1 Тема 2 Теория и методика традиционного очного учебного процесса Андреев Александр Александрович д.пед.н, к.т.н, проф. э-почта: andreev_a_a@mail.ru сайт:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Advertisements

Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Нормативное обоснование образовательных программ.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСРВ Шамсутдинова Т.М.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
В свете требований ФГОС. обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Транксрипт:

1 Тема 2 Теория и методика традиционного очного учебного процесса Андреев Александр Александрович д.пед.н, к.т.н, проф. э-почта: сайт: a-edu.narod.ru Copyright© 2011 Все права защищены.

Контрольная по Теме 1 1. Название учебной дисциплины 2. Где располагаются учебные материалы по дисциплине? 3.Перечислите аттестационные требования к изучаемой дисциплине к изучаемой дисциплине 4. Назовите 3 особенности современного образования, важных с вашей точки зрения 3. Дайте определение понятиям E-Learning и дистанционное обучение (ДО) 4. Хотели бы вы изучать ПВШ полностью в дистанционной форме? 2

3 План 2.1 Теоретические основы подготовки и проведения учебного процесса. Категории. 2.1 Теоретические основы подготовки и проведения учебного процесса. Категории. 2.2 Структура и характеристика элементов педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, формы, преподаватель, обучающийся). Принципы обучения. 2.2 Структура и характеристика элементов педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, формы, преподаватель, обучающийся). Принципы обучения. 2.3 Реализация учебного процесса. Виды организационных форм проведения традиционных видов занятий (лекций, семинаров, тренингов, игр и т.д.) и методики их проведения 2.4. Документально-правовое обеспечение учебного процесса: ГОС, лицензия, ООП, учебный план, программа учебной дисциплины.

4 2.1 Теоретические основы подготовки и проведения учебного процесса. Категории. 2.1 Теоретические основы подготовки и проведения учебного процесса. Категории.

5 Предмет Педагогика высшей школы изучает теоретические и практические проблемы высшего профессионального образования. Педагогика высшей школы изучает теоретические и практические проблемы высшего профессионального образования. Предметом является подготовка и реализация учебного процесса в вузе Предметом является подготовка и реализация учебного процесса в вузе

6

7 ПВШ = Дидактика (теория обучения) + Воспитание (теория воспитания) 1.В дидактике исследуются цели и задачи высшего образования, тенденции его развития проблемы реализации содержания образования в учебном процессе; дидактические принципы; образовательные технологии; вопросы самообразования студентов организация контроля знаний и умений и др. 1.В дидактике исследуются цели и задачи высшего образования, тенденции его развития проблемы реализации содержания образования в учебном процессе; дидактические принципы; образовательные технологии; вопросы самообразования студентов организация контроля знаний и умений и др. 2.Другой важный раздел педагогики высшей школы - теория воспитания и формирование и развитие личности студента. 2.Другой важный раздел педагогики высшей школы - теория воспитания и формирование и развитие личности студента.

8 Категории педагогики высшей школы

9 Образование Под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. 1.Цель 2.Результат 3.Процесс 4.Система 5.Услуга

10 Обучение - целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе. Определения других научных школ. Обучение – целенаправленный процесс управления активной учебно- познавательной деятельностью студентов по овладению профессиональными знаниями, навыками, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения и личностных качеств, необходимых студентам для самостоятельного овладения профессией; Обучение – совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, элементов мировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности;

Структура и характеристика элементов педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, формы, преподаватель, обучающийся). Принципы обучения 2.2 Структура и характеристика элементов педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, формы, преподаватель, обучающийся). Принципы обучения

12 Основной закон педагогики

13 Формулировка задания F=m х а Вывести основной закон педагогики, представив результат в виде элементов системы, которые необходимы для протекания учебного процесса Вывести основной закон педагогики, представив результат в виде элементов системы, которые необходимы для протекания учебного процесса Перечислите вопросы, ответы на которые позволят выявить элементы, необходимые для проведения учебного процесса Перечислите вопросы, ответы на которые позволят выявить элементы, необходимые для проведения учебного процесса

14 Основной закон педагогики «Учебный процесс может быть реализован только при наличии всех элементов педагогической системы» Основной закон педагогики «Учебный процесс может быть реализован только при наличии всех элементов педагогической системы»

15 Цель Не имеющий цели подобен кораблю без руля Леонардо да Винчи Цель -это начало организации учебного процесса и может трактоваться как требуемый уровень усвоения содержания. Цель -это начало организации учебного процесса и может трактоваться как требуемый уровень усвоения содержания.

16 Цель Цель (для чего учить?) В ВШ цель представляет систему знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и государственными образовательными стандартами. В ВШ цель представляет систему знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и государственными образовательными стандартами. Цель в педагогической системе должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, что можно однозначно сделать заключение о степени реализации и построить определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время. Цель в педагогической системе должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, что можно однозначно сделать заключение о степени реализации и построить определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

17 Тест на умение формулировать цель Отметьте цель, формулировка которой Вас устраивает: 1. Целью курса является предоставление студентам новейшей информации по проблеме.. 2. Целью курса является знакомство с новейшими достижениями После изучения курса обучаемый будет уметь Целью курса является изучение основных Целью курса является развитие математического мышления обучаемых Скок Г.Б.(НГТУ)

18 (чему учить? ) Содержание образования (чему учить? ) Это педагогически адаптированный социальный опыт человечества во всей его структурной полноте, который состоит из четырех элементов: Это педагогически адаптированный социальный опыт человечества во всей его структурной полноте, который состоит из четырех элементов: 1.Опыта познавательной деятельности, фиксированный в форме ее результатов – знаний (о природе, обществе, технике, мышлении, способах деятельности); 1.Опыта познавательной деятельности, фиксированный в форме ее результатов – знаний (о природе, обществе, технике, мышлении, способах деятельности); 2.Опыта осуществления известных способов деятельности (репродуктивной деятельности) - в форме интеллектуальных и практических умений) 2.Опыта осуществления известных способов деятельности (репродуктивной деятельности) - в форме интеллектуальных и практических умений) 3.Опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики эксперимента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве) 3.Опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики эксперимента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве) 4.Опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций (отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, к нормам морали, мировоззренческим идеям и т.д.). 4.Опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций (отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, к нормам морали, мировоззренческим идеям и т.д.).

19 М.Г. Гарунов и др. Этюды дидактики ВШ.-М.: НИИВО, Теории обоснования содержания образования М.Г. Гарунов и др. Этюды дидактики ВШ.-М.: НИИВО, («энциклопедисты») (Я.А. Коменский и др.) согласно которой основная цель образования состоит в передаче обучаемым как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник должен стать энциклопедически образованным. Глубина понимания определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала. Теория дидактического материализма («энциклопедисты») (Я.А. Коменский и др.) согласно которой основная цель образования состоит в передаче обучаемым как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник должен стать энциклопедически образованным. Глубина понимания определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала. Теория дидактического формализма (Гераклит, Цицерон, Э.Кант, И. Г. Песталоцци И. Гербарт, Г. Спенсер, Ф. Дистервег, Ж. Пиаже и др.). При ее реализации упор делается на развитие способностей и познавательных интересов обучающихся, их внимания, памяти, мышления. Базовыми предметами являются математика, логика, латинский язык. Теория дидактического формализма (Гераклит, Цицерон, Э.Кант, И. Г. Песталоцци И. Гербарт, Г. Спенсер, Ф. Дистервег, Ж. Пиаже и др.). При ее реализации упор делается на развитие способностей и познавательных интересов обучающихся, их внимания, памяти, мышления. Базовыми предметами являются математика, логика, латинский язык. Теория дидактического утилитаризма (Д.Дьюи, Г.Кершенштейн, Ч. Куписевич, В.Оконь, Ф. Янушкевич и др.). Обучать видам деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Основной критерий отбора и построения содержания нацелен на то, что обучающийся должен иметь возможность индивидуализировать свою работу, должен иметь возможность использовать приобретенные знания для решения задач практического характера. Теория дидактического утилитаризма (Д.Дьюи, Г.Кершенштейн, Ч. Куписевич, В.Оконь, Ф. Янушкевич и др.). Обучать видам деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Основной критерий отбора и построения содержания нацелен на то, что обучающийся должен иметь возможность индивидуализировать свою работу, должен иметь возможность использовать приобретенные знания для решения задач практического характера.

20 Методы обучения (как учить?) Метод-модель единой деятельности преподавания и учения (В.В. Краевский) Для традиционного обучения применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я. Лернером, а именно: информационно- рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Для традиционного обучения применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я. Лернером, а именно: информационно- рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

21 Средства обучения Средства обучения (с помощь чего учить?) 1. Книги (в бумажной и электронной форме); 2. Сетевые учебные материалы; 3. Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах; 4. Аудио учебно-информационные материалы; 5. Видео учебно-информационные материалы; 6. Лабораторные дистанционные практикумы; 7. Тренажеры; 8. Базы данных и знаний с удаленным доступом; 9. Электронные библиотеки с удаленным доступом; 10. Дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем; 11. Средства виртуальной реальности ….. …..

22 Формы обучения (в каких условиях обучать?) Для вузов наиболее распространенными формами (видами) обучения являются лекции, семинары, экзамены, зачеты, практические занятия. Для вузов наиболее распространенными формами (видами) обучения являются лекции, семинары, экзамены, зачеты, практические занятия. Применение средств компьютерных и телекоммуникационных технологий привносит некоторую специфику, которая открывает новую номенклатуру электронных форм обучения. Применение средств компьютерных и телекоммуникационных технологий привносит некоторую специфику, которая открывает новую номенклатуру электронных форм обучения.

23 Обучающийся Обучающийся (кого учить?) Студенты о себе: U&hl=ru&v=r4lI-5K9Gr4 U&hl=ru&v=r4lI-5K9Gr4 1. Умение работать с компьютером и в сети Интернет 2. Знать основы самоменеджмента 3. Уметь работать с образовательными ресурсами Интернета и классических библиотек 4. Поддерживать свое физическое и психическое здоровье

24 Обучающий Обучающий (кто учит?)

Понятие Преподаватель вуза - это научно- педагогический работник высшего учебного заведения, осуществляющий профессиональную преподавательскую деятельность в пределах своей специальности и квалификации, а также занимающегося научно- исследовательской работой ( Преподаватель вуза - это научно- педагогический работник высшего учебного заведения, осуществляющий профессиональную преподавательскую деятельность в пределах своей специальности и квалификации, а также занимающегося научно- исследовательской работой (

Преподаватель в системе высшего образования Педагог - это человек, имеющий специальную педагогическую подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью Педагог - это человек, имеющий специальную педагогическую подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью

Способности к педагогическому труду

28 Принципы обучения

29 Принципы обучения Идеи и требования к организации и проведению учебного процесса Идеи и требования к организации и проведению учебного процесса Система общих и принципиально важных ориентиров (описаний), которые определяют содержание, методы, организацию обучения и способы анализа его результатов. Система общих и принципиально важных ориентиров (описаний), которые определяют содержание, методы, организацию обучения и способы анализа его результатов. Закон (закономерность) ->принцип- >правила

30 Классификация принципов обучения Совокупность известных принципов, можно разбить на три группы: 1.общие, включающие в себя принципы гуманизации обучения, научности, развития, системности. 2.принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения, (соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам; генерализация; историзма; целостности и комплектности). 3.принципы, охватывающие дидактический процесс (соответствия дидактического процесса закономерностям учения; ведущей роли теоретических знаний; единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляции и мотивации положительного отношения обучающихся к учению; проблемности; соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения).

31 Основные принципы Основные принципы 1. Наглядности 2. Доступность и посильность 3. Сознательности и активности 4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей 5. Систематичность и последовательность 6. Связи теории и практики 7. Научности

32 Принцип «наглядности» Эффективность обучения возрастает от количества целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Эффективность обучения возрастает от количества целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В основе лежат строго зафиксированные, научные закономерности, например, пропускная способность оптического канала в 5 раз больше акустического и в 13 раз больше тактильного.

33 Правила В педагогической интерпретации правило это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. В педагогической интерпретации правило это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории. Они являются как бы переходным звеном от теории к практике. Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории. Они являются как бы переходным звеном от теории к практике.

34 Золотое правило дидактики «Все, что возможно представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением, слышимое-слухом, запахи- обонянием, подлежащие вкусу- вкусом, доступное осязанию путем осязания, надо представлять через эти органы восприятия» Я.А. Коменский ( )

35 Правила, вытекающие из принципа наглядности 1. Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных визуально происходит лучше, легче и быстрее, чем представленное в словесной форме или письменной 2.Никогда не ограничивайтесь наглядностью- наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления обучающихся 3.При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления 4. С возрастом обучающихся предметная наглядность должна все более уступать место символической

Реализация учебного процесса. Виды организационных форм проведения традиционных видов занятий (лекций, семинаров, тренингов, игр и т.д.) и методики их проведения

37 Виды занятий В вузе используются разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия (семинары, лабораторные работы, практикумы, НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. В вузе используются разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия (семинары, лабораторные работы, практикумы, НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика.

38 Лекция В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала. В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала. Цель лекции –дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и технике, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Цель лекции –дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и технике, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Она являются одним из важнейших форм учебных занятий и составляет основу теоретической подготовки обучаемых. Она являются одним из важнейших форм учебных занятий и составляет основу теоретической подготовки обучаемых.

39 Виды лекций 1. Традиционная (информацнонно-объяснительная, повествовательная) Для такой лекции характерно описание, объяснение научных явлений и событий. Для повествовательных лекций характерен монологический стиль. 2. Проблемная лекция Характеризуется постановкой перед студентами учебных проблем-заданий, которые они должны самостоятельно решить, получив, таким образом, новые знания. В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Часть знаний студент получает в виде готовых знаний, а часть добывает самостоятельно под руководством преподавателя. 3. Лекция-визуализация. Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему лекции..

Виды лекций 4. Лекция вдвоем. Здесь моделируются реальные профессиональные cитуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.п. 5. Лекция с заранее запланированными ошибками. В ее содержании вкладывается определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и предъявляет слушателям ее конце 6. Лекция с применением техники обратной связи. В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленный им вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции 40

41 Задание 1 Выпишите в два столбца положительные и отрицательные характеристики лекции. Выпишите в два столбца положительные и отрицательные характеристики лекции. Сделайте вывод о целесообразности этого вида занятий

42 Лекция (-) Лекция приручает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление Лекции отбивают вкус к самостоятельным занятиям 3. слова лектора 3. Одни студенты успевают осмыслить, другие – только механически записывать слова лектора

43 Лекция (+) Лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на обучающихся с целью повлиять на формирование их взглядов Лекции нужны, если нет учебников или их мало Это творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие; Лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний; 5. понята и внимательно прослушана. 5. Лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана.

44 Структура лекции 1. Введение 2. Основная часть (3-4 учебных вопроса) 3. Заключение (выводы, библиография, задание для самостоятельной работы)

45 Этапы подготовки лекции 1. Сбор материала 2. Составление плана лекции 3. Отбор материала для лекции 4. Составление конспекта лекции

46 Оценка качества лекции 1. Новизна 2. Информационная насыщенность 3. Научность 4. Профессиональная значимость 5. Связь с практикой 6. Применение технических средств ИКТ 7. Эмоциональность 8. Доступность и разъяснение новых терминов и понятий 9. Литература по теме 9. Литература по теме (список, комментарии списка) 10. Использование приемов закрепления 10. Использование приемов закрепления (повторение, использование вопросов на усвоение, подведение итогов)

47 Задание 2 Анализ лекций профессоров университета Беркли Комментарий Выбрать и просмотреть интересные для обучающегося лекции Отметить особенности проведения лекции (поведение лектора, использование ИКТ и др.) Сравнить с лекциями МФПА Выработать рекомендации для преподавателей МФПА

48 Семинар Представляет собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. Представляет собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. Выполняет три функции: Выполняет три функции: познавательную познавательную контрольную контрольную воспитательную воспитательную

49 Классификация семинаров (с точки зрения используемых методов) вопросно – ответный семинар с использованием докладов развернутая беседа теоретическая конференция комментированное чтение первоисточников семинар – дискуссия семинар – деловая игра семинар – контрольная

50 Алгоритмическое представление процесса проведения традиционного семинара Б.Ц.Бадмаев. Методика преподавания психологии. -М.: Владос,1999

51 Б.Ц.Бадмаев Методика преподавания психологии. -М.: Владос,1999.

52 Б.Ц.Бадмаев Методика преподавания психологии. -М.: Владос,1999.

Документально-правовое обеспечение учебного процесса: лицензия, ГОС, ООП, учебный план, программа учебной дисциплины

54 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОС ВПО I поколения утвержден постановлением Правительства от г. 940 и устанавливает структуру ВПО, документы о ВПО, общие требования к основным профессиональным образовательным программам ВПО и условиям их реализации; общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем; академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания ВПО; ГОС ВПО I поколения утвержден постановлением Правительства от г. 940 и устанавливает структуру ВПО, документы о ВПО, общие требования к основным профессиональным образовательным программам ВПО и условиям их реализации; общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем; академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания ВПО;

ГОС ВПО 1 поколения общие требования к перечню направлений (специальностей) ВПО, общие требования к перечню направлений (специальностей) ВПО, порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) ВПО в качестве федерального компонента, порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) ВПО в качестве федерального компонента, правила государственного контроля за соблюдением требований данного стандарта. правила государственного контроля за соблюдением требований данного стандарта. 55

56 ФГОС 3-го поколения Предлагаемая структура федерального государственного образовательного стандарта имеет некомпонентную структуру и включает в себя: " " (требования к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций); " требования к результатам освоения основных образовательных программ " (требования к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций); "требования к структуре основных образовательных программ " (требования к соотношению (объёмам) составляющих программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.) и требования к соотношению обязательной части программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса) ; "требования к структуре основных образовательных программ " (требования к соотношению (объёмам) составляющих программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.) и требования к соотношению обязательной части программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса) ; " требования к условиям реализации основных образовательных программ " (требования к материально- техническому, учебно-методическому и кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы). " требования к условиям реализации основных образовательных программ " (требования к материально- техническому, учебно-методическому и кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы).

57 Основная образовательная программа (ООП) вуза ООП- совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной практик, программы учебной и производственной практик, календарный учебный график календарный учебный график методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

58 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. У. п. бывают типовые, вариативные, рабочие, авторские, индивидуальные. У. п. бывают типовые, вариативные, рабочие, авторские, индивидуальные. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике). Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).

59 Структура учебной программы 1. Аннотация к дисциплине 2. Цели 3. Тематический план дисциплины 4. Содержание программы 5. Литература

60 Выводы 1.Теоретические основы ПВШ в своей основе охватывают элементы: предмет изучения, категории, принципы, педагогическую систему. 2.Учебный процесс реализуется в педагогической системе. (цели, содержание, методы, средства, формы, преподаватель, обучающийся).

61 Выводы 3.Организационные формы обучения: лекции, практические занятия (семинары, лабораторные работы, практикумы, НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. 4.Базовое документально-правовое обеспечение учебного процесса включает в себя: лицензию, ГОС, ООП, учебный план, программы учебных дисциплин.

62 Информационное обеспечение занятия 1.Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика) Учебное пособие в 2 кн. – М.: МЭСИ, Кн.1 – 141 с.ил.. 2.Андреев А.А. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика). Учебное пособие в двух книгах (Часть2) – М.: МЭСИ, с.ил. 3.Гарунов М.Г. и др. Этюды дидактики ВШ.-М.: НИИВО, с.

63

64 Дополнительный материал

65 Теория (греч. θεωρία, «рассмотрение, исследование») 1%8Fгреч. совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Таким образом, теория это интеллектуальное отражение реальности. совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Таким образом, теория это интеллектуальное отражение реальности.умозаключений В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.логическогонаучным методомлогическогонаучным методом