«Дипломное руководство: сценарии и проблемы» А.М. Перлов, доцент МУНЦ «Высшая школа европейских культур» РГГУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Advertisements

Возможности применения опыта психологии управления в работе современного преподавателя И. В. Головнева, канд. психол. наук, доцент, ХГУ-НУА,
1 Технологии развития компетентности обучаемых в организации самостоятельной и учебной деятельности ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Выполнил: ст.гр.
Проблемный метод обучения в преподавании истории Учитель истории Михайлова Н.А. МОУ «СОШ 25»
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ТЕХНОЛОГИИ. Проектный метод обучения "Технологии" предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с.
Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
1 класс Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
Оценка метапредметных результатов обучения через освоенные учащимися универсальные учебные действия Скворцов Павел Михайлович.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Как представлять опыт работы учителя. Обобщение педагогического опыта это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; её отбор,
Программа индивидуального консультирования «Развитие карьеры: стратегии, достижения»
1 Описание опыта педагогической деятельности. С чего начать? На основе материалов «Математика. Физика: как представить собственный педагогический опыт.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Транксрипт:

«Дипломное руководство: сценарии и проблемы» А.М. Перлов, доцент МУНЦ «Высшая школа европейских культур» РГГУ

В основе презентации - статья Полный (и поэтому - с рабочими пометками и несделанными сносками) текст статьи Частично статья была опубликована: Руководство (гуманитарным) дипломным проектом как коммуникация и обучение коммуникации: постановка проблемы и типология сценариев // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии. СПб., Несколько искусственное обращение к теме "коммуникации" и в опубликованном, и в полном вариантах статьи, связано с тем, что статья писалась по соответствующему гранту

Поиск шаблона для рефлексии дипломного руководителя – исходная проблема: Очень часто успешный и востребованный специалист, и хороший научный руководитель, видит поле своей самореализации, в первую очередь, в научном исследовании, во вторую – в аудиторном преподавании, и только в третью – в руководстве дипломниками… В итоге возникает ситуация, когда, во-первых, крайне незначительна теоретическая рефлексия процессов дипломного руководства, и, во- вторых, несколько огрубляя, руководят и учат люди, которые не задумываются, как они это делают, а также не имеют времени и сил на то, чтобы делать это иначе, чем по инерции

Что хотелось получить не теоретическое исследование о коммуникации, а довольно практический справочник для дипломного руководителя. Ближайшие аналоги: справочник фельдшера или, если угодно, Э. Берн «Игры, в которые играют люди» (см. стр. 4) не теоретическое исследование о коммуникации, а довольно практический справочник для дипломного руководителя. Ближайшие аналоги: справочник фельдшера или, если угодно, Э. Берн «Игры, в которые играют люди» (см. стр. 4) способом избавиться от проблемы чистого листа может быть модель диплома как составления, многоэтапного переписывания информации из одной формы в другую: из источника – в протокол безответственных расторможенных впечатлений по его поводу, из набора конспектов источников и литературы – в сводный конспект с единой логической иерархией и четкой разметкой голосов, из развернутого плана в черновик, беловик и окончательный текст способом избавиться от проблемы чистого листа может быть модель диплома как составления, многоэтапного переписывания информации из одной формы в другую: из источника – в протокол безответственных расторможенных впечатлений по его поводу, из набора конспектов источников и литературы – в сводный конспект с единой логической иерархией и четкой разметкой голосов, из развернутого плана в черновик, беловик и окончательный текст

Статья - набор такого рода диалогов, объединенных структурой типологии Группировка алгоритмов и трудностей дипломно-руководительского (см. тезисная схема). Первый блок – «сценарии дипломного руководства». Выделение сценариев я считаю необходимым, потому что, если задумываться о дипломном руководстве, а не заниматься им по инерции, или в свободное от исследовательской и аудиторной работы время, то начинать надо именно с оценки того, на что дипломник реально может быть способен и чего вы хотите от него добиться.

I. Три возможных сценария или уровня дипломной работы 1. Базовый (школьный) сценарий – от немотивированного и слабого студента можно хотеть только сбора и перераспределения информации + умения видеть или хотя бы подозревать в ней самые вопиющие внутренние противоречия + минимальной самоорганизации собственного времени и рефлекса ответственности за самую наглую халтуру. 2. Основной («дипломный») сценарий – социальный контракт (термин Коломба, Бута, Уильямса). «Я сделаю свою часть работы, если Вы сделаете свою». Студент пишет для реальных (руководитель и оппоненты) и идеальных (научное сообщество, заинтересованное в постановке проблем и т.п.) читателей. Руководитель помогает ему овладеть правилами, соблюдения которых от него ждут, убеждает его в целесообразности этих правил и стратегически планирует этот процесс обучения. 3. То, что выходит за пределы дипломного руководства – проблематика «истины» и «творчества/самореализации». Это влиятельные категории гуманитарной работы, но обращение к ним в дипломном руководстве чревато рисками – обязанность соответствовать, субъективность трактовки. «Школьный»«Дипломный»«Научный»

«Дипломный» сценарий Исходная модель работы над дипломом – «Стиральная машина». В студента закладывается выборка источников, методологические образцы их трактовки, постановка проблемы – результат полностью предсказуем для преподавателя или хуже Модели/стадии/формы улучшения «Стиральной машины». Простые (но достаточные для создания ординарного научного продукта) формы: 1) стереоскопизация (сопоставление нескольких источниковых совокупностей, методологических перспектив – конструктивный конфликт интерпретаций) и 2) пристальная многократная правка текста. Простые (но достаточные для создания ординарного научного продукта) формы: 1) стереоскопизация (сопоставление нескольких источниковых совокупностей, методологических перспектив – конструктивный конфликт интерпретаций) и 2) пристальная многократная правка текста. Более продвинутые формы: 3) Показать сложность простого и простоту (при помощи теории) сложного. 4) учить уметь ставить вопросы и определять алгоритмы поиска ответов. Более продвинутые формы: 3) Показать сложность простого и простоту (при помощи теории) сложного. 4) учить уметь ставить вопросы и определять алгоритмы поиска ответов. «Стиральная машина» «Стереоскопизация и правка «Проблематизация» Схема, разумеется, условна

II. Проблемы дипломного руководства Иная пространственная метафора – не шкалы, но трехмерного пространства, в котором любая проблема описывается как точка или область, определяемая координатами Авторитета, Компетентности Обстоятельств.

III.1. Проблемы «авторитета» (доверия конкретным системам правил) III.1.1. Неуверенность в себе и в качестве своей работы испытывает дипломник III.1.2. Дипломник отказывает в доверии «второй стороне социального контракта»: III Конкретному научному руководителю (принимая предлагаемые им правила за произвол, самоутверждение и т.п.) III Конкретному научному сообществу (которому противопоставляются другие научные сообщества, знакомые дипломнику, или им выдуманные) III Требованиям научного сообщества вообще. Типовые формы оспаривания научных правил: графомания (содержание и объем позволяют пренебрегать формой), халтура («сойдет и так», «никому не нужно»), релятивизм (III политический и поэтический (студент спекулирует (осознанно или интуитивно) на понимании условности научных правил как инструмента социальной борьбы или эстетической борьбы новации и традиции), III – социальный и экзистенциальный = сомнение в существовании «истины»).

III.2. Проблемы «компетентности» Развернутый пример. Меня не устраивало даже то, что дипломник включал в свой конспект источника; мне казалось, что то, что выделял бы в качестве тривиального и проблематичного я, было бы совершенно иным. Развернутый пример. Меня не устраивало даже то, что дипломник включал в свой конспект источника; мне казалось, что то, что выделял бы в качестве тривиального и проблематичного я, было бы совершенно иным. «Универсальный совет» руководителю: попробовать установить и отрефлектировать ту практику, которая позволяет ему видеть работу дипломника как «ошибку». В данном случае: опыт семинаров, на которых студентам кафедры медиевистики ист. ф-та систематически задавались задания по сопоставлению источника и развернутых интерпретаций, находящихся между собой в конвенциональном споре, сформировал у меня навык чтения исследовательской литературы и определенный стандарт гуманитарной работы. «Универсальный совет» руководителю: попробовать установить и отрефлектировать ту практику, которая позволяет ему видеть работу дипломника как «ошибку». В данном случае: опыт семинаров, на которых студентам кафедры медиевистики ист. ф-та систематически задавались задания по сопоставлению источника и развернутых интерпретаций, находящихся между собой в конвенциональном споре, сформировал у меня навык чтения исследовательской литературы и определенный стандарт гуманитарной работы.

III.3. Проблемы времени (пример «проблем обcтоятельств») 1. Проблемы организации времени. Сочетание циклической и линейной временных разверток, взаимозависимость временных планов дипломника и руководителя. 2. Проблема «когда остановиться». Диалектика творчества и квалификации. 3. Проблемы длительности усвоения навыков и устаревания знаний 4. Проблема изменения за время дипломного руководства правил научной работы, транслируемых преподавателем Для многих проблем, связанных со временем, эффективным оказывается требование предварительного детального планирования. Разумеется, планы приходится все время корректировать, но для этого они должны быть. Составление плана – «не ответ, а решение», не нахождение самого удачного алгоритма, но выбор, который лучше сделать чуть хуже, чем колебаться или работать наобум.

Ограничения 1.1. Ограниченность эмпирической выборки и теоретического подхода. Сделанное в целях понятности методических рекомендациях упрощающее допущение о том, что различные сценарии и проблемы дипломной коммуникации даны словно бы «в чистом виде», не пересекаясь и не будучи тесно связанными друг с другом. В реальности – множество промежуточных форм, взаимосвязей и переходов друг в друга Диплом или диссертация – не столько квалифицирующая, сколько обучающая практика Ограничение согласием с основной предпосылкой текста – руководитель активно и добровольно вовлекается в работу над дипломным проектом.

Дальнейшая логика размышлений Огрубляя: в условиях, когда высшее образование стало настолько массовым, мы на самом деле работаем в м классах школы. То, что преподаватели при этом хотят ощущать себя университетскими, и осознанно, но гораздо в большей мере - неосознанно сохраняют модель обучения предмету, профессии и добродетелям интеллектуального характера, а также считают по- настоящему достойными (внимания и рефлексии) лишь интеллектуальные аспекты преподавательского процесса и свободу суждения, убеждения и спора – существенно снижает КПД освоения средней массой студентов за несколько лет новых знаний и навыков.

Обсуждать, возможно, продуктивнее, исходя из следующих перспектив: Обсуждать, возможно, продуктивнее, исходя из следующих перспектив: Как думаете о дипломном руководстве Вы? В какой системе координат, при помощи каких категорий? Как думаете о дипломном руководстве Вы? В какой системе координат, при помощи каких категорий? Полезно ли, с Вашей точки зрения, об этом задумываться? Полезно ли, с Вашей точки зрения, об этом задумываться?