, снабжено тематическим словарем, подборкой статей, библиографией.

Видеосъемка и создание мультимедийных учебных пособий осуществлялось с использованием оборудования, приобретенного по инновационному проекту. Видеосъемка и создание мультимедийных учебных пособий осуществлялось с использованием оборудования, приобретенного по инновационному проекту. Все мультимедийные пособия успешно применяются при обучении на факультете «Психология образования» студентов, а также слушателей программ профпереподготовки. Все мультимедийные пособия успешно применяются при обучении на факультете «Психология образования» студентов, а также слушателей программ профпереподготовки.

Первое учебное пособие «Психологическое сопровождение будущих родителей» знакомит специалистов с теоретическими основами перинатальной психологии, знакомит специалистов с теоретическими основами перинатальной психологии, раскрывает понятие многоосевой диагностики психологической готовности к родительству, раскрывает понятие многоосевой диагностики психологической готовности к родительству, знакомит с содержанием индивидуальной, семейной и групповой психологической работы с будущими родителями на этапах подготовки к беременности, принятия решения о сохранении беременности, в трех триместрах беременности. знакомит с содержанием индивидуальной, семейной и групповой психологической работы с будущими родителями на этапах подготовки к беременности, принятия решения о сохранении беременности, в трех триместрах беременности. Отдельные главы посвящены психологическому сопровождению при лечении бесплодия и применении вспомогательных репродуктивных технологий, специфике социально-психологической работы с беременными женщинами группы риска по девиантному материнскому поведению, задачам психологического сопровождения в случае утраты в пре- и перинатальном периоде.

Учебное пособие «Методики диагностики и коррекции психологической готовности к материнству» Является первым учебным пособием, представляющим инструментарий для диагностики психологической готовности к материнству, а также для развития материнской сферы женщин в период беременности. Авторами методик являются известные отечественные психологи и психиатры. Является первым учебным пособием, представляющим инструментарий для диагностики психологической готовности к материнству, а также для развития материнской сферы женщин в период беременности. Авторами методик являются известные отечественные психологи и психиатры.

Хрестоматия «Психология беременности» впервые представляет наиболее полный сборник статей отечественных психологов и психиатров по заданной проблематике. впервые представляет наиболее полный сборник статей отечественных психологов и психиатров по заданной проблематике. В хрестоматии рассматривается самый широкий круг вопросов: В хрестоматии рассматривается самый широкий круг вопросов: теоретические основы репродуктивной психологии и методология психологической работы с будущими родителями; теоретические основы репродуктивной психологии и методология психологической работы с будущими родителями; результаты исследований психологической готовности к материнству и прогноз детско-родительских отношений на основе диагностики материнской сферы беременных женщин; результаты исследований психологической готовности к материнству и прогноз детско-родительских отношений на основе диагностики материнской сферы беременных женщин; семейный фактор в перинатальном периоде; семейный фактор в перинатальном периоде; психологическая работа при лечении бесплодия и применении вспомогательных репродуктивных технологий; психологическая работа при лечении бесплодия и применении вспомогательных репродуктивных технологий; вопросы депрессивный состояний у беременных женщин; вопросы депрессивный состояний у беременных женщин; психология девиантного материнского поведения. психология девиантного материнского поведения.

Интернет-сайт для будущих родителей Создана информационная и коммуникативная площадка для решения следующих просветительских задач: формирование в обществе приоритета интересов матери и ребенка, формирование в обществе приоритета интересов матери и ребенка, отношение к семье как высшей ценности, отношение к семье как высшей ценности, повышение родительской компетентности, повышение родительской компетентности, формирование адекватных представлений о потребностях младенцев и способах их удовлетворения, формирование адекватных представлений о потребностях младенцев и способах их удовлетворения, профессиональная психологическая поддержка начинающих родителей, профессиональная психологическая поддержка начинающих родителей, усиление ответственности отцов, усиление ответственности отцов, профилактика межпоколенных конфликтов при воспитании ребенка. профилактика межпоколенных конфликтов при воспитании ребенка. Преимуществом Интернета является возможность охвата широкой аудитории, осуществления интерактивной поддержки, использования мультимедийных средств (фото- и видеосъемки), что позволит формировать не только знания, но и практические навыки по уходу за ребенком.

Интернет-ресурс задуман для решения социально- значимых задач. Это отличает его от сайтов сходной тематики, имеющих основной целью информирование потребителя об условиях предоставления услуг или товаров. Интернет-ресурс задуман для решения социально- значимых задач. Это отличает его от сайтов сходной тематики, имеющих основной целью информирование потребителя об условиях предоставления услуг или товаров. Сайт обеспечит целевую аудиторию научно обоснованной и практически значимой современной информацией. Тематика рубрик и материалов будет определяться результатами регулярных исследований запросов и проблем соответствующей категории молодых людей, а также изучением и адаптацией к российским реалиям опыта зарубежных аналогичных проектов. Сайт обеспечит целевую аудиторию научно обоснованной и практически значимой современной информацией. Тематика рубрик и материалов будет определяться результатами регулярных исследований запросов и проблем соответствующей категории молодых людей, а также изучением и адаптацией к российским реалиям опыта зарубежных аналогичных проектов. Для отдельных категорий молодежи, лишенных возможности посещать курсы для родителей из-за отдаленности мест проживания, ограниченных физических возможностей или оторванности от русскоязычной среды сайт может стать основным источником информации. Для отдельных категорий молодежи, лишенных возможности посещать курсы для родителей из-за отдаленности мест проживания, ограниченных физических возможностей или оторванности от русскоязычной среды сайт может стать основным источником информации.

Интернет-сайт для специалистов по перинатальной психологии на портале Создано информационное и коммуникативное пространство для студентов и специалистов, работающих в сфере материнста и детства: психологов, педагогов, воспитателей детских учреждений, социальных работников, акушеров, гинекологов, педиатров. Создано информационное и коммуникативное пространство для студентов и специалистов, работающих в сфере материнста и детства: психологов, педагогов, воспитателей детских учреждений, социальных работников, акушеров, гинекологов, педиатров. Интернет-ресурс содержит научные статьи по репродуктивной психологии, психологии беременности, родов, психологическому сопровождению будущих родителей, видеоматериалы, информацию о различных формах обучения и важных мероприятиях Интернет-ресурс содержит научные статьи по репродуктивной психологии, психологии беременности, родов, психологическому сопровождению будущих родителей, видеоматериалы, информацию о различных формах обучения и важных мероприятиях

Формирование компетентного родителя – важнейшая новая задача современного образования Родители нуждаются в непрерывном образовании и профессиональной поддержке не менее, чем специалисты в любых других областях общественно-значимой деятельности. Родители нуждаются в непрерывном образовании и профессиональной поддержке не менее, чем специалисты в любых других областях общественно-значимой деятельности. Грамотно организованное просвещение молодых родителей в области психологии и педагогики должно стать неотъемлемой частью работы с молодой семьей, не менее доступной, чем медицинское сопровождение. Грамотно организованное просвещение молодых родителей в области психологии и педагогики должно стать неотъемлемой частью работы с молодой семьей, не менее доступной, чем медицинское сопровождение.

Реализация инновационного проекта позволяет осуществлять: подготовку молодых родителей на базе ДОУ и психолого-педагогических центров, подготовку молодых родителей на базе ДОУ и психолого-педагогических центров, просвещение начинающих родителей через Интернет, просвещение начинающих родителей через Интернет, повышение квалификации и профпереподготовку в области перинатальной психологии специалистов различных профилей, работающих с семьей в период ожидания ребенка и его младенческого возраста повышение квалификации и профпереподготовку в области перинатальной психологии специалистов различных профилей, работающих с семьей в период ожидания ребенка и его младенческого возраста

Спасибо за внимание! Пишите нам: