Формы организации обучения биологии. 1. Классификация форм организации обучения биологии. 2. Обязательные ФОО Классификация уроков биологии. 3. Внеурочные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новосибирский Государственный Педагогический Университет. Институт Естественных и Социально Экономических Наук. Курсовая работа по теме: Электронно-дидактическое.
Advertisements

Тип Кишечнополостные Актиния. Образ жизни кишечнополостных Кишечнополостные относятся к низшим многоклеточным животным. Их насчитывается около
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ ПРЕСНОВОДНЫЙ ПОЛИП ГИДРА. 2 КишечнополостныеКораллыМедузыПолипы.
Работу выполнила: ученица 7 класса Охлопкова Полина.
Учитель биологии ГКУ СШ им. Т. Аманова Фёдорова И. А.
Тема: Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные Задачи: Изучить общую характеристику типа, особенности строения и жизнедеятельности основных представителей.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 50» города Кургана Автор: Дерябина Е.Ю., учитель биологии.
Выполнила Скобелева Евгения Алексеевна учитель биологии 1 квалификационной категории МБОУ СОШ 27 Сормовского района Г. Нижнего Новгорода.
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ ПРЕСНОВОДНЫЙ ПОЛИП ГИДРА. 2 КишечнополостныеКораллыМедузыПолипы.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Учитель химии и биологии МБОУ СОШ 9 МО ЩР станица Новощербиновская Степучева Ольга Викторовна Урок биологии - 7 класс Размещено на.
Тело состоит из большого числа клеток ; Группы клеток различаются по строению и функциям ; Клетки объединяются в ткани и органы, выполняющие различные.
Тип кишечнополостн ые Вводная характеристика кишечнополостных. Класс Гидроидные.
Тип кишечнополостн ые Вводная характеристика кишечнополостных. Класс Гидроидные.
Подцарство Многоклеточные животные (Metazoa) Тип Кишечнополостные Общая характеристика.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Тип Кишечнополостные. СИСТЕМАТИКА ТИПА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ СИСТЕМАТИКА ТИПА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ Класс Гидроидные Класс Сцифоидные Класс Коралловые полипы Класс.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
Среди безликих нот и звуков Творишь ты в мрачной пустоте. Всё это для детей и внуков, Чтоб не остаться в темноте… (Ван Узилс)
Тема. Тип Кишечнополостные.. Гидра относится к типу Кишечнополостные. Тип Кишечнополостные – это низшие многоклеточные животные, тело которых состоит.
Транксрипт:

Формы организации обучения биологии

1. Классификация форм организации обучения биологии. 2. Обязательные ФОО Классификация уроков биологии. 3. Внеурочные ФОО биологии. 4.Дополнительные ФОО биологии. Внеклассная работа по биологии

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

По словарю С.И. Ожегова: Форма - это вид, структура, конструкция чего-нибудь, характер которой обусловлен содержанием. Организация - упорядоченное приведение в систему некоторого объекта, соотношение частей какого-либо объекта Следовательно, ФОО – есть ограниченная жесткими рамками упорядоченная конструкция звеньев процесса обучения

звенья процесса обучения: (М.И. Махмутов) актуализация опорных знаний; формирование новых понятий и способов деятельности; применение усвоенного.

Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена или совокупности звеньев процесса обучения, предусматривающая оптимальное расположение, взаимосвязь и функционирование компонентов обучения, обеспечивающая усвоение знаний учащимися, выработку умений и навыков, возможность развития личности учащихся.

основания для классификации ФОО: Количество и состав учащихся; Место учебы; Продолжительность учебной работы; Обязательность и выборность

Форма организации обучения Индивидуальные занятия Репетиторство Гувернерство Самообучение Тьюторство И д.р. коллективно -групповые Урок Экскурсии Олимпиады И д.р.

Лекционно- семинарская система Классно- урочная система Лекции Семинары Зачеты Консультации Практикумы Экзамены Собеседование Урок Внеурочные формы

Формы организации обучения биологии ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АКАДЕМ. ЧАС ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ (в классе) ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА (вне класса) урок в уголке живой природы На УОУ дом. рабо та Факульта тив спецкурс элективный курс эпизодическая Индивидуаль ная групповая систематическ ая индивидуаль ная массовая кружковая экскурсия на природу на выставку в музей

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

УРОК БИОЛОГИИ - основная форма организации учебно- воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся – по определенной программе биологии, твердому расписанию и преимущественно в школьном помещении (Н.М.Верзилин)

Требования к современному уроку Дидактические Воспитательные Организационные

Дидактические Четкое определение образовательных задач урока Определение оптимального содержание урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями и с учетом подготовки учащихся Выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, выбор методов, обеспечивающих познавательную активность Создание условий успешного учения и др.

Воспитательные Четкая постановка воспитательных задач Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности Соблюдение учителем педагогического такта

Организационные Наличие продуманного плана урока на основе тематического планирования Четкая организация урока на всех этапах Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО

Требования к проектированию современного урока биологии: 1. В первую очередь, необходимо определить цели и задачи урока, т.е. выделить самое главное, на что направлен урок, каков ожидаемый результат.

2. Так как урок является элементом системы уроков и других форм организации обучения, определить место урока при тематическом планировании,.

3. Установление объема и содержания формирующихся и / или развивающихся понятий (по программе), определение логики раскрытия содержания понятий.

4. Выбор средств, необходимых для формирования понятий (наглядность). 5. Определение системы методов и методических приемов, с учетом уровня и характера познавательной деятельности

Дидактические принципы ФОО Научности Доступности Систематичности Гуманизации Интеграции и дифференциации Природоохранный Сознательности, активности и самостоятельности Наглядности и др.

Три основные функции современного урока биологии:

1. Обучающая функция урока Усвоение учащимися систематизированных знаний, умений и навыков по биологическим наукам. К основным критериям качества знаний относятся их полнота, осознанность, глубина, прочность, действенность, системность, интегративность ( выражается в применении биологических знаний в экологии, экологических знаний - в биологии, биологического и экологического материала при изучении медицинского и гигиенического содержания).

2.Воспитывающая функция урока: Воспитание на уроке всесторонне развитой личности, формирование основных мировоззренческих идей (материальности мира, причинно-следственные связи между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемости мира и его закономерностей и др.), обеспечение нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания, содействие физическому воспитанию - профилактика утомляемости на уроке и д.р.

3. Развивающая функция урока: Функция обеспечения развития мышления (умения выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развитие самостоятельности учащихся через проблемные ситуации, творчество), развитие эмоций учащихся (создание на уроке эмоциональных ситуаций удивления, радости, занимательности, применение ярких примеров), развитие познавательного интереса школьников (стимулировать игровые ситуации, дискуссии).

Умения развивающиеся при обучении биологии Интеллектуальные См. пред. Слайд Практические (работа с лаб. обору- дованием, определение растений и животных, работа с микропрепаратами, влажными препаратами и т.д.

Наиболее полно отражает специфику классификации урока биологии Н.М. Верзилин, который классифицирует уроки по следующим критериям: по цели и содержанию, по месту урока в теме, по структуре самого урока (наличие тех или иных этапов)

Тип урокаЭтапы урока Вводный Изучение нового материала Комбинированный Обобщающий + + обобщение Учетно-повторительный Совершенствования знаний, умений и навыков

Вводный урок это первый урок в теме, разделе. цель: обеспечить основу для формирования понятий, развития умений и навыков. в структуре вводного урока отсутствует этап проверки знаний. На вводном уроке необходимо раскрыть основное содержание темы в целом, основные вопросы, рассматриваемые в теме, дать общие представления о содержании темы.

Изучение нового материала первый урок в подтеме. Цель и этапы такие же, как в вводном.

Комбинированный урок По месту: второй, третий и т.д. Цель комбинированного урока: проверка знаний, формирование или развитие понятий. Решение на одном уроке всех дидактических задач. Присутствуют все этапы - высокий темп урока, жестко лимитированное распределение по этапам.

Обобщающий урок. Последний в теме Цель: углубить и расширить знания шко- льников, обобщить и систематизировать их. Структура таких уроков: вводная часть, проверка знаний, обобщение полученных ранее знаний и домашнее задание. При этом больше времени уделяется проверке.

Учетно-повторительный урок. последний в п/теме, теме Цель: закрепить и проверить степень усвоения знаний по теме, разделу. Нет этапа изучения нового материала и его закрепления

Совершенствования знаний, умений и навыков. Цель: отработать умения (научить решать задачи, работать с приборами; закрепить знания на практике). Структура: состоит из введения, проверки и закрепления полученных знаний, домашнего задания.

виды уроков: 1. Объяснительно-иллюстративный 2. Лабораторный (практический метод). 3. Киноурок (источник знаний - кинофильм). 4. Видеоурок. 5. Урок-лекция. 6. Урок-семинар. и д.р.

Поурочно-тематический план Тема программы, урока Тип,вид, цель урока Основные понятия Основные методы Д/з

План урока Тема урока: Тип урока: Вид урока: Цель урока: Задачи урока: обучающие… развивающие… воспитательные… Оборудование: Литература:

Ход урока биологии времяСтруктура и содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 3мин.1.Введение 1.1.организация класса 1.2.связь с предыдущим 1.3.постановка познавательных задач Инструктаж Задает вопросы, говорит, поясняет и др. Выполняют требования Учителя Отвечают записывают

Продолжение времяСтруктура и содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 10 мин. 2.Проверка знаний Почему…? Что такое…? и др. Задает вопросы индивидуа- льно или фронтально, поясняет и др. Выполняют требования Учителя Отвечают Записывают 17 мин. 3. Изучение нового материала Подробный план… Объясняет или…. Слушают..или

продолжение времяСтруктура и содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 7 мин. 4. Закрепление н.м. Почему…? Что такое…? и др. Задает вопросы индивидуа- льно или фронтально, поясняет и др. Выполняют требования Учителя Отвечают Записывают 3 мин. 5.Домашнее задание подробно Инструкти- рует Объясняет или…. Записывают Слушают..или

Нетрадиционные уроки биологии Урок-соревнование (состязание) Урок КВН Урок –суд Урок –дискуссия Урок – игра Урок-путешествие Урок-пресс-конференция Урок с компьютерной поддержкой И др.

Урок-конкурс (состязание) Название команды, девиз Конкурсы: Характеристика семейства Это интересно (оказывается, знаете ли вы,что…,это важно знать) Творческий

Урок – пресс-конференция Ведущий Докладчики Журналисты Оформители

Урок с компьютерной поддержкой Презентация урока

Тип Кишечнополостные

Урок 1. Общая характеристика типа Кишечнополостные Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока: Объяснительно-иллюстративный. Цель: Изучить особенности строения кишечнополостных на примере гидры 1. Кишечнополостные – это … 2. Симметрия тела. 3. Жизненные формы. 4. Внешнее строение гидры. 5. Образ жизни гидры. 6. Передвижение гидры. 7. Полость тела. 8. Стенки тела гидры. 9. Основные понятия. 10. Домашнее задание.

Кишечнополостные – это … Кишечнополостные – это двуслойные животные, имеющие лучевую (радиальную) симметрию и единственную полость тела – кишечную. В настоящее время существует около 9000 видов кишечнополостных животных.

Симметрия тела. Лучевая симметрия- это характерный признак для малоподвижных животных. В этом случае животному с любой стороны в равной степени может грозить опасность. Поэтому тела этих животных построены таким образом, что средства защиты или улавливания добычи направляются в разные стороны, как лучи (или радиусы) из единого центра.

Жизненные формы. Для современных кишечнополостных характерны две жизненные формы (поколения): прикрепленная форма – полип и свободноплавающая форма – медуза.

Внешнее строение гидры. Гидра это небольшое полупрозрачное животное длиной около 1см. Ее тело имеет цилиндрическую форму. Нижний конец называется подошвой. На верхнем конце тела расположен рот, вокруг которого имеются 6 – 12 щупалец.

Образ жизни гидры. Гидра ведет малоподвижный образ жизни. Подошвой гидра прикрепляется к стеблям и листьям водных растений, корягам и камням. С помощью щупалец захватывает добычу.

Передвижение гидры. Гидра может медленно передвигаться. При этом она словно шагает (кувыркается), попеременно прикрепляясь к подводным предметам верхним и нижним концами тела.

Полость тела. Кишечнополостные имеют кишечную полость, которая сообщается с наружной средой только через рот.

Стенки тела гидры. Тело гидры имеет вид продолговатого мешочка стенки которого состоят из двух слоев клеток – эктодермы и энтодермы. Между ними лежит тонкая студенистая неклеточная прослойка – мезоглея.

Основные понятия. Тип кишечнополостные, лучевая симметрия, жизненные формы, эктодерма, энтодерма.

Домашнее задание. Прочитать параграф 13 (стр ) Ответить на вопросы 1, 4, 5.

Урок 2. Жизненные процессы гидры. Тип урока: Комбинированный. Вид урока: Объяснительно-иллюстративный. Цель: Проверить знания о характерныных особенностях кишечнополостных; изучить внутреннее строение гидры и особенности жизнедеятельности. 1. Проверка знаний. 2. Клетки эктодермы. 3. Раздражимость. 4. Клетки энтодермы. 5. Пищеварение. 6. Дыхание и выделение. 7. Бесполое размножение гидры. 8. Половое размножение гидры 9. Развитие. 10. Регенерация. 11. Основные понятия. 12. Домашнее задание.

Проверка знаний. Выполните тестовые задания. 1. Все кишечнополостные… а) одиночные животные; б) колониальные животные; в) встречаются и одиночные, и колониальные. 2. В жизненном цикле каких кишечнополостных нет формы полипов? а) сцифоидных медуз; б) гидры; в) коралловые полипы. 3. Кишечнополостные размножаются: а) только бесполым путем; б) только половым путем; в) как бесполым, так и половым. 4. Кишечнополостные обитают: а) в водоемах; б) на суше; в) как в водной, так и в наземно- воздушной; 5. Кишечнополостные имеют: а) двустороннюю симметрию; б) лучевую симметрию; в) асимметричные животные;

Клетки эктодермы. Эктодерму составляют эпителиально-мускульные, стрекательные и промежуточные. Кроме того, имеются и нервные клетки в эктодерме. Эпителиально-мускульные клетки формируют покров тела животного. В основании этих клеток имеются мускульные волоконца. За счет этого клетка способна сокращаться, а тело гидры укорачиваться, удлиняться и изгибаться.

Клетки эктодермы. Нервные клетки образуют отростки, при помощи которых они соединяются между собой, формируя нервную сеть. Нервные клетки разбросаны по всему телу животного. Большая их часть находится на щупальцах и вокруг ротового отверстия. Такая нервная система называется диффузной.

Раздражимость. У гидры можно наблюдать безусловный рефлекс. Если воздействовать на тело животного, то оно сожмется. Это происходит потому, что полученный сигнал распространяется по всей нервной сети и передается эпителиально-мускульным клеткам. У них сокращаются мускульные волоконца, и все тело гидры укорачивается.

Клетки эктодермы. Стрекательные клетки в основном расположены на щупальцах гидры. Они содержат капсулу, в которой свернута стрекательная нить. Стрекательные клетки выполняют функцию защиты, а также служат средством нападения. Промежуточные клетки могут формировать другие виды клеток.

Клетки энтодермы. Энтодерма выстилает изнутри всю кишечную полость. В состав энтодермы входят пищеварительные, эпителиально- мускульные и железистые клетки. Все эти клетки участвуют в процессе пищеварения.

Пищеварение. Эпителиально-мускульные клетки энтодермы имеют 1 – 3 жгутика, которые колеблются, создают ток воды и подгоняют пищевые частички к клеткам. Кроме того, они способны образовывать ложноножки, захватывать и переваривать в пищеварительных вакуолях пищевые частицы. Железистые клетки выделяют в кишечную полость пищеварительный сок, который разжижает и частично переваривает пищу. Таким образом, пищеварение у кишечнополостных и внутриклеточное, и полостное.

Выделение. У кишечнополостных специальных органов выделения нет. Продукты обмена выделяются в воду клетками тела. Дыхание. Кишечнополостные дышат растворенным в воде кислородом всей поверхностью тела. Специальных органов дыхания нет.

Бесполое размножение гидры. Бесполое размножение осуществляется почкованием. На теле гидры образуется выпячивание – почка. Она состоит из эктодермы и энтодермы. Почка растет, на ее вершине появляется рот, щупальца, а у основания – подошва. После этого молодая гидра отделяется от материнского организма и переходит к самостоятельному образу жизни.

Половое размножение гидры. Осенью из промежуточных клеток формируются в эктодерме половые клетки. На теле гидры возникают бугорки двух типов. В одних формируются сперматозоиды, в других – яйцеклетки. Сперматозоиды выходят в воду, с помощью жгутика плавают и достигают яйцеклеток. Оплодотворение происходит в теле материнского организма.

Регенерация. Гидра способна восстанавливать утраченные части тела. Это происходит благодаря интенсивному делению промежуточных клеток, из которых потом возникают другие виды клеток. Эта способность получила название регенерации.

Основные понятия. Эпителиально-мускульные клетки, нервная сеть, безусловный рефлекс, раздражимость, стрекательная нить, промежуточные клетки, железистые клетки, полостное пищеварение, почкование, регенерация.

Домашнее задание. Прочитать параграф 13 (стр ) Ответить на вопросы 2, 3, 6, 7. Зарисовать разрез через тело гидры.

Урок 3. Многообразие кишечнополостных. Тип урока: обобщающий Вид урока: Объяснительно-иллюстративный. Цель: обобщить и систематизировать знания о типе кишечнополостные 1.Проверка знаний. 2.Обобщение 2.1.Класс Гидроидные. 2.2.Планула. 2.3.Класс Коралловые полипы. 2.4.Класс Сцифоидные медузы. 2.5.Ропалии. 3.Итоговая проверка знаний.

Проверка знаний. Выполните тестовые задания. 1. Гидра – хищник, ее добыча переваривается: а) только в клетках внутреннего слоя; б) только в кишечной полости; в) не в кишечной полости и не в клетках внутреннего слоя; г) в кишечной полости и в клетках внутреннего слоя. 2. Защиту гидры обеспечивают: а) кожно-мускульные клетки; б) стрекательные клетки; в) нервные клетки; г) клетки энтодермы. 3. Процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела называют: а) делением; б) регенерацией; в) размножением; г) развитием. 4. Бесполое размножение гидры осуществляется: а) спорами; б) сперматозоидами; в) яйцеклетками; г) почкованием. 5. Половое размножение осуществляется: а) путем слияния половых клеток; б) почкованием; в) спорами; г) делением тела на части.

Класс Гидроидные. Гидроидные обычно существуют в виде двух жизненных форм: колониальный сидячий полип и плавающая медуза. В жизненном цикле происходит чередование бесполого и полового поколений. Полипы способны к бесполому размножению почкованием. Медузы - это половое поколение, они формируют половые клетки. Оплодотворение происходит в воде.

Планула. После оплодотворения из зиготы образуется маленькая личинка, которая называется планула. Она некоторое время свободно плавает, потом опускается на дно, где превращается в маленького полипа.

Класс Коралловые полипы. Это колониальные, реже одиночные, кишечнополостные. Стадия медузы отсутствует. Ведут сидячий образ жизни, но могут ползти по грунту при помощи мясистой подошвы. Диаметр одиночных полипов может достигать 1.5 метра. Колониальные коралловые полипы обладают известковым скелетом, образуют коралловые рифы и коралловые острова. Размножаются половым и бесполым путем.

Класс Коралловые полипы.

Класс Сцифоидные медузы. Диаметр зонтика некоторых медуз достигает два метра. Очень сильно развит студенистый неклеточный слой, который состоит на 98% из воды. На вогнутой стороне тела находятся рот, который ведет в глотку, а последняя – в желудок. От желудка радиально расходятся каналы, впадающие в кольцевой канал, окаймляющий край зонтика. В жизненном цикле происходит чередование полового (медуза) и бесполого (полип) поколений.

Ропалии. Некоторые из щупалец зонтика сцифоидной медузы укорачиваются и утолщаются. Такие утолщения называют ропалиями. В них развиваются глаза и органы равновесия – статоцисты.

Итоговая проверка знаний по теме. Выберите верные утверждения: 1. Все кишечнополостные имеют двустороннюю симметрию. 2. В жизненном цикле всех кишечнополостных происходит чередование поколений. 3. Все кишечнополостные состоят из двух слоев клеток. 4. Полипы размножаются почкованием. 5. Кишечнополостные не имеют специальных органов выделения. 6. Все коралловые полипы неподвижные животные. 7. Кишечную полость выстилает мезодерма. 8. Кожно-мускульные клетки располагаются только в эктодерме. 9. Регенерация происходит благодаря делению промежуточных клеток. 10. Нервная система кишечнополостных диффузного типа.

Обязательные ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Форма организации обучения учащихся вне урока и вне классной комнаты обязательная для всех. Экскурсия Домашняя работа Наблюдения за дом. животными. Работа в уголке живой природы. Работа на УОУ Летние задания

Экскурсия Обязательная ФОО, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной (или искусственно созданной) среде,по выбору учителя в соответствии с программой (Н,М.Верзилин). Основной источник знаний - обозреваемые объекты. Виды экскурсий: вводные, текущие, заключительные

Домашняя работа - форма организации обучения, выполняемая самостоятельно дома по заданию учителя и не требующая сложного оборудования.

Требования к д/з быть конкретными и целенаправленными, Обеспечивать дифференцированный подход к ученику Вызывать познавательный интерес и активность учащегося Развивать самостоятельность и творчество ученика Способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке

Виды домашних заданий: - работа с учебником, - чтение научно-популярной литературы, - подготовка рефератов, - практические работы с натуральными объектами, - изготовление наглядных пособий, - и др.

. Работа в уголке живой природы Работа на пришкольном учебно-опытном участке. Для выполнения этой работы, чаще под руководством учителя, необходимо специальное оборудование. Наблюдения за домашними животными. Летние задания

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЬНЫЕ ВНЕШКОЛЬНЫЕ Ст.юннатов Клубы

ШКОЛЬНЫЕ дополнительные формы организации обучения формы организации обучения необязательные (добровольные) для всех учащихся, но проводимые в школе.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ

Внеклассная работа по биологии – дополнительная (необязательная) форма организации свободного времени учащихся по их желанию вне урока под руководством учителя биологии для возбуждения и проявления познава- тельных интересов и творческой самодеятельности учащихся в дополнение школьной программы.

Эпизодическая внеклассная работа Индивидуальная (в виде разовых поручений – полить цветы). Групповая (подготовка какого-либо мероприятия)

Систематическая внеклассная работа Массовая – ежегодные праздники – День птиц, научно-практические конференции Индивидуальная – дополнительные занятия с отстающим учащимся или с одаренным ребенком

ВНЕУРОЧНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Факультатив, спецкурс, элективный курс – внеурочное дополнительное учебное занятие, добровольно выбранное учащимся, проводимое в классной комнате по специальным программам и учебникам, по твердому расписанию. В связи с модернизацией образования на сегодняшний день становятся актуальными элективные курсы – это курсы по выбору, поддерживающие тот или иной профиль (гуманитарный, технологический, естественно- математический).

Содержание биологического образования

Понятие – целостная система мыслей, в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта. Понятие – итог познания предмета, явления.

Формальная логика выделяет 2 основных структурных составляющих понятия как формы мысли – содержание и объем понятия

Содержание понятия мысленное отражение совокупности существенных признаков, на основе которых осуществляется обобщение и выделение предметов в данное понятие. Содержанием «человек» является совокупность существенных признаков, отражающих такие качества людей, как обладание сознанием, владение языком, способность к труду и т.д. – это качественная сторона. Она же определяет и количество предметов, которые попадают под данное понятие.

Объем понятия – это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. В объем «человек» входят все жившие, живущие и будущие люди.

Логика образования понятий универсальна, это мыслительная технология, включающая в себя логические умения, применение которых обеспечивает в дидактике формирование научных понятий. Наиболее универсальны логические умения – сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Анализ - умение, мысленно расчленять содержание предмета мысли на составляющие его свойства, признаки (растение состоит из побега /стебля, листьеви корней). Синтез – умение, мысленно соединять признаки, свойства предмета в некоторую логически обоснованную систему.

Сравнение – умение, мысленно устанавливать сходства и различия между рассматриваемыми предметами (растения – животные). Абстрагирование - умение, мысленно отвлечься и выделить один или несколько признаков содержания понятия из всей совокупности познанных признаков (как бы «очищаем» предмет изучения от побочных свойств, связей).

Конкретизация - умение, мысленно находить частное, отвечающего определенному общему понятию. Обобщение - умение, мысленно перейти от понятия с меньшей степени общности к большей (обобщить понятие сердце, значит, включить объем данного понятия в объем понятия кровеносная система).

Теория развития понятий (Н.М.Верзилин). Осознанное и прочное усвоение знаний возможно в результате планомерного систематического образования и развития понятий у учащихся в процессе обучения.

Исходным моментом в познании внешнего мира является чувственное ощущение вещи и явления. Из них возникают восприятия, отражающие вещь в целом, - начало процесса осмысления ощущений. На основе восприятий возникают представления, заключающиеся во внутренних образах, хранимых в памяти человека.

Представления есть ступень к абстрагированию, поскольку при их возникновении часть признаков и свойств опускается. Но представления зависят от психического состояния человека и могут отражать не существенные признаки, следовательно представлять не значит мыслить. И только обобщенные представления образуют понятия.

Семинар – вид урока, на котором основным методом является беседа и деятельность учащихся заключается в том, что они отвечают на вопросы, выступают с сообщениями и сами задают вопросы. Обычно учащиеся работают коллективно и самостоятельно.

В качестве примера приведем организацию семинара с использованием элементов словесно-логической технологии.

Структура вопроса-понятия ЧТО называется…. Считается… Понимается. Представляют собой… Выражается… Является… Такое… КАКОВЫ виды и свойства….. В ЧЕМ заключается сущность……

Вопрос-суждение требует раскрыть два понятия по содержанию и объему и установить связь между ними. 1понятие – глагол-связка - 2понятие? ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО… КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО….. В КАКОМ СЛУЧАЕ…. КОГДА……..? КАКИМ ОБРАЗОМ… ВСЛЕДСТВИИ ЧЕГО… ПОЧЕМУ….

Работа на семинаре В начале урока учитель назначает (из числа наиболее успевающих по теме) арбитра и согласительную комиссию, которые будут вести семинар и фиксировать баллы. Работу можно начать сразу, а можно разделив класс на группы (у каждой один из вопросов семинара) дать возможность в течении мин подготовить выступления.

Доклад (не более 7-10 минут). Излагать материал следует непременно своими словами. Разрешается пользоваться текстом первоисточника или конспекта. Если потребуется приводить цитаты. При подготовке ответа на вопрос семинара материал следует располагать таким образом. Чтобы каждая мысль вытекала из предыдущей. Доклад состоит из вступления, основной части и заключения.

Во вступительной части докладчик должен подготовить аудиторию к восприятию конкретного учебного материала семинара. Для этого он формулирует тезис – основную мысль, основное утверждение, истинность которого необходимо обосновать в ответе. Тезис должен быть сформулирован ясно и точно.

Основная часть - способ доказательства, разрешения противоречия (т.е. логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса). В качестве аргумента могут быть использоваться: основоположения какой-либо теории; определения понятий, принятые в науке; суждения, описывающие установленные факты; ранее доказанные положения.

В заключительной части докладчик делает вывод по своему выступлению.

IY. Докладчик после выступления отвечает на вопросы своих товарищей: ему полагается задать 7-10 вопросов-суждения. Если докладчик не отвечает на вопрос, то за него отвечает задающий (и получает баллы и за вопрос и за ответ).

V. Дополнения по докладу делаю другие участники. VI. Анализ доклада делает любой ученик. Логика, полнота, правильность, доказательность, непротиворечивость выступления, использование наглядных пособий. Правильность ответов на вопросы.

Критерии отметок За доклад до 3баллов За правильно составленный вопрос-суждение 1-2балла За правильный ответ на него 1-2 балла За правильное дополнение 1-2 балла За исправление ошибок 1-2 балла За анализ выступления до 3 баллов За работу арбитром 9 баллов За ошибки в анализе доклада 1балл За необъективность при работе арбитром 3балла

Спасибо за внимание!