« Дым » Заглавная страница рукописи История создания произведения История создания произведения Сюжет Характеристика героев Характеристика героев Проблематика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Споры в критике вокруг романа И. С. Тургенева « Отцы и дети »
Advertisements

Была ли любовь Наташи Ростовой и Андрея Болконского искренней и чистой? Выполнил ученик 10 класса Бейсеков Нуржан.
Стихи Моя Судьба. Одиночество Вот ты сидишь одна В твоих глазах дрожит слеза И на столе неподалеку догорает не так давно зажженная свеча Но почему ты.
Не забудьте,что жизнь коротка,а минуты- бесценны, что в песочных часах золотой убегает песок, не забудьте,что даже кумиры уходят со сцены, и родным, и.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С. Тургенева. Выполнила: Васильева А. 10б СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В.
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
Поиск плодотворной общественной жизни П.Безухова и А. Болконского (т. 2 ч.1-3) Природа в жизни людей с точки зрения Л.Толстого.
Подготовка к написанию сочинения М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 9 класс.
Л. Н. ТОЛСТОЙ РОМАН « ВОЙНА И МИР ».
Работу в ыполнила ученица 10 к ласса Маркова О ксана 2011 г од.
Работу выполнила Ученица 6 класса МОУ Покровской ООШ Цивильковой Елены.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Что такое Дружба ?. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Манифест Мужчины (Раз и навсегда!) В надежде, что женщины этого мира нас поймут, хотя надежды этой так мало...
Образ главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Работу выполнили: Кузина М., Житваева Д. Успанова Э.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Анто́н Па́влович Че́хов (1860, Таганрог, 1904, Баденвайлер) русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей.
Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского.
Транксрипт:

« Дым »

Заглавная страница рукописи

История создания произведения История создания произведения Сюжет Характеристика героев Характеристика героев Проблематика Смысл названия Смысл названия Место в творчестве автора Место в творчестве автора Конец Содержание

Критическая буря, возникшая по поводу « Отцов и детей », драматически переживалась Тургеневым. С недоумением и огорчением он останавливался, опуская руки, перед хаосом противоречивых суждений, приветствий со стороны врагов и осуждений со стороны друзей. Тургенев писал свой роман с тайной надеждой, что его предупреждения послужат делу сплочения и объединения общественных сил России. На сей раз этот расчет не оправдался. История создания

Драматизм усугублялся разочарованием Тургенева в ходе реформ « сверху ». В 1861 году писатель восторженно принял « Манифест »: ему казалось, что осуществляется, наконец, его давняя мечта, крепостное право уходит в прошлое, а вместе с ним устраняется и несправедливость общественных отношений. Но к 1863 году Тургенев понял, что надежды его не оправдались. « Время, в которое мы живем, - замечал он, - сквернее того, в котором прошла наша молодость. Тогда мы стояли перед наглухо заколоченной дверью, теперь дверь как будто несколько приотворена, но пройти в нее еще труднее ». Вера в истинность идеи реформы у Тургенева сохранилась, но в современной России он не видел серьезной общественной силы, которая способна возглавить и повести дело реформы вперед. В правительственной партии он разочаровался, не оправдали надежд и либерально настроенные слои культурного дворянства : после 19 февраля они круто повернули вправо. К революционному движению Тургенев тоже относился скептически.

В 1862 году возникла полемика Тургенева с Герценом, Н. П. Огаревым и Бакуниным. Тургенев был не согласен с основным положением народнического социализма - с верой Герцена в крестьянскую общину и социалистические инстинкты русского мужика. В споре с издателями « Колокола » писатель высказал немало трезвых мыслей и точных наблюдений. Он указал на естественный в пореформенных условиях распад крестьянской общины, на обезземеливание бедной части крестьянства и обогащение кулачества -« буржуазии в дубленом тулупе ». Но эти трезвые мысли и наблюдения Тургенев использовал в качестве аргумента против революционных настроений. Он предлагал свою программу постепенного, реформаторского пути общественного развития. Творческие силы он предпочитал искать не в народе, а в просвещенной части русского общества, в среде интеллигенции.

Наступление реакционной полосы в жизни России наводило Тургенева на грустные мысли, отчетливо прозвучавшие в двух повестях этих лет - « Призраки » (1864) и « Довольно » (1865). В 1867 году Тургенев завершил работу над очередным романом « Дым », опубликованным в « Русском вестнике » в марте 1867 года. В черновом автографе « Дыма » Тургенев точно указал время работы над романом : начало 6 (18) ноября 1865 г., конец 17 (29) января 1867 г., причем в 1866 г. в течение девяти месяцев он « не писал ни строки ».

Таким образом, процесс писания « Дыма » отнял у Тургенева всего шесть месяцев, если не считать дополнительной работы над текстом при переписывании рукописи набело, перед сдачей в набор и в связи с выходом в свет отдельного издания романа (1868 г.). Столь короткий срок работы над большим произведением объясняется тем, что его замысел возник значительно раньше и был обдуман Тургеневым задолго до его литературного оформления.

Глава I- ая. Баден го августа 1862 г. - 4 часа. Развал гулянья. - Описать подробно. Русское дерево - наши лжеаристократы и лжецивилизованные люди. - Разные - chevaliers d' industrie, Home, поганые французики - в роде Люттерота и его приятеля, Зографо, - благоговение перед Мери. - Соллогуб, дамы, Криденер - игроки, лоретки. Англичане. Гр. Блюхер - Посвятить этому целую сильную главу. - Молодой человек ( наружность Литвинова ) сидит и рассеянно слушает музыку. Глава II- ая. Несколько слов о нем, о его семействе. - Он ждет в Бадене свою невесту, которая должна приехать послезавтра. - Несколько слов о ней и о ее тетке. Isabelle la Bouquetiere к нему подходит и с презрением отворачивается. - Он глядит на проходящих там и тут и неловко. - Вдруг являются Ворошилов и Бамбаев. - Ба ба ба ! - Вас - то и нужно, - кричит Бамбаев. - Надо сейчас, сейчас идти к Губареву. Губарев здесь - помилуйте - Вы этого не знаете. - К несчастию он завтра уезжает. - Литвинова тащут к Огаревым ] Я не обедал. - И мы не обедали. Сейчас у Вебера. - Обед поглощен наскоро. - потом все идут к Губареву. На углу Лихтенталевской аллеи какая - то дама пристально глядит на Литвинова и вдруг отворачивается... Кто это ? думает он... Сюжет

Глава III- ья. Вечер у Губарева. - Суханчикова, Пищалкин, в углу Потугин. Биндасов является несколько позже с выигрышем - красный и дрянной. Описать этот вечер con amore. Губарев назначает новое свидание уже в Гейдельберге. Важность и пустота, прыгающие глаза Суханчиковой - внезапный смех Потугина - цигарки, сплетня, польский элемент и российский. Литвинов уходит довольно рано с головной болью - и сам не зная, при чем он присутствовал, при совершенном вздоре и лжи - или при чем - то еще не установившемся, но молодом имеющем право жить. Глава IV- ая. Он садится за столик в Conversation; к нему подсаживается Потугин и выпив рюмки две киршу - имеет свой первый непременно замечательный разговор. - Литвинов, довольно пораженный своим новым знакомством - идет к себе в отель и находит дома - письмо от отца - со вложением между прочим записки попа о порче и букет гелиотропов, который, по словам гарсона, кто - то неизвестный велел поставить у его кровати. - Литвинов вспоминает даму, которую он мельком видел. Неужели она ?

Глава V- ая. По поводу этого букета рассказывается вся историю его любви с Ириной - до рокового бала и букета. - Это должно быть и тонко и горячо. - Рассказать ее историю потом и замужество. Литвинов никогда больше с нею не встретился, он почти не был в Петербурге. Неужели она ? - повторяет Литвинов... и вдруг вспоминает о Татьяне - и совестно ему... Все это вздор ! думает он наконец и принужден однако вынести букет в соседнюю комнату. - Но и оттуда он пахнет. - Литвинов не может заснуть. Глава VI- ая. Описание утра в горах. Литвинов идет рано гулять. - Натыкается на Бамбаева и Ворошилова - прячется от них. Идет к Старому Замку и попадает в целую фешенебельную экскурсию россиян - генералы, дипломаты, львы и неизбежный Мери. Литвинов хочет увернуться - и вдруг его останавливает одна дама : Григорий Михайлович, вы меня не узнаете ? - Это она - это Ирина. - Развязно и просто, как настоящая светская дама, она представляет его своему мужу. Смущенный и неловкий Литвинов остается в этом кружке, совершенно ему чуждом... Но вот они все поднимаются и едут далее... Вы придете к нам непременно сегодня же - говорит Ирина - мы живем там - то. - Литвинов обещает, но вовсе не намерен исполнить свое обещание. - День проходит вяло и безынтересно. Пищалкин является... Скучно. Письмо от Татьяны, что приезд ее отсрочен на неделю.

Глава VII- ая. День еще проходит. - Так же скучно. Опять Пищалкин и Ворошилов. Биндасов занимает флоринов. На следующий день к завтраку приходит Потугин. Второй замечательный разговор. - Он дал слово привести Литвинова к Ирине. Он говорит также о ней, предварительно попросив киршу. " Поппея ". Он уводит его. Глава VIII- ая. Посещение у Ирины. Потугина сей час отправляют. Tete- а -tete. С Литвинова снимается неловкость. Показать, что Ирина не кокетничает просто, а действительно сохраняет какое - то влечение к прежнему, к прежней жизни. Явление Селунского и другого генерала. – Разговор. Ирина покоряется приглашению к Великой Княгине - но дает колет мужа : при прощании значительное слово : - " Вы женитесь ?" - И пожатие руки.

Глава IX- ая. Утро шумное и пошло растраченное. Все тут : Ворошилов, Пищалкин и т. д. Тоска Литвинова. - Если бы хоть Потугин !.. Но вдруг является записка от Ирины. - Она его ждет в Лихтенталевской аллее... Он бежит, как к ангелу - освободителю. - Разговор и с ней замечательный : ее тема : Я ни на что не жалуюсь, но Вы мне дороги - и я рада. - Литвинов сильно потрясен. Она однако идет в Conversation. Он остается в нерешительности. - Подходит Потугин. - Что барынька ? Глава Х - ая. Разговор весьма важный с Потугиным, сидя на скамье. - О России, и о русском народе... К концу опять бегут Ворошилов, Пищалкин и т. д. Собираются в Гейдельберг. Возвращаясь домой, Литвинов находит записку от Ирины : я Вас сегодня не видала - это мне тяжело - Назначается свидание у ней. Глава XI- ая. Свидание у Потугина - Надо показать, что она за натура, как я ее понимаю : страстная и расчетливая, хитрая и наивная, глубоко испорченная раба с порывами к Истине и к Свободе. - У Литвинова кругом голова идет. - Вы только кокетничаете со мною ? Я... я кокетничаю ? - Я твоя... Это должно быть быстро и пламенно. Уходя, странная встреча с Потугиным, который убегает от него скорчившись.

Глава XII- ая. На другой день Литвинов идет к Ирине с трепетом. Он застает гостей, но она вся его. Ее сурово - презрительное обращение с мужем. Она должна быть хороша в эту минуту - отказ ехать на partie de plaisir. Она его любит. Она ему отдается. Глава XIII- ая. На другой день приезд Татьяны и тетки. - Жестокое положение Литвинова. Целый день он с ними и не решается ничего сказать. - Встречает Ирину, генерала Селунского. Знакомит Татьяну с Потугиным. - Вечером, проходя по аллее - кто - то схватывает его руку... Трепещущий голос : пощадите меня... слезы - Ирина ! - Глава XIV- ая. Утром объяснение с Татьяной. Он ей все говорит, что можно. Ее Haltung вроде Ольги Тургеневой. Растерзанный, он идет к Ирине. Объяснение. - Она на все согласна, она его понимает, хоть бежать с ним - но в то же время глаза блуждают. Прощай, до другого раза - но теперь … Куда же ? Мне надо - с мужем ехать... к М -m de Behague - там будет прусский король... я не могу не ехать туда. Слезы - и подбирает кружева, выбирает цветы к туалету. - Отворачивает лицо, чтобы слезы не падали на кружево. Вдруг она становится вся светская дама - как она щегольски и красиво и с богатыми складками сзади уходит с мужем и каким - то дипломатом.

Гл. XV- ая. Литвинов приходит домой и после бессонной ночи пишет Ирине отчаянную записку. - Ты хочешь бежать со мной ; когда ? - Я готов ! - В ответ она отвечает ему, чтоб он пришел переговорить. - Назначает свидание. - Он бежит туда... Resume: Я могу тебе принадлежать - но бежать с тобой - нет - нет. - Он ее пугает - и она вдруг удаляется. - Вечером он приходит к ней - она его не принимает ; - на другое утро то же потом французская записка : soyez genereux - separons-nous. Pardonnez-moi - я разорила Вам счастье... Старайтесь его склеить вновь. Гл. XVI- ая. После долгой борьбы, Литвинов овладевает собою. - Все это вздор ! - надо себя переломить - дело делать ! Встреча с Татьяной. - Она желта как воск и спокойна - хотя в улыбке и во взгляде есть что - то убитое - комическое положение тетки, которая никак не может взвинтить себя до Resignation 93 - и то готова негодовать и браниться, то плакать и дуться. Вы едете ? Да ; - и вы тоже ? Вы в Россию к себе в губернию и я туда же : - надо еще обоим побывать в покое - а дальше будет что будет. - Прощание без горечи и даже с каким - то маленьким лучом в сердце Литвинова.

Глава XVII- ая. Отъезд. - На железной дороге - Ирина - пришла проститься, нелегко побороть себя. Судорожное стискивание руки - " Не женись, останься !". Почти компрометирует себя в глазах провожающего дипломата. Но наконец ? Литвинов едет. - Глава XVIII- ая. Дорожные размышления. - Дым. На Гейдельбергской станции вся русская компания. Сюда ! Сюда ! К нам ! Губарев ждет. - Литвинов едет дальше. Ему вдруг стало это все противно. Бамбаев его ругает и т. д. – Литвинов уезжает. - Он теперь в деревне и, попробовав того - сего, отдает землю крестьянам исполу. Пишет письмо к Татьяне. Получает ответ : приезжайте : говорят, даже больным легче вместе, чем порознь.

Литвинов, Григорий Михайлович. - Молодой русский дворянин : - зритель, но не вялый в роде моих прежних. - Он небольшого роста, смуглый, желчный, черноволосый - чуть в роде Рудольфа Линдау - большой лоб, короткие волосы - подбородок и губы не без энергии. Довольно молчалив, серьезен и желает знать и делать. - Воспитывался дома у отца, личного дворянина, вышедшего из купеческого рода. Был в университете Московском, держался в стороне и теперь приехал заниматься агрономией и тому подобным. - Мать его умерла, отец по - старому управляет хозяйством, но доверяет ему. - Политических убеждений не имеет - инстинкты либеральные, но тихие. Очень привязчив, хотя подозрителен и недоверчив. - Ум восприимчивый и здравый, но без воображения и огня. - более обидчив, чем самолюбив. Может быть очень несчастлив - но не будет этим ни тяготеть ни надоедать. Натура замечательно честная и довольно трудолюбив. - Желает устроить свое имение, быть полезным и жить спокойно и интересно, по мере возможности. Женская красота сильно на него действует : он с темпераментом, но так как он собирается жениться - по окончании курса и возвратившись в Россию, то ведет себя скромно. Он уже и жених - хотя не официальный - Т. Шестовой, своей родственницы, которую узнавал в Петербурге и с которой прожил 6 недель в Дрездене. Отец Литвинова выручил своими деньгами князя X, отца Ирины. 19 Характеристика героев

Ворошилов, Семен Яковлевич. Наружность на первый взгляд красивая - элегантная - потом пошлая. - Строен, высок, светлоок, белощек, глаза сияют, зубы белые ; говорит быстро, бойко и резко - но в сущности очень шаткий. - Выразить в этом лице русскую шатость. - Впрочем добрый малый. - Отец его был петербургский чиновник взяточник в высоких чинах ; мать - женщина злая и пустая. Был в Пажеском корпусе - вышел первым - стоит на золотой доске. - Показать плод ростовцевского воспитания. - Либерал, вышел в отставку и пока, не зная к чему прильнуть, бьет баклуши. - Доходы имеет маленькие - но аккуратен и собственно без страстей. - Слить воедино Случевского, де Роберти и Леонтьева. Читает много, но ничего не переваривает. Собирается что - то сделать - чем - то быть - но пока все только спешит. - " На ординарце прислан " к науке, к свободе и т. д.

Губарев, Степан Николаевич. Это - Огарев - Фролов - Касаткин. - Русский доктринер - демократ - фанатик и лентяй. Туп, меланхоличен, важен, упорен, бездарен, но не глуп. - Лишен дара слова, но внушает великое мнение о себе. Наружность почтенная в роде Александра Станкевича - лобаст, губаст, бородаст - тучноват. Когда в духе и нараспашку, дрянно смеется и подтрунивает ; - даже похабность любит : но большей частью берет возвышенностью физиономии. - Социалист и славянофил : живет за границей 6- й год - благо состояние весьма порядочное, которым управляет по поручению его брат, дурак круглый, но преданный ему, скупой и хозяин в старом вкусе. - Читает все умные книги - и все в глубину устремляется : в то же время делает пропаганду более своим присутствием, чем словами. - Хорошей фамилии и со связями, которыми пренебрегает - отец и мать его давным - давно умерли - и он с ранних лет уже распоряжался самим собою. Служил в Министерстве внутренних дел - но не долго ; - жил в деревне, в Москве : несколько раз собирался жениться был женат недолго на какой - то глупой и тоже возвышенной барышне с состоянием, портрет которой у него стоит на письменном столе : он таинственно намекает на нее, как на высокое создание : она ему оставила р. сер. - Скуп. - С важностью ест в известные моменты сухой хлеб ( сочувствие мол народу ) и т. д.

Биндасов, Тит Ефремыч. Шумный бурш, в роде Кетчера. - Самолюбив, циничен, хохочет - а в душе кулак. Был военным - год прослужил на Кавказе, но презирает военный жанр ; выпить любит. - Тоже шаткое и пустое явление. - Демократ - но с умеренным оттенком. Рожа измятая - зубов многих нету, маленькая лысина, свиные глазки. Надо хорошенько понять, почему он бросил службу и слоняется за границей : нараспашку хотелось пожить, да ругаться кстати - а кроме того жизнь дешева. Доходы не очень большие : из мелких дворян и родня вся бедная - но ему какая - то генеральша, которую он употреблял, дала малость Александра Шеншина прихватить. Он женат, но бросил жену - и она тоже разъезжает за границей - в Дрездене больше живет. - Жена эта скучная и кислая. - Говорит по - французски плохо, а по - немецки еще хуже - выше парижских лореток ничего не знает - хотя ругает и их. - Россейский цинизм.

Пищалкин, Алексей Егорович. Это - Честный, идеалист - с прекрасными стремленьями - но ограничен и пошл - хотя для него " пошлость и пошлое " самые ужасные слова. Весьма почтительно обходится с самим собою. - Самолюбив ужасно вследствие убежденья - что какой мол я серьезный и не пошлый человек. Тяжел и даровитости никакой - но терпелив и может быть очень полезен на третьестепенных местах. - Можно даже сказать, что в таких людях Россия нуждается. - По милости своей честности и демократических наклонностей получает большое влияние на мужиков, мещан. - Очень малознающ и никаких языков не знает. Одет всегда очень прилично, даже с некоторой щеголеватостью. - Говорит тупо, но с убежденьем и важностью.

Потугин, Созонтий Иваныч. Это главное лицо всей повести. В нем мне хочется выразить философа русского в настоящем смысле слова, человека, глубоко, насколько я смогу, понявшего Россию и русских. - Его каждое слово должно быть типичным - или совсем не надо его. - Во - первых, наружность : - между М. Языковым и Губаревым. - Головастый - крупное тело на коротких ногах. - Лоб просторный, глаза небольшие, серые, очень умные и печальные, крупные правильные и горькие губы, нос картофелеобразный, зубы нехорошие, цвет лица нечистый. Неловок, медлителен ; руки небольшие маленькие и очень чистые и тонкие. Одет небрежно - запыленно : широкий старый галстук, пальто. - Без желчи - ( так как он ничего не добивается ) - но не без горечи, глубок, меток и уныло спокоен. - Все доброе его сильно трогает : красота, особенно женская, на него действует, хотя он для себя ничего не ожидает и видит и ее насквозь. Ненавидит фразу и ложь. - Жизнь его была следующая : остался сиротой лет 16- и 30 без братьев и сестер от отца мать он совсем не помнит, чиновника петербургского, который сам был братом другого более важного чиновника в роде Ключарева и Пинского. У этого дяди Созонтий воспитывался и был определен им на службу. - Они были из поповичей, но знатных - у них был архиерей в родне - ректоры семинарий и т. д. - Дядя был тяжелый и тупой деспот ; С. пил горькую чашу. Служил лет 20 - добивался чина надворного советника по министерству финансов. Наконец дядя умер и оставил ему 5000 р. сер. отцовские. - Он вышел в отставку и поехал за границу проветриться и посмотреть на людей. В душе любит глубоко одно : гуманность и цивилизацию. Был долго и крепко влюблен в одну барышню, потом барыню ; не женился. Она потом отравилась и умерла и перед смертью сблизилась с ним. Молчалив и застенчив, хотя не робок ; когда выпьет немножко, язык у него развязывается. - Не верит в Бога - но сокрушается втайне этим и никогда не кощунствует. - Получил имя Созонтия в честь дяди архимандрита, который однако ничего ему не дал и не покровительствовал.

Валериян Владимирович Селунский. Тип образованного, учтивого, пронырливого и в сущности не только пустого, но на все гадости и притеснения способного генерала. - Отец его был побочный сын большого вельможи Александровских времен и польки шляхетки француженки, которая вскоре умерла. Вельможа вывел сына в люди - но состояния ему не оставил - и он сам не успел себе составить - рано умер тоже. - Валериян родился от польки шляхетки, очень лукавой и красивой женщины - был помещен в Пажеский корпус, отличился там добронравием и хорошими манерами хотя тоже был употребляем в задницу и вышел в гвардию. - Карьеру сделал скоро - скромностью и веселостью, танцами и прислуживанием не без легкого и очень общего либерализьма, который особенно пригодился ему после смерти императора Николая ; которому он особенно нравился за ловкую верховую езду на ординарцах на чужих лошадях. Посланный разобрать какое - то крестьянское дело, запорол человек 5 насмерть, несмотря на свой либерализм. - Старухи были от него без ума. - Необыкновенно чист, свеж, румян, гибок и липок ; осторожен, молчалив где нужно - и всегда сдержан ; - вращается в высшем свете и все нужное для этого исполняет с фамильярной игривостью. - Женился из расчета, но и не без любви. - Был очень счастлив с женщинами и сохранил необычайную моложавость наружности. - В сущности ничего не знает и ни на что не способен - но себя вывезет. - Удивительные зубы и руки - и какая - то почти педерастическая ласковость в голосе.

Ирина Павловна Селунская. Третья дочь московского знатного 39 князя Ос... ( всех детей у него 14). - воспитана в бедности и московском неряшестве, почти попрошайстве. Отец ее тяжелый, пустой и дурной человек, которому по связям давали синекуры небольшие ; мать женщина желчная и злая, весьма некогда любимая фрейлина императрицы Александры - не примирившаяся с своим положеньем - удаленьем от двора и т. д. - На 18- м 40 году Ирина попала в Петербург - по следующему случаю : на бале в Дворянском собрании ее заметил государь и осведомившись о ней, пожелал ее в Петербург во фрейлины. - Она произвела на него впечатление. Двоюродный брат ее отца, граф Р. - богатый человек - подвернулся и желая прислужиться, предложил отцу Ирины взять ее к себе в дом. Перед отъездом Ирина - весьма развитая, хотя без особенных талантов - влюбила в себя Литвинова, который беспрестанно ходил к ним ; бал решил ее судьбу ; описать ее свидание с ним на другой день - букет гелиотропов. В Петербурге она вся ушла в придворную мерзость, прониклась ею до мозгу костей. - Чуть - чуть не сделавшись любовницей то государя, то наследника, она вышла уже 25 лет за генерала Селунского, которого поняла и не любит ; но она увидела, что пойдет с ним далеко, а оставаться в ложном положении было невозможно. Натура глубоко - славянски развращенная, лживая, изломанная - и в то же время неотразимо - соблазнительная, для мужчин, на которых действует смесью какой - то стыдливости с чувственностью Поппея. Она Наружность взять кн. Долгорукой - египетские глаза. - Странные противуположности : способность увлечься до страстности и расчет жидовский - каприз и frivolite amour du bruit et du luxe, даже та развращенная меланхолия, которая рождается только среди этого шума. - В сущности зла, эгоистична - и очень умна. - Художественного чувства никакого - но какое - то щегольское умение играть жизнью, своей и чужой. - Она не забыла своего чувства к Литвинову - и дает им поиграть ; отдыхая в Бадене перед новой придворно - петербургской кампаньей. Каприз.

Капитолина Марковна Шестова Старая девица - добродушная, честная и ограниченная чудачка в роде тетки Ольги. - Взять ее наружность, почти белые волосы. Свободная душа, полная самопожертвования и некоторой гордости по этому поводу и некоторого презрения к людям иначе поступающим. - Посвятила всю себя воспитанию Татьяны и живет только для нее. - Esprit fort - Штраусов читает, но тихонько от племянницы, которую не считает себя вправе обращать. Чувство долга сильное. Сама ходит без кринолина и волосы носит стриженые - но блеск на нее действует, хотя она этого и стыдится и даже бранит свет ; оттого она и в Баден приехала, посмотреть, что - мол это такое.

Татьяна Петровна Шестова Ольга Сомова. - Только наружность красивее : - выше, стройнее и выражение сурьезнее. - Осталась сиротой после довольно дрянного отца и получила воспитание несколько странное, хотя хорошее и wohlgemeint. Идеалистка в полном смысле слова, подобно своей тетушке. Немного ограниченна - или скорее - безо всякого блеска. - Способна очень глубоко чувствовать - и сильно страдать - но не выдаст себя. - Религиозна. - Литвинов ей 3- юродный брат.

Бамбаев Ростислав Ардалионыч. Смесь Кашперова с Пичем. - Энтузиаст a tout propos хороший человек, благороднейший - но пустой и несколько смешной. - Всегда без гроша и вечно от чего - нибудь в восторге.

Роман создавался в эпоху кризиса общественного движения х годов, в период идейного бездорожья. Это было смутное время, когда старые надежды не осуществились, а новые еще не народились. « Куда идти ? чего искать ? Каких держаться руководящих истин ? - задавал тогда тревожный вопрос и себе, и читателям и М. Е. Салтыков - Щедрин. - Старые идеалы сваливаются с своих пьедесталов, а новые не нарождаются... Проблематика

Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких - то принципов, тех самых принципов, которым оно не верит », Тургенев тоже оценивал пореформенный период исторического развития России как время переходное, когда старое разрушается, а новое теряется в далеких горизонтах будущего : « Говорят иные астрономы, что кометы становятся планетами, переходя из газообразного состояния в твердое ; всеобщая газообразность России меня смущает и заставляет меня думать, что мы еще далеки от планетарного состояния. Нигде ничего крепкого, твердого - нигде никакого зерна ; не говорю уже о сословиях - в самом народе этого нет ».

В заглавие романа « Дым » вынесено слово - символ, которое является формой обозначения сквозного образа произведения и которое по мере организации текста расширяет своё значение и приобретает обобщающий и универсальный характер. Название « Дыма » символично. Одни исследователи считают, что автор « недвусмысленно » отвергает нигилистическое движение и образ « дыма » является символом непрочности, эфемерности революционных начинаний ( А. Г. Цейтлин ). Другие полагают, что название романа является символом « газообразного », « непланетарного » состояния всей России, вступившей в полосу нового общественного и социально - экономического развития ( А. И. Батюто, А. Б. Муратов ). Смысл названия

Учёные выявляют символический подтекст в целом и справедливо считают, что « тема дыма – хаотической, противоестественной жизни » – начинает своё существование уже в названии произведения и влияет на его структуру, сюжет, принципы изображения действующих лиц, специфику их психологических характеристик и создаёт метафизический план художественного изображения – о « стихийности натуры и неясности природы человеческих отношений », о трагической судьбе человека вообще. « Дым » является формой обозначения сквозного образа произведения и по мере организации текста расширяет своё значение и приобретает обобщающий и универсальный характер. Мы считаем, что название романа Тургенева многозначно и не только связано со всем содержанием текста, но и раскрывает особенности мировосприятия и мироощущения автора.

В романе « Дым » Тургенев хочет изобразить особое состояние мира, которое периодически повторяется : люди потеряли ясную, освещавшую их жизнь цель, смысл жизни заволокло дымом. Везде проявляется ключевой образ « дыма », образ жизни, потерявшей смысл. Герои живут и действуют как будто бы впотьмах : спорят, ссорятся, суетятся, бросаются в крайности. Им кажется, что они попали во власть каких - то темных стихийных сил. Как отчаявшиеся путники, сбившиеся с дороги, они мечутся в поисках ее, натыкаясь друг на друга и разбегаясь в стороны. Их жизнью правит слепой случай. В лихорадочной скачке мыслей одна идея сменяет другую, по никто не знает, куда примкнуть, на чем укрепиться, где бросить якорь. В этой сутолоке жизни, потерявшей смысл, и человек теряет уверенность в себе, мельчает и тускнеет. Гаснут яркие личности, глохнут духовные порывы. Образ « дыма » - беспорядочного людского клубления, бессмысленной духовной круговерти - проходит через весь роман и объединяет все его эпизоды в симфоническое художественное целое.

Роман глубоких сомнений и слабо теплящихся надежд, « Дым » резко отличается от всех предшествующих романов писателя. « Дым » по праву можно назвать самым нетипичным романом в творчестве Тургенева. Прежде всего в нем отсутствует типичный герой, вокруг которого организуется сюжет. Литвинов далек от своих предшественников - Рудина, Лаврецкого, Инсарова и Базарова. Это человек не выдающийся, не претендующий на роль общественного деятеля первой величины. Он стремится к скромной и тихой хозяйственной деятельности в одном из отдаленных уголков России. Автор высказывает свои идеи устами Потугина. Наконец, в романе отсутствует и типичная тургеневская героиня, способная на глубокую и сильную любовь, склонная к самоотвержению и самопожертвованию. Место в творчестве автора

Роман необычен и в основной своей тональности. В нем играют существенную роль не очень свойственные Тургеневу сатирические мотивы. В « Дыме » рисуется широкая картина жизни русской революционной эмиграции. Много страниц отводит автор сатирическому изображению правящей верхушки русского общества в сцене пикника генералов в Баден - Бадене. Непривычен и сюжет романа « Дым ». Разросшиеся в нем сатирические картины, на первый взгляд, сбиваются на отступления, слабо связанные с сюжетной линией Литвинова. Да и потугинские эпизоды как будто бы выпадают из основного сюжетного русла романа.

После выхода « Дыма » в свет критика самых разных направлений отнеслась к нему холодно : ее не удовлетворила ни идеологическая, ни художественная сторона романа. Говорили о нечеткости авторской позиции, называли « Дым » романом антипатий, в котором Тургенев выступил в роли пассивного, ко всему равнодушного человека. Революционно - демократическая критика обращала внимание на сатирический памфлет по адресу революционной эмиграции и упрекала Тургенева в повороте вправо, зачисляя роман в разряд антинигилистических произведений.

Либералы были недовольны сатирическим изображением « верхов ». Русские « почвенники » ( Достоевский, Н. Н. Страхов ) возмущались « западническими » монологами Потугина. Отождествляя героя с автором, они упрекали Тургенева в презрительном отношении к России, в клевете на русский народ и его историю. С разных сторон высказывались суждения, что талант Тургенева иссяк, что его роман лишен художественного единства. Тезис о падении романного творчества Тургенева оспорен и отвергнут ныне в работах Г. А. Вялого и А. Б. Муратова, которые предпочитают говорить об особом характере романа, о новых принципах его организации. И действительно, « Дым » - роман по - новому цельный, с особой художественной организацией сюжета, связанной с изменившейся точкой зрения Тургенева на русскую жизнь.

Спасибо за просмотр … Работу выполнили :Колесникова Виолетта, Бродская Лена ИЕшинаМаргарита Конец