ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА АЛЕКСАНДРОВА, доктор педагогических наук, профессор, профессор Педагогического института ФГБОУ ВПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совместное заседание Кафедры педагогики и МО классных руководителей.
Advertisements

Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
В соответствии с приказом Минобрнауки России 373 от г. (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785) «Об утверждении и введении.
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
Военно-патриотическое воспитание студентов в Нефтекумском региональном политехническом колледже.
самопрезентация
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Психолого-педагогическая служба - психологическое просвещение - психологическая профилактика - психологическая диагностика - психологическая коррекция.
Работу выполнил: Учитель МБОУ «ООШ села Высокое Красноармейского района Саратовской области» Степанов Андрей Васильевич.
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сущность профессионально – педагогической деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО.
Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения Старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад 178» г. Чебоксары Лебедева.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский промышленно-экономический колледж» Министерство образования.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Липковская средняя общеобразовательная школа 1» администрации муниципального образования Киреевский район.
Психологическое сопровождение учебного процесса «Школьная психологическая служба»
Задачи и перспективы развития лицейского образования Школа-ВУЗ Солдатов В.Ф., к.т.н., профессор Афонин С.В., ведущий инженер.
Транксрипт:

ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА АЛЕКСАНДРОВА, доктор педагогических наук, профессор, профессор Педагогического института ФГБОУ ВПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО зам. главного редактора научного сборника «Новые ценности образования» ТЬЮТОР как новая (?!) как новая (?!) педагогическая профессия

Тьютор Coach(man) Становление университета Оксфорд, Становление университета Оксфорд, «Извозчик», «тренер». «Извозчик», «тренер». Обеспечение индивидуальной готовности каждого студента Обеспечение индивидуальной готовности каждого студента к диспутам, дебатам, экзаменам. к диспутам, дебатам, экзаменам. Передача ему мнемотехнических приемов и правил. Передача ему мнемотехнических приемов и правил. Курирование его образа жизни. Курирование его образа жизни. Индивидуальная работа tete-a-tete. Индивидуальная работа tete-a-tete. Тьюторские классы. Тьюторские классы. Сопроживание. Сопроживание. Должен обладать универсальными познаниями. Должен обладать универсальными познаниями.

Постановление магистров Парижского университета «О методах чтения лекций» 1355 г. « При первом методе (чтения лекций – Е.А.) магистры философии быстро говорят со своих кафедр, так что ум слушателей может воспринять эти речи, но рука не может записать их. При втором методе магистры говорят медленно, так что слушатели могут записать эти речи в присутствии говорящих.

Постановление магистров Парижского университета «О методах чтения лекций» 1355 г. При тщательной проверке и при взаимном сравнении этих двух способов первый из них был признан лучшим, потому что способность обыкновенного ума, выражающаяся в образовании понятий, заранее указывает на желательность подражания ему в наших чтениях. Поэтому мы… вынесли следующее постановление: Все лекторы… должны следовать первому методу чтения в целях наиболее полного развития способностей (слушателей – Е.А.), т.е. излагая лекции указанным способом, хотя бы никто не мог записать за ними в их присутствии… Нарушителей этого постановления… мы лишаем на один год их положения как лекторов, а также лишаем их почестей и должностей… И слушателей, вмешивающихся в исполнение этого постановления… мы лишаем своего общения и устраняем из своей среды на один год…»

Гувернер Дореволюционная Россия, семейное воспитание. Дореволюционная Россия, семейное воспитание. Обучение, имеющее целью привить культурные навыки и подготовить воспитанника к поступлению в учебное заведение. Обучение, имеющее целью привить культурные навыки и подготовить воспитанника к поступлению в учебное заведение. Индивидуальная работа, большей частью в виде беседы, свободного общения. Индивидуальная работа, большей частью в виде беседы, свободного общения. Сопроживание, участие в повседневной жизни, ограниченное семейными традициями. Сопроживание, участие в повседневной жизни, ограниченное семейными традициями. Монологи использовались при изучении учебного материала. Монологи использовались при изучении учебного материала.

Классный дядька Классная дама Дореволюционная Россия, гимназии. Дореволюционная Россия, гимназии. Надзор за поведением Надзор за поведением и успеваемостью воспитанников гимназий. и успеваемостью воспитанников гимназий. Педагогический монолог назидательного характера. Педагогический монолог назидательного характера. Наблюдение, цель которого – уличить в неблаговидном поступке. Наблюдение, цель которого – уличить в неблаговидном поступке.

Классный руководитель Россия советского периода, школы. Россия советского периода, школы. Идеологическая подготовка. Идеологическая подготовка. Формирование классного коллектива. Формирование классного коллектива. Надзор за поведением, успеваемостью Надзор за поведением, успеваемостью и посещаемостью занятий. и посещаемостью занятий. Групповая и массовая работа практически в равной степени. Групповая и массовая работа практически в равной степени. Организация коллективной деятельности. Организация коллективной деятельности. Организация повседневного школьного быта учащихся. Организация повседневного школьного быта учащихся.

Куратор Россия советского периода, ВУЗы Россия советского периода, ВУЗы Идеологическая подготовка. Идеологическая подготовка. Формирование коллектива студенческой группы. Формирование коллектива студенческой группы. Надзор за поведением, успеваемостью и посещаемостью. Надзор за поведением, успеваемостью и посещаемостью. Групповая, реже массовая работа. Групповая, реже массовая работа. Отслеживание повседневной учебной деятельности студентов и их «морального облика» вне стен учебного заведения. Отслеживание повседневной учебной деятельности студентов и их «морального облика» вне стен учебного заведения.

Классный воспитатель Россия периода демократических преобразований, гимназии и лицеи. Россия периода демократических преобразований, гимназии и лицеи. Педагогическая помощь, поддержка Педагогическая помощь, поддержка и сопровождение ученика. и сопровождение ученика. Координация действий педагогического коллектива в части содействия развитию индивидуальности школьника совместно с родителями и педагогами дополнительного образования. Координация действий педагогического коллектива в части содействия развитию индивидуальности школьника совместно с родителями и педагогами дополнительного образования. Индивидуальная, микрогрупповая Индивидуальная, микрогрупповая и массовая работа. и массовая работа. Наблюдение, цель которого – помочь ребенку. Наблюдение, цель которого – помочь ребенку. Со=проживание и участие в жизни ребенка, ограниченное его пожеланиями Со=проживание и участие в жизни ребенка, ограниченное его пожеланиями

Классный руководитель/ Классный воспитатель «как горшок не назови, не назови, только в печь только в печь не сажай» не сажай»РУКО=ВОДИТЕЛЬ «как корабль назовешь, так он и поплывет» так он и поплывет»Вос=питательКураторТьютор

Профессиональный тьютор Успеваемость студента Успеваемость студента Посещение занятий Посещение занятий Проведение свободного времени Проведение свободного времени Интересы Интересы Темы исследований Темы исследований Индивидуальная работа Индивидуальная работа

Виды тьюторства Тьютор-ровесник Тьютор-ровесник Электронное тьюторство Электронное тьюторство Тьютор-новичок Тьютор-новичок Индивидуальный тьютор Индивидуальный тьютор -тьютор -тьютор Коуч (раскрытие возможностей) Коуч (раскрытие возможностей) Ментор (профессиональное становление) Ментор (профессиональное становление) Автоматическое компьютерное тьюторство Автоматическое компьютерное тьюторство Репетиторство Репетиторство

Субъект деятельности Куратора/ Тьютора Субъект деятельности – Субъект деятельности – учебная группа учебная группа Субъект деятельности – Субъект деятельности – учащийся учащийся

СУТЬ РАБОТЫ Куратора/ Тьютора ОРГАНИЗАЦИЯУЧЕБНОЙИ ВНЕУЧЕБНОЙ ВНЕУЧЕБНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИИНДИВИДУАЛЬНОЕ И МИКРОГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, КООРДИНАЦИЯВЗАИМОДЕЙТВИЯСУБЪЕКТОВ, СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИХ ВСТРЕЧИ И СОБЫТИЯ

«Место» Куратора/ Тьютора в пед. коллективе Подчиненное, «всем и вся виноватое» Лидирующее. «капитан» команды преподавателей, работающих с учебной группой, в т.ч. и внеаудиторно

Главные функции Куратора/ Тьютора Воспитание Воспитание и организация внеурочной деятельности учащегося, и организация внеурочной деятельности учащегося, в основном в основном в пределах ОУ в пределах ОУ Работа с ситуацией линейного обучения и штампового воспитания Работа с ситуацией линейного обучения и штампового воспитания Развитие Развитие и сопровождение учащегося в образовательном пространстве и сопровождение учащегося в образовательном пространстве в целом в целом Работа с ситуациями выбора, личностно- развивающими ситуациями, с проблемами- препятствиями и переводом их в задачу. Работа с ситуациями выбора, личностно- развивающими ситуациями, с проблемами- препятствиями и переводом их в задачу.

Куратор/ Тьютор Фронтальные методы воспитания Фронтальные методы воспитания Индивидуальная работа только с учащимися, отклоняющими от нормы (одаренные, отстающие, девиантное поведение и проч.) Индивидуальная работа только с учащимися, отклоняющими от нормы (одаренные, отстающие, девиантное поведение и проч.) Преимущественно индивидуальные формы общения, Преимущественно индивидуальные формы общения, Массовость для работы с индивидуальностью Массовость для работы с индивидуальностью Индивидуальная работа с «нормой», Индивидуальная работа с «нормой», а не только с «отклонениями» а не только с «отклонениями»

Задача Куратор/ Тьютор Организовать успеваемость и посещаемость Сформировать коллектив Привить навыки культурного поведения Помочь студенту осознать норму его развития и нормы культуры и нормы культуры Помочь разработать и реализовать и реализовать индивидуальную траекторию развития

Куратор/ Тьютор ЗНАЕТ, КАК НАДО ПОСТУПИТЬ СТУДЕНТУ ЗНАЕТ, КАК НАДО ПОСТУПИТЬ СТУДЕНТУ В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СИТУАЦИИ В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СИТУАЦИИ ПОМОГАЕТ СТУДЕНТУ САМОМУ ПОНЯТЬ, ПОМОГАЕТ СТУДЕНТУ САМОМУ ПОНЯТЬ, КАК НАДО ПОСТУПИТЬ КАК НАДО ПОСТУПИТЬ

Куратор/ Тьютор НАЛИЧИЕ ЧЕТКОГО ПЛАНА ВОСПИТАНИЯ НАЛИЧИЕ ЧЕТКОГО ПЛАНА ВОСПИТАНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО ПЛАНИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО «Развитие не создается, а случается» С.Д. Поляков «Разве это можно алгоритмизировать? Я бы не взялся!» Стругацкие

Куратор/ Тьютор ВОЗ=ДЕЙСТВИЕ ВОЗ=ДЕЙСТВИЕ ВЗАИМО-ДЕЙСТВИЕ ВЗАИМО-ДЕЙСТВИЕ «Воздействовать можно, если есть чем воздействовать, если есть чем воздействовать, и это привлекает и это привлекает ко мне ребенка» ко мне ребенка» И.Д. Демакова

Куратор/Тьютор Работает Работает 3,6 часа 3,6 часа в неделю в неделю Работает Работает 36 часов 36 часов в неделю в неделю

Классическая модель тьторства Методы: Расспрашивание Расспрашивание Обратная связь Обратная связь Сократический диалог Сократический диалог Индивидуальное консультирование Индивидуальное консультирование

Методы тьюторсва Коллегиальное советывание Коллегиальное советывание разбор конкретных практических ситуаций разбор конкретных практических ситуаций

Формы деятельности Бригадная работа Бригадная работа Тьюториалы – пояснений лекций Тьюториалы – пояснений лекций Тьюториалы - исправление работы Тьюториалы - исправление работы Тьюториалы - консультации Тьюториалы - консультации

Классическая модель тьюторства Алгоритм деятельности тьютора: Самостоятельная работа – эссе – эссе – диалог - диалог - спор – спор – самоанализ самоанализ

Алгоритм деятельности Учение- Учение- презентации своих мыслей- презентации своих мыслей- обсуждение прецедентов- обсуждение прецедентов- самоанализ самоанализ

Когда в образовательной системе появляется куратор/тьютор? Априори; Априори; Когда необходимо организовать учебную группу, воспитать коллектив. Когда необходимо организовать учебную группу, воспитать коллектив. Повышение доли Повышение доли самостоятельной работы учащегося Открытость и доступность информационн ых источников Открытость и доступность информационн ых источников Уважение Уважение к личности учащегося к личности учащегося

1-й парадокс деятельности тьютора Как только у тьютора складываются добрые позитивные и деловые отношения между собой и с учащимися, и с учащимися, у них ухудшаются отношения у них ухудшаются отношения с коллегами. с коллегами.

2-й парадокс деятельности тьютора Чем больше старается администрация нацелить тьюторов на изучение теоретических аспектов их деятельности, их деятельности, тем больше они делают упор на методической стороне своей работы. на методической стороне своей работы.

3-й парадокс деятельности тьютора Чем лучше работает тьютор, тем меньше их работа заметна окружающим, и наоборот. и наоборот.

4-й парадокс деятельности тьютора Администрация, воспитанная в традициях «мероприятийной» педагогики, теоретически готова признать лучшего профессионала – лучшим, но практически, по показателям, «спущенным сверху», сделать этого не может – вроде как не за что.

5-й парадокс деятельности тьютора Документ, при знакомстве с которым администрация получит полную информацию о качестве работы тьютора существует, но проверить его нельзя. А документы, официально подлежащие проверке, не несут практически никакой информации о деятельности тьютора.

6-й парадокс деятельности тьютора Чем лучше работает тьютор, тем в большей степени он не может этого делать в силу психической и физической усталости.

Какие факторы влияют на возникновение усталости и опустошенности у тьютора? 1. Менталитет «классной МАМЫ» 2. Неумение структурировать рабочее время. 3. Перенос личных проблем в профессиональное пространство. 4. Боязнь признать свою некомпетентность и обратиться с вопросом к узким специалистам. 5. Избыток профессиональных знаний и литературы, посвященной описанию конкретных способов педагогической помощи и поддержки.

Кто может стать тьютором для тьютора? 1) методист института повышения квалификации 1) методист института повышения квалификации Плюс: работа в разных ОУ, взаимообмен опытом. Минус: роль, которую может принять на себя методист.

Кто может стать тьютором для тьютора? 2) более опытный коллега из другого ОУ 2) более опытный коллега из другого ОУ Плюс: работа в разных ОУ, взаимообмен опытом. Минус: возможное восприятие «опыта» и «возраста» как синонимов.

Кто может стать тьютором для тьютора? 3) педагог-исследователь и/или кандидат пед. наук, сфера научных интересов которого находится в области воспитания и развития личности 3) педагог-исследователь и/или кандидат пед. наук, сфера научных интересов которого находится в области воспитания и развития личности Плюс: реальное взаимодействие знания и опыта. Минус: вначале возможно терминологическое непонимание.

Расширение круга коллег тьютора Родители Родители Методист по воспитательной работе Методист по воспитательной работе Процессуальный супервизор Процессуальный супервизор «Лечебный» педагог «Лечебный» педагог Координатор по отсутствующим Координатор по отсутствующим Специалист по выбору пути Специалист по выбору пути Советник-консультант по помощи и поддержке Советник-консультант по помощи и поддержке Представитель агентства помощи (кризисного центра) Представитель агентства помощи (кризисного центра) ПСИХОЛОГ ПСИХОЛОГ

структура взаимодействия преподавателей, психологов и тьюторов команда одной учебной группы -> команда одной учебной группы -> Команда параллели/потока- Команда параллели/потока- команда на возрастной группе (младшая, средняя, старшая группы) -> команда на возрастной группе (младшая, средняя, старшая группы) -> команда ОУ в целом команда ОУ в целом